Борьба с коррупцией в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:18, доклад

Описание работы

Являясь глобальной проблемой современности, коррупция сегодня в той или иной степени существует во всех странах мира. Не является исключением и Республика Беларусь. Будучи неотъемлемым субъектом мирового сообщества, занимая важное геополитическое положение и являясь стратегическим партнером для многих стран ближнего и дальнего зарубежья, она объективно не могла не быть подвержена этому явлению. С момента обретения республикой независимости Президентом, руководством страны коррупция рассматривается как прямая угроза национальной безопасности, реализации белорусской экономической модели развития государства, поддержанию стабильности и согласия в стране.

Работа содержит 1 файл

Борьба с коррупцией в Республике Беларусь.docx

— 24.41 Кб (Скачать)

Борьба  с коррупцией в  Республике Беларусь

     Являясь глобальной проблемой современности, коррупция сегодня в той или  иной степени существует во всех странах  мира. Не является исключением и  Республика Беларусь. Будучи неотъемлемым субъектом мирового сообщества, занимая  важное геополитическое положение  и являясь стратегическим партнером  для многих стран ближнего и дальнего зарубежья, она объективно не могла  не быть подвержена этому явлению. С  момента обретения республикой  независимости Президентом, руководством страны коррупция рассматривается  как прямая угроза национальной безопасности, реализации белорусской экономической  модели развития государства, поддержанию  стабильности и согласия в стране. Коррупция подрывает доверие  народа к власти, дискредитирует рыночные механизмы конкуренции и борьбы с монополизмом в экономике, способствует лоббированию законодательных и  нормативных актов, потворствующих масштабным злоупотреблениям и преступности.

     Поэтому бескомпромиссная и решительная  борьба с коррупцией является центральным  звеном внутренней политики нашего государства.

     В республике сформировалась определенная система организации борьбы с коррупцией, которая включает в себя:

     разработку  и принятие антикоррупционной нормативной  правовой базы и определение механизма ее выполнения;

     разграничение между государственными органами их функций, зон ответственности и  организацию взаимодействия по противодействию  коррупции;  

     создание  и обеспечение деятельности специальных  подразделений по борьбе с коррупцией;

     образование на различных уровнях комиссий, координационных  советов и совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией;

     специальных информационно-аналитических и криминалистических центров;

     обеспечение научного сопровождения деятельности государственных органов по борьбе с коррупцией;

     использование государственных СМИ, активное вовлечение граждан, общественных организаций  и трудовых коллективов в деятельность  по противодействию коррупции.

     Создана прочная законодательная база, определяющая систему мер и принципы борьбы с коррупцией, конкретные организационные, предупредительно-профилактические мероприятия  и механизмы борьбы с коррупцией, устранение последствий коррупционных  правонарушений, а также предусматривающая  жесточайшую уголовную ответственность  за коррупционные преступления.

     Базовым документом, на основе которого организуется антикоррупционная деятельность в  нашей стране, является Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», принятый 20 июля 2006 г. Это третий по счету антикоррупционный Закон с момента образования нашего суверенного государства (первый был принят 15 июня 1993 г., второй – 26 июня 1997 г.).

     Прокуратура Республики Беларусь определена ответственной  за организацию борьбы с коррупцией, в связи с чем она наделена особыми полномочиями. Согласно статье 4 Закона, борьба с коррупцией основывается на принципах: законности, справедливости, равенства перед законом, гласности, неотвратимости ответственности, личной виновной ответственности и гуманизма.

     В настоящее время наряду с Законом  Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией»  основными нормативно-правовыми  актами, направленными на противодействие  коррупции, также являются Законы Республики Беларусь: «О Прокуратуре Республики Беларусь», «О государственной службе в Республике Беларусь», «О декларировании физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств», «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем» и «О борьбе с организованной преступностью».

     В интересах дальнейшего совершенствования  и ужесточения антикоррупционного законодательства и повышения эффективности  принимаемых мер по борьбе с коррупцией Генеральной прокуратурой совместно  с заинтересованными государственными органами подготовлен и проходит согласование проект Закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые  кодексы Республики Беларусь». На официальном сайте Генеральной прокуратуры с целью повышения эффективности борьбы с коррупцией в начале декабря 2008 г. создана страничка «Борьба с коррупцией», на которой можно при необходимости оставить сообщение об  известных фактах взяточничества или иных коррупционных преступлениях, совершенных представителями органов государственной власти, в том числе правоохранительных органов и судов, должностными лицами предприятий, организаций и учреждений. Размещенная информация тщательно проверяется с последующим принятием необходимых мер. Важным документом для всех государственных органов по противодействию коррупции, предусматривающим комплекс конкретных организационно-правовых, социально-экономических и организационно-практических мероприятий, является «Государственная программа по усилению борьбы   с коррупцией на 2007–2010 гг.», утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220.

     Большой вклад в дело борьбы с коррупцией и укрепления правопорядка в стране вносит деятельность Межведомственной комиссии по борьбе с преступностью, коррупцией и наркоманией при Совете Безопасности Республики Беларусь.

     Во  исполнение требований Указа Президента Республики Беларусь от 16 июня 2007 г. № 330 «О специальных подразделениях по борьбе с коррупцией и организованной преступностью» в Генеральной прокуратуре, Министерстве внутренних дел и Комитете государственной безопасности Республики Беларусь созданы специальные подразделения по противодействию коррупции и осуществлению согласованных мероприятий по своевременному предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию коррупционных правонарушений.

     Большим подспорьем в проводимой в республике работе по борьбе с бюрократизмом, правонарушениями, в том числе и на коррупционной  почве, являются: работа с обращениями  граждан, деятельность телефонов горячей  линии, телефонов доверия, телефонов  обратной связи, проведение единых дней информирования, деятельность информационно-пропагандистских групп, встречи руководителей с  трудовыми коллективами, прием граждан  по месту их жительства, а также  реализация в деятельности государственных  органов и организаций заявительного принципа «Одно окно».

     Важное  место в работе по противодействию  коррупции, созданию в обществе атмосферы  нетерпимости к правонарушениям, правовому  нигилизму, формированию у граждан  правовой культуры отводится печатным и электронным СМИ, являющимся зеркалом государственной и общественной жизни. На телерадиоканалах, страницах информационных средств, в том числе и региональных, периодически готовятся передачи и размещаются материалы по вопросам укрепления законности, правопорядка, в том числе и о борьбе с коррупцией. Информация о наиболее значимых правонарушениях своевременно и всесторонне доводится до общественности республики.

     Значительный  вклад в обеспечение общественной безопасности и укрепление  правопорядка в регионах наряду с  деятельностью  правоохранительной системы вносит деятельность местных исполнительных и распорядительных органов.

     Более жесткие меры наказания теперь будут применять к лицам, получающим взятки при реализации имущества предприятий, подлежащих ликвидации в процессе осуществления процедуры банкротства, при строительстве и распределении жилья, сотрудникам правоохранительных органов, получающим незаконное денежное вознаграждение при принятии решений о необоснованном освобождении лиц от уголовной ответственности.

     По  данным компетентных источников, в  результате целенаправленной деятельности правоохранительных органов за 11 месяцев 2008 г. в республике выявлено и зарегистрировано 2 637 коррупционных преступлений (за аналогичный период 2007 года – 2 993). В их числе: хищение имущества путем злоупотребления служебными полномочиями; взяточничество; злоупотребление властью или служебными полномочиями; превышение власти или служебных полномочий; бездействие должностных лиц;  служебный подлог; легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем; получение незаконного вознаграждения.

     По  областям республики снижение коррупционных  преступлений произошло: Минской – на 62 (-15,9%), в г. Минске – на 14 (-3,9%).

     Аналогичные суммы ущерба по другим отраслям и  сферам характеризуются следующим  образом: в сфере сельского хозяйства  – 3 095 млн. руб., строительства – 1 740 млн. руб., торговли – 3 925 млн. руб., транспорта – 86 млн. руб., образования – 109 млн. руб., здравоохранения – 63 млн. руб., государственного управления – 501 млн. руб. Процент их возмещения также крайне низок.

     Среди выявленных коррупционных преступлений наиболее распространены злоупотребления служебными полномочиями, служебные подлоги и получение взяток за оказание помощи коммерческим структурам в проведении сделок с нарушением требований действующего законодательства. Значительное распространение получила также практика  вымогательства взяток либо получения незаконного вознаграждения должностными лицами через систему посредников. По-прежнему имеют место факты осуществления представителями органов власти и управления, правоохранительных и контролирующих органов незаконной предпринимательской деятельности, их сращивания с криминалом в интересах извлечения личной корыстной выгоды в виде взяток и различного вида иных услуг. Особой причиной для беспокойства Главы государства является проникновение коррупции в силовые органы. Данные деяния оценены белорусским лидером как позор не только для конкретного человека или соответствующего государственного органа, это несмываемое пятно на репутации власти в целом. Поэтому прощения предателям в погонах не будет. В связи с этим Глава государства заявил, что с 1 января 2009 г. решение о смягчении наказания в отношении осужденных за коррупционные преступления сотрудников правоохранительных органов будет принимать лично Президент. И добавил, что при этом осужденные сотрудники правоохранительных органов должны отбывать наказание не в специальных колониях, а в обычных, вместе с отъявленными преступниками. В сфере государственного управления только за 11 месяцев текущего года было совершено 366 коррупционных преступлений. Из них почти треть – должностными лицами государственных органов, непосредственно на которых в первую очередь возлагается борьба с коррупцией, то есть теми, кто призван предотвращать и пресекать данные преступления.

     Проведенный Генеральной прокуратурой Республики Беларусь анализ правонарушений  в  стране показывает, что среди отраслей и сфер деятельности за 11 месяцев  текущего года наибольшее количество коррупционных преступлений выявлено в торговле – 467; промышленности – 396; в органах государственного управления – 366; сельском хозяйстве – 338; строительстве  – 213; здравоохранении – 178; образовании  – 108 и на транспорте – 51.

     Такое положение дел оценено Президентом  нашей страны как «очень тревожная  тенденция, свидетельствующая о  том, что эффективность борьбы с  коррупцией снижается и не все  структуры, призванные быть на страже интересов государства и граждан, работают сегодня достаточно результативно». В связи с этим Глава государства подчеркнул, что сегодня в основу организационно-практической деятельности с коррупционными проявлениями должно быть положено четкое осознание каждым руководителем того, «что коррупция – это угроза политической и экономической безопасности страны, полное разложение государственного аппарата, абсолютная потеря управления экономическим сектором и тормоз на пути становления правового социального демократического государства». Как отметил на совещании белорусский лидер, «происходящая сегодня в стране динамика правонарушений дает основание считать коррупционную преступность наиболее тревожной социально-правовой проблемой, требующей более активной, решительной и непрерывной борьбы со всеми ее проявлениями».

     Согласно  данным Института  социологии НАН Беларуси, среди коррупционных преступлений наиболее высокими темпами за последние 15 лет растет число случаев взяточничества и хищений путем присвоения, растраты или злоупотребления служебным положением. В общей структуре преступности должностные преступления составляют около 2%, из них удельный вес взяточничества – 40%, а злоупотребление властью или служебным положением – 12%. По мнению более половины опрошенных граждан, для государственных чиновников, помимо взяточничества, характерны использование своего служебного положения в личных целях (64%), пренебрежительное отношение чиновников к людям (54%), плановость (40%), защита своих личных интересов (57%), решение чиновниками своих проблем в обход закона (51%). Среди опрошенных предпринимателей 68% респондентов указали, что они вынуждены давать взятки государственным служащим (из них 15% – систематически, 21% – часто), а 22% государственных служащих отметили, что в своей работе они часто сталкиваются с дачей взятки. Более того, почти каждый третий государственный служащий и предприниматель анонимно признается в коррупции. При этом среди чиновников больше распространены случаи злоупотребления властью или служебным положением в корыстных целях или иной заинтересованности, протекционизм и покровительство, незаконное участие в предпринимательской деятельности, а среди предпринимателей – дача взятки.

Информация о работе Борьба с коррупцией в Республике Беларусь