Действие и бездействие как формы преступного деяния

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 18:11, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение как понятия преступного деяния, так и его форм: действия и бездействия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, в частности:
рассмотреть преступное деяние как признак объективной стороны преступления;
рассмотреть действие и бездействие как формы преступного деяния.

Содержание

Введение 3
1. Преступное деяние как признак объективной стороны преступления 4
1.1. Понятие преступления и понятие преступного деяния 4
1.2. Малозначительные деяния 9
1.3. Обстоятельства, исключающие преступность деяния 12
2. Действие и бездействие как формы преступного деяния 20
2.1. Действие как форма преступного деяния 20
2.2. Бездействие как форма преступного деяния 27
2.2.1. Формы и признаки преступного бездействия 27
2.2.2. Преступные последствия бездействия и причинная связь между бездействием и общественно опасными последствиями 36
2.2.3. Обстоятельства, устраняющие ответственность за бездействие 40
Заключение 45
Литература 46

Работа содержит 1 файл

Курс – Преступное деяние.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

    Условия правомерности, относящиеся к грозящей опасности:

    - она должна непосредственно угрожать личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства;

    - наличность;

    - реальность.

    Условия правомерности деяния по устранению грозящей опасности:

    - направленность на защиту охраняемых  уголовным законом интересов;

    - невозможность устранения опасности  иными средствами;

    - причинение вреда третьим лицам;

    - отсутствие превышения пределов  крайней необходимости.

    Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожающей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный.

    Такое превышение влечет уголовную ответственность  только в случаях умышленного причинения вреда.

    Крайняя необходимость отличается от необходимой обороны по следующим признакам14:

    - источником опасности выступает  не только поведение человека;

    - вред причиняется, как правило,  третьим лицам;

    - вред должен быть меньшим, чем предотвращенный;

    - крайняя необходимость исключается,  если устранение опасности было  возможно без причинения вреда.

    Причинение  вреда охраняемым уголовным законом  интересам в результате физического принуждения не является преступлением, если вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своим деянием.

    Условиями, исключающими преступность причинения вреда (признаками физического принуждения), являются:

    - непреодолимость;

    - наличность;

    - реальность.

    Если  вред причинен в результате физического принуждения, при котором лицо сохранило возможность руководить своим деянием, или психического принуждения, вопрос об уголовной ответственности за содеянное решается по правилам о крайней необходимости.

    Не  является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам при обоснованном риске.

    Условиями, при которых риск признается обоснованным (признаками риска), являются15:

    - наличие общественно полезной  цели;

    - невозможность ее достижения  без риска;

    - принятие рискующим лицом достаточных  мер для предотвращения вреда;

    - отсутствие заведомой угрозы  для жизни многих людей, экологической  катастрофы или общественного  бедствия.

    Соответственно, риск не признается обоснованным, если он заведомо был сопряжен с вышеназванной  угрозой.

    Таким образом, в отличие от крайней необходимости, обоснованный риск:

    - не связан с опасностью;

    - направлен на достижение общественно  полезной цели;

    - предполагает причинение вреда  только третьим лицам;

    - не предусматривает ограничений  в размере вреда.

    Причинение  вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения, преступлением не является.

    За  причинение такого вреда уголовную  ответственность несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение.

     На  общих основаниях уголовную ответственность  несет лицо, совершившее во исполнение заведомо незаконных приказа или  распоряжения умышленное преступление. Неисполнение такого приказа или  распоряжения уголовную ответственность  исключает.

 

      2. Действие и бездействие как формы преступного деяния

     2.1. Действие как форма преступного деяния

     Как правомерное, так и противоправное поведение человека начинается с мыслительной деятельности, которая сама по себе (размышления, умозаключения) не может быть преступной, если не сопровождается деятельностью, выражающейся вовне, по- ступками человека. Особенность права состоит в том, что оно нейтрально к внутреннему миру человека. Намерения, цели, ради осуществления которых человек не предпринимает действий, не относятся к области уголовно-правового регулирования, поскольку не создают опасности причинения общественно вредных последствий. Так, угроза убийством наказывается по ст. 119 УК тогда, когда она выражена в таких словах или действиях, которые заставляют потерпевшего опасаться за свою жизнь, ограничивают свободу выбора возможного поведения. Вместе с тем одно лишь высказывание намерения совершить убийство не создает состояния опасности и поэтому преступлением быть не может16.

     Действие, т.е. активное поведение, является наиболее распространенным видом общественно опасного деяния. Свыше 2/3 всех преступлений, предусмотренных Особенной частью УК, могут быть совершены путем действия. В основе любого действия лежит телодвижение, сознательно направляемое человеком на осуществление определенной цели.

     Особенностью  преступного действия является то, что оно, как правило, не соответствует  понятию единого человеческого  действия, а слагается из ряда отдельных, связанных между собою актов  поведения лица.

     Так, собираясь совершить мошенничество (ст. 159 УК), субъект заранее подготовил "куклу", изготовил фальшивые документы, подыскал продавца машины, привел его в заранее снятую квартиру и т.п. Однако в некоторых случаях может создаваться впечатление, что преступное действие осуществляется путем единственного телодвижения. Например, осуществление взрыва путем использования пульта дистанционного управления. Казалось бы, действие заключается просто в нажатии кнопки. Однако это не так. Для того, чтобы взорвать намеченный объект, виновный должен подложить в определенное место взрывчатку, наметить место и время взрыва, обеспечить исправность и готовность пульта и т.п.

     Следовательно, действие как признак объективной  стороны - это система, комплекс взаимосвязанных  телодвижений, образующих общественно  опасное поведение субъекта.

     Весьма  важным вопросом является вопрос об объективных  границах преступного действия. Будучи внешним актом противоправного  общественно опасного поведения  субъекта, действие начинается с момента  совершения первого осознанного  и волевого телодвижения. Такими действиями являются не только те, которые направлены на причинение вреда охраняемым общественным отношениям и описаны в статьях Особенной части УК в качестве оконченных преступлений, но и действия, создающие существенные условия, способствующие совершению преступления: приготовительные действия, приискание соучастников и т.д.

     В теории уголовного права высказывались  различные мнения относительно границ преступного действия. Так, некоторые  авторы полагают, что действие охватывает собой не только телодвижение человека, но и те силы, которыми он пользуется, и те закономерности, которые он использует.

     "Действие, - отмечается в одном из учебников  по уголовному праву, - включает  также использование различных  сил природы, механизмов; устройств, радиоактивных веществ и т.д., которыми пользуется лицо, совершающее преступление...".

     Другие  авторы полагают, что человеческое действие ограничивается сознательным телодвижением и поэтому неправильно  включать в понятие действия силы, которые использует лицо в своей деятельности, а тем более закономерности объективного мира.

     Представляется, что данный вопрос не может быть решен однозначно. С одной стороны, невозможно ограничить понятие преступного  действия только собственными телодвижениями лица, совершающего преступление. Использование сил и закономерностей природы, действий механизмов и проч. является своего рода способом воздействия человека на внешний мир, а способ неотделим от действия, как форма от содержания. Существо данного вопроса не в физическом расчленении поведения человека на части, а в установлении тех рамок, в которых проявляется его отношение к воздействию в результате его поведения на охраняемые законом общественные отношения. До тех пор, пока используемые силы и закономерности подвластны и подконтрольны лицу, можно говорить о преступном действии в уголовно-правовом смысле.

     Однако, с другой стороны, действия сил и  закономерностей иногда оказываются  за пределами действий человека, которые  ограничиваются определенными телодвижениями, поэтому использование сил и закономерностей может оказаться и за пределами деяния.

     Так, действие человека, столкнувшего свою жертву под поезд, ограничивается определенными  телодвижениями и не включает такой  объективной закономерности, как, например, движение поезда. Но действие человека, намеренно задавившего свою жертву, включает в себя использование механизма. Конечным моментом действия будет или его прекращение, в том числе по не зависящим от воли виновного обстоятельствам, или наступление общественно опасных последствий, или декриминализация деяния17.

  Физическое воздействие является наиболее распространенной формой проявления действия. Таким образом совершаются преступления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы, хищения чужого имущества, посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, посягательства на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, диверсия, бандитизм, захват заложников, террористический акт и др.

  Письменная форма общественно опасного действия встречается реже. В качестве признака объективной стороны она предусмотрена в ряде составов преступлений. Так, служебный подлог выражается во внесении в официальные документы заведомо ложных сведений или исправлений, искажающих их действительное содержание (ст. 292 УК). Эта же форма имеет место при вынесении судьей (судьями) заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта (ст. 305 УК). Подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, также предполагает письменную форму действия.

  Вербальная форма заключается в том, что слова, фразы, выступления, речи, произнесенные лицом, образуют действие как признак объективной стороны состава преступления. Например, сообщение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, характеризует клевету (ст. 129 УК); оскорбление может быть совершено словесно, если высказывания  носили неприличную форму (ст. 130 УК); публичные призывы к экстремистской деятельности составляют сущность действия в преступлении, предусмотренном ст. 280 УК.

  Конклюдентная форма проявления преступного действия встречается довольно редко. Ее суть заключается в том, что рассматриваемый признак объективной стороны выполняется в виде жеста. Такая форма может быть при оскорблении действием (например, щелчок по носу, пощечина и т.д.), развратных действиях без применения насилия в отношении лица, заведомо не достигшего 16-летнего возраста (ст. 135 УК).

  В теории уголовного права и судебной практике выделяется так называемое посредственное исполнение преступления. В этом случае люди или животные выступают в роли орудия осуществления преступной воли виновного. Подобная ситуация складывается тогда, когда в целях причинения вреда используются лица, не являющиеся субъектом преступления (не достигшие возраста уголовной ответственности и невменяемые), либо лица, не осознающие факта совершения общественно опасного деяния в связи с их обманом, а также домашние или дикие животные. Например, малолетнему предлагается выстрелить в  жертву, невменяемого подговаривают совершить поджог, собака натравливается на потерпевшего, из клетки выпускается лев. В этих случаях ответственность за совершенное преступление несет то лицо, которое обусловило действия других лиц и использовало их или животных в качестве орудия посягательства. Исполнителем такого преступления в соответствии с ч. 2 ст. 33 УК признается «лицо, совершившее преступление посредством использования  других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств, предусмотренных настоящим Кодексом».

  В теории уголовного права вопрос об объективных границах преступного действия, а также его компонентах является дискуссионным. Между тем он имеет большое научное и практическое значение: обусловливает ряд аспектов квалификации содеянного (в частности, при отграничении единого (единичного) преступления от множественности преступлений; соучастия в преступлении от заранее  не обещанного укрывательства преступлений); позволяет определить длящиеся и продолжаемые преступления, а также место совершения преступления, сроки давности; устанавливает временны´е рамки применения нового уголовного закона и акта об амнистии.

Информация о работе Действие и бездействие как формы преступного деяния