Добровольный отказ от совершения преступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – проанализировать момент добровольного отказа от совершения преступления, особенности отказа от совершения преступления и другие аспекты связанные с данным деянием.
Одной из главных задач данной работы является определение момента отказа от совершения преступления, разбор на примерах спорных ситуаций, а так же определение уголовной ответственности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОБРОВОЛЬНОГО ОТКАЗА ОТ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
1.1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СТАДИЙ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
1.2 ПОНЯТИЕ ДОБРОВОЛЬНОГО ОТКАЗА ОТ СОВЕРЕШНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
2. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ДОБРОВОЛЬНОГО ОТКАЗА ОТ СОВЕРЕШНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
2.1 ПРОБЛЕМЫ ОТЛИЧИЯ ДОБРОВОЛЬНОГО ОТКАЗА ОТ СОВЕРШЕНИЯ ПРСЕТУЛПЕНИЯ ПРИ СОУЧАСТИИ
2.2 РАЗГРАНИЧЕНИЕ ДОБРОВОЛЬНОГО ОТКАЗА ОТ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ С ДЕЯТЕЛЬНЫМ ОТКАЗОМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ!.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

     Очевидно, что не может иметь места добровольный отказ и в стадии оконченного преступления, поскольку в таком случае налицо все элементы состава преступления и отказ от уже завершенного преступления невозможен. Таким образом, практически о добровольном отказе речь может идти лишь на стадиях приготовления к преступлению и покушения на преступление.

     Добровольный  отказ от совершения преступления возможен лишь до момента окончания преступления.

     В стадии приготовления к преступлению добровольный отказ выражается, как  правило, в форме бездействия. В  этот период достаточно простого воздержания от дальнейших преступных действий. О наличии добровольного отказа во время приготовления к преступлению могут свидетельствовать различные факторы. В частности, уничтожение средств и орудий преступления является одним из обстоятельств, доказывающих наличие добровольного отказа. Однако это не является обязательным условием наличия добровольного отказа. Главным фактором, определяющим наличие добровольного отказа, является решение лица добровольно и окончательно отказаться от дальнейшего совершения преступления.

     Изучение  судебной и следственной практики показывает, что, как правило, факты добровольного  отказа в стадии приготовления к  совершению преступления редко становятся известными органам следствия и  суда, поскольку их установление связано со значительными трудностями. Однако эти обстоятельства отнюдь не означают, что в действительности он не имеет места. Кроме того, уже само наличие в уголовном праве нормы о добровольном отказе имеет большое предупредительное значение.

     Добровольный отказ может иметь место и в стадии покушения на преступление. При этом так же, как и в стадии приготовления к преступлению, в одних случаях для наличия добровольного отказа достаточно прекращения начатых преступных действий, т.е. возможна пассивная форма отказа, в других же случаях сам характер уже выполненного посягательства требует от лица для успешности отказа совершения лишь активных действий по предотвращению завершения преступления. Решающую роль для определения формы отказа от покушения при этом играет вид покушения.11

     Возможность добровольного отказа при неоконченном покушении не вызывает сомнения. Когда  лицо не выполнило еще всех действий, которые оно считало необходимыми для совершения преступления, добровольный отказ обычно выражается в воздержании от дальнейших действий по совершению преступления. Эти случаи имеют много общего с добровольным отказом в стадии приготовления к совершению преступления. Так же, как и при приготовлении, добровольный отказ при неоконченном покушении обычно имеет форму пассивного поведения. Что же касается возможности добровольного отказа при оконченном покушении, т.е. после того, как выполнены все действия, которые лицо считало необходимыми для совершения преступления, то он здесь возможен не всегда.

     При оконченном покушении добровольный отказ возможен лишь в тех случаях, когда лицо еще господствует над дальнейшим ходом событий, когда оно еще способно не допустить окончания преступления.

     В этих случаях развитие причинной  связи, вызванной действиями виновного, еще не закончилось, преступный результат еще не наступил, в связи, с чем виновный своими действиями еще может воспрепятствовать окончанию преступления.

     Пример: Ю. с целью убийства нанес удары  металлической сковородкой по голове и другим частям тела Г. и ее сыну. После этого он закрыл дверь вагончика, в котором оказались потерявшие сознание люди и поджег вагончик. Потерпевшая от угарного газа скончалась, а ее сыну был причинен менее тяжкие телесные повреждения, в связи с тем, что виновный вернулся и спас мальчика.

     В отличие от неоконченного вида покушения  при оконченном покушении действия лица, решившего добровольно отказаться от дальнейшего совершения преступления, всегда должны носить активный характер. Как справедливо отмечалось в  юридической литературе, действия лица в этих случаях выражаются не только в предотвращении преступного результата, но прежде всего в уничтожении уже произведенных изменений в объективном мире, в восстановлении того положения, которое существовало до совершения действий по осуществлению преступления. Если лицо не в состоянии уничтожить уже произведенные изменения в объективном мире и восстановить первоначальное положение, то возможность добровольного отказа в этих случаях исключается.12

     Необходимым признаком добровольного отказа является осознание фактической возможности успешного продолжения преступной деятельности. Однако это не означает, что если субъектом выполнены все действия, которые он считал необходимыми для наступления преступного результата, то о каком-либо продолжении совершения преступления не может быть и речи, ибо сам процесс наступления преступного результата является не чем иным, как продолжением, логическим завершением преступных действий. И если наступление преступного результата зависит от виновного, то в полной мере можно сказать, что от лица зависит дальнейшее продолжение совершения преступления. Нельзя, как уже было сказано выше, действия лица рассматривать изолированно. И предварительная преступная деятельность, и добровольный отказ затем от дальнейшего совершения преступления являются единым поступком человека. Субъект привел в действие причинный ряд, но он еще господствует над его развитием и от него зависит наступление или ненаступление преступного результата. Значительной спецификой характеризуется отказ соучастников. При добровольном отказе соучастников от преступления применяются общие правила, установленные ст. 31 УК. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ДОБРОВОЛЬНОГО  ОТКАЗА  ОТ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ.
 

    2.1 Проблемы отличия добровольного отказа от совершения  преступления при соучастии. 

     Преступление  может быть совершено как одним  лицом, так и несколькими лицами, действовавшими совместно. Умышленное совместное участие двух или более  лиц в совершении умышленного  преступления является соучастием в  преступлении (ст. 32 УК РФ). Как уже отмечалось выше, в отличие от предыдущего, в новом российском уголовном законодательстве содержатся нормы, определяющие добровольный отказ соучастников (ч.ч. 4 и 5 ст. 31 УК РФ). По сравнению с добровольным отказом индивидуально действующего субъекта добровольный отказ соучастников имеет свои особенности, так как неразрывно связан с учением о соучастии. В этом выражается сложность возникающих вопросов при определении и выявлении добровольного отказа при соучастии.13

     Добровольный  отказ от совершения преступления имеет строго индивидуальный характер. От ответственности освобождаются только то лицо, которое добровольно отказалось от совершения преступления. Особенности добровольного отказа соучастников обусловлено, прежде всего, формой соучастия, конструкцией состава преступления и тем, как конкретно состав выполняется. При соучастии добровольный отказ может иметь место со стороны любого соучастника. Исходя из той роли, которую исполняет каждый соучастник при совершении преступления, формы добровольного отказа будут различны.14

     Исполнителем  признается лицо, непосредственно совершившее  преступление, поэтому добровольный отказ исполнителя ничем не отличается от добровольного отказа индивидуально  действующего субъекта, а также соисполнителя  при простой форме соучастия.

     Если  при простом соучастии все  соисполнители по собственной инициативе, по предложению кого-либо добровольно  откажутся от дальнейшего продолжения  преступной деятельности и окончания  преступления, то добровольный отказ  не вызывает сомнения. В данном случае воздержание от действий по доведению преступления до конца означает для каждого соисполнителя добровольный отказ.

     Иногда  решается вопрос о добровольном отказе соучастников, действующих по предварительному сговору. В подобных ситуациях лицо должно не только воздержаться от продолжения преступных действий, но и нейтрализовать усилия других соучастников, то есть его поведение должно выражаться в активной форме. Это объясняется тем, что если в соучастии без предварительного сговора каждый соучастник является исполнителем, выполняя только свою роль в преступной деятельности, то при предварительном сговоре обещание лица участвовать в совместном совершении преступления усиливает и укрепляет решимость у других соучастников достичь преступного результата. А значит, при пассивном поведении в случае отказа одного из соисполнителей от совершения преступления, он не устраняет то психическое воздействие и влияние, которое им было оказано на других при даче согласия участвовать в преступлении. Следовательно, при соучастии с предварительным сговором лицо в случае добровольного отказа обязано предпринять активные усилия для пресечения или нейтрализации задуманного преступления. Если ему не удается достичь данного результата, то данное лицо обязано уведомить о предстоящем или уже начавшемся преступлении органы власти.

     Добровольный  отказ при соучастии с предварительным  распределением ролей зависит от той роли, которую выполняет каждый из соучастников при совершении преступления. Так, деятельность исполнителя отличается от преступной деятельности подстрекателя, организатора или пособника. Вместе с тем нельзя не учесть тот факт, что действия всех соучастников в совершаемом преступлении обусловлены общей направленностью и взаимосвязаны.

     Добровольный  отказ исполнителя заключается в том, что он, сознавая возможность доведения преступления до конца, не совершает обусловленных сговором преступных действий либо прекращает их на стадии приготовления или покушения. При этом не обязательно сообщение исполнителем другим соучастникам об отказе совершать то или иное преступное действие. Конечно, это сообщение может подвигнуть других соучастников к добровольному отказу.

     Отличаясь по совершаемым действиям (бездействию), деятельность подстрекателя, организатора и пособника непосредственно связана с деятельностью исполнителя, без которого не может быть совершено преступление. Но и каждый из соучастников в то же время создаст условия, способствующие совершению им преступления. В связи с этим для добровольного отказа со стороны подстрекателя, организатора и пособника требуется активное воздействие на исполнителя, чтобы устранить те условия, которые они предопределили для начала его преступного намерения.

     Организатором признается лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его совершением (ч. 3 ст. 33 УК РФ), то есть организатор преступления это не только тот, кто заранее организует преступление, не участвуя в нем непосредственно, но и тот, кто руководит его совершением. Для организатора характерна активная форма поведения, независимо от того, какое преступление намечается совершить.

     Добровольный  отказ организатора преступления иногда выражается в пассивной форме. Это  может быть на самой начальной  стадии приготовления к преступлению, когда организатор приступил, например, к подысканию соучастников, а затем прекратил свои действия. В большинстве же случаев действия организатора при добровольном отказе должны быть активными. Активные действия и роль организатора при совершении преступления обуславливают определенные особенности добровольного отказа этого лица от совершения преступления. Необходимы только активные действия. В тех случаях, когда организатор выполняет функцию руководителя преступления, он должен прервать этот процесс, не дать наступить общественно опасным последствиям.

     Подстрекателем  признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем  уговора, подкупа, угрозы или другим способом (ч. 4 ст. 33 УК РФ). Как и организатор, он выступает инициатором преступления, но в отличие от него подстрекатель не организует преступление и не руководит им, а возбуждает у другого участника намерение и решимость, направленные на совершение преступления.

     Склонив исполнителя к совершению преступления, подстрекатель в случае добровольного  отказа обязан предпринять активные меры, которые повлияют на исполнителя и заставят его отказаться от совершения преступления на стадии приготовления к преступлению либо неоконченного покушения.

     Интересна точка зрения А.А. Тер-Акопова на то, что подстрекатель несет уголовную  ответственность за свои действия независимо от того, склонил ли он подстрекаемого к совершению преступления или нет. Если ему не удалось добиться преступного замысла, то он несет ответственность за приготовление к преступлению.15

     Иначе обстоит дело, когда подстрекатель приложит все усилия для того, чтобы исполнитель отказался от совершения преступления, но тот не сделал этого. Для освобождения от уголовной ответственности в таких случаях необходимо, чтобы подстрекатель не только настойчиво убеждал исполнителя не начинать преступную деятельность, но принял другие меры, чтобы не допустить негативных последствий. Например, он обязан сообщить органам власти о готовящемся преступлении. Таким образом, добровольный отказ подстрекателя должен всегда носить активную форму.

     Как указано в ч. 2 ст. 31 УК РФ, не подлежит уголовной ответственности лицо, которое добровольно и окончательно отказалось от доведения преступления до конца. Использование термина "окончательно" имеет значение, как для покушения, так и приготовления.

     На  практике именно в отношении "приготовления" чаще возникают неясности относительно того, добровольно ли лицо отказалось от доведения преступления до конца либо временно прервало деяние, отложив дальнейшую реализацию преступного умысла с тем, чтобы осуществить его при более благоприятных обстоятельствах.

     Содержание  понятия "окончательный отказ" достаточно полно раскрывается при  описании особенностей добровольного  отказа организатора преступления, подстрекателя  и пособника. Общим для всех видов  соучастия является то, что добровольный и окончательный отказ от доведения преступления до конца может быть ими реализован только в активной форме. Организатор и подстрекатель своевременным сообщением органам власти или иными активными действиями способны предотвратить доведение исполнителем преступления до конца. Пособник преступления не подлежит уголовной ответственности, если предпринял все зависящие от него меры, чтобы предотвратить преступление (ч. 4 ст. 31 УК РФ). Если исполнитель может осуществить добровольный отказ от преступления как в форме пассивного, так и активного поведения, то иных соучастников способно освободить от ответственности лишь принятие активных мер по предотвращению совершения преступления.

Информация о работе Добровольный отказ от совершения преступления