Гражданско-правовые договоры в деятельности подразделений уголовно-исполнительной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 18:02, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного исследования является изучение гражданско-правовых договоров, используемых в деятельности подразделений Уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
- приводятся понятие и классификация договоров;
- исследуется нормативное регулирование договоров в подразделениях УИС;
- рассматривается порядок заключения государственного контракта;
- анализируются договоры реализации производимой продукции и прочие договоры финансово-хозяйственной деятельности;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……...........………………………………………………………...5
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДОГОВОРНОЙ РАБОТЫ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ....11
1.1. Понятие и классификация договоров………......…………..…………..11
1.2. Нормативное регулирование договорной деятельности в подразделениях уголовно-исполнительной системы…........................……20
ГЛАВА 2. ПРАВИЛА ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДОГОВОРОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ..................................................................30
2.1. Порядок заключения государственного контракта………......………..30
2.2. Договоры реализации производимой продукции………..…........…….38
2.3. Прочие договоры финансово-хозяйственной деятельности…….……49
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОГОВОРОВ……………..57
3.1. Методика проверки договорной деятельности в процессе ревизии финансово-хозяйственной деятельности в подразделениях уголовно-исполнительной системы……………………………..............................……57
3.2. Типичные недостатки организации договорной работы в подразделениях уголовно-исполнительной системы...........................…….61
3.3. Пути совершенствования правовой реализации договоров в деятельности уголовно-исполнительной системы…........................……….80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………........…………………………………………….87
ПЕРЕЧЕНЬ принятых сокращений…………………………………93
глоссарий…………………………………………………………...……..94
СПИСОК нормативных источников и используемой литературы...............

Работа содержит 1 файл

Эталон оформления ВКР.doc

— 644.50 Кб (Скачать)

В 2002г. Биробиджанская воспитательная колония передала ГУП уголь, на общую сумму общая стоимость 1901,5 тыс. рублей без отражения данной операции в бухгалтерском учете. Одновременно указанная воспитательная колония перечислила ГУП средства федерального бюджета за услуги по выработке теплоэнергии по заключенному договору в сумме 1807,7 тыс. рублей без учета раннее переданного угля. Согласно произведенным расчетам стоимость повторно оплаченного твердого топлива составила 1069,3 тыс. рублей, что явилось незаконным использованием средств федерального бюджета.

Данные нарушения стали возможными из-за отсутствия контроля за ходом выполнения договорных обязательств между учреждением и предприятием данного учреждения и своевременного отражения хозяйственных операций в бухгалтерских проводках, что привело к необоснованному завышению расхода бюджетных средств.

Центром инженерно-технического обеспечения (далее ЦИТО) ГУИН Минюста России (г. Волгоград) заключен в 2002г. договор аренды помещений здания, принадлежащего ЦИТО с ЗАО «Волга-Центр». По данному договору нарушений инструкций ГУИН Минюста России расчет за тепло-, водо-, энергоснабжение производился без измерительных приборов, а расчетным путем. Кроме того, в ходе проверки бухгалтерских операций по расчетам за эти услуги было установлено, что денежные средства приходовались как прибыль от внебюджетной деятельности (нецелевое использование бюджетных средств).

Продажа недвижимости. Реализация основных средств без согласования с Главным распорядителем, либо с нарушением действующего порядка реализации- посредством проведения открытого конкурса.

Так, ОАО «Московская базальтовая компания» в 2003г. Онежским УЛИУ предпринимался ряд мероприятий по улучшению экономических показателей подведомственных предприятий, одним из мероприятий было ликвидация железнодорожного цеха с участком железнодорожной ветки «Пукса-Наволок», путем его реализации. На момент его реализации было два претендента. В нарушение законодательства, без проведения конкурса, приоритет был отдан ОАО «Московская базальтовая компания», предложившей более предпочтительные условия приобретения. Когда договор был заключен и произведены первые расчеты, фирма «СОБР», надеявшаяся на помощь местных органов самоуправления, поняла безысходность ситуации, начало обжаловать условия реализации данной недвижимости, в свою очередь ОАО «Московская базальтовая компания» дало понять, что в случае расторжения договора реализации железнодорожного полотна, наложит значительные штрафные санкции. И только вмешательство специалистов ГУИН Минюста России, позволило разрядить ситуацию и решить вопрос повышения рентабельности производства без реализации данного полотна и ликвидации железнодорожного цеха предприятия, путем создания совместного пользования им заинтересованными в его эксплуатации Сторонами, с привлечением финансовых средств партнеров на его капитальный ремонт.

Другим характерным примером является: в соответствии с договором ГУП учреждения ЮО-171/2 за счет собственных оборотных средств в 2002г. приобрело у частного лица Коваля П. Л. жилой 4-комнатный дом, стоимостью 662 000 рублей. До настоящего времени указанное предприятие право собственности на жилой дом не оформило. Приобретенный жилой дом передан семье начальника учреждения ЮО-171/2 Уманца А. А., который в списках на получение жилья не состоял. Со стороны ГУП договор подписан директором ГУП.

В дополнение к нарушениям должностного характера, убытки только по данной сделке, при убыточности предприятия, составили 662 000 рублей. А согласно закона об учреждениях уголовно-исполнительной системы, отвлечение денежных средств из производства возможно только по итогам года из чистой прибыли.

В нарушение п. 2 ст. 48 ГК РФ, УИН (учредитель) в августе 2001г. организовало Государственное унитарное предприятие Торговый Дом (далее- ГУП ТД) и передало ему на правах хозяйственного ведения имущество на сумму 202 000 рублей, без разрешения ГУИН Минюста России. В Уставе ГУП ТД не был определен порядок распределения прибыли, в связи с чем, вся получаемая прибыль осталась в его распоряжении.

Нарушения, связанные с превышением должностных полномочий, привели к убыткам основой деятельности.

Аренда. В практике уголовно-исполнительной системы встречаются следующие типовые нарушения: заключении е договора подряда, сущность которого заключается в аренде производственных площадей, в целях уклонения от перечисления арендных платежей в бюджет.

Финансовая аренда (лизинг). Неправильный учет оборудования, являющегося предметом лизинга на бухгалтерских счетах предприятий, и связанные с этим нарушения облагаемой базы, искажении результатов финансовой деятельности.

Товарный и коммерческий кредит. Нарушениями при осуществлении операций по получению товарных кредитов являются следующие: учет получаемой продукции как собственных запасов.

Таким образом, как показывает практика, в организации договорной деятельности имеются существенные недостатки, которые, как правило, можно характеризовать (структурировать) по признакам. Выявление указанных «типичных» недостатков позволяет осуществить работу по предупреждению их в будущем.

 

 

3.3.  Пути совершенствования правовой реализации договоров в деятельности уголовно-исполнительной системы

 

Создание нормативной базы четко определяющей границы, проведения договорной, претензионно-исковой работы, разграничение ответственности. Изученная нормативная ведомственная база, регламентирующая ведение и сопровождение договорной работы в подведомственных подразделениях, а также направляемые на места указания, свидетельствует о разобщенности этой работы между службами пенитенциарной системы. Например, правовым управлением подготовлены и направлены письмом от 09.09.1999г. № 18/13-265 «Методические рекомендации по подготовке проектов договоров «поставки», «купли-продажи», «контрактации», внешнеторговых бартерных сделок, договоров о взаимных поставках и государственных контрактов юридическими службами учреждений и органов УИС Минюста России», в которых изложены условия, которые должен содержать текст договора. А утвержденный приказом ГУИН Минюста России от 23.02.2004г. № 29 Типовой государственный контракт на закупку товаров, работ и услуг имеет значительные отличия по обязательным разделам текста контракта от упомянутых в вышеупомяных методических указаний.

Например, «Карточка партнера» обязательная к заполнению контрагентами при организации взаимодействия подразделений УИС с различными хозяйствующими субъектами имеет форму установленного образца. Однако в различных нормативных актах, в которых она упоминается имеет различные отличия (приложения № 4.1 и № 4.2), что не допустимо.

В данном направлении необходима консолидированная работа и, при необходимости, внесения в нормативную базу единого образца бланка либо их отмена.

Имеет место практика направления указаний на места, дублирующие друг друга, а бывает, и противоречат одно другому. Так, направленным в территориальные органы указанием от 03.04.2001г. № 18/18/4-126, установлен «Перечень продукции разрешаемой к приобретению предприятиями УИС в обмен на выпускаемую продукцию в рамках установленного норматива бартерных операций в общем объеме поставок продукции», а условия аналогичного перечня направленного от 15.03.2001г. № 18/2502-ЮК относился только предприятиям лесопромышленного комплекса и имел значительные противоречия, несмотря на незначительный срок подготовки данных указаний, кроме того, оба документа готовились одним отделом производственного управления Главка (даже одним сотрудником), утверждались у одного руководителя.

Учитывая это, имеет огромное значение наведения порядка в направлении указаний направляемых в органы УИС, и личной ответственности сотрудников готовящих за отсутствие правовых казусов.

Подготовка инструкций для проведения работы по контролю по ревизиям конкретно по специфики подразделений. В вышедшем в 2004г. «Справочнике ревизора уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации», который практически обновляется один раз в 1-2 года, изложены Методические рекомендации по проведению ревизий финансово-хозяйственной деятельности подразделений УИС, в том числе и производственной деятельности.[65] Однако, указанные в нем вопросы, которые подлежат проверке, указанны не в полном объеме, нормативные акты, регулирующие производственную деятельность, отражены не полном объеме, кроме того, имеются ссылки на устаревшие и отмененные акты.

В связи с этим необходимо провести работу по анализу имеющихся нормативных актов и их обобщению. Эта работа должна проводится периодически и иметь систематический характер, а также обязательное проведение консультаций со службами по направлениям деятельности при подготовке нормативных актов.

Изменение порядка проведения ревизий. Проверки ревизионными службами подведомственных подразделений акцентированы на законность использования бюджетных средств, сохранность товарно-материальных ценностей учреждений, о чем свидетельствуют результаты самих ревизий, рекомендательные и обзорные письма, направленные в территориальные органы, деятельность промышленных предприятий остается за рамками их, либо проверяется поверхностно. Это связанно либо с незнанием нормативной базы, либо, как показывает общение с сотрудниками подразделений, некоторые вообще не знают, что есть разделение на бюджетную деятельность и, как называют «производственники», основную деятельность.

Кроме того, в ходе ревизии многие вопросы рассматриваются выборочно, что позволяет устраняться от ответственности при не выявлении отдельных недостатков и способствует должностным нарушениям самих проверяющих и не принципиальности отдельных проверяющих при выявлении недостатков.

Повышение профессионализма специалистов и проверяющих. Анализ специалистов, осуществляющих проведение работы по направлениям служб связанных с осуществлением либо контролем договорной деятельности показал, что значительная их часть имеет незначительный опыт работы, кроме того, работают не по направлениям имеющегося образования и это является проблемой вей уголовно-исполнительной системы. Например, из всего штата сотрудников 6 отдела оперативного управления Главка, занимающегося экономической безопасностью экономическое образование, имеют только 3 человека. Из 5 сотрудников отдела сбыта продукции и экспорта производственного управления профильного образования не имеет никто, 2 сотрудника имеют экономическое образование. Однако по линии деятельности отдела ведется работа по экспертной оценке проектов договоров на реализацию производимой предприятиями продукции- без наличия юридического образования. Этот список можно перечислять бесконечно, несмотря на наличие ведомственных вузов, имеющих возможность подготовки специалистов указанных категорий. Если данная работ проводится с сотрудниками территориальных органов УИС по направлениям служб (например, сбора в марте-апреле 2004г. начальников отделов противодействию экономическим преступлениям на объектах УИС), то в главном аппарате ее нет вообще.

Необходима четкая нормативная база устанавливающая порядок переподготовки, сроки и т. п. в отношении принятых на службу сотрудников, не имеющих специального образования. Необходимость получение его в определенные сроки должно быть одним из условий принятия на службу. Принятие данных норм позволит избежать противодействие некоторых начальников, противодействующих повышению квалификации своих подчиненных и эта ситуация также является распространенной во всех подразделениях уголовно-исполнительной системы.

Организация плотного взаимодействия ревизионных служб с оперативными службами в проведении проверок и контроля. Одним из отличий преступлений и правонарушений в экономической сфере от других правонарушений, является то, что расследование экономических правонарушений отталкивается от поступления информации и прежде всего негласной, по которой необходимо проведение проверки с целью выявления сведений поступивших в сигнале. Немало важное значение получения сигналов, отводится оперативным подразделения, которые и занимаются сбором и проверкой оперативной информации Эффективность проведения внеплановых проверок полностью зависит от наличия информации о правонарушениях. Кроме того, включение оперативных работников в состав плановых комиссий позволяет при возникновении вопросов и «подозрений», с привлечением конфидента, определить круг поиска правонарушений.

Использования конфидента при осуществлении контроля и проведении ревизий. Немаловажное значения для получения конфиденциальной информации имеет рациональное использование конфидента, использование его профессиональных знаний и навыков, разведывательных возможностей, нацеливание на наиболее важные, существенные направления. Рациональное и полное оперативное управление ГУИН Минюста России прикрытие объектов подразделений УИС данными лицами позволяет повысить эффективность работы по выявлению и, прежде всего, пресечению правонарушений, в том числе в сфере ведения договорной работы.

Использование передового опыта. Для повышения эффективности контроля договорной деятельности, исключения повторения выявленных недостатков необходимо доведение до территориальных органов по направлениям деятельности служб, изучение условий повлекших данные нарушения, необходимых мероприятий для пресечения этих нарушений в будущем с направлением соответствующих справочных материалов на места. В этом направлении немаловажное значение имеет проведение семинаров и практических занятий с сотрудниками подведомственных подразделений, а также использование возможностей ведомственных НИИ в обобщении передового опыта, подготовки методик, систематизации данных, проведении НИОКР.

Проведение сборов и занятий переподготовка персонала. Немаловажное значение имеет проведение занятий с привлечением специалистов различных служб. Так, например, имеет огромное значение знание сотрудниками оперативных и ревизионных служб нюансов и нормативных актов осуществления договорной работы производственными предприятиями и учреждений УИС, отличия и т. п.

Для этого также целесообразно проведение соответствующих совместных занятий специалистов заинтересованных служб.

Сокращение текучки кадров. Данный вопрос в малой степени зависит от уголовно-исполнительной системы- эта проблема в полном объеме может решена только на уровне государства и в этом направлении необходимо проведение целенаправленной политики руководства УИС в рамках утверждения и подготовки законодательных актов в различных министерствах, Правительстве России, Государственной Думе и Совете Федерации. Ярким отрицательным примером может служить принятие поправки к присвоению воинских званий в Министерстве обороне, других федеральных службах, которая снизила срок службы между присвоением очередных воинских званий. Данный закон, если так можно выразиться уголовно-исполнительная система «проспала»- только в отношении милиции и УИС сроки остались прежними. Аналогичная ситуация с проездом в отпуск, порядком оплаты проезда членов семьи.

Кроме того, в данном направлении возможно и крайне необходимо изыскание внутренних резервов (в том числе и «отношение к людям», которое зачастую желает быть лучшим, возможность применения поощрений за счет внебюджетной деятельности) тут возможности хоть и ограничены но во многом не реализованы (развитие санаторной базы, решение других социальных вопросов- организации питания и т. п.).

Информация о работе Гражданско-правовые договоры в деятельности подразделений уголовно-исполнительной системы