Институты экстрадиции и политического убежища в уголовном праве РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Актуальной темой является и институт политического убежища. Важность состоит в том, что тенденции развития современного международного права таковы, что приоритетное значение приобретает защита прав человека. Одним из важнейших институтов такой защиты является право убежища. Войны, международные конфликты, многочисленные социальные катаклизмы, которые можно наблюдать сегодня в мире, привели к тому, что многие люди были вынуждены покинуть место их обычного проживания и искать убежище в других государствах.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1. Институт экстрадиции……………………………………………………...5

1.1. История развития…………………………………………………………5

1.2. Экстрадиция в РФ в настоящее время…………………………………..5

1.3. Правовое регулирование экстрадиции в РФ………………………........9

2. Политическое убежище…………………………………………………...11

2.1. История развития………………………………………………………..11

2.2. Политическое убежище в РФ в настоящее время……………………..14

2.3. Практика применения института политического убежища в РФ…. 21

Заключение…………………………………………………………………...24

Список литературы………………………………………………………......27

Работа содержит 1 файл

УП курсовая работа с номерами страниц555.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

    Защита  Российской Федерацией иностранных  граждан и лиц без гражданства  от преследований за убеждения и  действия, не являющиеся преступлениями с позиций норм международного права, осуществляется и в случаях признания  иностранных граждан и лиц без гражданства беженцами и предоставления им статуса беженцев, а также при предоставлении им временного убежища как территории Российской Федерации (см. об этом § 2 гл. 7 настоящей работы).

    Происходит  максимальное уравнивание правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства с правовым статусом граждан РФ. Иностранными гражданами считаются лица, обладающие гражданством иностранного государства и не имеющие гражданства Российской Федерации. К лицам без гражданства относятся лица, не принадлежащие к гражданству Российской Федерации и не имеющие доказательства принадлежности к гражданству другого государства. В ст. 2 Конституции РФ заложен, а в ч. 3 ст. 62 закреплен принцип максимального уравнивания прав и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства с правами и обязанностями граждан РФ: иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Естественно, такая формулировка исключает участие субъектов Российской Федерации в регулировании прав, свобод и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

    Объем прав, свобод и обязанностей иностранных  граждан и лиц без гражданства определяется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

    Исключение  из объема правового статуса иностранных  граждан и лиц без гражданства  касается ряда политических прав (избирательное право, участие в референдумах и др.), исполнения воинской обязанности.

    Различие  в объеме правового статуса иностранных  граждан и лиц без гражданства  зависит и от такого фактора, как  их постоянное проживание или временное  пребывание в Российской Федерации.

    Предоставление  иностранным гражданам и лицам  без гражданства национального  режима жестко не связано с требованием  взаимности. Однако это не умаляет  права Российской Федерации вводить  соответствующие ограничения для  граждан тех государств, которые устанавливают ограничения только для российских граждан, т.е. носят для них явно дискриминационный характер (реторсии).

    Правовое  положение специальных групп  иностранных граждан (дипломаты, консулы, члены экипажей иностранных военных  кораблей и самолетов, торговых судов и др.) регулируется нормами законодательства Российской Федерации с учетом обязательств по международным договорам.

    С точки зрения действия юрисдикции государства, на территории которого пребывают иностранные  граждане, последние в соответствии с внутренним законодательством и международными договорами и соглашениями делятся на ряд групп.

    В шестую группу иностранных граждан  входят лица, получившие политическое убежище. Их обычно называют политэмигрантами. Согласно ч. 1 ст. 63 Конституции РФ Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

    Предоставив политическое убежище, Российская Федерация  не допускает выдачу другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации (ч. 2 ст. 63 Конституции РФ).

    Седьмую группу составляют иностранные граждане и лица без гражданства, получившие статус беженцев на основании положений Федерального закона "О беженцах" (в редакции Федерального закона от 28 июня 1997 г. N 95-ФЗ), согласуемых с Конвенцией о статусе беженцев (1951 г.), к которой Российская Федерация присоединилась в 1992 г.

    В восьмую группу иностранных граждан  и лиц без гражданства входят те из них, кто получил временное убежище на территории Российской Федерации

    В течение срока действия разрешения на временное проживание и при  наличии законных оснований иностранному гражданину или лицу без гражданства  по его заявлению может быть выдан вид на жительство, т.е. на постоянное проживание. Заявление о выдаче вида на жительство подается не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. До получения вида на жительство иностранный гражданин или лицо без гражданства обязано прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина или лица без гражданства может быть продлен на пять лет. Число продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

    Основания и порядок получения разрешений на временное и постоянное проживание иностранных граждан и лиц  без гражданства, основания отказа в даче разрешений, право обжалования и другие вопросы материального и процессуального характера определены указанным Федеральным законом, постановлениями Правительства РФ, ведомственными актами.

    Не  влечет уголовную ответственность пересечение границы для использования права политического убежища или в состоянии крайней необходимости.

    В ст. 63 Конституции РФ предусмотрено  предоставление права убежища в  соответствии с общепризнанными  нормами международного права. Условия  его предоставления регулируются Положением о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 26 июля 1995 г. Поэтому в примечании к ст. 322 указывается, что действие данной статьи не распространяется на случаи прибытия в Российскую Федерацию с нарушением правил пересечения границы иностранцев или лиц без гражданства для использования права политического убежища, если в действиях этих лиц не содержится иного состава преступления.

    В ст. 9 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. указывается, что не является нарушением вынужденное пересечение границы, осуществляемое в силу чрезвычайных обстоятельств: несчастного случая, аварии, стихийного бедствия, оказания срочной медицинской помощи и по другим вынужденным причинам. Все указанные обстоятельства можно свести к наличию условий крайней необходимости (ст.39 УК РФ). 
 
 
 

    2.3. Практика применения института  политического убежища в РФ.

    По  последним данным, опубликованным в  докладе Управления верховного комиссара  ООН по делам беженцев, в 2008 году с просьбами о предоставлении политического убежища за рубежом обратились 20 тыс. 477 россиян. Чаще всего наши граждане искали политического убежища в Польше (6647 человек), Франции (3579), Австрии (3436), Бельгии (1615), Норвегии (1078), Швеции (933), Германии (768) и США (691). При этом в России в 2009 году за статусом политиммигранта обратились 3970 иностранцев – на 18% больше, чем в прошлом году.

    Всё же чаще политэмигранты бегут от нас, нежели к нам. Правда, эксперты уверяют, что политическая подоплёка в решении уехать присутствует у одного беженца из тысячи. «Решение эмигрировать якобы по политическим мотивам принимают, как правило, либо крупные бизнесмены, которыми заинтересовались правоохранительные органы, либо деятели сепаратистских политических и иных организаций, которых у нас считают террористами, а в Дании и Финляндии – борцами за независимость национальных автономий, – пояснил корреспонденту «Нашей Версии» политолог Сергей Марков. – С последними более-менее ясно: поскольку международным организациям нужен повод для того, чтобы постоянно указывать России на якобы несоблюдение демократических норм – на основании этого могут приниматься некоторые непопулярные политические решения в отношении нашей страны, – объявлять сепаратистов борцами за идеалы демократии весьма удобно».

    Своих сепаратистов в Европе, как правило, наказывают немалыми тюремными сроками  и уголовным преследованием: по этой причине ирландцы бегут в США, баски – в Португалию, а сторонники независимых Фландрии и Валлонии – в Россию и на Украину.

    Гораздо интереснее те, кто выбирает участь политического беженца, для того чтобы скрыться от российских правоохранителей вместе с нажитым в России капиталом. О Березовском и Гусинском  знают все, а вот, скажем, о Лискине  или Сташевском – совсем немногие. За последние пять лет Россию, якобы по политическим мотивам, покинули порядка тысячи долларовых миллионеров. Эксперты сходятся во мнении, что все они так или иначе нарушили закон и ожидали к себе повышенного внимания Фемиды. И уехали, чтобы не искушать судьбу. Зачем же им при этом статус политического эмигранта?

    В 2005 году Германия впервые со времён СССР предоставила политическое убежище  гражданину России Олегу Лискину  – банкиру, которого СМИ называли одним из политических спонсоров  «Яблока». До этого наших предпринимателей, якобы пострадавших «за политику», охотно принимали Великобритания, а также Израиль и Америка. Что же послужило мотивом для Германии? Как ни странно, деньги. Не секрет, что гражданство той или иной европейской страны можно получить, инвестировав в её экономику некую сумму – от 100 тыс. долларов на Украине до 750 тыс. фунтов стерлингов в Великобритании. Но дело в том, что, даже инвестировав эти деньги, предприниматель может быть выдан по запросу Интерпола, а значит, находиться за рубежом для него будет небезопасно. Вот и идёт в ход политическая мотивация. К слову о Лискине и «Яблоке»: в руководстве этой партии отрицают факт спонсорства Лискина, так что, возможно, это была всего лишь красивая легенда, для того чтобы оформить своё бегство из страны. Точных данных нет, но, по слухам, Лискин сполна рассчитался с Германией, инвестировав в её экономику порядка 10 млн. евро.

    Корыстными  мотивами руководствуются власти и  других европейских стран, к примеру  Чехии. В 2007 году там приняли решение о предоставлении политического убежища бывшему председателю правления Московского инновационного банка Илье Сташевскому, против которого российской Генпрокуратурой было возбуждено уголовное дело по факту хищения 230 млн. долларов, выделенных на производство истребителей Миг-29. В ходе расследования Сташевский был арестован и год содержался под стражей, но потом по какой-то невнятной причине был отпущен на свободу и скрылся. Заручиться охранными грамотами чешского правительства Сташевскому, по слухам, стоило 25 млн. евро. В общем-то, политэмигрантом может стать любой желающий.1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение.

    Фактор  прав человека в экстрадиционном  процессе, несомненно, имеет важнейшее  значение и, безусловно, учитывается  при решении вопроса о выдаче. Поэтому, в контексте рассматриваемой проблемы необходимо иметь в виду определенные конкретные права, нарушение которых может явиться основанием для отказа от выдачи – нарушение права на равенство, отказ от предоставления процессуальных гарантий в ходе судебного разбирательства, возможность подвергнуться пыткам или другим бесчеловечным либо унижающим достоинство видам обращения или наказания. Для того, чтобы добиться отказа от выдачи, необходимо привести убедительные доказательства наличия реального риска нарушения соответствующих прав, угрожающих лично выдаваемому лицу.

    Институт  выдачи представляет собой сочетание  суверенных прав государства с правами  человека. Решение вопроса о выдаче – суверенное право государства, но осуществляется оно в соответствии с нормами международного и внутреннего права, включая и те, которые относятся к правам человека.

    В последнее время становится актуальным более широкий взгляд на институт экстрадиции. В современных условиях институт экстрадиции складывается как самостоятельный и важный институт права. Его нормы, процедуры, концепции и принципы играют важную роль в развитии правовой помощи и сотрудничества между государствами, в обеспечении правовых гарантий соблюдения прав и свобод, в решении задач борьбы с преступностью, терроризмом и другими негативными проявлениями.

    Современные реалии экстрадиции позволяют говорить о формировании новой концепции. Речь идет о концепции правовых гарантий прав и свобод. Эта новая современная  концепция экстрадиции все чаще оказывается востребованной как при нормативном регулировании вопросов экстрадиции, так и практикой применения ее норм.

    Таким образом, можно сделать вывод, что  необходимо скорейшее принятие федерального закона "О выдаче (экстрадиции)" с целью устранения недостатков  в работе правоохранительных органов РФ, а также исключения возможных разногласий с другими странами по вопросам, касающимся не только выдачи (экстрадиции), но и в отношении иностранных лиц, которым избрана мера пресечения в виде содержания под стражей. Вышеуказанный федеральный закон даст возможность упростить процедуру соблюдения ряда международных договоров, касающихся экстрадиции (выдачи), что, в свою очередь, позволит значительно расширить и укрепить сложившиеся отношения в данной области, а расширение сотрудничества государств на основе общепризнанных норм международного права обеспечит дальнейшее развитие института экстрадиции (выдачи).

Информация о работе Институты экстрадиции и политического убежища в уголовном праве РФ