Исполнение уголовного наказания в виде обязательных работ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 18:51, контрольная работа

Описание работы

Источники уголовно-исполнительного права можно классифицировать по их юридической силе и сфере их действия. Все нормативные акты в зависимости от их юридической силы располагаются в определенной строго иерархической системе. Чем больше юридическая сила нормативного акта, тем выше его положение в системе уголовно-исполнительного законодательства. Такое построение нормативных актов имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. Ввиду многочисленности нормативных актов уголовно-исполнительного законодательства и несовершенства законодательной техники возникают ситуации, когда различные нормативные акты по-разному решают один и тот же вопрос. Наибольшей юридической силой обладают законы.

Содержание

Источники и система уголовно-исполнительного права………….....3
2. Советское исправительно-трудовое право в 1918-1950 гг. Условия и тенденции развития уголовно-исполнительной политики в данный период времени…………………………………………………………………………...11
3. Исполнение уголовного наказания в виде обязательных работ…….15
4. Задача……………………………………………………………………21
5. Список источников…………………………………………………….22

Работа содержит 1 файл

УИП КОНТР.РАБ..docx

— 47.57 Кб (Скачать)

      Следуя такому подходу, наш законодатель закрепляет положение, что уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации учитывает требования международных актов, относящихся к исполнению наказаний и обращению с осужденными, «в соответствии с экономическими и социальными возможностями» (п. ст.3 УИК РФ).

 

 

 

 

 

 

  1. Советское исправительно-трудовое право в 1918-1950 гг. Условия и тенденции развития уголовно-исполнительной политики в данный период времени.

      Советский период уголовно-исполнительного права продолжался с 1917 по 1993 гг. и, безусловно, базировался на рассмотренных исторических корнях и преемственности.

       Основными положениями, исходя из которых началась трансформация пенитенциарного права в исправительно-трудовое, были благородные идеи об исправлении осужденных - главной цели наказания и общественно полезном труде как ведущем средстве исправления.

       Основные руководящие идеи советской уголовной и исправительно-трудовой политики того времени были отражены в разделе «О наказаниях» судебного пункта программы РКП (б), принятой VII съездом правящей коммунистической партии в 1919 г.11

       В этом документе, а также в ряде работ В.И. Ленина и его соратников предусматривались отказ от наказаний, не совместимых с достоинством человека; усиление воспитательной стороны наказания; введение общественного порицания; замена лишения свободы принудительным трудом с проживанием на дому; замена тюрем воспитательными учреждениями; введение товарищеских судов для некоторых категорий рабочих и в армии.12

       Эти и другие принципы, программные установки ускорили нормотворческую деятельность нового государства, в частности создание уголовного и исправительно-трудового законодательства. Такая деятельность отнюдь не находилась в стороне от развития пенитенциарного дела в мире, а вполне соответствовала международным тенденциям. Первые нормы Советского государства в области определения и исполнения уголовных наказаний появились уже в конце 1917 - начале 1918 гг. Они содержались в ряде общих и специальных уголовно-правовых декретов и обращений Совета Народных Комиссаров, съездов Советов народных депутатов, ВЦИК РСФСР, Совета рабочей и крестьянской обороны (например, Временная инструкция о лишении свободы как о мере наказания и о порядке отбывания такового 1918 г., Декрет Совнаркома РСФСР «Об учреждении распределительных комиссий» 1919 г., «Положение об общих местах заключения» 1921 г. и др.).13

       Система мест лишения свободы состояла из общих мест заключения (тюрем), воспитательно-карательных реформаториев и земледельческих колоний (в основном для несовершеннолетних и молодежи), испытательных заведений для лиц, в отношении которых имеются основания для послабления режима или досрочного освобождения, карательно-лечебных заведений и тюремных больниц. В условиях развернувшейся в России гражданской войны и интервенции правительством определялась необходимость защитить Советскую республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях принудительных работ.

       В 1922 г. был введен в действие Уголовный кодекс РСФСР, исходя из которого впоследствии был разработан и в 1924 г. принят первый в истории России единый кодифицированный акт уголовно-исполнительного характера – Исправительно-трудовой кодекс. В соответствии с его положениями места заключения трансформировались в направлении от тюрем к исправительно-трудовым учреждениям и подразделялись на три группы:

       а) учреждения для применения мер социальной защиты исправительного характера (дома заключения, исправительно-трудовые дома, трудовые колонии - сельскохозяйственные, ремесленные и фабричные, изоляторы специального назначения, переходные исправительно-трудовые дома);

       б) учреждения для применения мер социальной защиты медико-педагогического характера: трудовые дома для несовершеннолетних и трудовые дома для несовершеннолетних правонарушителей из рабоче-крестьянской молодежи;

        в) учреждения для применения мер социальной защиты медицинского характера: колонии для психически неуравновешенных, туберкулезных и других больных заключенных, институты психиатрической экспертизы, больницы и т.п.

       Подготовка и принятие открытых систематизированных документов, доступных для каждого гражданина, являлось величайшей заслугой отечественных юристов. Их мысль была на уровне передовых идей своего времени. Правовые акты такого уровня проработанности и цивилизованности имелись тогда далеко не в каждой из стран Европы.

       Первые уголовно-исполнительные акты общего и военно-специального характера сформулировали идеи и принципы политики государства в области исполнения наказаний, которые не утратили своего значения до настоящего времени, дошли до нас и составляют методологическую основу современного пенитенциарного законодательства Российской Федерации.

       Последующий этап охватывает время принятия и действия Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г., исправительно-трудовых кодексов союзных республик, в том числе нового ИТК РСФСР 1933 г. В нем были закреплены новые прогрессивные идеи исполнения уголовных наказаний, к сожалению в силу политических причин того времени оставшиеся лишь декларациями.

       Тридцатые годы характеризуются началом все более превалирующей тенденции к возрастанию уголовной репрессии и отступлению от основанного на законе судебного порядка их применения на основе политического тезиса об усилении классовой борьбы Кудрявцев В.Н., Трусов А.И. Политическая юстиция в СССР. М., 2000. .

 

       Период с конца 30-х по начало 50-х годов отмечен детерминируемыми культом личности нарушениями законности: исправительно-трудовое право фактически перестает действовать, в особенности в период Великой Отечественной войны, законодательная регламентация исполнения наказаний оказалась заменена закрытыми для общественности ведомственными нормативными актами административного характера, а преподавание этого предмета было надолго исключено из учебных программ юридических учебных заведений.

       Следующий исторический этап характеризуется восстановлением правовых начал регулирования отечественных уголовно-исполнительных отношений, возрождением исправительно-трудового права на базе мер по укреплению законности в деятельности правоохранительных органов страны.

       В конце 50-х - начале 60-х гг. XX века принимается целый блок Основ законодательства Союза ССР и союзных республик в сфере борьбы с преступностью, вводятся в действие новые Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Исполнение уголовного наказания в виде обязательных работ

     

 Обязательные работы являются новым видом наказания, установленного законодателем в Российском уголовном законодательстве в конце 20-го века. Ранее такой вид наказания уголовному праву России не был известен. Новый подход законодателя к концепции назначения и исполнения уголовного наказания, как связанного, так и несвязанного с лишением свободы .14               

       Обязательные работы относятся к уголовным наказаниям без изоляции от общества и применяются, как правило, за преступления небольшой или средней тяжести и в качестве альтернативы лишению свободы. В настоящее время обязательные работы имеют много общего с исправительными работами при меньшем объеме ограничений прав и свобод осужденных.15

       Обязательные работы являются только основным видом наказания и могут быть назначены, когда они прямо указаны в санкции статьи Особенной части УК. Назначение данного вида наказания, когда оно не предусмотрено санкцией статьи Особенной части УК, возможно при наличии оснований назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено санкцией соответствующей статьи Особенной части УК (см. ст. 64 УК РФ).

       Сущность обязательных работ заключается в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных, общественно полезных работ. Несовершеннолетние осужденные выполняют обязательные работы, посильные для них, с учетом возраста и трудоспособности.

       Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Соответственно, осужденные к обязательным работам обязаны: соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они работают; добросовестно относиться к труду; работать на определенных для них объектах и отработать установленный срок обязательных работ; ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства. Предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение наказания в виде обязательных работ.16           

       Частью 1 ст. 25 УИК РФ предусмотрено, что осужденные могут работать только на предприятиях, подведомственных органам местного самоуправления. Таким образом, в иных субъектах хозяйственной деятельности (учреждениях, организациях и др.) данная категория осужденных отбывать наказание не может. Не может отбываться данное наказание и в хозяйствующем субъекте, не подведомственном органу местного самоуправления. Данное обстоятельство существенно ограничивает возможности трудоиспользования осужденных.

       Перечень объектов (предприятий), где непосредственно должны трудиться осужденные, подлежит согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного. Такое требование закона обусловлено тем, что на последнюю возложена обязанность исполнения наказания.

       Целесообразность использования осужденных на определенных объектах определяется с учетом характера совершенных преступлений, личности осужденных и других обстоятельств.17

       Основанием для исполнения обязательных работ является приговор суда либо изменяющее его определение или постановление, вступившее в законную силу. Таким основанием может быть также акт помилования или акт об амнистии.

       Не позднее 15 дней после поступления соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления) осужденные к обязательным работам ставятся на учет УИИ по месту жительства, которые разъясняют им порядок и условия отбывания наказания, направляют их на объекты отбывания наказания.

       Порядок и условия исполнения и отбывания наказания в виде обязательных работ регламентируются в соответствии с общими положениями и принципами исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера, закрепленных в нормах Общей части УИК. При этом установленный порядок исполнения и отбывания наказания, общественно полезный труд и общественное воздействие также являются основными средствами исправления осужденных к обязательным работам.

       Вопрос о целесообразности отбывания наказания осужденным к обязательным работам на том или ином объекте, определяемом органом местного самоуправления, решается УИИ. Осужденный не может самостоятельно сменить объект обязательных работ либо прекратить их.        

       Осужденные к обязательным работам обязаны соблюдать установленные для них ограничения, правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают наказание. Они должны добросовестно относиться к труду, работать на определенных для них объектах в течение установленного судом срока обязательных работ.

      В случае изменения места жительства осужденные обязаны ставить в известность об этом УИИ, а также являться по ее вызову. При невозможности отбывания осужденным обязательных работ в ранее определенном для него месте он направляется УИИ в другую организацию. Если осужденный переезжает в другой район, он снимается с учета в УИИ по прежнему месту жительства и ставится на учет в УИИ по новому месту жительства.18

       Закон не предусматривает нормирования труда осужденных к обязательным работам. Он определяет лишь количество часов, подлежащих обязательной отработке. Поэтому выполнение осужденным определенного объема работ при меньшей затрате времени не означает соответствующего сокращения оставшейся к отбыванию части срока наказания.

       С другой стороны, само по себе нахождение осужденного на определенном для него объекте не засчитывается в срок наказания, если он при этом не выполнял порученную ему работу. Более того, это может рассматриваться как нарушение осужденным порядка и условий отбывания наказания.19

       Исполнение наказания в виде обязательных работ осуществляют уголовно-исполнительные инспекции. В свою очередь, на администрацию предприятий и организаций, где работают осужденные, также возложен ряд обязанностей, основная из которых - контроль за выполнением осужденными определенных для них работ.

       Администрация должна проследить, чтобы осужденный прибыл в установленное время на работу, выполнил порученное задание и покинул место работы не ранее положенного срока.

       О количестве проработанных часов, а также об уклонении осужденного от отбывания наказания администрация организации сообщает уголовно-исполнительной инспекции.

       Между администрацией предприятия и осужденным трудовой договор о выполнении обязательных работ не заключается, однако правоотношения, возникающие между ними, частично регламентируются законодательством о труде. Вред, причиненный осужденному в связи с выполнением обязательных работ, возмещается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о труде.20   

       Нужно сказать, что обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами I группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Все это является следствием трудоспособности человека.

Информация о работе Исполнение уголовного наказания в виде обязательных работ