История уголовного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:23, реферат

Описание работы

Уголовное право - термин употребляется в двух значениях : а) как отрасль права; б) как наука, изучающаяся эту отрасль. По мнению ряда исследователей этимологический смысл этого термина своими корнями уходит в выражение «отвечать головой». Уголовное право - система юридических норм, охраняющих наиболее важные общечеловеческие ценности от преступлений путем применения к лицам виновным в их совершении наказаний.

Работа содержит 1 файл

История и методология (реферат).docx

— 37.03 Кб (Скачать)

Введение

Уголовное право - термин употребляется в двух значениях : а) как отрасль права; б) как наука, изучающаяся эту отрасль. По мнению ряда исследователей этимологический смысл этого термина своими корнями уходит в выражение «отвечать головой». Уголовное право - система юридических норм, охраняющих наиболее важные общечеловеческие ценности от преступлений путем применения к лицам виновным в их совершении наказаний. Как отрасль права уголовное право отличается от иных отраслей права тем, что охраняет существующие в обществе отношения, которые в подавляющем большинстве регулируются конституционным, гражданским, трудовым, административным, финансовым и пр. отраслями права. Так, например, собственность регулируется и охраняется прежде всего нормами гражданского права, однако охрана собственности от преступных посягательств (кража, мошенничество, грабеж, разбой и др.) осуществляется нормами уголовного права. Уголовное право в известной степени также регулирует общественные отношения. Речь идет об обстоятельствах исключающих преступность деяния (глава 8 УК РФ) и принудительных мерах медицинского характера (глава 15 УК РФ). В отличие от других норм права, устанавливающих дозволения, предписания и запреты, уголовно-правовые нормы устанавливают только запреты, а суть предписаний сводится к неукоснительному соблюдению этих запретов. В силу этого уголовно-правовые отношения носят односторонний характер: преступник обязан понести наказание за нарушение уголовно-правового запрета, а государство в лице судебных органов, вправе его наказать.

Исключение  представляет институт обстоятельств, исключающих преступность деяния (глава 8 УК РФ). Нормы расположенные в этой главе выполняют регулятивную функцию. Уголовное право характеризуется и особым методом охраны общественных отношений, методом санкций уголовно-правовых норм, то есть различных видов уголовного наказания. Кроме метода санкций в уголовном праве существует метод освобождения от уголовной ответственности. К методам уголовно-правовой охраны следует также отнести и метод применения мер принудительного медицинского характера. В структурном отношении уголовное право подразделяется на две части: общую и особенную. Общая часть состоит из норм уголовного права закрепляющих общие принципы, основание уголовной ответственности, основные положения и понятия, а также порядок назначения наказания, освобождения от уголовной ответственности и наказания. Особенная часть уголовного права представляет собой перечень отдельных преступлений, классифицированных по признакам родового объекта. Она представляет своего рода примерным «каталогом» преступных деяний, учитывающим сравнительную ценность благ, охраняемых уголовным законом. В УК РФ 1996г. особенная часть подразделяется на разделы, а разделы на главы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

История уголовного права

Исторически особенная часть уголовного права  возникла раньше общей части, ибо  сначала возникли конкретные виды общественно  опасных деяний, влекущие уголовно-правовые запреты. Библейская заповедь «не убий, не укради» основывается на том факте, что убийство и кража были самыми древними видами общественно-опасных  деяний, от совершения которых предостерегал  этот древнейший религиозный памятник. Первые уголовно-правовые запреты возникли из древних обычаев кровной мести  и были направлены на подчинение интересов  индивида интересам общества. Самые  первые правила человеческого поведения прежде всего были направлены на ограничения агрессивного поведения, сохранение человеческого рода и выражались в требованиях: не убивай отца, детей и братьев; не вступай в половую связь с матерью, дочерьми и сестрами и т. п. Право в целом, с момента его возникновения поначалу носило преимущественно уголовно-репрессивный характер. «Юридическое общение получает свою специфическую характеристику исторически прежде всего на фактах правонарушений. Понятие кражи определяется раньше, чем понятие собственности» . Исторически уголовное право развивалось медленно, сохраняя такие формы самозащиты отдельных родов, семей и людей, как кровная месть, талион и система композиций. Но постепенно они вытеснялись мерами уголовного наказания. До нас дошли законодательные памятники различных древних народов: Индии (Законы Ману - 1200 г. до н.э.); законы Ассирии (около 1500 г. до н. э.); Судебник вавилонского царя Хаммурапи (1914г. до н. э.); законы хеттов (около 1750 г. до н. э.); еврейские законы (Пятикнижие - около 1400 г. до н. э.); законы Древней Греции (законы Дракона - 621 г. до н. э. и законы Солона - 409-408 г. г. до н. э.); законы Древнего Рима (законы XII таблиц - 450 г. до н. э.) и др. Все эти документы свидетельствуют о том, что уголовное право древних государств было направлено прежде всего на защиту государства, религии, собственности и личности и носило классовый характер. Одним из древнейших памятников Руси является «Русская Правда», содержащая нормы гражданского, уголовного и процессуального права. Этот документ, учитывая уже субъектную сторону преступления, различает убийство на пиру, в ссоре, убийство, не носящее низменного характера от убийства при разбое как более тяжкого преступления. Преступление в Русской Правде именовалось обидой, а наказание за нее осуществлялось в соответствие с установленными правилами. При этом преследование обидчика предоставлялось на усмотрение потерпевшего или его близких родичей. «Русская Правда» предусматривала преступления, которые преследовались не потерпевшим, а общиной в целом. В качестве наказания предусматривались: месть, поток, разграбление и система выкупов. Смертная казнь применялась без суда в порядке расправы веча или князя над своими противниками. В Псковской Судной грамоте 1457 года вопросы уголовного права получили свое дальнейшее развитие. Преступным считалось не только посягательство на личность и собственность, но и на интересы государства. Впервые термин «преступление» на Руси встречается в летописных рассказах XIV века в связи с событиями 1398 г. В уголовно-правовой литературе отмечается, что в отечественном уголовном праве круг преступных деяний регламентировался далеко не сразу, а постепенно, совпадая первоначально со сферой гражданских правонарушений. Законодательным критерием, обуславливающим необходимость установления уголовно-правового запрета, являлась серьезность нарушения интересов правящих классов и государства, а также значительность вреда. Судебник 1497 г. к преступным деяниям относит «лихое дело». По Судебному холоп мог быть субъектом преступления и самостоятельно нести ответственность. Судебник 1497 выделял уже имущественные и государственные преступления. К государственным преступлениям была отнесена крамола (например, отъезд боярина от великого князя к другому князю) и подым (т. е. призыв к воспитанию). За совершение этих преступлений полагалась смертная казнь. К имущественным преступлениям Судебник относил разбой, татьбу, истребление и повреждение чужого имущества, а к преступлениям против личности - убийство (душегубство), оскорбление действием и словом. Наказание в Судебнике ожесточалось, предусматривалось два вида казни: смертная и торговая. В Судебнике 1550 г. впервые появился состав преступления - вынесение незаконного решения за взятки. Судебник также устанавливал ответственность судей за умышленное решение. Виновный наказывался за это помимо основного наказания дополнительным битьем кнутом. В Судебнике впервые был предусмотрен состав мошенничества отпочковавшийся от кражи, а грабеж отграничивался от разбоя, который рассматривался как хищение, сопряженные с насилием. В царствование Алексея Михайловича в 1949 году было принято Соборное Уложение, в котором содержалось большое количество норм уголовного права. Впервые была сделана попытка провести разграничение между умыслом и неосторожностью, появились нормы о необходимой обороне и крайней необходимости, проводилось различие между отдельными видами соучастников, наблюдалось ужесточение наказаний и усложнение их системы. Уложение предусматривало широкое применение смертной казни, членовредительские наказания, тюрьму и ссылку.  Усовершенствовалась система особенной части; на первом месте стояли религиозные преступления, затем государственные (государственная измена, посягательство на жизнь и здоровье царя и т. д.). С точки зрения законодательной техники, четкости формулировок и полноте Уложение превосходило современные ему западноевропейские уголовно-правовые законы. В царствование Петра I был принят Воинский артикул, содержащий только нормы уголовного права и представлял собой военно-уголовный кодекс без общей части. Особенностями уголовного права средневековья являлась система голого насилия и открытое неравенство перед законом различных классов и сословий. Уголовное право эпохи средневековья это право сильного и право привилегия. В период средневековья наиболее крупные феодалы устанавливали в своих владениях свои законы, свое право, которое характеризовалось исключительной жестокостью. В дошедших до нас многочисленных законодательных памятников средневековья: Саксонское зеркало, составленное между 1198 и 1215 г.г.; Швабское зеркало, изданное между 1250 и 1288 г.; Силезское земское право конца XIV века, Каролина 1532 г. И др. Указанные законодательные акты усилили черты, характерные для эпохи рабовладельческого строя. Устрашительность, жестокость и неравенство наказаний, обусловленные сословными различиями людей пронизывают всю систему уголовно-правовых норм средневековья. Смертная казнь, телесные и особенно членовредительские и имущественные наказания, наиболее часто применяются в этот период. Лишение свободы применяется редко и лишь на закате феодально-абсолютистских государств приобретает некоторое значение. Смертная казнь была самым распространенным видом наказания. Уложение Карла V императора Священной Римской Империи предусматривала смертную казнь за 44 преступления, французское уголовное законодательство 18 в. знала 115 видов преступлений, за которые предусматривалась смертная казнь, а в Англии смертная казнь применялась к 160 видам преступлений. Испанская инквизиция сожгла на кострах более 50 000 человек за колдовство, а по подсчетам Вольтера в Европе было сожжено более 100 000 тысяч человек за распространение ереси. В царствование Генриха VIII в Англии за одно только бродяжничество было казнено 72 000 человек, а за свое полувековое пребывание на английском престоле королева Елизавета осуществила около 20 000 казней. Смертная казнь предусматривалась не только за тяжкие преступления, но и за незначительные проступки. Она применялась за ереси, колдовство, убийство, разбой, поджог, фальшивомонетничество, кражу, мошенничество, прелюбодеяние, кровосмешение, скотоложство, порубку леса, бродяжничество, участие в незаконных сборищах и т. д. С победой буржуазии, утверждением капиталистических отношений и формальным провозглашением принципа равенства всех перед законом уголовное законодательство передовых Европейских государств отражает идеи представителей просветительско-гуманистического направления в уголовном праве: Монтескье, Вольтера и Беккария. Ярчайшим образцом уголовного права, пришедшей к власти буржуазии явился Уголовный кодекс Франции 1810 г., в основе которого лежали выдвинутые в трудах Монтескье и Беккария принципы «нет преступления, если оно не предусмотрено законом», принцип виновной ответственности лица и принцип соответствия наказания тяжести совершенного преступления и др. Французский уголовный кодекс 1810 г. явился образцом для ряда при создании уголовно-правовых систем в ряде европейских государств. УК 1810г. действовал во Франции на протяжении 182 лет, пока в 1992 г. не был принят новый УК. В России в 19 веке была впервые осуществлена кодификация уголовного законодательства, получившая воплощение в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845г. Оно отличалось непомерной громоздкостью и состояло из общей и особенной части. Наказания подразделялись на уголовные и исправительные. К первым относилась: смертная казнь, каторга, ссылка, а исправительные наказания для представителей привилегированных сословий заключались в ссылке в Сибирь или отдаленные районы России. Исправительные наказания были соединены с лишением всех сословных и служебных прав. Кроме основных наказаний применялись еще и наказания дополнительные: церковное покаяние, конфискация имущества, отдача под надзор полиции и др. Особенная часть Уложения предусматривала ответственность за преступления: государственные, против личности, против семьи и др. В 1885 г. после отмены кроме отмены крепостного права и проведение судебной реформы в Уложение были внесены некоторые нововведения демократического порядка в частности, включен принцип нет преступления без указания о том «в законе». В 1903 г. было принято новое Уголовное уложение, которое лишь частично вступило в действие. После Октябрьского переворота 1917 г. в России, руководствуясь марксистскими догматами о том, что с ликвидацией старого базиса ликвидируется и старая надстройка, большевики отменили все прежние законы. Декрет № 1 «О суде» 1917 г. провозглашал в качестве основного источника уголовного права революционное правосознание судей. А это по сути дела оправдывало произвол. «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 г. отказались от таких важнейших принципов как: нет преступления, если оно не предусмотрено законом», и от принципа виновной ответственности, не было в этом законодательном акте особенной части уголовного права, принцип законности был подменен революционной классовой целесообразностью. Классовый подход пронизывал и первый УК РСФСР 1922 г., состоящий из общей и особенной части, рассматривал в качестве преступления любое общественно-опасное деяние, угрожающее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени, а указание на запрещенность деяния в законе отсутствовало. Наличие в законе аналогии давало возможность судебно-следственным органам по собственному усмотрению оценивать то или иное деяние в качестве преступления. Отвергая идеи классического направления в уголовном праве УК 1922 г. пошел по пути заимствования из арсенала социалистической школы ряда реакционных положений, в частности, таких, как «опасное состояние личности», трактуя его с позиций классовой опасности и признавая основанием уголовной ответственности. При этом принцип виновной ответственности лица отвергался со всей категоричностью. Наказание было заменено «мерами социальной защиты». По этому же пути пошли и Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и Союзных республик 1924 г. первый общесоюзный уголовно-правовой законодательный акт. В этом документе были сформулированы задачи уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, определены территориальные пределы действия этого законодательства, проведено разграничения компетенции в области уголовного законодательства между Союзом ССР и союзными республиками. В связи с введением в действие Основных начал возникла необходимость в издании нового уголовного кодекса, который был принят 22 ноября 1926 г. общая часть этого кодекса с некоторыми уточнениями воспроизводила Основные начала. УК РСФСР 1926 г., как и УК 1922 г. характеризовался отсутствии в определении преступления признака противоправности. В нем также закреплялось применение уголовного закона по аналогии. В нем также, как и в УК 1922 г. отсутствовал принцип виновной ответственности, а в место наказания фигурировали «меры социальной защиты». Более того, в условиях ожесточения репрессии и начавшегося разгула сталинского террора УК 1926 г. пошел по пути признания объективного вменения. УК 1926 г. действовал на протяжении 35 лет, пополняясь новыми нормами, которые сыграли в тридцатые и сороковые годы свою отрицательную роль в обосновании произвола и лили воду на мельницу сталинских репрессий и сводили почти на нет права и свободы граждан и прежде всего самую высшую общечеловеческую ценность право на жизнь. После разоблачения культа личности Сталина обнаруживается известная демократизация уголовного законодательства. Принятые в декабре 1958 г. Основы уголовного Законодательства Союза ССР и союзных республик и УК РСФСР 1960 г. отказались от аналогии, восстановили принцип нет преступления без указания о том «в законе», твердо встали на путь признания принципа виновной ответственности лица, оставаясь при этом по-прежнему на позициях провозглашения классовых начал советского уголовного права. Вместе с тем в УК 1960 г. наличествовали нормы серьезно ограничивающие права и свободы граждан (ст. 70 антисоветская агитация и пропаганда, ст. 142 о нарушении законов об отделении церкви от государства, ст. 190 распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй и др.; ст. 153 о частнопредпринимательской деятельности и коммерческом посредничестве и др.). Данные нормы противоречили Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. и Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. С 1985 г. СССР встал на путь демократических преобразований в направлении создания правового государства. Серьезным препятствием в реализации этих задач была марксистская идеология с ее классовым подходом по всем социальным явлениям, отрицанием частной собственности, непоколебимой верой в идеалы коммунизма и т. п. Тем не менее, принятые 2 июля 1991 г. Основы уголовного законодательства Союза ССР и республик сумели отразить многие прогрессивные моменты, свидетельствовавшие о том, что общество постепенно стало развиваться в направлении мировой цивилизации. После распада СССР в декабре 1991г. возникла жгучая потребность в создании нового УК РФ, который отражал бы те изменения в политической и социально-экономической жизни нашего общества и учитывал бы требования экономической и правовой реформ и особенности перехода к рыночной экономике. С 1992 г. началась интенсивная работа по созданию нового уголовного кодекса России. Разработчики проекта, среди которых были известные ученые криминалисты, стремились учесть не только все то новое, что имело место в жизни нашего общества, но и учесть законодательный опыт, опыт правоприменительной деятельности органов правосудия, а также законодательный опыт ведущих государств Европы, в частности к тому времени были приняты новые уголовные кодексы во Франции и Германии. Проект УК РФ получил высшую оценку ведущих криминалистов этих стран. Новый УК РФ был принят Государственной Думой 24 мая 1996 года, одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г. и подписан Президентом РФ 13 июня 1996г. Кодекс введен в действие с 1 января 1997г. Впервые в истории отечественного уголовного законодательства перечислены принципы уголовного права и раскрыто их содержание. УК пронизывает идея не классового подхода, а на передний план выдвигается идея защиты важнейших общечеловеческих ценностей, закрепленных Конституцией РФ 1993г. В общей части содержится ряд новелл: впервые дана четкая категоризация преступлений, содержится более четкая формулировка умысла и неосторожности как форм вины, наличествует норма о преступлениях с двумя формами вины, норма об отсутствии ответственности при невиновном причинении вреда, расширен круг обстоятельств, исключающих преступность деяния, содержатся более конкретные нормы о формах и видах соучастия и т.д. Особенная часть поделена на разделы, в основе которых лежит принцип родового объекта, а разделы разделены. На первом месте находятся посвященный преступлениям против личности, специальный раздел, посвящен преступлениям в сфере экономики. При разработке проекта уголовного кодекса опирались на достижения как отечественной, так и зарубежной науки уголовного права.

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

История науки уголовного права

       Уголовное право - термин употребляется в двух значениях : а) как отрасль права; б) как наука, изучающаяся эту отрасль. По мнению ряда исследователей этимологический смысл этого термина своими корнями уходит в выражение «отвечать головой». Уголовное право – система юридических норм, охраняющих наиболее важные общечеловеческие ценности от преступлений путем применения к лицам виновным в их совершении наказаний. Как отрасль права уголовное право отличается от иных отраслей права тем, что охраняет существующие в обществе отношения, которые в подавляющем большинстве регулируются конституционным, гражданским, трудовым, административным, финансовым и пр. отраслями права.

          В отличие от уголовного права как системы уголовного законодательства наука уголовного права представляет собой систему уголовно-правовых идей и взглядов, теоретических положений, относящихся ко всем проблемам уголовного права.

     Предметом науки уголовного права является российское зарубежное уголовное законодательство, история развития уголовно-правовой мысли и уголовно-правовых институтов, правоприменительной деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Поэтому предмет  науки уголовного права значительно  шире предмета уголовного права как  системы уголовного законодательства.

     Наука уголовного права, анализируя нормы  уголовного законодательства и обобщая  практику следственных органов и  судов, разрабатывает рекомендации по совершенствованию практики уголовно-правовой борьбы с преступностью.

        Развитие теории уголовного права,  изучение зарубежного законодательства  и практического опыта работы  и борьбы с преступностью способствуют  совершенствованию уголовного законодательства  России.

            Наука уголовного права представляет собой систему развивающегося знания о преступлении и наказании. Наука уголовного права изучает так же историю уголовного права и уголовное право зарубежных стран. Наука уголовного права в собственном ее смысле и современном понимании возникает на рубеже 18 и 19 веков. В древнем мире отдельные вопросы уголовного права рассматривались в трудах отдельных философов и юристов, но специальных исследований, посвященных уголовному праву не было. Так, например, в трудах знаменитого греческого философа Платона содержатся отдельные мысли о сущности и целях наказания, о предупредительном воздействии законов, о мотивах преступления и т. п.

Аналогичное можно сказать и об уголовно-правовых идеях Аристотеля. Много интересных соображений о преступлении и наказании содержится в трудах выдающегося римского юриста Цицерона, историка Тациана, философа Сенеки, поэтов Виргилия Платва, Луцилия, Овидия и др. Ряд отрывков, из не дошедших до нас трудов римских юристов Павла, Ульпиана и Модестина были включены в кн. 47 и 48 Дигестов Юстиниана. В качестве учебных пособий в те далекие времена использовалась книга 4 Институций Юстиниана и книга 3 Институций Гая. В средние века, с возникновением в 12 веке в Италии Болонского университета уголовное право преподавалось, но не в качестве самостоятельной научной дисциплины, а как составная часть канонического и римского права.

Толкованием уголовно-правовых норм занимались глоссаторы, которые не разрабатывали, а лишь комментировали нормы канонического и римского права. Вообще уголовное право средневековья находилось в полной зависимости от церкви. Глоссаторы давали в обобщенной форме  
ранее высказанные мнения по тому или иному вопросу уголовного права, а также разъясняли основные положения обычного права. Комментаторское постижение вопросов уголовного права обусловило его в самостоятельную учебную дисциплину, а в самом начале 15 века в Венеции  
выходит книга Альберта Гиндина «Трактат о преступлениях», представляющий собой рассуждения о природе некоторых преступлений в уголовном судопроизводстве. В этой книге содержится и изложение отдельных вопросов общей части уголовного права: умысел, неосторожность, покушение. Глоссаторское направление просуществовало до середины 18 века. Среди многочисленных представителей глоссаторского направления, особого внимания заслуживают трактаты в области уголовного права итальянца Фаринауци и немцев Карпцова и Берлиха. Заслуга этих авторов состоит в том, что хотя они не разработали систематических основ науки уголовного права, но рассматривали многие вопросы общей части уголовного права применительно к конкретным случаям судебной практики. Карпцов до середины 18 века считался крупнейшим авторитетом и отцом немецкой науки уголовного права. К трудам по уголовному праву указанного периода следует так же отнести, так называемые консультативные заключения юридических факультетов 17 века в Германии, игравших большую практическую роль, особенно в виде публиковавшихся сборников решений. Наибольшую научную ценность представляют заключения Тюбингенского университета. Глоссаторская юриспруденция оказала определенной влияние на уголовное законодательство Священной Римской империи, в частности на такой важнейший в 16 веке законодательный акт, содержащий вопросы уголовного права и уголовного судопроизводства, как Каролина (принят в 1532г.). Заслуга глоссаторов в области развития науки уголовного права заключалась в том, что они в значительной степени и с большей широтой, чем римские юристы, разработали вопросы как общей, так и особенной части уголовного права; такие как состав преступления, покушение, умысел и неосторожность, случай, возраст уголовной ответственности и влияние на нее душевных болезней, опьянения, виды наказаний и виды конкретных преступлений. Этим они содействовали дальнейшему развитию науки уголовного права, а рубеже 17 и 18 веков, идейное и общественное движение в странах Европы и Америки. Связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений, именуемое «просвещением». Эпоха Просвещения пробудила уголовно-правовую мысль, направленную на коренные преобразования в области уголовного и уголовно-процессуального законодательства и опирающуюся на требования разума, гуманности и новые политические идеалы. Выдающиеся философы и юристы: Локк, Руссо, Монтескье, Вольтер, Пуффендорф, Томазий, Вольф и др., опираясь на идеи естественного права, выдвигали уголовно-правовые требования диктуемые разумной природой человека. Так, например, выдающийся английский философ Джон Локк к прирожденным и естественным правам человека относил свободу и равенство. «Обиды и преступления, - писал он, - равны, совершаются ли они носителем короны или каким - либо незначительным крестьянином». Звание преступника и число его приближенных не означает различия не означает различия в преступлении, если только не отягощает его». Локк требовал, также пропорциональности между тяжестью наказания и тяжестью преступления, которое впоследствии было развито Ч. Беккария. Локк обращал внимание на то, сто еще в естественном состоянии один человек  
может наказать другого не произвольно, «а воздать ему так, как это диктует спокойный разум и совесть, пропорционально его поступку». Этот же принцип он распространял на отношения между людьми в государстве. Локк также утверждал, что только закон может быть мерилом правильного и дурного и только из закона каждый может знать, что ему полагается. Другими словами, сам закон определяет, что является преступным и какие наказания можно к преступнику применять. Важной задачей уголовного закона по мнению Локка должна являться защита частной собственности. Во Франции этого периода передовые уголовно-правовые идеи выдвигались в трудах Монтескье, Вольтера, Бриссо и Беккария. Основные уголовно правовые идеи Монтескье, основоположника просветительно гуманистического направления в уголовном праве, высказаны в его знаменитой книге «О духе законов» (1748г.) и могут быть сведены к  
следующим основным принципам: наказание должно соответствовать природе преступления; наказание в своих размерах не должно превосходить требования необходимости. В последнем положении содержится зародыш принципа экономии репрессии. Просветительно-гуманистическое направление в уголовном праве в наиболее отчетливой и завершенной форме  
было выражено в знаменитой книге Ч. Беккария «О преступлении и наказании». Идеи просветительно-гуманистического направления легли в основу европейских уголовно-правовых систем, в частности, были отражены в французском уголовном кодексе 1810 г. Все реформирование уголовного законодательства первых трех четвертей 19 века проходило под эгидой классического направления в уголовном праве, ярчайшими представителями, которого являлись А. Фейербах, Г. Штюбель и К. Грольман. Классическое направление в уголовном праве акцентировало внимание главным образом на преступлении и наказании в отрыве этих явлений от самой  
социальной действительности. Во второй половине 19 века появляется антропологическое направление, подвергшее жестким атакам классиков. Представители этого направления обратили серьезное внимание на необходимость изучения личности преступника и причин преступности.  
В трудах представителей этого направления Ч. Ломброзо, Э. Ферри, Ф. Лист, Г. Тард, Принс и др. развивались идеи, сочетающие положительные моменты с отрицательными (см. направление в уголовном праве). 
В России наука уголовного права возникла в начале 19 века, но бурно стала развиваться в 60-е годы, в условиях пореформенной России. Подавляющее большинство отечественных криминалистов А.Ф. Кистяковский, Н.С. Таганцев, Н.Д. Сергиевский, П.П. Пустороелев придерживались идей классического направления в уголовном праве. И.Я. Фойницкий, С.В. Познанцев сочетали идеи классического направления с социологическим, Д.И. Дриль придерживался взглядов антропологов и социологов. Видными представителями социологического направления были М.Н. Гернет и А.А. Пионтновский (отец).

Информация о работе История уголовного права