Конституционній суд Украині

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Конституционный контроль как особый вид государственной деятельности возник в 1803 г. в США, когда Верховный суд этого государства объявил, что федеральная Конституция - высочайший закон страны и любой закон Конгресса, который противоречит Конституции, может быть признан судом неконституционным. Со временем такой порядок был внедрен в ряде государств американского и европейского континентов (Бразилия, Уругвай, Норвегия, Греция). Уже после первой мировой войны в Европе сформировался новый подход к осуществлению конституционного контроля, который довольно активно стал распространяться и на других континентах.

Работа содержит 1 файл

курсак.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

         Введение

         Контроль за соответствием  законов и других нормативно-правовых актов, Конституции, толкования отдельных ее положений, предопределяют создание авторитетного и компетентного органа, который функционировал бы самостоятельно и независимо от любых властных структур и надежно защищал принципы правового государства. Одним из главных звеньев политической системы демократических государств являются органы конституционного правосудия. Такие суды действуют в подавляющем большинстве стран Европы. Такой орган действует и в Украине.

         Образование Конституционного Суда в Украине стало шагом на пути внедрения конституционной законности, повышения правовой культуры, развития демократических основ общества. С появлением этого органа граждане и юридические лица получили дополнительную конституционную гарантию в защите своих прав и свобод. Деятельность Конституционного Суда - важная предпосылка укрепления конституционных основ государственности, преобразования Конституции на действующее право.

         От последовательной и полной реализации положений Конституции Украины о Конституционном Суде во многом зависит, будет ли этот государственный орган занимать надлежащее ему место в государственном механизме, с максимальной ли эффективностью будет выполнять возложенные на него функции, ведь это будет определять не только его авторитет, но и реальный демократизм самого государства, и даже его авторитет на международной арене.

         Конституционный контроль, то есть обеспечение соответствия законов и других правовых актов конституции, внедрен во всех современных демократических государствах. Он осуществляется, как правило, специальными государственными органами, среди которых в Европе уже сравнительно давно преимущество отдано органам конституционной юрисдикции - конституционным судам.

         Конституционный контроль как особый вид государственной деятельности возник в 1803 г. в США, когда Верховный суд этого государства объявил, что федеральная Конституция - высочайший закон страны и любой закон Конгресса, который противоречит Конституции, может быть признан судом неконституционным. Со временем такой порядок был внедрен в ряде государств американского и европейского континентов (Бразилия, Уругвай, Норвегия, Греция). Уже после первой мировой войны в Европе сформировался новый подход к осуществлению конституционного контроля, который довольно активно стал распространяться и на других континентах.

         Впервые в украинской истории Конституционный Суд  создан соответственно Конституции. Это  может оказывать содействие стабилизации и укреплению конституционного строя в Украине, утверждению принципа верховенства права и высочайшей юридической силы Конституции, прямого действия ее норм, обеспечению конституционных прав и свобод человека и гражданина.

         До недавнего времени  контроль за соответствием законов  Конституции возлагался на Верховную Раду Украины. Она же, по Конституции 1978 г., имела исключительное право официального толкования Конституции и законов Украины. Однако сосредоточение этих полномочий в руках Верховной Рады не оправдало себя. Функции конституционного контроля ею фактически не осуществлялись, тем более, что они и несвойственны законодательному органу.

         Следует сказать  о том, что в своих работах такие ученые как Ю. Н. Тодыка, В. Ф. Погорилко, В. В. Копейчиков, В. Д. Яворский, В. С. Журавский и др., уделяют большое внимание Конституционному Суду Украины, как единственному органу конституционной юрисдикции. 
 
 
 
 
 
 
 

           1. Конституционный статус и порядок формирования Конституционного суда Украины

         Конституция Украины  определяет Конституционный Суд  Украины как единый орган конституционной юрисдикции в Украине [1, ст. 147]. Задачей Конституционного Суда является гарантирование верховенства Конституции Украины как Основного Закона государства на всей территории Украины.

         Конституции многих стран рассматривают конституционные суды как органы правосудия. Конституция Украины определяет, что судопроизводство в Украине осуществляется Конституционным Судом и судами общей юрисдикции. Поэтому есть основания считать, что Конституционный Суд вместе с судами общей юрисдикции составляют самостоятельный вид государственной власти - независимую судебную власть. В юридической литературе высказывается и другая точка зрения на правовую природу Конституционного Суда. В частности, Конституционный Суд рассматривается как орган, который стоит в отдельности от трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной [11, C. 550].

         Закон Украины «О Конституционном суде Украины»  предусматривает, что деятельность Конституционного Суда базируется на принципах верховенства права, независимости, коллегиальности, равноправия судей, гласности, полноты и всесторонности рассмотрения дел и обоснованности принятых им решений [2, ст. 4].

          Принятие Закона Украины «О Конституционном Суде Украины» было весомым шагом в реализации конституционных положений о Конституционном Суде, в обеспечении его демократизации организации и деятельности. На это направлены и установленные законом гарантии деятельности конституционных судий и, прежде всего, их независимость, неприкосновенность, социальное и бытовое обеспечение.

         В законе о Конституционном  Суде значительное внимание отводится  процессуальным вопросам его деятельности, конституционному производству. Следует отметить, что конституционное судопроизводство имеет свою специфику в сравнении с судопроизводством по уголовным, гражданским, административным делам. В частности, не все принципы судопроизводства в судах общей юрисдикции приемлемы для конституционного судопроизводства, а те, которые принятые, реализуются временами в своеобразных формах. Например, такой процессуальный принцип, как состязательность часто или ограничен, или вообще отсутствует при рассмотрении отдельных категорий дел в Конституционном Суде.

         В реализации конституционных  положений о Конституционном  Суде важное место занимает конституционное производство. Оно начинается с обращения в Конституционный Суд. Какие именно вопросы может рассматривать Конституционный Суд, определяется, прежде всего, его полномочиями. Они закреплены в ст. 13 Закона «О Конституционном Суде Украины», где указано, что Конституционный Суд принимает решения и дает выводы в делах относительно:

         - конституционности законов и других правовых актов Верховной Рады Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым;

         - соответствия Конституции  Украины действующих международных  договоров Украины или тех  международных договоров, которые  вносятся в Верховную Раду  Украины для предоставления согласия  на их обязательность;

         - соблюдения конституционной  процедуры расследования и рассмотрения дел об снятии Президента Украины с поста в порядке импичмента в границах, определенных ст. 111 и 151 Конституции Украины;

         - официального толкования  Конституции и других законов  Украины [12, C. 413-414].

         Важное значение имеет также то, что положения относительно Конституционного Суда содержатся в других нормативно-правовых актах, например, в ст. 3 Закона Украины «Об исполнительном производстве» предусмотрено обязательное принудительное обеспечение исполнения решений Конституционного Суда [3, ст. 3].

  Конституционный Суд Украины состоит из 18 судей Конституционного Суда Украины, которые назначаются равным количеством (по шесть) соответственно Президентом Украины, Верховной Радой Украины и съездом судей Украины сроком на девять лет без права быть назаначенными на повторный срок. Такой механизм назначения судей Конституционного Суда Украины должен оказывать содействие утверждению их независимости от любой ветви власти в решении конкретных дел и предотвращению возможности «привыкания» к должности, что, как свидетельствует опыт, может привести к потере судьями принципиальности. Преимущественно этим же обусловлены особенности механизма и сроки избрания Главы Конституционного Суда. Он избирается самими судьями Конституционного Суда из их состава путем тайного голосования лишь на один трехлетний срок без права быть переизбранным.

         Численный состав членов специализированных органов конституционного правосудия в зарубежных странах - от 6 до 19. Численность этих органов  определяется, как правило, конституциями. Это имеет важное политическое значение, так как при изменении политического курса затрудняет возможность соответствующим политическим силам в своих интересах увеличивать количество членов Конституционного Суда, поскольку для этого нужно будет внести изменения в Конституцию.

         Широкие властные полномочия, которыми наделен Конституционный Суд Украины, предопределяют довольно высокие требования к кандидатам на должности судей Конституционного Суда Украины. Ими могут быть лишь граждане Украины с большим жизненным опытом, которые на день назначения достигли 40-летнего возраста, имеют высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее чем десять лет. Вдобавок, эти лица должны проживать в Украине на протяжении последних 20 лет и владеть государственным языком [13, C. 201-202].

          Полномочия судьи Конституционного Суда и его конституционные права и свободы не могут быть ограничены при введении военного или чрезвычайного положения в Украине или в отдельных ее местностях. Но полномочия судьи Конституционного Суда могут быть прекращены в случае: истечения срока назначения; достижения судьей шестидесятипятилетнего возраста; невозможности выполнять свои полномочия по состоянию здоровья; нарушения судьей присяги; вступления в законную силу обвинительного приговора в отношении него; прекращения его гражданства; признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим; подачи судьей заявления об отставке или об освобождении от должности по собственному желанию.

         Для реального осуществления судьей Конституционного Суда своих полномочий законодательство четко закрепляет гарантии его деятельности. Закон о Конституционном Суде устанавливает, что судьи Конституционного Суда при осуществлении своих полномочий независимы и подчиняются только Конституции Украины, руководствуются Законом о Конституционном Суде. Личность судьи Конституционного Суда является неприкосновенной. Он не может быть задержан или арестован без согласия Верховной Рады Украины до вынесения обвинительного приговора судом. Судьи Конституционного Суда не несут юридической ответственности за результаты голосования или высказывания в Конституционном Суде и в его коллегиях, за исключением ответственности за оскорбление или клевету при рассмотрении дел, принятии решений и дачи заключений Конституционным Судом Украины. [14, C. 230].

         Согласно ст. 124 Конституции Конституционный Суд вместе с другими судами составляет третью ветвь власти, независимую от двух других - законодательной и исполнительной - и им неподотчетную.

     Конституционный Суд Украины - это отдельный, независимый от судов общей юрисдикции, единый в Украине орган конституционной юрисдикции. Он не может быть кассационной, апелляционной или надзорной инстанцией для судов общей юрисдикции. Это означает, что в Конституционный суд  нельзя обращаться с жалобами на необоснованность решений или приговоров, вынесенных этими судами. Функции Конституционного Суда Украины другие. Он решает вопрос о соответствии законов и других правовых актов Конституции Украины и дает официальное толкование Конституции и законов Украины. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Полномочия Конституционного  суда Украины

         Согласно ст. 150 Конституции и Закону  «О Конституционном Суде Украины» Конституционный Суд наделен широкими полномочиями, их можно поделить на такие разновидности.

         Полномочия, связанные  с решением вопросов о соответствии Конституции законов и других правовых актов Верховной Рады Украины, актов Президента Украины, актов  Кабинета Министров Украины, правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым. Право на такое обращение в Конституционный Суд имеют: Президент Украины, не менее чем 45 народных депутатов Украины, Верховный Суд Украины, Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, Верховная Рада Автономной Республики Крым.

Информация о работе Конституционній суд Украині