Конституционные права и свободы человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 21:47, реферат

Описание работы

Во-первых, права и свободы человека и гражданина, как мы уже подчеркнули, – наивысшая ценность, как в государстве, так и во всем мире, а потому исследование их конституционных основ приобретает особую важность.

Во-вторых, права и свободы человека - развивающееся явление. Генезис развития права и свобод, определение тенденций такого развития позволят определить базис современного правового общества и законотворческого процесса. Нашли ли в Конституции РФ отражение права и свободы человека и гражданина «третьего поколения»?

В-третьих, представляет интерес выявление и анализ проблематики законодательного регулирования, создания механизмов и реализации, конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Итак, цель данной контрольной работы – исследовать конституционные права, свободы человека и гражданина в России, их понятие, классификацию и содержание.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………….....2

2.Понятие, признаки и классификация конституционных (основных)

прав, свобод и обязанностей человека и гражданина……………………...3

3. Нормативное содержание конституционных прав, свобод

и обязанностей гражданина в РФ. ………………………………………….…..9

4. Реализация и защита конституционных прав и свобод в РФ. ………….21

Список использованной литературы. ………………………………...……….22

Работа содержит 1 файл

правоведение реферат.docx

— 71.46 Кб (Скачать)

Различие между  понятиями «право» и «свобода»  в достаточной мере условно. И  то и другое означает юридически признанную возможность каждого избирать вид и меру своего поведения как человека, как гражданина государства.

Вместе с тем  понятие «свобода» в большей  мере увязано с такими правомочиями личности, которые очерчивают сферу  ее самостоятельности, защищают от вмешательства  в ее внутренний мир (свободы совести, вероисповедания, мысли, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания).

Понятие «право» в  большей мере предполагает какие-то положительные действия, услуги со стороны государства или правомочия человека на участие в деятельности определенных общественно-политических, хозяйственных структур.

Глава 2 Конституции  «Права и свободы человека и гражданина», включает 48 статей, подавляющая часть которых посвящена конкретным правам и свободам. Они представляют собой определенную систему, имеющую логические основания, отражающую специфику самих этих прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются.

В соответствии с этими  основаниями конституционные права  и свободы принято классифицировать натри группы: личные; политические; социально-экономические.

Однако система  основных прав и свобод характеризуется  не только их группировкой, но и тем  порядком расположения, который устанавливается в Конституции. Это имеет далеко не техническое значение, а отражает соответствующую концепцию правового статуса личности, которой придерживается государство.

В действующей Конституции, основанной на новой концепции прав человека, перечень прав и свобод зафиксирован в такой последовательности: сначала указаны личные, затем политические, а потом социально-экономические права и свободы. Именно такова последовательность во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году.

В российском законодательстве такая последовательность впервые  была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 г., а затем отражена в Конституции Российской Федерации 1993 года.

Во всех предшествующих конституциях, вплоть до Основного Закона 1978 года в его первоначальной редакции, последовательность закрепления прав и свобод была иной. Сначала фиксировались социально-экономические, затем политические и личные права и свободы. Это свидетельствовало об иной системе приоритетов, при которой личные права отодвигались как второстепенные. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Конституционное право России. М.: Юристъ, 1998.

Отметим, что возможна и иная классификация прав и свобод.

Права и свободы  человека в соответствии с общепринятой классификацией подразделяются на социально-экономические, политические, гражданские, культурные и личные.

Такое деление проводится как в мировой юридической практике, так и в национальных правовых системах, в том числе и в российской. Между всеми видами и разновидностями прав, существует тесная взаимосвязь.

В историческом контексте современные исследователи выделяют три поколения прав:

- первое-это политические, гражданские и личные права, провозглашенные в свое время первыми буржуазными революциями и закрепленные в известных Декларациях (американской, английской, французской);

- второе социально-экономические права, возникшие под влиянием социалистических идей, движений и систем, в том числе СССР (право на труд, отдых, социальное обеспечение и т.д.); они дополнили собой прежние права, получили отражение в соответствующих документах ООН;

- третье поколение  - коллективные права, выдвинутые  в основном развивающимися странами в ходе национально-освободительных завоеваний (право народов на мир, безопасность, разоружение, независимость, самоопределение, территориальную целостность, суверенитет, избавление от колониального угнетения, достойную жизнь и т. д.).

Выделение трех поколений прав в значительной мере условно, но оно наглядно показывает последовательную эволюцию данного института, историческую связь времен, общий прогресс в данной области.

В отечественной литературе подвергнута справедливой критике  концепция иерархии прав по степени  их значимости.

Что касается различий между правами человека и правами  гражданина, то эти различия имеют  под собой определенные основания, которые заключаются в следующем. Во-первых, права человека могут  существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи их носителя с тем или иным государством. Это, в частности, естественные, неотчуждаемые права, принадлежащие каждому от рождения. Права же гражданина находятся под защитой того государства, к которому принадлежит данное лицо. Во-вторых, множество людей в мире вообще не имеют статуса гражданина (лица без гражданства, апатриды). Следовательно, они формально являются обладателями прав человека, но не имеют прав гражданина. Иными словами, права человека не всегда выступают как юридические категории.

Разграничение это  возникло давно, о чем свидетельствует  хотя бы название знаменитой «Декларации  прав человека и гражданина» 1789 г. Сохранилось  оно и в большинстве современных  деклараций и конституции. Однако в наше время указанное деление все более утрачивает свой смысл, поскольку прирожденные права человека давно признаны всеми развитыми демократическими государств вами, и, таким образом, выступают одновременно и в качестве прав гражданина. Во всяком случае внутри государства разграничение прав на «два сорта» лишено практического значения. Тем более, что даже апатриды, проживающие на территории той или иной страны, находятся под юрисдикцией ее законов и международного права. Конституционное право РФ. Лекции. Саратов. 1995.

3. Нормативное содержание конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина в РФ.

В отличие от советских  конституций на первое место в  новой Конституции выдвинуты  гражданские (личные) права и свободы, за ними следуют политические, а  уже потом - экономические, социальные и культурные. Сокращен до минимума круг конституционных обязанностей человека и гражданина. Особое внимание в данной главе Конституции уделено юридическим гарантиям провозглашенных прав и свобод. Среди них следует отметить судебную защиту индивидуальных и коллективных прав и свобод, право обращаться в соответствии с международными договорами России в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, институт Уполномоченного по правам человека, ряд принципов уголовного и уголовно-процессуального права, охрану законом прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, право на получение квалифицированной юридической помощи.

В действующей Конституции  личные права и свободы (ст. 20-29) не только открывают главу о правах и свободах человека и гражданина, но и представлены в значительно  более широкой степени, чем это  было в предшествующих, советских  конституциях.

Специфические особенности  личных прав и свобод заключаются  в следующем:

1) эти права и  свободы являются по своей  сущности правами и свободами  человека, т. е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него;

2) эти права и  свободы неотчуждаемы и принадлежат  каждому от рождения;

3) это такие права  и свободы, которые необходимы  для охраны жизни, свободы,  достоинства человека как личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

  Основным личным правом человека является право на жизнь (ст. 20 Конституции). Оно впервые было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина. Содержание названного права в Конституции не раскрывается. Это - естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни. К такого рода факторам относятся прежде всего политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и пр.

     К личным правам человека относится право  на охрану государством достоинства  личности (ст. 21 Конституции).

     Уважение  достоинства личности - неотъемлемый признак цивилизованного общества. Ничто не может быть основанием для его умаления. Любые меры воздействия на неправомерное поведение лица не должны быть сопряжены с умалением его достоинства.

     Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому  жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного  согласия подвергнут медицинским, научным  или иным опытам.

     Значительное  место в системе личных прав и  свобод занимают права на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 22-25 Конституции).

     Неприкосновенность  личности (ст. 22) как личная свобода заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями, пользоваться свободой передвижения. Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражу и содержанию под стражей иначе, как на основании судебного решения. Основания к аресту регламентированы уголовно-процессуальным и другим законодательством, предусматривающим развернутую систему гарантий от неосновательного ареста, от нарушения прав человека при аресте.

     Гарантия  неприкосновенности жилища (ст. 25) означает, что никто не имеет права без  законного основания войти в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих в нем лиц. Законодательство четко регламентирует случаи, когда это допускается, и круг уполномоченных на то органов.

     Предусмотрены различные формы ответственности за неосновательное вторжение в личную жизнь граждан, за разглашение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений. Только в строго определенных законом случаях в связи с расследованием уголовных дел и при наличии судебного решения могут быть наложен арест на корреспонденцию и произведена выемка ее из почтово-телеграфных учреждений.

     Впервые в Конституции закреплено право  человека на защиту своей чести и  доброго имени (ст. 23). Причем законодательно установлен судебный порядок защиты, включая право на возмещение морального вреда.

     Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну проявляется  в запрещении без согласия лица сбора, хранения, использования и распространения  информации о его частной жизни (ст.24).

     Каждому должна быть предоставлена возможность  ознакомления с материалами и  документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

     Новым в конституционном закреплении личных прав и свобод является включение такой важной формы свободы личности, как свобода передвижения.

     В ч. 1 ст. 27 указывается, что каждый, кто  законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. В прошлом это право не только не закреплялось конституционно, но и не могло быть реализовано фактически. Так, существовавшая с 1932 года прописка и ее строго регламентируемые правила, отсутствие в течение длительного времени паспортов у колхозников, рынка жилья приводили к тому, что фактически человек не мог свободно решать вопрос о своем месте жительства.

     В настоящее  время сделаны важные шаги к устранению правовых препятствий для реализации этого права. На основе конституционной  нормы принят Закон Российской Федерации  от 25 июня 1993 г. о праве граждан  на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. 

     Закон закрепил отмену прописки и ввел регистрационный  учет граждан Российской Федерации  по месту пребывания и жительства в ее пределах. При этом регистрация  или отсутствие таковой не может  служить основанием ограничения  или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией. Конституция признает право каждого, кто законно находится на территории России, свободно выезжать за ее пределы и право гражданина Российской Федерации беспрепятственно возвращаться в нее (ч. 2 ст.27).

Федеральный закон  от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», по своему содержанию соответствует общепринятым международным стандартам, относящимся к данному вопросу.

Принятый в 1996 году Федеральный Закон обеспечивает свободу граждан выезжать за пределы  России и возвращаться в свою страну.

Выезд, естественно, связан с согласием той страны, в которую намерен прибыть гражданин, и потому требуется въездная виза последней.

Право гражданина России на выезд из своей страны может  быть временно ограничено только в  случаях, прямо оговоренных в Федеральном законе.

Федеральный закон  определяет порядок въезда и выезда иностранных граждан и лиц без гражданства, а также порядок транзитного проезда указанных лиц через территорию Российской Федерации.

Информация о работе Конституционные права и свободы человека