Конституция РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Конституция для России сегодня значит очень много. В Конституции и через нее российское общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою национальную идею. Разумеется, Конституция — это не собрание политических программ и философских концепций. В соответствии со своим назначением, отведенной ролью в жизни страны она представляет собой юридический акт со всеми чертами и свойствами, присущими Основному закону. Конституции отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе.

Содержание

Содержание
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1.Понятие российской конституции. Принятие Конституции РФ 1993г.
1.1.Понятие конституции…………………………………………………………..5
1.2.Принятие Конституции РФ 1993г……………………………………………..6
Глава 2.Юридические свойства и функции конституции.
2.1.Функции конституции………………………………………………………...11
2.2. Юридические свойства конституции……………………………………..…12
Глава 3.Структура и содержание конституции…………………………………..14
Глава 4.Толкование конституции…………………………………………………21
Заключение…………………………………………………………………………23
Список литературы………………………………………………………………...25

Работа содержит 1 файл

Курсовая.Конст РФ.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

                                                    Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

 Глава 1.Понятие российской конституции. Принятие Конституции РФ    1993г.

1.1.Понятие конституции…………………………………………………………..5

1.2.Принятие Конституции РФ 1993г……………………………………………..6

 Глава  2.Юридические свойства и функции конституции.

2.1.Функции  конституции………………………………………………………...11

2.2. Юридические  свойства конституции……………………………………..…12

 Глава 3.Структура и содержание конституции…………………………………..14

 Глава 4.Толкование конституции…………………………………………………21

 Заключение…………………………………………………………………………23

 Список литературы………………………………………………………………...25                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                              Введение 

      Конституция для России сегодня значит очень много. В Конституции и через нее российское общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою национальную идею. Разумеется, Конституция — это не собрание политических программ и философских концепций. В соответствии со своим назначением, отведенной ролью в жизни страны она представляет собой юридический акт со всеми чертами и свойствами, присущими Основному закону. Конституции отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе. В ней закрепляются идеи и принципы, определяющие характер общества, базовые принципы экономики, политики, социальной сферы, государства и права. И Конституция тем успешнее выполняет свою функцию в развитии общества, чем она ближе к национальной идее, точнее и полнее выражает ее установки. Конституция, которая расходится с национальной идеей, игнорирует ее, не говоря уже о ситуации, когда она идет против национальной идеи, не может иметь никаких шансов на понимание и на его признание со стороны общества.

      Конституция, прежде всего, вносит порядок и организацию в жизнь страны и, что особенно важно, определяет основы положения человека в обществе, принципы взаимоотношений человека и государства. В конституции закрепляются исходные принципы права, функции и основы организации государственных органов, формы и методы их деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах жизни страны: в экономике, политике, социальной сфере, духовной жизни. Конституция определяет основные начала внешней политики государства, соотношение международного и внутригосударственного права.

      Действительно, Конституция, как правило, содержит нормы, определяющие форму и структуру  государства, функции и полномочия важнейших государственных органов, основы правового статуса человека и гражданина. Но такое определение в наше время недостаточно. Оно не только не дает полного представления о Конституции, но и ограничивает ее общественное предназначение, сужает рамки ее реальных возможностей.

      Между тем Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некой системы, единого комплекса, то Конституция — это основание, стержень и одновременно вершина всего права, фундамент всего его развития.

      Будучи  принята в условиях переходного  этапа, Конституция 1993 г. отличается тем, что ее отдельные положения носят  декларативный характер и фиксируют  скорее принципы, цели, чем существующие реальности. Речь идет как бы об эффекте опережающего действия Конституции. Возможно, что ее создатели не учли сложностей переустройства общества. Однако есть и другая весьма важная сторона дела. Авторитет Конституции используется для того, чтобы ускорить продвижение страны к намеченным целям. На государственные органы, общественные организации, всех граждан возлагается обязанность действовать в соответствии с положениями Конституции, реализовывать ее установления. Конституция призвана также направлять и стимулировать развитие всего права в заданном направлении. И тот факт, что этот процесс начался с самой Конституции, играет важную роль.

      И поэтому основной целью данной работы является характеристика основных положений  Конституции Российской Федерации 1993 года.

      В рамках поставленной цели необходимо раскрыть две ключевые проблемы:

Во-первых, особенно важным представляется рассмотрение процесса принятия Конституции РФ в  сложившихся исторических и политических условиях, а также тех предпосылок, которые послужили основной причиной ее принятия

Во-вторых, необходимо рассмотреть характерные  особенности Конституции Российской Федерации 1993 года и ее развитие на современном этапе. 
 
 
 
 
 
 

                              Глава 1 

  Понятие российской  конституции. Принятие Конституции РФ    1993г               

                                        1.1Понятие конституции

 

     Конституция - это Основной закон  государства, выражающий волю  господствующего класса или всего  общества и закрепляющий основы  общественного и государственного строя,  права и свободы человека и гражданина.

     Слово (термин) "конституция"  происходит, означает "установление",  "устройство".  Конституция как Основной закон государства учреждает политическую форму существования общества, систему государственных  органов,  устанавливает  порядок их формирования и способ функционирования,  закрепляет права и свободы  человека  и гражданина.

     Конституция в современном ее  понимании не была известна  ни в

древности,  ни в средневековье.  Правда, в  древнем Риме отдельные акты императоров именовались конституциями.  Но они ничего общего не имели с основными законами государств,  возникшими в эпоху перехода человечества от феодализма к капитализму.

     Первой конституцией в ее подлинном  понимании оказалась конституция США 1787 г.  Вслед за ней появилась  конституция  Франции

1791 г.  в результате победы Великой  французской революции. В Х1Хв. конституции были приняты в  большинстве европейских стран.  С их помощью  господствующие классы стремились "...  придать своей воле...  всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона".  Конституция  как  Основной  закон  государства появляется только в ту историческую эпоху,  которая характеризуется правовым равенством граждан или подданных. Собственно она как бы олицетворяет это равенство своим содержанием.  Законодательно оформляя  и закрепляя общественные отношения,  отвечающие коренным потребностям и интересам господствующих классов или всего общества,  конституция  выступает  в  качестве мощного рычага внутриполитической стабильности государства, устойчивого функционирования его властных структур.

     Закрепляя наиболее важные общественные  отношения,  принципиальные положения  и основополагающие устои общества,  политическую форму его существования,  конституция служит правовой  базой  для текущего законодательства.  В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются  положения  конституции.  Причем, важно  подчеркнуть,  что оно не может и не должно "развивать" или дополнять конституцию. Соответствуя Основному закону государства, текущее  законодательство  наполняет его положения конкретным содержанием.  При этом конституционные нормы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего законодательства.

     В отличие от обычных законов,  Основной закон государства характеризуется  стабильностью и долговечностью. Эти качества конституции обусловлены  двумя обстоятельствами.  Во-первых, в силу абстрактного содержания  ее положений она  не  подвержена  постоянным

изменениям.  во-вторых, жесткая процедура по внесению в нее изменений и  дополнений служит гарантом ее жизнеспособности  и  долговечности.

     Таким образом,  все  другие  законы  и  правовые  предписания

властных  структур государства должны соответствовать конституции их правовой основе. Те из них, которые противоречат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене. 

                                   1.2.Принятие конституции РФ 

Необходимость принятия новой Конституции была осознана всеми 
политическими силами еще в ходе принятия Декларации о государственном 
суверенитете от 12 июня 1990 г.

      На 1 Съезде народных депутатов была образована Конституционная комиссия, председателем  которой стал Б.Н. Ельцин. В состав комиссии вошли 
представители всех республик, краев, областей, национальных автономий 
(102 человека). Поначалу работа комиссии проходила довольно быстро и уже 
через четыре месяца проект новой Конституции был не только подготовлен, 
но и опубликован для всеобщего обсуждения. Пробудившиеся общественные 
круги стали выдвигать один за другим альтернативные проекты и различные 
поправки к тексту. Проект Конституционной комиссии рассматривался на 
пятом Съезде народных депутатов, затем снова дорабатывался и снова был 
опубликован в печати. Шестой Съезд народных депутатов одобрил общую 
концепцию конституционной реформы. Верховному Совету и Конституционной 
комиссии было поручено после доработки внести проект на рассмотрение 
очередного Съезда народных депутатов.

      Однако  два последующих Съезда оказались не в состоянии принять 
Конституцию вследствие острых противоречий между законодательной и 
исполнительной ветвями власти. Седьмой съезд постановил вынести основные 
положения проекта новой Конституции на всероссийский референдум, но 
восьмой Съезд отменил это решение.

      Возникшие разногласия практически не затрагивали  положений о правах и 
свободах человека и гражданина, но приобрели острый характер по ключевым 
вопросам разделения полномочий двух властей. Постепенно оппозиционное 
большинство Съезда и Верховного Совета, осознав свои политические 
интересы, твердо заняло позицию недопущения сильной исполнительной 
власти. Обстановку развившегося глубокого экономического кризиса 
использовали левые силы, все решительнее противодействуя реформам и с 
этой целью стремясь любыми путями сохранить контроль законодательной 
власти за всеми действия ми Президента. Со своей стороны Президент все 
решительнее ставил вопросы о необходимости укрепления исполнительной 
власти, подчас даже требуя пересмотра некоторых согласованных положений 
проекта. Работа Конституционной комиссии постепенно заходила в тупик.

      В мае 1993 г. проект Конституции, одобренный Верховным Советом, был 
опубликован. Он существенно исправлял многие пороки старой Конституции, 
содержал демократические положения о правах и свободах человека и 
гражданина. Однако в вопросах организации государственной власти 
доминировали прежние подходы. Принцип разделения властей трактовался в 
сторону уменьшения полномочий Президента, и сохранялась все та же 
советская форма правления.

      Выдвигая  по политическим соображениям идею парламентаризма, но, 
игнорируя отсутствие для него условий в современной России, авторы 
проекта упорно утверждали ведущую роль парламента в системе высших 
органов государственной власти. Явно в нарушение принципа разделения 
властей Верховный Совет наделялся «контрольными полномочиями», а также 
правом принимать решения по основным направлениям внутренней и внешней 
политики России. Верховный Совет приобрел право не только принимать 
федеральный бюджет, но и контролировать его исполнение. Среди членов 
Правительства, которые могли назначаться только президентом 
исключительно с согласия Верховного Совета, были не только Председатель 
и его заместители, но также министры экономики, финансов, внутренних 
дел, иностранных дел, обороны, безопасности.

Информация о работе Конституция РФ