Квалифицирующие обстоятельства убийства по уголовному законодательству Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Данная работа написана на актуальную тему, поскольку в последнее время все чаще совершаются убийства, квалифицирующиеся по ч. 2 ст.139 Уголовного кодекса Республики Беларусь .Убийство совершенное при отягчающих обстоятельствах, являются тяжким и особо опасным. Лица его совершившие, требуют более жесткого контроля со стороны закона, так как несут крайнюю угрозу для общества. Согласно действующему уголовного законодательству жизнь каждого человека охраняется в равной мере – посягательство на жизнь любого человека признается убийством или покушением на него, т.е., общественно опасным, противоправным и уголовно наказуемым деянием.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1 ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА УБИЙСТВА 2
2 ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ УБИЙСТВА 2
3 ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, КВАЛИФИЦИРУЮЩИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УБИЙСТВО 2
3.1 Квалифицирующие признаки, относящиеся к объекту преступления и потерпевшему 2
3.2 Квалифицирующие признаки, относящиеся к объективной стороне преступления 2
3.3 Квалифицирующие признаки, относящиеся к субъективной стороне преступления 2
3.4 Квалифицирующие признаки, относящиеся к субъекту преступления 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 2

Работа содержит 1 файл

Курсовая_УП_передел.doc

— 223.00 Кб (Скачать)

     В судебной практике встречаются случаи, когда потерпевшего перед лишением жизни заставляют рыть себе могилу, иным способом глумятся над ним. В  подобных случаях, даже если сам способ лишения жизни не был связан с особой жестокостью, действия виновного расцениваются как убийство с особой жестокостью [36, с.22].

     До  недавнего времени в судебной практике как убийство с особой жестокостью  расценивалось и глумление над трупом. Однако в последние годы глумление над трупом само по себе не может расцениваться в качестве обстоятельства, свидетельствующего о совершении убийства с особой жестокостью. Содеянное в таких случаях, если не имеется других данных о проявлении виновным особой жестокости перед лишением потерпевшего жизни или в процессе совершения убийства, надлежит квалифицировать по соответствующей части ст.139 УК и по ст.347 УК.

     Для квалификации убийства по пункту 6 части 2 статьи 139 необходимо установить два обстоятельства: во-первых, объективный для потерпевшего особо жестокий способ лишения его жизни; во-вторых, то, что виновный сознавал особо жестокий характер выбранного им способа лишения жизни потерпевшего, желал либо сознательно допускал именно такой способ убийства.

     Если  убийство совершено группой лиц  и хотя бы один исполнитель действовал с особой жестокостью, вместе с ним  по пункту 6 части 2 статьи 139 УК несут  ответственность и те участники  группы, которые сознавали, что кто-либо из них действует с особой жестокостью, и их умыслом охватывалось совершение убийства с особой жестокостью (п. 10 постановления № 9 от 17 декабря 2002 г.). Убийство, совершенное в состоянии аффекта, при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, либо при превышении пределов необходимой обороны, хотя бы и содержащее признаки особой жестокости как причинение большого количества телесных повреждений, либо убийство, совершенное в присутствии близких потерпевшему лиц, квалифицируются соответственно только по статьям 141, 142 или 143, а не пункту 6 части 2 статьи 1391[ 10, 320]. 

              Убийство, сопряженное с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера.

     Под таким убийством следует понимать убийство в процессе изнасилования или совершения действий сексуального характера, а также убийство, совершенное, например, по мотивам мести за оказанное при этом преступлении сопротивление.

     Убийство, сопряженное с изнасилованием или  насильственными действиями сексуального характера, посягает на два охраняемых уголовным правом объекта: жизнь потерпевшего и половую свободу лица, поэтому такие действия виновного следует квалифицировать по совокупности совершенных преступлений: пункту 7 части 2 статьи 139 и в зависимости от конкретных обстоятельств дела по соответствующим частям статьи 166 или статьи 167. В процессе изнасилования или насильственных действий сексуального характера убийство может совершаться при преодолении сопротивления потерпевшей (потерпевшего) или из садистских побуждений.

     Убийство  другого лица с целью облегчения изнасилования или совершения насильственных действий сексуального характера либо сокрытия указанных преступлений подлежит квалификации по пункту 8 части 2 статьи 139 УК.

     Убийства, сопряженные с изнасилованием, свидетельствуют о моральной и половой распущенности преступника, его предельной развратности и крайней жестокости. При таких убийствах преступник проявляет особый эгоизм, поразительное равнодушие к судьбам потерпевших и стремление удовлетворить свое желание [22, с.106]. 

 

3.3 Квалифицирующие  признаки, относящиеся  к субъективной  стороне преступления

 

       Убийство, совершенное  с целью скрыть  другое преступление  или облегчить  его совершение.

     При этом преступлении виновный может преследовать цель скрыть как ранее совершенное, так и готовящееся преступление. Преступник может ставить задачу скрыть преступление полностью либо отдельные его элементы, влияющие на квалификацию либо меру наказания. В подобной ситуации на квалификацию не влияют характер и степень общественной опасности этого преступления, а также то обстоятельство, кто является его исполнителем (лицо, совершающее убийство, или другой человек). Виновный подлежит ответственности по п.8 и в том случае, когда он путем убийства желал скрыть преступление, совершенное каким-либо другим лицом (например, убийство отцом лица, располагающего доказательствами, изобличающими его сына в совершении преступления) [22, с.112].

     При убийстве с целью облегчить совершение другого преступления виновный может  выполнить это деяние как до совершения планируемого преступления, так и в процессе его совершения. Не влияет на квалификацию и то, кто собирался совершить это преступление: сам убийца или иное лицо, а также продолжительность разрыва во времени между преступлением, которое намерен скрыть виновный, и убийством, совершенным в этих целях.

     Для применения пункта 8 части 2 статьи 139 не требуется, чтобы виновный в результате убийства достиг цели; необходимо установить сам факт совершения убийства с этой целью. Лицо, совершившее убийство, предусмотренное пунктом 8 части 2 статьи 139, несет ответственность по правилам о совокупности и за то преступление, совершение которого оно пыталось скрыть или облегчить, при условии, что это лицо являлось исполнителем или соучастником такого преступления.

     С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом  и специальной целью: скрыть другое преступление или облегчить его  совершение.

     В пункте 12 постановления от 17 декабря 2002 г. сказано, что квалификация убийства по пункту 8 части 2 статьи 139 УК исключает возможность его квалификации, помимо указанного пункта, по какому-либо другому пункту части 2 статьи 139 УК, предусматривающему иную цель или мотив убийства. Поэтому, если установлено, что убийство потерпевшего совершено, например, из корыстных или хулиганских побуждений либо было сопряжено с изнасилованием, разбоем и т.д., оно не может одновременно квалифицироваться по пункту 8 части 2 статьи 139 УК. С такой позицией трудно согласиться, т.к. цель сокрытия преступления, например, может сочетаться с корыстными побуждениями (заказное убийство свидетеля)[10, с.321] 
 

             Убийство с целью получения трансплантата.

     В соответствии с законом Республики Беларусь «О трансплантации органов и тканей человека» от 4 марта 1997 года, изъятие органов и тканей у трупа человека разрешается с момента констатации биологической смерти в порядке, установленном республиканским органом государственного управления, ведающим вопросами здоровья. При необратимых потерях функции головного мозга (смерти мозга) забор органов и тканей разрешается после констатации смерти, зафиксированной консилиумом врачей. Установление диагноза смерти мозга является сложной и ответственной процедурой. Если констатация биологической смерти человека произведена с нарушением установленного порядка, то последующее изъятие может приравниваться в отдельных случаях к убийству по п.9 ч.2 ст.139 УК, а в других – к причинению смерти по неосторожности.

     Убийство  с целью получения трансплантата, совершенное из корыстных побуждений, или в отношении заведомо беременной женщины, или с особой жестокостью, помимо пункта 9 должно квалифицироваться соответственно по пункту 12 или пункту 3 либо пункту 6 части 2 статьи 139.

     По  пункту 9 части 2 статьи 139 также квалифицируется  убийство с целью использования частей трупа, в частности, убийство с целью промышленной переработки частей трупа, добавки их в пищу животных, при каннибализме и др.

     Для применения пункта 9 части 2 статьи 139 не требуется, чтобы виновный в результате убийства достиг цели, необходимо установить сам факт совершения убийства с целью получения трансплантата либо использования частей трупа.

     Субъектом этого преступления могут быть как  частные лица, так и медицинские  работники.

     Как правило, данное преступление совершается  с прямым умыслом, вместе с тем, нельзя исключать ситуацию совершения такого убийства с косвенным умыслом, когда лицо, преследуя цель получения трансплантата, остается безразличным к смерти потерпевшего. 

       Убийство лица  или его близких  в связи с осуществлением  им служебной деятельности или выполнением общественного долга.

     По  пункту 10 следует квалифицировать  убийство, совершенное с целью  воспрепятствования правомерной деятельности потерпевшего при выполнении им своего служебного или общественного долга, а также по мотивам мести за такую деятельность. При этом не имеет значения, причинена смерть потерпевшему в момент выполнения им служебного или общественного долга или в иное время.

     Под осуществлением служебной деятельности следует понимать законные действия любого лица, входящие в круг его служебных обязанностей, вытекающих из трудового договора (контракта) с государственными, частными и иными, зарегистрированными в установленном порядке предприятиями и организациями независимо от формы собственности, а также с предпринимателями.

     Под выполнением общественного долга  понимается осуществление гражданином  как специально возложенных на него обязанностей в интересах общества или законных интересах отдельных  лиц, так и других общественно  полезных действий (пресечение правонарушений, сообщение органам власти о совершенном или готовящемся преступлении либо о местонахождении лица, разыскиваемого в связи с совершением им правонарушений, дача свидетелем или потерпевшим показаний, изобличающих лицо в совершении преступления, и др.) .

     Ответственность за убийство лица или его близких в связи с осуществлением им служебной деятельности или выполнением общественного долга наступает независимо от того, сколько времени прошло после совершения потерпевшим тех действий, в связи с которыми произошло убийство. В подобной ситуации важно лишь то, что убийство совершено из мести именно за эти действия. Понятие «близкие лица» содержится в п.З ч.2 ст.4 УК – это близкие родственники и члены семьи потерпевшего либо лица, совершившего преступление, либо иные лица, которых потерпевший или лицо, совершившее преступление, обоснованно признают своими близкими.

     Убийство  работника милиции в связи  с выполнением им обязанностей по охране общественного порядка следует  квалифицировать по статье 362 УК. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в связи с его государственной или общественной деятельностью с целью дестабилизации общественного порядка, либо воздействия на принятие решений государственными органами, либо воспрепятствования политической или иной общественной деятельности, либо из мести за такую деятельность, необходимо квалифицировать по статье 359 УК. 
 

       Убийство лица  или его близких  за отказ этого  лица от участия  в совершении преступления.

     На  оценку содеянного не оказывает влияния: характер и степень общественной опасности преступления, от участия в совершении которого отказался потерпевший; роль лица в предлагаемом преступлении (должен был совершить все преступление, либо часть его, либо какой-то отдельный эпизод; должен был принять участие в преступлении в качестве исполнителя либо другого соучастника); прежнее поведение потерпевшего и мотивы его отказа от участия в преступлении (лицо может быть судимым либо не привлекаться к уголовной ответственности вовсе; потерпевший может отказываться от участия в преступлении из-за болезни, из боязни уголовной ответственности или отсутствия материальной заинтересованности и т.п.).

     Если  лицо сначала принуждают к совершению преступления, например, путем уничтожения  или повреждения его имущества, а затем убивают его близкого за отказ его от участия в совершении этого преступления, то все содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных пунктом 11части 2 статьи 139 и части 2 статьи 288 (принуждение лица к участию в преступной деятельности).

     Убийство  лица, отказавшегося от участия в  совершении преступления, с целью  скрыть это готовящееся преступление, необходимо квалифицировать по пункту 8 части 2 статьи 139. 

       Убийство из корыстных  побуждений, либо  по найму, либо сопряженное с разбоем, вымогательством или бандитизмом.

     Под корыстными побуждениями понимаются мотивы, характеризующиеся стремлением извлечь из совершенного преступления для себя или своих близких выгоду имущественного характера либо намерением избавить себя или своих близких от материальных затрат (ч. 10 ст. 4 УК).

Информация о работе Квалифицирующие обстоятельства убийства по уголовному законодательству Республики Беларусь