Школьный рэкет

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 10:55, контрольная работа

Описание работы

Довольно сложная социально-экономическая ситуация, сложившаяся в Кыргызстане привела к росту детской преступности в стране. Неоспоримым доказательством этому является неблагоприятная статистка, приводимая МВД Кыргызстана, согласно которой, ежегодно около 2 тысяч школьников вовлекаются в преступную деятельность. При этом кривая криминальной активности малолетних преступников не снижается, а напротив, имеет тенденцию к дальнейшему росту.

Работа содержит 1 файл

школбат.doc

— 51.00 Кб (Скачать)

Школьный  рэкет. 

Кыргызстан: школьный рэкет как часть организованной преступности

Аналитика

Довольно сложная  социально-экономическая ситуация, сложившаяся в Кыргызстане привела  к росту детской преступности в стране. Неоспоримым доказательством  этому является неблагоприятная статистка, приводимая МВД Кыргызстана, согласно которой, ежегодно около 2 тысяч школьников вовлекаются в преступную деятельность. При этом кривая криминальной активности малолетних преступников не снижается, а напротив, имеет тенденцию к дальнейшему росту. Например, в минувшем 2009 году несовершеннолетними подростками в стране было совершено 722 преступления, тогда как за отчетный период предыдущего 2008 года их число составляло немногим более 630. Глава представительства Детского фонда ООН в КР Тим Шаффтер отмечает, что почти в 40 тысячах семей дети не имеют даже свидетельств о рождении, растет число ребятишек, попадающих в детские дома и интернаты. Только государственных детдомов в Кыргызстане сегодня насчитывается более 100. Частных в несколько раз больше. В учреждениях опеки находятся 22 тысячи человек. Из-за потери родителей 43 процента детей попадают в детдома. Другая часть становится беспризорниками или, если повезет, остается с родственниками. Более 60 процентов несовершеннолетних нарушают закон и попадают под следствие. На заседании Общественной палаты КР по проблемам школьного рэкета и вопросам попечительских советов заместитель министра внутренних дел Талантбек Исаев отметил, что в 2009 год к уголовной ответственности были привлечены 1057 несовершеннолетних, 512 из них - учащиеся. Более 500 подростков на данный момент находятся в изоляторах временного содержания». По его словам, анализ ситуации подростковой преступности, особенно среди учащихся общеобразовательных учреждений, свидетельствует о необходимости принятия дополнительных мер для профилактики. Особую тревогу вызывает то, что в ряде регионов республики преступность среди данной категории населения уже превысила 30 процентов от общего числа зарегистрированных правонарушений. Все больше отмечается убийств и грабежей, причинений тяжкого вреда здоровью, преступлений против собственности и общественной безопасности, совершенных несовершеннолетними. В этих сложных условиях, власти Кыргызстана не предпринимают должных мер по ограждению юных граждан от пропаганды насилия, нравственной распущенности, культа безудержного потребления и эгоизма. Обыденным явлением в общеобразовательных учреждениях страны стали «подростковые разборки», во время которых агрессивно настроенные 13-15-летние юноши употребляют словосочетания типа: «ответишь по понятиям», «кто у вас смотрящий?» и тому подобное. Такие факты наглядно свидетельствуют о том, что криминально-уголовное поведение и образ мышления достаточно глубоко укоренились в школьной жизни. Так, в городе Кара-Балта Чуйской области был зафиксирован факт избиения до смерти подростка, который не смог вовремя отдать юным «рэкетирам» долг в размере 50 сомов. В Кыргызстане существует два вида школьного рэкета: официальный и неофициальный», - заявила на заседании комитета Жогорку Кенеша по образованию, науке, культуре и спорту депутат Гульжамал Султаналиева. По ее словам, официальным рэкетом занимаются учителя школ. «Об этом говорят сами дети, которые отмечают, что с самого порога школы начинаются сборы на различные нужды. При этом с каждым годом они только растут. Вокруг школьного рэкета в последнее время в обществе поднялся большой шум, хотя данная проблема существовала и раньше. Об этом говорили, но только на задворках школ. Иногда дети рассказывали друзьям, родителям и даже учителям о вымогательстве, издевательствах и угрозах, но взрослые оставляли их слова без внимания. Так продолжалось бы и по сей день, если бы не череда смертей школьников. Многие считают и говорят, что вымогательство, угрозы и избиение детей в школах - это отражение существующих в обществе проблем. Ведь дети, как губка, впитывают всю окружающую информацию, поведение взрослых для них служит примером. По мнению президента общественного объединения «Дети в опасности» Максима Никифорова, ученики школ Чуйской области признают, что в школе есть факты рэкета и навязывания ученикам криминальных понятий. Во многих школах даже есть свои «смотрящие». Недавно в Кыргызстане начался суд над школьниками, обвиняемыми в убийстве своего одноклассника. Однако, в Бакай-Атинский районный суд Таласской области, где проходит судебный процесс по нашумевшему делу о гибели пятнадцатилетнего Саадабая уулу Нурака, забыли пригласить родителей убитого ребенка. На скамье подсудимых шесть бывших учеников-старшеклассников, которые обвиняются в причастности к гибели подростка. По версии следствия, регулярные вымогательства и жестокое избиение более слабых учеников в одной из таласских школ закончились смертью подростка. Родители 15-летнего погибшего уверены, что именно жестокие избиения в школе, имевшие систематический характер, стали причиной смерти их сына. А в отношении шести бывших учеников 11 класса средней школы имени Тойчубекова было возбуждено уголовное дело по трем статьям Уголовного кодекса КР - «Истязание», «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего» и «Вымогательство». «Родители погибшего в результате школьного рэкета подростка Саадабай уулу Нурака стали изгоями в родном селе», - заявляла координатор Сети НКО по защите прав и интересов детей Елена Воронина. По ее словам, односельчане погибшего мальчика обвиняют его родителей в том, что они сделали историю своего сына достоянием общественности, то есть вынесли сор из избы. «Их упрекают в том, что они поехали в Бишкек и подняли шум. Сельчане называют избиение мальчика «детской шалостью». Мать погибшего говорит, что они стали изгоями в родном селе, к ним относятся почти враждебно». И это лишь те факты, которые неправительственные организации не побоялись огласить. А если копнуть еще глубже?! Вот и верь потом людям, провозглашающим светлое будущее Кыргызстана. 
 

                                                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                         
 
 

                                                           ШКОЛБАТ 

"Мама, с собрания  нашего "мужсовета" ("мужской  совет" — собрание мальчиков-старшеклассников. — У.Б.) я всего два раза уходил, не получив тумаков. Да и  то лишь потому, что на этих  собраниях были девочки и врачи  рассказывали нам про СПИД. Раньше собрания "мужсовета" проходили раз в неделю, а с весны стали проходить по два-три раза. Если в момент собрания в класс заходил кто-то из учителей, парни говорили, что мы совещаемся по поводу школьной формы.

— А знали  о ваших собраниях другие преподаватели или завуч по воспитательной работе?

— Ни директор школы, ни завуч не принимали участия  ни в одном собрании. Обычно в  них участвовали только ученики 8–11 классов. К восьмиклассникам отношение  было более-менее мягкое: немного  попугав и легонько поколотив  их за какой-нибудь проступок, одиннадцатиклассники их отпускали. А потом принимались за нас и десятиклассников: Данил Данияров, Расул Абдыбеков, Жакыпбек уулу Бактияр вытаскивали припрятанные палки, вырывали плинтуса и били нас ими по ногам… После уроков 10 и 11 классы играли в футбол, а мы должны были отдавать им свои кроссовки и гонять мяч в шлепках. Если мы отказывались, нас опять били..."

Я поймал себя на мысли, что описание происходивших  в обычной сельской школе событий  больше смахивает на неуставные отношения  среди служащих стройбата в каком-нибудь богом забытом гарнизоне, где офицеры сходят с ума от скуки, а рядовые предоставлены сами себе. Читаю дальше…

"Старшеклассники  били нас палками по пальцам  — это называлось "кормить  мантами". Бьют по одной руке, а ты дуешь на пальцы и  говоришь: "Ой, холодные манты!" Тогда бьют по другой руке — дуешь на пальцы и кричишь: "Ой, какие горячие, жирные манты!" Потом нас заставляли отжиматься, а во время отжиманий пинали по ногам, спине, груди… В мае "министр" Данил заставил нас копать арык у себя дома. А Расул заставлял нас пилить дрова и копать картошку в огороде, его мама Гульбара подгоняла: "Работайте скорее, а то придет Расул и настучит вам по почкам".

Подобных фактов в повествовании Нурака много. Его  и других одноклассников заставляли пасти скот, работать в огороде, приносить деньги и еду — словом, замашками одиннадцатиклассники больше походили на отморозков, отбывающих срок в исправительной колонии. Пропадая на "отработках", Нурак говорил родителям, что задерживается в школе "по учебе" или в гостях у одноклассника, с которым делает домашние задания. 

"МЫ ОБИДЕЛИСЬ  НА ВРАЧА…"

По словам родителей  Нурака, противостояние между учениками 9–11 классов достигло апогея 23 мая, незадолго до окончания учебного года.

— Возле школы  собрались ученики 9–10 классов. Они говорили, что больше не согласны терпеть беспредел выпускников и начали с ними драться, — рассказал отец Нурака Саадабай Токтоналиев, преподаватель физкультуры. — Учителя не могли утихомирить ребят, а парни рассказали мне, что среди них, прихрамывая, ходил и мой сын.

— Он еще в  марте-апреле говорил, что у него нога побаливает, появилась шишка. Должно быть, это из-за того, что его били по ногам, — добавила супруга.

— Когда вы повезли  сына в больницу?

— В начале июня мы приехали в Бишкек. Нурака положили в 4-ю городскую больницу, лечили две недели. Потом нас направили в онкологию, и мы узнали, что это саркома. Скоро мы Нурака забрали, отказались от лечения...

— Почему?

— Мне стало  обидно, что врач резко со мной разговаривала. Она сказала, что мы поздно привезли сына, что у него уже запущенная стадия рака, метастазы пошли в легкие и, даже если назначить химиотерапию, он проживет не больше трех месяцев.

— Но если врач сказала правду, за что на нее  обижаться?

— А чего его  здесь держать, если он все равно  умрет?! — снова вступил в разговор Саадабай Токтоналиев. — Мы решили забрать сына на джайлоо, чтобы поить его молоком.

Из заключения судебно-медицинского эксперта Таласского областного бюро СМЭ: "Смерть Саадабай уулу Нурака наступила от интоксикации, появившейся вследствие гангрены нижней конечности слева в результате остеогенной саркомы левой бедренной кости с метастазами в правое легкое…" 

ЧУЖАЯ ШКОЛА  — ПОТЕМКИ?

Остеосаркома  — злокачественная опухоль кости  — как правило, развивается у  детей и подростков. Чаще всего опухоль возникает в костях нижних конечностей, а метастазы в основном образуются в легких. Симптомами заболевания являются боль и припухлость в месте возникновения опухоли; часто развитие остеосаркомы начинается после перенесенной травмы, хотя до сих пор остается неясным, только ли травма является причиной ее развития…

Точно определить начало заболевания при остеосаркоме удается не всегда. И когда в  средних учебных заведениях Кыргызстана  начала развиваться опухоль под  названием "школьный рэкет", тоже доподлинно неизвестно. Среди независимых правозащитников, представителей аппарата омбудсмена, чиновников, депутатов и прочих лиц стало модно выступать с "разоблачениями" фактов вымогательства в школах и ученической "дедовщины". Но почему-то никто из них не задается вопросом о том, каковы взаимоотношения между самими преподавателями, между учителями и их подопечными. И даже родители Нурака, работающие в той же школе, говорят, что ничего не знали об особенностях взаимоотношений между учащимися старших классов.

Бывший директор школы, в которой учился Нурак, Бурултай Момбекова, уверена, что описанные  в его рассказе ужасы никогда  не имели места в действительности.

— Из заявления  Осмоналиевой следует, что "дедовщина" в школе продолжалась почти два  года. Как это могло остаться незамеченным?

— И я о  том же говорю: почему за два года никто ничего не заметил? По-моему, противостояние между учениками было гораздо  меньших масштабов, чем утверждает семья Нурака. Ни я, ни другие учителя  никогда не видели, чтобы ученики дрались. С ребятами работала завуч по воспитательной работе Кожобекова, милиционеры читали лекции о правилах поведения. Я не понимаю, как такое могло произойти…

— Педагоги говорят, что образовательный и воспитательный процесс в учебном заведении  протекал практически без надзора из-за каких-то интриг между вами и бывшим завучем Кожобековой. Как вы это объясните?

— А какое  отношение эти интриги имеют  к работе? Я выполняла свои обязанности, Кожобекова — свои. Она и создала  школьный парламент, где ученики  сами выбирали министров и президента школы.

Своим мнением  относительно произошедшего поделилась и Бюбюкалича Кожобекова:

— Я преподавала  в классе у Нурака, и его родители тоже. Сейчас говорят о каком-то ученическом "мужсовете", но у нас никогда  не было такого объединения.

— А ученическая  администрация?

— Школьные парламенты и правительства есть в каждом учебном заведении района, они  были созданы в рамках программы "Потомки Манас-ата". Президента и министров избирают сами учащиеся.

— Какие отношения  были у вас с директором Момбековой?

— Директору  не нравилось, что я указываю ей на ошибки в работе — вот она и  плела интриги. Меня и с должности  сняли по ее заявлению.

Поразмыслив, что  о "горячих" событиях в районе прежде всего должны знать работники  правопорядка, я позвонил старшему участковому инспектору Бакай-Атинского РОВД Нурлану Исмаилову, который беседовал с ребятами, пришедшими на похороны Нурака, и попросил его рассказать, как складываются отношения между школьниками. 

— Обратитесь с  письмом к моему руководству. Если разрешат, я буду с вами говорить, — отрезал милиционер.

Информация о работе Школьный рэкет