Судебно-психологическая экспертиза

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 21:04, реферат

Описание работы

Построение правового общества, осуществление радикальной правовой реформы требует всемерной гуманизации права, надежного обеспечения принципов обоснованности и справедливости решений, максимальной индивидуализации ответственности и предусмотренных законом мер правового воздействия.
Одним из эффективных средств решений этих задач является совершенствование и создание новых видов судебных экспертиз, связанных с оценкой человеческого поведения: судебно психологической, комплексной психолого-психиатрической, психолого-почерковедческой, психолого-искусствоведческой и др.

Содержание

Введение
1. Предмет, объект и виды судебно-психологической экспертизы
2. Назначение судебно-психологической экспертизы
Заключение
Введение

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

  «Судебно-психологическая экспертиза» 

Содержание

Введение

1.   Предмет, объект и виды судебно-психологической экспертизы

2.   Назначение судебно-психологической экспертизы

Заключение 

Введение

Построение правового  общества, осуществление радикальной  правовой реформы требует всемерной гуманизации права, надежного обеспечения принципов обоснованности и справедливости решений, максимальной индивидуализации ответственности и предусмотренных законом мер правового воздействия.

Одним из эффективных  средств решений этих задач является совершенствование и создание новых видов судебных экспертиз, связанных с оценкой человеческого поведения: судебно психологической, комплексной психолого-психиатрической, психолого-почерковедческой, психолого-искусствоведческой и др.

В настоящее  время трудно себе представить высококвалифицированные  расследования, разбирательства в  суде или другом компетентном органе без привлечения психологических  знаний. В юридической практике накоплен значительный опыт привлечения психологов в качестве экспертов и специалистов. Предметом судебно-психологической экспертизы является здоровая психика человека Это обстоятельства дает возможность отграничить предмет судебно-психологической экспертизы от судебно-психиатрической, предметом которой является психика лиц, страдающих определенным психическим заболеванием. Поэтому попытки включать в предмет судебно-психиатрической экспертизы исследований психики здорового несовершеннолетнего (обвиняемого, потерпевшего и др.) является несостоятельным, т.к. эта область деятельности психолога, а не психиатра

Объектом судебно-психологической  экспертизы, т.е. источником, из которого эксперт черпает сведения об устанавливаемых  им фактах, является человек.

Судебно-следственной практике известны случаи проведения судебно-психологической экспертизы в отсутствии человека, например, когда подэкспертный умирает до суда. Посмертная экспертиза осуществляется только по материалам дела (протоколы допроса, письма, дневники, записки, магнитофонные и видео записи и др.) и является особенно сложной.

В отличие от судебно-психиатрической экспертизы, где на протяжении более ста лет  приемы и способы экспертного  изучения шлифовались огромным количеством  врачей, систематически выполняющих  функции эксперта, у психологов нет  не только специализированных подразделений, но даже определенной квалификационной подготовки в системе обучения. Поэтому к оценке психического состояния здорового человека в связи с его участием в событии преступления привлекаются, лица компетентные лишь в одной из областей психологии. Следователь должен исходить из предпочтительности их основной профессиональной специализации. Это могут быть сотрудники кафедр психологии вузов и университетов, а также педагоги, имеющие подготовку в области дефектологии. Особенности эмоционального состояния лучше устанавливать с помощью психолога работающего при психиатрических учреждениях. Наиболее компетентными бывают психологи больниц, на базе которых функционирует судебно-психиатрические отделения. 

1. Предмет, объект  виды судебно-психологической экспертизы

От правильного  выбора методов исследования во многом зависит качество и научный уровень  каждой конкретной экспертизы. Однако ни один из используемых в СПЭ методов  не ведет непосредственно к ответу на стоящий перед экспертом вопрос. Необходимо применение нескольких экспериментальных, тестовых, анкетных и других методов, направленных на взаимное дополнение получаемых данных и на то, чтобы обеспечить всестороннее описание предмета экспертизы. В связи с этим и во избежание необоснованной критики в адрес применяемых методов исследования психологам-экспертам необходимо не только указывать в актах экспертизы их диагностические возможности, но и иметь теоретическую и практическую подготовку в области системных описаний, позволяющих воссоздать целостную картину различных психических явлений. Психолог-эксперт не вправе применять в ходе экспертного исследования, недостаточно апробированные методы психодиагностики. В отдельных случаях, когда их использование представляется крайне необходимым для изучения предмета экспертизы, каждый новый метод должен быть подробно описан в акте СПЭ с указанием его диагностических возможностей и данных о надежности измерения.

Одним из методологических принципов организации и проведения СПЭ является метод реконструкции  психологических процессов и состояний подэкспертного в период, предшествовавший событию преступления, в момент преступления и непосредственно после него, выявление психологических особенностей и динамики этих процессов.

Предметом судебно-психологической  экспертизы (СПЭ) в уголовном процессе является совокупность компонентов психики подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля и подсудимого, экспертное установление и оценка которой имеет значение для объективного расследования и судебного разбирательства уголовного дела и соответствует современным возможностям психологической науки.

Основными компонентами психики человека являются психические  процессы, психические состояния  и психические свойства, в том  числе "особенности эмоционаньно-волевой  и мотивационной сфер, характерологические особенности, темперамент, способности, точная диагностика которых возможна только на основании применения специальных познаний в области психологии".

Предметом судебно-психологической  экспертизы является здоровая психика  человека. Это обстоятельства дает возможность отграничить предмет судебно-психологической экспертизы от судебно-психиатрической, предметом которой является психика лиц, страдающих определенным психическим заболеванием. Поэтому попытки включать в предмет судебно-психиатрической экспертизы исследований психики здорового несовершеннолетнего (обвиняемого, потерпевшего и др.) является несостоятельным, т.к. эта область деятельности психолога, а не психиатра

Объектом судебно-психологической  экспертизы, т.е. источником, из которого эксперт черпает сведения об устанавливаемых им фактах, является человек.

Судебно-следственной практике известны случаи проведения судебно-психологической экспертизы в отсутствии человека, например, когда  подэкспертный умирает до суда. Посмертная экспертиза осуществляется только по материалам дела (протоколы допроса, письма, дневники, записки, магнитофонные и видео записи и др.) и является особенно сложной.

Следовательно, объектом судебно-психологической  экспертизы могут быть сведения, характеризующие особенности психики подэкспертного, содержащиеся в материалах уголовного дела. При судебной психолого-вокалографической, психолого-искусствоведческой и других экспертизах объектом исследования являются магнитофонные записи.

Виды судебно-психологической экспертизы классифицируются в зависимости от правового статуса подэкспертного и разрешаемых вопросов. Процессуальное положение испытуемого позволяет выделить судебно-психологическую экспертизу потерпевших, подозреваемых, свидетелей и обвиняемых. Вопросы, разрешаемые судебно-психологической экспертизой, дают возможность классифицировать экспертные исследования по направлению:

Ø   психических процессов (особенности восприятия памяти, мышления, воображения и др.);

Ø   психологических состояний (познавательных, волевых, эмоциональных);

Ø   психологических свойств (темпераментом, характера, способностей и др.).

Важнейшими видами или разновидностями судебно-психологической  экспертизы является:

1.         судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних;

2.         судебно-психологическая экспертиза совершеннолетних лиц для установления особенностей их психических процессов, состояний и свойств.

Основные следственные ситуации, в разрешении которых используется судебно-психологичеекая экспертиза:

Ø   определение способности несовершеннолетних обвиняемых, страдающих умственной отсталостью, не связанной с психическими заболеваниями, полностью сознавать себя, давать отчет в своих действиях;

Ø   установление способности потерпевших от половых преступлений правильно воспринимать характер и значение действий преступника;

Ø   определение способности верно воспринимать значение для дела обстоятельства и давать о них показания;

Ø   определение наличия или отсутствия физиологического аффекта и иных эмоциональных состояний в момент совершения преступления;

Ø   установление наличия или отсутствия у лица в период предшествовавший смерти психического состояния, предрасполагающего к самоубийству;

Ø   установление обстоятельств, связанных с управлением техникой;

Ø   определение возможного психологического давления со стороны работников правоохранительных органов на участников уголовного процесса (обвиняемого, потерпевшего и др.) в период расследования преступления.

Формы использования  специальных психологических познаний

Понятие "специального познания" появилось в юриспруденции, когда для разрешения вопросов, касающихся собирания использования и оценки доказательств, стали приглашать лиц, обладающих специальными знаниями в  науке, технике, искусстве и ремесле (статья 74 – 78 УПК РФ).

Психологические познания – это система сведений о закономерностях возникновения  и развития психики, о психических  явлениях (процессах, состояниях, свойствах), деятельности человека и его поведении.

На предварительном  следствии процессуальными формами использования специальных психологических познаний являются:

а)      участие специалиста психолога в производстве процессуальных действий (ст. 133 УПК РФ);

б)      назначение и производство судебных экспертиз (ст. 78 УПК РФ).

Специалист-психолог – это лицо, сведущее в области психологии, приглашенное для участия в проведении следственных действий. По УПК РСФСР специалист может участвовать в допросе несовершеннолетнего свидетеля в возрасте до 14 лет (ст. 133), а по усмотрению следователя от 14 до 16 лет (ст. 159, 285, 397), выемки и обыски (ст. 170), осмотре (ст. 179), осмотре трупа (ст. 180), получении образцов для сравнительного исследования (ст. 186 УПК РСФСР).

В статьях, регулирующих порядок допроса, участие специалиста  не оговаривается, исключение составляет лишь обязательное привлечение педагога к допросу несовершеннолетнего свидетеля в возрасте до 14 лет и факультативное участие специалиста (педагога) в допросе свидетеля в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет (ст. 159 УПК РФ). УПК РФ требует обязательного участия педагога в допросе несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) старше 14 лет, если он признан умственно отсталым (ст. 397 УПК РФ). На наш взгляд, участвующий в уголовном судопроизводстве педагог или врач привлекается для решения психологических задач, лишь при достаточной психологической подготовке.

Специалист психолог может принять участие в осмотре, в том числе в осмотре места  происшествия до возбуждения уголовного дела.

Наиболее эффективной  могло бы быть участие психолога  в осмотре места происшествия по делам об убийствах, изнасилованиях, посягательствах на общественное и. личное имущество граждан.

Целесообразным  является участие психолога в  осмотре места дорожно-транспортного  происшествия (ДТП), он может оказать  помощь в воспроизведении психологической стороны происшествия. Участие специалиста-психолога будет ценным в допросе свидетелей, потерпевших, при очной ставке, следственном эксперименте и др. процессуальных действиях. Психолог помогает более эффективно провести допрос лиц, страдающих физическими и психическими недостатками, особенно такая помощь необходима при допросах умственно отсталых субъектов.

Специалист-психолог помогает следователю установить психологический  контакт с допрашиваемым (обвиняемым, свидетелем, потерпевшим, и др.), оказать активное психологическое воздействие на лицо, подлежащее допросу, выявить отдельные качества и психологические особенности субъекта расследования (темперамент, характер и др.).

Психолог может  участвовать в обыске, с его  помощью будут определены возможные места сокрытия поиска, психологические особенности личности обыскиваемого (характер, темперамент; тип мышления и др.), его реагирование на действия следователя.

Необходимо участие  психолога в предъявлении для  опознания. Психолог обращает внимание на следователя, на особенности личности опознающего, определяет тип опознания, помогает ликвидировать конфликтные ситуации, установить психологические барьеры для опознания и т.п.

Специалист-психолог может участвовать во всех следственных действиях по усмотрению органа, ведущего расследование.

Важнейшей формой применения достижений психологической  науки является назначение и проведение судебно-психологической экспертизы.

Действующее законодательство подробно регламентирует производство экспертизы (ст. 79 – 82; 184-194 УПК РСФСР).

Эксперт-психолог активно участвует в процессе доказывания, и его права и  обязанности четко определены процессуальным законом. В соответствии со ст. 82 УПК  РСФСР он вправе:

Ø   ознакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы;

Ø   заявлять ходатайство о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;

Информация о работе Судебно-психологическая экспертиза