Уголовная ответственность за разбой

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Цель. Изучение выбранной темы предполагает достижение следующей цели – исследовать уголовно-правовую характеристику разбоя, с точки зрения современного российского законодательства. В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:
▬ исследовать уголовно-правовую характеристику разбоя;
▬ определить признаки разбоя и охарактеризовать их;
▬ изучить уголовную ответственность за квалифицированные и особо квалифицированные составы разбоя;
▬ обсудить и разрешить проблему отграничения разбоя от смежных составов преступления;
▬ сформулировать выводы и рекомендации по проделанной работе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗБОЯ
1.1. ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ 6
1.2. СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ 15
КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СОСТАВЫ РАЗБОЯ
2.1. КВАЛИФИЦИРУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ РАЗБОЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗБОЙ 20
2.2. ОСОБО КВАЛИФИЦИРУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ РАЗБОЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗБОЙ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО УГОЛОВНОМУ.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

В юридической литературе общепринятым считается деление  насилия на физическое и психологическое. Понятие физического насилия в уголовно-правовой науке связывают с общественно опасным противоправным воздействием на организм другого человека вопреки его воле. Физическое насилие охватывает три различных вида воздействия на потерпевшего:

  • воздействие на телесную неприкосновенность, здоровье или жизнь человека;
  • ограничение свободы личности;
  • воздействие на внутренние органы потерпевшего без нарушения наружных тканей организма;8

Под физическим насилием первого вида понимается любое воздействие  факторов внешней среды на организм человека, на его телесную неприкосновенность (от причинения физической боли – наименьшего по степени интенсивности насилия до наиболее интенсивного – убийства). Применяя насилие, выражающееся в воздействии на телесную неприкосновенность, здоровье или жизнь потерпевшего, виновный прибегает к использованию, как непосредственно своей мускульной силы, так и оружия или иных других орудий насилия. Насилие данного вида может быть применено и посредством использования различных животных (например, собаки, которую преступник заставляет наброситься на потерпевшего).

К насилию указанной  категории следует также относить физическое воздействие на потерпевшее  лицо, которое хотя и не причинило  вреда его здоровью, но в момент применения создавало реальную опасность для его жизни или здоровья (сжатие дыхательных путей, сбрасывание с высоты, выталкивание из транспорта, воздействие на потерпевшего сильнодействующих нервнопаралитическими или токсическими веществами и пр).

Второй вид насилия  – ограничение свободы, - может рассматриваться как элемент разбоя лишь при условии, что оно соединено с непосредственным воздействием на организм потерпевшего (связывание, насильственное заключение в закрытом помещении, затыкание рта и т.д.). Эти действия носят насильственный характер, ибо нападающий при их совершении воздействует непосредственно на телесную неприкосновенность потерпевшего. Именно эти физические усилия нападающего лишают потерпевшего возможности оказать сопротивлении завладению имуществом, сковывают его свободу. В этом случае, если насильственное лишение свободы представляет опасность для жизни или здоровья потерпевшего (затыкание рта кляпом, грозящее асфиксией, связывание и оставлении потерпевшего на морозе), оно составляет элемент разбоя; в противном случае насильственное лишение свободы есть признак насильственного грабежа.

Третьим видом насилия  является физическое воздействие на внутренние органы человека без нарушения его телесной неприкосновенности. Как правило, потерпевший принимает ядовитые или иные сильнодействующие вещества в результате обмана со стороны виновного имеющего намерение таким способом устранить в лице потерпевшего преграду на пути к имуществу. В настоящее время – это «введение в организм потерпевшего опасных для жизни и здоровья сильнодействующих, ядовитых или одурманивающих веществ с целью приведения его в беспомощное состояние и завладение имуществом, должно квалифицироваться как разбой»9.

И, наконец, насилием может  быть признано лишь такое активное воздействие на личность потерпевшего, которое применяется против воли человека и без его на это согласие. Поэтому, если насилие применяется к лицу с его согласия (например, чтобы отвести подозрение от домработницы или члена семьи, по сговору с которыми совершено похищение ценностей из квартиры), оно не может составить признака разбоя, и такие действия виновного квалифицируются как кража.

Насилие может принять  форму не только физического, но и психологического насилия. Под ним следует понимать воздействие преступника на сознание и волю другого человека без применения физической силы с целью подчинить себе поведение жертвы, т.е. воздействие на психику человека, выражающееся в запугивании его применением физического насилия. Психическое насилие при разбое по своему содержанию представляет собой угрозу применения физического насилия, опасного для жизни или здоровья потерпевшего, а не причинения какого-либо вреда. Эта угроза может быть выражена в различной форме: словесно “убью”, “зарежу”, жестами, демонстрацией оружия или иных предметов, применение которых может быть опасно для жизни или здоровья потерпевшего.

Угроза применения насилия  также должна быть достаточно реальной, то есть содержать в себе действительную опасность, и то, что преступник может осуществить её (угрозу) немедленно, а не в будущем. Только такая угроза по степени интенсивности воздействия на потерпевшего способна запугать и вынудить его к выполнению требований нападающего лица. Однако, при решении вопроса о реальности угрозы, нельзя не учитывать и того, как сам нападающий оценивает ее способность сломить волю потерпевшего к сопротивлению: при совершении нападения, соединенного с угрозой, он должен рассчитывать на нее как на вполне достаточный способ для достижения цели завладения имуществом потерпевшего10.

Практически не имеет значения, имел ли виновный действительные намерения и возможность привести угрозу в исполнение. Поэтому угроза даже фиктивным оружием должна признаваться реальной, если потерпевший не подозревал о ее фиктивности, а сам нападающий рассчитывает, что подвергшийся нападению не сумеет или не сможет определить непригодность предмета, имитирующего оружие, для фактического насилия.

Также угроза должна быть наличной, создающей опасность немедленного применения насилия. Однако независимо от способа ее выражения угроза, должна быть такой, которая даст понять потерпевшему лицу, что ему грозит немедленная и неминуемая расправа, если он не подчинится требованиям нападающего и попытается воспрепятствовать завладению имуществом.

Приведу пример из судебной практики. По приговору Кирсановского районного суда за разбой были осуждены П. и К. По предварительному сговору П. и К. подошли к дому Ф. и постучали. Когда Ф. открыла дверь, К. втолкнул ее в комнату, выключил свет и силой посадил на стул. Угрожая убийством К., потребовал у потерпевшей деньги, говоря, что у него имеется пистолет, “прицеливаясь” в нее палочкой-макетом. П., тем временем, проник в чулан и из кармана висевшей кофты вытащил 430 руб., а также взял два мешка шерсти. Перед уходом они вновь пригрозили Ф. убийством, если она кому-нибудь расскажет о случившемся. Адвокаты просили их действия квалифицировать по ч.2 ст.161 УК РФ, считая, что угроза убийством была нереальной, т.к. они кроме небольшой палки, не имели ничего. Суд решил, что действия П. и К. по п. “а” ч. 2 ст. 162 УК РФ квалифицированы правильно, ибо они под угрозой убийства отобрали у Ф. деньги и два мешка шерсти. Доводы адвокатов, что угроза убийством была нереальной, не может быть основанием для переквалификации действий осужденных по ст. 161 УК РФ, т.к. насилие при разбое может быть и психологическим, каковым является угроза убийством, воспринятая потерпевшей как реальная.

Насилие при разбое представляет столь высокую опасность, что  это преступление признается оконченным с момента применения насилия, когда насилие предшествует изъятию имущества. Однако применение насилия в процессе начавшегося изъятия имущества или даже непосредственно после изъятия имущества, для удержания похищенного, также образует состав разбоя. Опасность насилия определяется по его последствиям, исходя из реального вреда, причиненного здоровью потерпевшего. Опасным для жизни или здоровья потерпевшего следует считать такое насилие, которое повлекло причинение потерпевшему тяжкого, средней тяжести или легкого вреда здоровью. Хотя для разбоя не обязательно, чтобы здоровью был причинён реальный вред, достаточно наличия насилия, которое в момент совершения преступления создавало опасность для жизни или здоровья11.

Согласно законодательству разбой относится к усеченным составам преступлений, потому как момент окончания преступления связан не с завладением имущества путем насилия, а с более ранней стадией - действиями, направленными на завладение имуществом, то есть с нападением. Нападение - это внезапное применение насилия к потерпевшему, выражающее агрессивную интенсивность действий виновного12. Согласно толковому словарю В.И. Даля, «напасть - это броситься на кого-нибудь с враждебным намерением, начать действовать против кого-нибудь с враждебной целью». Нападение носит внезапный, неожиданный характер и представляет собой насильственное воздействие на потерпевшее лицо, оно может носить явный характер, а может быть и неочевидным для потерпевшего (нападение на спящего человека, нанесение удара в спину, выстрел из укрытия).

Нападение должно обязательно сочетаться с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, или с угрозой применения такового. Поэтому физическое или психическое насилие - обязательная составная часть нападения. Нападение можно представить как действие, состоящее из двух этапов: создание реальной опасности применения насилия и непосредственно само насилие. Реальная возможность применения насилия и степень его опасности для потерпевшего оцениваются самим потерпевшим.

При все при этом, следует  отметить, что нападение не обязательно  должно быть направлено на преодоление реального сопротивления потерпевшего, оно может иметь целью и предупреждение возможного сопротивления при завладении имуществом. В этой связи следует отметить, что в судебной практике определенные трудности вызывает квалификация завладения чужим имуществом путем применения одурманивающих средств. Среди российских криминалистов нет единого мнения в решении этого вопроса. Так, ряд некоторых авторов полагает, что не может быть состава разбоя в действиях виновных лиц, которые дают потерпевшему одурманивающие средства, чтобы, пользуясь бессознательным его состоянием, похитить принадлежащее или вверенное ему имущество.

Подводя итог данной главе  важно выделить то, что разбой определяется как нападение в целях хищения  чужого имущества, совершённое с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, или с угрозой применения такого насилия. Разбой - наиболее общественно опасная, насильственная форма хищения, посягающая не только на собственность, но и на личность (жизнь и здоровье потерпевшего), и является тяжким преступлением. Данный состав сконструирован как формальный, преступление считается оконченным с момента нападения (при условии, что оно совершено с целью хищения).

      

 

 

 

 

 

1.2. СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ

 

Субъект преступления, в частности, разбоя в реальной жизни - это человек, обладающий обязательными признаками (физическое лицо; лицо, достигшее возраста, установленного уголовным законом; вменяемое лицо), но и другими качествами, которые могут иметь определенной уголовно-правовое значение. Речь идет как об апологических, так и о социальных признаках: половой принадлежности; состоянии здоровья; семейного положения; уровня образования; должностного положения и иных данных, определяющих статус человека в обществе13.

Из вышесказанного можно сделать  вывод, что субъектом разбойного нападения может быть физическое вменяемое лицо, которому к моменту  совершения преступления исполнилось 14 лет.

Вменяемость - это психическое состояние лица, заключающееся в его способности по состоянию психического здоровья, по уровню социально-психологического развития и социализации, а также по возрасту осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, руководить ими во время совершения преступления и нести в связи с этим уголовную ответственность.

В статье 23 УК РФ указано  на то, что опьянение лица, совершившего преступление, учитывается при назначении наказания. В отличие от ранее  действующего УК, в котором состояние  опьянения могло быть признано при  назначении наказания обстоятельством, отягчающим ответственность, в новом УК такой нормы нет.

В ч. 1 ст. 21 УК РФ говорится, что не подлежит уголовной ответственности  лицо, которое во время совершения общественно-опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия), либо руководить ими вследствие хронического психического заболевания, временного психического расстройства, слабоумия, либо иного болезненного состояния. Невменяемость характеризуется двумя критериями: 1) медицинским (биологическим) и 2) психологическим (юридическим)14. Наличие только одного медицинского критерия не дает достаточных оснований для признания лица невменяемым. Это объясняется тем, что психическое заболевание само по себе не свидетельствует о невменяемости лица. Только органическое сочетание двух упомянутых критериев дает возможность сделать обоснованный вывод о невменяемости.

Медицинский (биологический) критерий невменяемости предполагает наличие у лица хронического психического заболевания, временного расстройства, слабоумия, либо иного болезненного состояния. Сюда относятся “бессознательные состояния”, понимаемые буквально, т.е. состояния отсутствия сознания, патологическое опьянение, некоторые виды острых психических расстройств и др. Любое из перечисленных заболеваний или недостатков психики в отдельности может оказаться достаточным для признания наличия медицинского критерия невменяемости.

Психологический (юридический) критерий невменяемости предполагает отсутствие у лица способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия), т.е. интеллектуальный признак, либо отсутствие способности руководить ими, т.е. волевой признак. Для психологического достаточно одного из этих признаков.

Субъективная  сторона данного вида преступлений – разбоя характеризуется наличием прямого умысла и корыстной целью.

Указание на корыстную  цель полностью отвергает ошибочный  взгляд, что эта цель не является обязательным признаком разбоя, и что в реальности возможен и «бескорыстный разбой». Корыстная цель при разбое заключается в стремлении обратить чужое имущество в свою собственность или собственность других лиц. Эта цель реализуется в виде получения виновным фактической возможности владеть, пользоваться и распоряжаться похищенным имуществом, как своим собственным. То же самое происходит и при обращении похищенного имущества в пользу других лиц. Отсутствие корыстной цели в указанном смысле исключает квалификацию завладения чужим имуществом, как разбоя. Корысть является при разбое основным побудительным мотивом. Мотив при разбое является, как правило, корыстным, однако он не обязателен. По крайней мере, как отмечается в современной литературе, при совершении разбоя в организованной группе не все виновные могут руководиться корыстным мотивом15.

Информация о работе Уголовная ответственность за разбой