Уголовная ответственность за взяточничество

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 06:43, курсовая работа

Описание работы

Исходя из вышеизложенного, можно определить цель дипломной работы – взяточничество как негативный феномен в правовом государстве и проблемы, возникающие при борьбе с этим злом. В ходе достижения указанной цели будут решены следующие задачи: рассмотрены объективные и субъективные признаки состава дачи и получения взятки, проанализированы квалифицирующие составы дачи и получения взятки, отграничения взяточничества от смежных должностных преступлений, а также вопросы установления ответственности за эти преступления по новому Уголовному кодексу.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Коррупционные преступления: понятие, виды и краткая криминологическая характеристика 6
Глава 2. Взяточничество. Уголовно-правовой анализ получения и дачи взятки 11
§1 Понятие и сущность взяточничества 11
§2 Уголовно-правовой анализ получения взятки (ст. 290 УК РФ) 14
§3 Уголовно-правовой анализ дачи взятки (ст. 291 УК РФ) 23
Глава 3. Отграничение взяточничества от смежных составов 31
§1 Принципы отграничения 31
§2 Отграничение 33
Заключение 42
Список использованных источников 45

Работа содержит 1 файл

Взяточничество.doc

— 249.00 Кб (Скачать)

Дальневосточный Юридический Институт МВД России

Владивостокский филиал 
 
 

Курсовая  работа по предмету «Уголовное Право»

на тему: 

«Уголовная  ответственность  за взяточничество» 

Вариант №20 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:  
 
 
 
 
 
 

Владивосток, 2009г.

Содержание 
 

 

Введение 

     Российское  законодательство ранее не включало термин «коррупция» в число уголовно-правовых понятий. Однако новый ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 25.12.2008 N 273-ФЗ "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ", который вступил в силу 10 января 2009 года, четко раскрыл это понятие. Определение коррупции дано в статье 1 Закона. Коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды данному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

     В условиях экономического кризиса коррупция  представляет серьезную общественную опасность для всей системы экономических  и общественных отношений.

     С переходом России к рыночным отношениям, с началом акционирования и приватизации государственной и общественной собственности число должностных злоупотреблений существенно возросло.

     Решающую  роль в данном процессе сыграла порочная практика распределения кредитов, трансфертов, товаров, сырья, предоставления различных видов льгот. Это же касается и лицензирования различных видов деятельности, организации аукционов, конкурсов и т.д. Приватизация в целом оказалась пораженной противоречивыми действиями должностных лиц.1 В широком смысле под «коррупцией» понимается злоупотребление общественным доверием для личной выгоды. Для характеристики этого социального явления можно выделить следующие признаки:

     - сознательное подчинение должностным  лицом публичных интересов интересам  личным;

     - скрытность исполнения решения;

     - присутствие взаимных обязательств  между теми, кто принимает государственные  решения, и теми, кому это выгодно;

     - попытка скрыть акт коррупции  каким-нибудь юридическим обоснованием.

     В лаконичной форме понятие «коррупция»  — это злоупотребление публичной властью ради частной выгоды. Выделяются различные формы коррупции: взяточничество, протекционизм, лоббизм, незаконное распределение общественных ресурсов, незаконная приватизация, незаконное финансирование политических партий, вымогательство, предоставление льготных кредитов, заказов и т. д.

     Нередко в действительности не делается различия между понятиями «коррупция»  и «цивилизованный лоббизм». Вместе с тем с позиции государственного управления различие между ними заключается  в наличии при лоббировании жесткой, установленной законом процедуры принятия решений, обеспечивающей свободное участие в ней заинтересованных сторон на конкурсной основе. В этом случае круг сторон, занятых в подготовке решения, расширяется до необходимого количества, что позволяет в полной мере учесть существующие в обществе интересы и позиции. Коррупция, наоборот, не только резко сужает количество лиц, участвующих в выработке решения, но и определяет их набор случайным образом, что обусловливает несоответствие значительной части принимаемых решений общественным устремлениям2.

     Значимость  выбранной тематики обуславливается  тем, что в результате противоправных действий причиняется существенный вред нормальной деятельности органов государственной власти, интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления. Кроме этого данное преступное проявление имеет высокий уровень латентности и обладает рядом отличительных признаков:

    1. Деяние совершается специальным субъектом (должностное лицо или лицо, занимающее государственную должность);
    2. Факт совершения возможен лишь благодаря занимаемому служебному положению и авторитету занимаемой должности;
    3. Нарушение нормальной деятельности публичного аппарата управления.

     Более 30% всех взяток дается коммерсантами  для получения различных льгот. Есть регионы, в которых без взятки невозможно начать любое коммерческое дело, тем более организовать какое-либо солидное предприятие.

     Необходимо  отметить, что, как правило, не более 20% лиц, выявленных в связи с совершением взяточничества, реально осуждается к одной из мер уголовного наказания, в том числе к лишению свободы. Даже за получение взятки при отягчающих и особо отягчающих обстоятельствах к наказанию в виде лишения свободы до недавнего времени осуждалось не более половины виновных.

     Уголовный Кодекс РФ, принятый в 1996 году, предусматривает два самостоятельных преступления: получение взятки (ст. 290 УК РФ), и дача взятки (ст. 291 УК РФ).

     Исходя  из вышеизложенного, можно определить цель дипломной работы – взяточничество как негативный феномен в правовом государстве и проблемы, возникающие при борьбе с этим злом. В ходе достижения указанной цели будут решены следующие задачи: рассмотрены объективные и субъективные признаки состава дачи и получения взятки, проанализированы квалифицирующие составы дачи и получения взятки, отграничения взяточничества от смежных должностных преступлений, а также вопросы установления ответственности за эти преступления по новому Уголовному кодексу. При том, что в настоящее время механизм ответственности за должностные преступления отлажен не очень хорошо, это имеет немаловажное значение.

Глава 1. Коррупционные преступления: понятие, виды и краткая криминологическая характеристика 

     Законодатель  раскрывает понятие коррупции следующим  образом:

     а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

     б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица3.

     К преступлениям коррупционного характера  относятся в первую очередь предусмотренные  уголовным законодательством деяния, непосредственно связанные с  подкупом коррупционеров:

  • воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, соединенное с подкупом;
  • незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, совершенное путем подкупа;
  • подкуп участников или организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов;
  • коммерческий подкуп;
  • получение взятки;
  • дача взятки;
  • провокация взятки либо коммерческого подкупа;
  • подкуп свидетеля, потерпевшего в целях дачи ими ложных показаний либо эксперта в целях дачи им ложного заключения или ложных показаний, а равно переводчика с целью осуществления им неправильного перевода.

     Кроме того, к этим преступлениям относятся  и иные предусмотренные уголовным  законодательством следующие деяния коррупционного характера:

  • невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат;
  • регистрация незаконных сделок с землей;
  • контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения;
  • злоупотребление должностными полномочиями;
  • злоупотребление полномочиями частными нотариусом и аудитором, совершенное в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц;
  • превышение должностных полномочий при наличии у виновного корыстной или иной личной заинтересованности;
  • незаконное участие в предпринимательской деятельности;
  • служебный подлог.
 

     Особенностями коррупционной преступности являются:

  • несводимость коррупционной преступности к совокупности лишь должностных преступлений;
  • использование виновным своего служебного положения вопреки интересам службы;
  • наличие у него корыстной или иной личной заинтересованности и умысла на совершение противоправного деяния;
  • непосредственное причинение ущерба авторитету государственной службы, службы в органах местного самоуправления, службы в коммерческих и иных организациях;
  • специфичность субъектов совершения преступлений. Коррупционные преступления совершают не только должностные лица, но и иные государственные, муниципальные служащие, служащие коммерческих или иных негосударственных структур. В качестве же подкупающих выступают любые физические и юридические лица;
  • относительная стабильность регистрируемых преступлений при их высокой латентности, достигающей 90%;
  • тесная связь с организованной преступностью, представители которых выделяют на подкуп чиновников от 30 до 50% преступно нажитых средств;
  • повышенная общественная опасность.

     Одним из существенных условий, способствующих совершению коррупционных преступлений, являются недостатки организационно-распорядительного характера и социального контроля. К ним относятся: недостатки планирования, нарушение договорной дисциплины; недостатки в организации служебной деятельности (распределение обязанностей, передача полномочий, чрезмерная загрузка и т.п.); недостатки в подборе и расстановке кадров (прием на работу дилетантов, лиц с сомнительной репутацией, по признаку семейственности и т.п.); недостатки учета и контроля; бесхозяйственность (расточительство при использовании энергоресурсов, материальных и людских ресурсов); недостатки в воспитательной работе; недостатки в работе контролирующих и правоохранительных органов, отсутствие контроля за доходами и расходами должностных лиц, служащих, а также за выполнением ими служебных обязанностей, не реагирование на факты коррупции.

     Существование недостатков социального контроля – результат крупных просчетов в управлении делами государства и общества, в формировании экономических и организационно-правовых основ функционирования государственной и иной службы, в распространении психологии вседозволенности и допустимости использования любых средств обеспечения личного благополучия, как служащих, так и лиц, их подкупающих. В результате ослаблена и работа правоохранительных органов, их борьба с должностной и коррупционной преступностью.

     Не  случайно ежегодно вскрывается крайне незначительное число соответствующих преступлений (около 4000-4500 получения взятки, до 2500 – дачи взятки, 2500 – коммерческого подкупа и т.п.). Еще меньше лиц, виновных в совершении этих преступлений (около 4000), фактически привлекаются к уголовной ответственности. При этом к лишению свободы приговариваются лишь около трети осужденных взяточников. Конечно, во многом такое положение объясняется привлечением к ответственности случайных, невысокого ранга взяточников, а не лиц, занимающих в государственном и ином аппарате высокие должности или имеющих высокопоставленных покровителей.

     Большое значение в системе детерминант  коррупционной преступности имеют  и негативные личностные характеристики самих государственных и иных служащих, особенно учитывая колоссальный рост в стране их количества.

     К числу этих характеристик относятся, к примеру, такие черты, как антиобщественная установка, корысть, зависть, карьеризм, готовность принести в жертву материальной выгоде закон, нормы морали, профессиональную честь.

     На  формирование и проявление этих черт личности служащих существенное влияние оказывают:

  • изначальная настроенность служащих на использование своей работы в личных корыстных интересах;
  • наличие в их среде лиц с высоким уровнем материального благосостояния, достигнутого за счет криминальной деятельности;
  • наличие дорогостоящих привычек и интересов;
  • ориентированность на высокие стандарты жизни, достигнутые сослуживцами;
  • некоторое снижение уже достигнутого ранее уровня материальной обеспеченности личности и желание поднять его с помощью совершения преступлений;
  • желание возместить понесенные ранее расходы на получение образования, устройство на работу, а также включиться в общий процесс коррупции.

Информация о работе Уголовная ответственность за взяточничество