Уголовная политика на уровне субъектов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:14, контрольная работа

Описание работы

Проблемы борьбы с преступностью в современном российском обществе воспринимаются населением несколько иначе, чем, например, еще в недавнем прошлом. Вместо абсолютной убежденности в том, что путь к оздоровлению общества лежит в бескомпромиссном усилении строгости наказания, налицо определенная смена настроений. Этому способствует коренное изменение политических, социально-экономических, идеологических реалий жизни общества и государства, трансформация психологии населения, являющихся результатом постепенного влияния на социальное сознание новых идей, подходов, опыта зарубежных государств, взаимосвязи с которыми упрочились в последние годы.

Работа содержит 1 файл

Уголовная политика на уровне субъектов РФ.doc

— 65.50 Кб (Скачать)


 

Уголовная политика на уровне субъекта РФ

 

Проблемы борьбы с преступностью в современном российском обществе воспринимаются населением несколько иначе, чем, например, еще в недавнем прошлом. Вместо абсолютной убежденности в том, что путь к оздоровлению общества лежит в бескомпромиссном усилении строгости наказания, налицо определенная смена настроений. Этому способствует коренное изменение политических, социально-экономических, идеологических реалий жизни общества и государства, трансформация психологии населения, являющихся результатом постепенного влияния на социальное сознание новых идей, подходов, опыта зарубежных государств, взаимосвязи с которыми упрочились в последние годы. Все это приводит к выводу, что решение стратегических задач, реализуемых уголовной политикой, находится в плоскости сглаживания социальных конфликтов и общественных противоречий, а не в банальной «погоне» за сиюминутными результатами, увеличении вала малозначительной преступности и большого количества проведенных профилактических мероприятий без учета и оценки их эффективности. Несомненным является и то, что фетишизация уголовного наказания также неприемлема, так как основными приоритетами уголовной политики должны стать не число выявленных правонарушений или количество лиц, привлеченных к ответственности, а оптимальное законодательство, определение целей и задач, необходимых ресурсов субъектов, реализующих региональную уголовную политику. Обозначенный подход требует научного исследования развития и реализации уголовной политики в субъектах РФ и проблем совершенствования взаимодействия правоохранительных органов при ее реализации.[1]

Генезис современной региональной уголовной политики России связан с коренными изменениями в укладе общественной жизни. Так, становление рыночных социально-экономических отношений в России породило целый ряд относительно новых по своей правовой природе и масштабности преступных проявлений, например, феномен организованной экономической преступности, обладающий не меньшей опасностью для общества и государства, чем «традиционные» насильственные или имущественные преступления.[2]

В последние годы преступность все более приобретает характер международной и транснациональной, наблюдается возрастание ее консолидации. Данная ситуация объективно предполагает и адекватную конструкцию модели эффективного организационно-правового воздействия субъектов региональной уголовной политики. Такая модель, очевидно, должна включать в себя целый спектр уголовно-политических, в том числе уголовно-правовых средств и методов воздействия, где особенности криминальной обстановки, экономические интересы государства и отдельных собственников, как и механизм действия законов рынка вообще, должны учитываться в плане приоритетов уголовной политики. Актуальность исследования такого подхода обосновывается следующими положениями.

Во-первых, к настоящему времени не сложилось целостной концепции механизма организационно-правового регулирования региональной уголовной политики и ее реализации.

Во-вторых, длительное время представление о содержании этого механизма упрощалось и включало в себя, как правило, набор превентивных средств и методов без учета социально-экономических и других особенностей отдельных регионов. Не принималось достаточных мер по повышению эффективности разработки правовой базы и методики применения предупредительных, уголовно-правовых и иных правовых средств воздействия на преступность, как одного из важных элементов в механизме реализации уголовной политики.

В-третьих, традиционный подход к системе детерминантов, объясняющих региональные причины массового правонарушающего поведения, выражался преимущественно в отражении негативных личностных качеств субъектов преступлений, что в настоящее время не удовлетворяет ни теорию, ни практику правоприменения. Видимо, в равной мере в генезисе отклоняющегося поведения должны быть рассмотрены реакции субъектов преступления на сложные и, безусловно, разные условия жизнедеятельности, характерные для того или иного региона.

В-четвертых, эффективность уголовной политики во многом зависит от того, насколько адекватно она отражает характер общественных отношений и социально-психологическую позицию населения региона. Например, отсутствие знания позиции населения отдельных регионов и «нерасторопность» исполнительной власти при проведении в жизнь ФЗ № 122 от 22 августа 2004 года привели к массовым выступлениям населения в отдельных субъектах РФ. Восстановление общественного порядка потребовало дополнительных усилий региональных властей, вмешательства Правительства и Президента РФ и, кроме того, значительных, в том числе не планируемых ранее, материальных расходов. Следовательно, стабильность в стране и регионах во многом зависит от всесторонне продуманной социальной, в том числе уголовной политики, которая должна отражать интересы социума, быть понятной и приниматься населением. [3]

              Региональная уголовная политика - это сформулированные стратегические цели, задачи, идеи по обеспечению криминологической безопасности региона, основанные на федеральных политико-правовых установках с учетом местных экономических ресурсов, социально-этнических, психологических и иных особенностей населения субъекта Российской Федерации.[4]

              Уголовная политика на уровне регионов представляет собой достаточно сложную деятельность, состоящую как минимум из трех составляющих: оснований, субъектов и объектов. Поэтому при разработке стратегии борьбы с преступностью в отдельно взятом регионе необходимо связывать все три указанных элемента. При этом необходимо обращать внимание на необходимость не только систематического получения сведений о криминальной ситуации в том или ином регионе, но и выявления объектов строго адресного уголовно-правового и криминологического воздействия. Для этого требуется понимание каждым ведомством как собственной роли в обеспечении криминологической безопасности населения региона, так и стратегии деятельности иных субъектов уголовной политики. Иначе говоря, речь идет о четком взаимодействии между субъектами уголовной политики, а также иными участниками.

              Основная цель уголовной политики двуедина. С одной стороны, она заключается в достижении приемлемого с позиции самого населения уровня криминологической безопасности, а с другой - в преодолении диспропорции (неравенства) между различными регионами в уровне криминологической безопасности и соответственно в помощи «отстающим» регионам достижения приемлемого уровня. Однако это, возможно, если субъекты уголовной политики будут интегрировать и координировать свою деятельность, сверяя ее как с федеральной уголовной политикой, так и уголовной политикой регионов, особенно соседних субъектов РФ.

              Очень часто на региональном уровне руководители различных правоохранительных ведомств не придерживаются какой-либо заранее продуманной и научно обоснованной стратегии борьбы с преступностью. Одной из причин такого положения дел является отсутствие достаточного концептуального, законодательного и информационно-аналитического обеспечения деятельности субъектов региональной уголовной политики. В результате им приходится вырабатывать региональную политику и отчасти корректировать последствия не всегда продуманной уголовной политики федеральных ведомств. Здесь же логичен вопрос: что представляет собой интеграция правоохранительных ведомств в уголовно-политическом смысле. Очевидно, это снижение, приближение к допустимому значению неравенства между различными регионами в фактическом уровне криминологической безопасности населения. Обеспечение интеграции субъектов региональной уголовной политики является важным направлением такой деятельности. Желаемая степень интеграции зависит от целей, стоящих перед правоохранительными органами, и от выбранных приоритетов. Эти приоритеты будут определять, какие показатели использовать для количественного определения степени интеграции. Наиболее оправданно, по-видимому, если степень интеграции приравнивать к степени чувства защищенности населения, проживающего на той или иной территории.[5]

              Реализация региональной уголовной политики определяется как активная деятельность субъектов уголовной политики региона по достижению целей и задач, внедрению идей обеспечения криминологической безопасности, стабилизации и ограничению уровня преступности в определенном субъекте Российской Федерации.[6]

              Неблагоприятные тенденции преступности в России за последнее десятилетие отчасти обусловлены стратегией реформ и просчетами при реализации уголовной политики. Это находит выражение в отказе от ранее апробированных методов и приемов борьбы с преступностью, быстрой, нередко неоправданной сменой законодательства, как, впрочем, и несвоевременном его принятии. Тупиковым зачастую оказывается путь ориентации российского законодателя на наднациональные «общечеловеческие» правовые ценности. Для эффективной реализации уголовной политики очевидно, что эти правовые ценности должны представлять понятный и воспринимаемый населением регионов России и законодателем сплав всего положительного, что накоплено в правовой области человечеством либо группой государств.

              Серьезно усложняет реализацию современной уголовной политики в России и субъектах РФ отсутствие комплекса четко сформулированных и провозглашенных государством директивно-политических перспективных и текущих его целей по обеспечению криминологической безопасности населения. Без этого можно заниматься лишь решением текущих задач региональной уголовной политики, осознавая отсутствие гарантий ее оптимизации. Как показывает опыт недавнего прошлого, такой подход порождает не вполне управляемые процессы в обеспечении криминологической безопасности населения региона и иных охраняемых правом интересов.

              Нормотворчество должно быть строго выстроено: первоначально принятые базовые федеральные и региональные законы уточняются и развиваются в последующих правовых актах. Базовые законы должны быть стабильными и заменяться другими только в случае их устаревания, а не из сиюминутных конъюнктурных соображений, лоббистских либо корпоративных интересов законодателей и отдельных групп населения.

              По мнению Стахова Я.Г. комплекс мер оптимизации правовых основ реализации региональной уголовной политики должен включать в себя:

- разработку и принятие федерального закона «Об основах государственной политики борьбы с преступностью (уголовной политики)»;

- кодификацию законодательных актов, которые определяют правовой статус субъектов уголовной политики и обеспечивают координацию и взаимодействие их деятельности (на федеральном и региональном уровнях);

- разработку законодательных актов, регламентирующих предупреждение преступлений и задачи правоохранительных органов в этом направлении;

- разработку универсального механизма государственного и общественного контроля деятельности субъектов уголовной политики при осуществлении ими борьбы с преступностью.[7]

              Стаховым Я.Г. определяется критерий «приемлемый уровень криминологической безопасности региона». Достижение и сохранение криминологической безопасности региона на данном уровне является непременным условием повышения эффективности применяемых субъектами уголовной политики средств и методов нейтрализации криминогенных факторов, воздействия на причины и условия, продуцирующие отклоняющееся поведение граждан, постоянно или временно проживающих в соответствующем регионе. Это важно:

а) для обеспечения криминологической безопасности отдельных граждан, социальных групп населения, общества и государства;

б) для создания условий, не только объективно препятствующих совершению преступлений на данной территории, но и способствующих формированию позитивных предпосылок реализации уголовной политики.[8]

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

1.          Бабаев В. К. Правовые отношения. Общая теория права: Курс лекций. -Нижний Новгород, 1993. – 523 с.

2.          Босхолов С.С. Основы уголовной политики: Конституционный, криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты.- М.: Учебно-консультационный центр "ЮрИнфоР", 1999. – 455 с.

3.          Звечаровский И.Э. Современное уголовное право России: понятие, принципы, политика. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. – 378 с.

4.          Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации /Под общей ред. С.И. Никулина. – М., 2000. – 562 с.

5.          Российское уголовное право. Общая часть //Под общей ред. А.И. Рарога – М., 2001. – 525с.

6.          Старков О.В. Криминопенология. - М., 2004. – 456 с.

7.          Стахов Я.Г. Современная уголовная политика и совершенствование взаимодействия правоохранительных органов субъектов Российской Федерации при ее реализации: Монография. - М.: Академия управления МВД России, 2003. – 569 с.

8.          Стахов Я.Г. Уголовная политики в регионах. Основы взаимодействия правоохранительных органов при ее реализации: Учебное пособие. - М.: ВНИИ МВД России, 2004.

9.          Стахов Я.Г. Уголовная политика и ее реализация субъектами Российской Федерации: Монография. - М.: Академия управления МВД России, 2003.-11,0 п.л.

10.     Уголовное право России: Учеб. для вузов: В 2 т. Т.1. Общая часть/ Отв. ред. А.Н.Игнатов, Ю.А. Красиков. - М.: НОРМА, 2000. – 432с.

11.     Побегайло Э.Ф. Кризис современной российской уголовной политики // Уголовное право. - 2004. - N 3.

  1. Российский следователь.- 2005.- N 6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 



[1] Стахов Я.Г. Современная уголовная политика и совершенствование взаимодействия правоохранительных органов субъектов Российской Федерации при ее реализации: Монография. - М.: Академия управления МВД России, 2003. С.56

 

[2] Стахов Я.Г. Современная уголовная политика и совершенствование взаимодействия правоохранительных органов субъектов Российской Федерации при ее реализации: Монография. - М.: Академия управления МВД России, 2003. С.58

[3] Стахов Я.Г. Уголовная политики в регионах. Основы взаимодействия правоохранительных органов при ее реализации: Учебное пособие. - М.: ВНИИ МВД России, 2004. С. 72-74

 

[4] Бабаев В. К. Правовые отношения. Общая теория права: Курс лекций. -Нижний Новгород, 1993. С.322

 

[5] Бабаев В. К. Правовые отношения. Общая теория права: Курс лекций. -Нижний Новгород, 1993. С.323

[6] Там же.

[7] Стахов Я.Г. Уголовная политики в регионах. Основы взаимодействия правоохранительных органов при ее реализации: Учебное пособие. - М.: ВНИИ МВД России, 2004. С. 105

 

[8] Там же.


Информация о работе Уголовная политика на уровне субъектов РФ