Уголовно-правовая характеристика преступлений против здоровья населения и общественной нравственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:50, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является комплексное изучение института уголовно-правовой охраны общественной нравственности; научный анализ элементов составов и квалифицирующих признаков преступлений, предусмотренных ст. 240-245 УК РФ, формирование по результатам исследования выводов и предложений, направленных на совершенствование уголовного законодательства, устанавливающего ответственность за преступления против общественной нравственности; выявление особенностей квалификации анализируемых деяний.

Содержание

Введение

Глава 1. Социальная обусловленность уголовно-правовой охраны общественной нравственности

1. Преступления против общественной нравственности в историческом становлении уголовного законодательства России

2. Общественная нравственность как объект уголовно-правовой охраны

Глава 2. Уголовно-правовая характеристика преступлений, совершаемых в сфере общественной нравственности

1. Преступления, посягающие на общественную нравственность в сфере охраны сложившихся сексуальных отношений в обществе

2. Преступления, посягающие на общественную нравственность в сфере охраны нормального духовного и психического развития взрослых лиц и малолетних в области сексуальных отношений

3. Иные преступления, совершаемые в сфере общественной нравственности

Заключение

Библиографический список

Работа содержит 1 файл

стоякин.doc

— 515.18 Кб (Скачать)

 

Ответственность по ст. 243 УК РФ наступает за уничтожение или повреждение памятников истории и культуры. Если же они похищаются, то содеянное должно квалифицироваться как соответствующее преступление против собственности (в том числе и как хищение предметов, имеющих особую ценность, - ст. 164 УК РФ).

 

В ст. 325 УК РФ установлена ответственность за похищение или повреждение документов, штампов, печатей. Это преступление против порядка управления. В ней имеется в виду документация не исторического или культурного характера, а та, которая связана с организационной, хозяйственной, или иной деятельностью государства, учреждений, предприятий, граждан и т.п.

 

Если похищен официальный документ, имеющий культурную ценность, но не являющийся особо ценным, если такой документ был поврежден или уничтожен, содеянное квалифицируется по совокупности ст. 325 ч. 1, 243 ч. 1 УК РФ. Указанное решение должно быть принято потому, что в данном случае вред наносится также двум охраняемым уголовным правом объектам: общественным отношениям в сфере порядка управления и общественным отношениям в сфере общественной нравственности. Кроме того, для квалификации содеянного по ч. 1 ст. 243 УК РФ не требуется, чтобы предмет преступления имел именно особую культурную ценность, как этого требует ст. 164 УК РФ, предусматривающая ответственность за "Хищение предметов, имеющих особую ценность".

 

Субъективная сторона преступления. В юридической литературе большинство авторов считают, что при совершении преступления, ответственность за которое установлена ст. 243 УК РФ 1996 г., возможен только прямой умысел.

 

Тем самым необоснованно сужается уголовно-правовая борьба с уничтожением или повреждением памятников истории и культуры. Считаем, что это преступление может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом. Не исключена возможность разрушения или повреждения памятников истории и культуры и в тех случаях, когда виновное лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, не желает, но сознательно допускает эти последствия либо относится к ним безразлично (ч. 2 ст. 25 УК). Косвенный умысел налицо, когда виновное лицо отобьет, отломает часть (фрагмент) памятника с целью его хищения

 

Особенно повышается значимость субъективной стороны для правильной квалификации преступления в тех случаях, когда различные преступные деяния посягают на один и тот же объект и имеют схожую объективную сторону, то есть осуществляются путем совершения одинаковых или однотипных действий либо бездействия.

 

Для рассматриваемого круга деяний такая ситуация возникает при необходимости отграничить преступление, предусмотренное п. "в" ч. 2 ст. 164 УК РФ (хищение предметов, имеющих особую ценность, повлекшие их уничтожение, порчу или разрушение), от преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 243 УК РФ (уничтожение или разрушение особо ценных объектов или памятников общероссийского значения). Данные преступления имеют один и тот же предмет преступного посягательства, схожую объективную сторону, выражающуюся в действиях, повлекших уничтожение, порчу или разрушение предмета преступного посягательства, не имеют каких-либо специфических отличий и субъекты данных преступлений. Поэтому при квалификации преступлений в этих случаях на первое место выступают признаки субъективной стороны, а именно, мотивы и цель содеянного.

 

Для хищения особо ценных предметов и документов характерны корыстные мотивы, цель состоит в завладении предметом преступного посягательства, а его уничтожение, порча или повреждение обычно не охватываются умыслом преступника, являясь лишь случайным последствием его действий.

 

Субъектом состава преступления является лицо, достигшее 16-летнего возраста.

 

Ст. 244 УК РФ "Надругательство над телами умерших и местами их захоронения" состоит из двух частей. В 1 части предусмотрена уголовная ответственность за: "Надругательство над телами умерших либо уничтожение, повреждение или осквернение мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенских зданий, предназначенных для церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением)).

 

Часть 2 предусматривает ответственность за те же деяния (указанные в ч. 1), совершенные:

 

"а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

 

б)      по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, а равно в отношении скульптурного, архитектурного сооружения, посвященного борьбе с фашизмом или жертвами фашизма, либо мест захоронения участников борьбы с фашизмом;

 

в)      с применением насилия или с угрозой его применения".

 

Общественная опасность надругательства над телами умерших и местами их захоронения заключается в попрании веками сложившегося в обществе уважительного отношения к памяти умерших, охране их чести, в причинении моральных страданий родным, близким, друзьям умершего в связи, например, с необходимостью повторного захоронения оскверненного тела, ремонтом или новым сооружением надгробия, памятника.

 

В ст. 244 УК РФ дан перечень предметов преступления: тела умерших, места их захоронения, надмогильные сооружения, кладбищенские здания, предназначенные для церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением.

 

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" с последующими изменениями и дополнениями местами погребения являются: отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение Надмогильные сооружения представляют собой памятники и другие предметы (например, ограды), возводимые на могиле. Кладбищенскими зданиями, предназначенными для церемоний, связанных с погребением умерших или их поминовением, принято считать здания, предназначенные для обрядовых погребальных действий (церкви, часовни, крематории и др., а также поминальные здания).

 

В диспозиции ст. 244 УК РФ объективная сторона определена как надругательство над телами умерших либо уничтожение, повреждение или осквернение мест захоронения, надгробных сооружений, кладбищенских зданий.

 

Надругательство над телами умерших согласно юридической литературе заключается в совершении безнравственных, оскверняющих или циничных действий) в отношении тела умершего (выкапывание тела из могилы, причинение ему каких-либо повреждений, расчленение трупа, внедрение в тело различных предметов, покрытие тела нечистотами, похищение с тела умершего одежды, украшений, зубных коронок и т.п.).

 

Надругательство над телом умершего, указывает Ю.М. Ткачевский, возможно и до его захоронения или кремации, например в морге, если при подготовке умершего к захоронению виновное лицо вырывает у него золотые коронки. Большое распространение имеют случаи раскрытия гроба в крематориях после осуществления процедуры прощания с телом покойного непосредственно перед сжиганием его в печи. При этом изымаются одежда и ценности умершего, а ногда - и гроб. В подобных случаях, по мнению Ю.М. Ткачевского, содеянное надлежит квалифицировать как надругательство над умершим. О том, что надругательством над телами умерших следует считать указанные деяния, независимо от того, захоронены они или нет, считают и другие ученые юристы.

 

Ранее в следственной и судебной практике неоднозначно решался вопрос о квалификации убийства и последующего глумления над трупом (нанесение повреждений, расчленение, выжигание и вырезание на теле надписей и рисунков неприличного содержания). В юридической литературе учеными на этот счет также высказывались различные мнения. Например, такие ученые, как З.А. Незнамова, А.Н. Игнатов считают правильным квалифицировать указанные действия по совокупности ст. 105 и ст. 244 УК РФ.

 

Другие квалифицируют такие действия как убийство, совершенное с особой жестокостью, то есть по ст. 105 ч. 2 п. "д" УК РФ. Один из сторонников такой точки зрения Ю.М. Ткачевский указывает: "Умышленное убийство с последующим обезображиванием трупа или его расчленение квалифицируются только как убийство". Данная квалификация является неверной. В Постановлении Пленума Верховного суда РФ № 1 от 27.01.1999 г. "О судебной практике по делам об убийстве" сказано: "Глумление над трупом само по себе не может расцениваться в качестве обстоятельства, свидетельствующего о совершении убийства с особой жестокостью. Содеянное в таких случаях, если не имеется других данных о проявлении виновным особой жестокости перед лишением потерпевшего жизни или в процессе совершения убийства, следует квалифицировать по соответствующей части ст. 105 и по ст. 244 УК РФ, предусматривающей ответственность за надругательство над телами умерших.

 

Уничтожение или расчленение трупа с целью сокрытия преступления не может быть основанием для квалификации убийства как совершенного с особой жестокостью".

 

Другими признаками объективной стороны являются уничтожение, повреждение и осквернение мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенских зданий.

 

Уничтожение мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенских зданий, предназначенных для церемоний в связи с погребением, указывает А.Н. Игнатов, выражается в раскапывании могил, вытаскивании гробов, во взрыве памятников, поломке крестов или других могильных сооружений. При уничтожении указанных предметов восстановление их невозможно и требует создания новых аналогичных предметов. Уничтожение может быть совершено и путем поджога, при помощи транспортного средства. Практически все ученые юристы подчеркивают, что уничтожение указанных в ст. 244 УК объектов может быть совершено любым способом, а важным и неотъемлемым признаком уничтожения является невозможность восстановления такого объекта.

 

Повреждение мест захоронения и других, перечисленных в статье объектов, заключается в частичном восстановимом причинении им вреда или нарушением целостности (изъятие фрагментов надгробий, поломка ограждений и др.), требующем труда или материальных затрат по восстановлению объектов.

 

Осквернение указанных объектов в юридической литературе, как правило, связывается с нанесением на данные объекты непристойных надписей, рисунков, изображений, символов, оскорбляющих память об умерших. Под осквернением, пишет А.В. Наумов, имеется в виду совершение в отношении этих объектов безнравственных, циничных действий (например, нанесение оскорбительных надписей, рисунков, символов, загрязнение могилы (памятника) нечистотами, мусором).

 

Нужно отметить, что осквернение мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенских зданий может оскорбить не только чувства близких покойного, но и других граждан (жителей всего населенного пункта, граждан одной национальности или одной веры). Поэтому считаем более правильным и полным раскрытие определения осквернения объектов, указанных в ст. 244 УК, данное А.Н. Игнатовым, который указал, что осквернение указанных в ст. 244 УК объектов выражается в совершении действий, направленных на оскорбление чувств близких умершему лиц, верующих и других граждан, воспринимающих такие действия, как грубое оскорбление их нравственных чувств. Осквернением, далее пишет автор, является учинение надписей и изображений политического, религиозного, националистического или хулиганского характера на могилах, надгробных памятниках, погребальных сооружениях, загрязнение могил и кладбищенских зданий.

 

Состав преступления - формально-материальный. При надругательстве над телами умерших или осквернении мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенских зданий преступление окончено с момента совершения самих действий, а при уничтожении или повреждении названных объектов - с момента наступления соответствующих последствий.

 

Разрушение или повреждение надгробий, памятников, крестов, оград и иных надмогильных сооружений и тем более их изъятие могут помимо морального ущерба родным и близким умершего причинить и материальный ущерб. Значительный материальный ущерб может быть причинен и кладбищу при уничтожении или повреждении кладбищенских зданий и сооружений. В подобных случаях, на наш взгляд, надо ставить вопрос об ответственности виновных лиц по совокупности преступлений: ст. 244,167 или 244,158 УК РФ.

 

Часть 2 ст. 244 УК предусматривает повышенную уголовную ответственность за рассматриваемые преступления. Пункт "а" ч. 2 ст. 244 УК предусматривает ответственность за деяния, предусмотренные частью 1, совершенные группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

 

Совершение рассматриваемых преступлений группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, указывает Ю.М. Ткачевский, обычно сопряжено с массовостью разрушения мест захоронения, значительным уничтожением или повреждением кладбищ или кладбищенских сооружений. Для устранения такого вреда требуются большие денежные суммы, а моральный вред практически не возместим, отмечает ученый.

 

Пункт "б" части 2 ст. 244 УК предусматривает уголовную ответственность за указанные деяния, совершенные по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, а равно в отношении скульптурного, архитектурного сооружения, посвященного борьбе с фашизмом или жертвами фашизма, либо мест захоронения участников борьбы с фашизмом.

 

Для вменения данного квалифицирующего признака, отмечает З.А. Незнамова, необходимо установить, что надругательство над телами умерших либо уничтожение, повреждение и осквернение мест захоронения, надмогильных сооружений и кладбищенских зданий совершались именно по мотивам национальной, расовой или религиозной вражды и розни. Свидетельством этого могут служить характер изображенных символов, надписей, осквернение нескольких могил, надгробных памятников умерших одной национальности или религии в отношении скульптурного, архитектурного сооружения, посвященного борьбе с фашизмом или жертвам фашизма.

 

Совершение преступления, предусмотренного п. "б" ч. 2 ст. 244 УК РФ, по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды имеет как правило, большой общественный резонанс и может повлечь масштабные трагические последствия. По мотивам религиозной или национальной розни совершаются особенно омерзительные преступления, отмечает Ю.М. Ткачевский. Лица, виновные в их совершении, указывает ученый, посягают не только на память об умерших, но и на свободу совести, на свободу отправления заупокойных религиозных обрядов. Такое преступление способно вызвать массовые беспорядки на религиозной почве, вспышки крайних проявлений расовой нетерпимости. В нашей стране и за рубежом имели место многочисленные факты разгрома еврейских, христианских, мусульманских кладбищ и захоронений, вызвавшие крупные межнациональные, межконфессиональные волнения. В Калужской области молодой гражданин Л. по предварительному сговору с несовершеннолетним И. в ночное время суток зашли на еврейское кладбище где умышленно повалили 18 памятников на еврейских могилах. Следственными органами такие действия, на наш взгляд, абсолютно правильно были квалифицированы по ст. 244 ч. 2 п.п. "а", "б" УК РФ как уничтожение и повреждение мест захоронения, надмогильных сооружений, предназначенных для церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением, совершенные: группой лиц по предварительному сговору, по мотиву национальной ненависти. Аналогично их действия были квалифицированы судом и в отношении обоих преступников вынесены обвинительные приговоры.

Информация о работе Уголовно-правовая характеристика преступлений против здоровья населения и общественной нравственности