Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

Налоговое преступление - это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания и посягающее на финансовые интересы государства в сфере налогообложения.
Налоговую преступность как общественно-опасное явление нельзя назвать принципиально новым для России, хотя существовавшее долгое время господство государственной собственности в экономике позволяло осуществлять перераспределение доходов вне налоговой системы. В период с начала 30-х до конца 80-х годов налоговые преступления носили эпизодический характер и сводились главным образом к нарушению порядка уплаты налогов гражданами.

Содержание

I. Введение
II.Основная часть
I. Понятие и виды налоговых преступлений
1. Понятие налогового преступления
2. Виды налоговых преступлений.
II. Объективные признаки налоговых преступлений
1. Объекты налоговых преступлений.
2. Объективная сторона налоговых преступлений.
III. Субъективные признаки налоговых преступлений.
1.Субъект налоговых преступлений.
2.Субъективная сторона налоговых преступлений.
IV. Соотношения со смежными составами преступлений в сфере экономической деятельности. Проблемы квалификации.
V. Заключение
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа2.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

Налоговые  преступления имеют существенные отличия от общественных, например насильственных преступлений. Целью  преступления выступает расчет в рамках  экономических отношений получить имущественную выгоду незаконными способами. Подробная противоправная деятельность направлена не против конкретных лиц или организаций, а против государства.

Под налоговыми преступлениями  понимаются предусмотренные уголовными законами общественно-опасное деяние, осуществляемые в рамках хозяйственной деятельности субъекта и  посягающие на финансовые интересы государства в части формирования бюджета и  внебюджетных фондов от сбора  налогов и страховых взносов с физических и юридических лиц. В уголовном кодексе Российской Федерации они предусмотрены в ст.198 и 199.

Разграничение  налоговых преступлений  от иных  посягательств в процессе  квалификации преступлений  может быть  проверено по целому ряду признаков. Основными  критериями такого разграничения является в первую очередь  непосредственный объект преступного деяния, которым у налоговых преступлений являются отношения, возникающие между налогоплательщиком и государством по поводу исчисления налогов или страховых взносов, государственные внебюджетные фонды, их уплаты, а также осуществления налогового контроля.

Разграничение также можно провести по специфике объективной стороны налоговых преступлений и субъекта, который является  специальным.

Объективные и субъективные признаки состава налоговых преступлений в научно-практической литературе на  сегодняшний день проанализированы и описаны достаточно подробно.

В связи с этим проблема соотношения налоговых преступления с иными  смежными составами сводится, по сути, к проблемам конкуренции норм и квалификации налоговых преступлений по совокупности.

Под конкуренцией уголовно-правовых норм в правовой науке подразумеваются те случаи, когда одно преступное деяние охватывается несколькими статьями Особенной части УК.

Наиболее часто в юридической литературе выделяются следующие виды конкуренции уголовно-правовых норм:

1. Конкуренция общей и специальной норм.

2. Конкуренция части ицелого.[1]

В первом случае  согласно правилам конкуренции применению подлежит специальная норма. При конкуренции части и целого должна применяться та норма, которая охватывает все  фактические признаки современного деяния.

Случаи конкуренции с налоговыми преступлениями может иметь место при совершении преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ.

Объективная сторона данного преступления заключается в действиях по регистрации заведомо незаконных сделок с  землей.

Искажению данных государственного земельного кадастра, а равно  умышленном занижении размеров платежей  за землю при совершении их  соответствующим должностным лицом органа обязанного проверить указанные действия. В конкуренции с налоговыми  преступлениями данная норма вступает при умышленном  занижении налоговых платежей за землю,  поскольку возникает вопрос о возможности квалификации  данного деяния как соучастие в совершении налогового преступления.

Хотя формально данное деяние и попадает под признаки  ст. 33 и ст. 199 УК РФ, в соответствии с правилами квалификации при наличии соответствующих оснований должна наступать по ст. 170 УК РФ

Проблема совокупности налоговых преступлений с иными преступными посягательствами  тесно  связана с вопросом о том возможно ли привлечение к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов при условии, что объект налогообложения возник в результате противоречивой деятельности  лица. Данный вопрос вызывал и вызывает обширные дискуссии, особенно на практике.

Прежде чем определить, как решается данный вопрос в российском законодательстве, необходимо отметить, что корень его уходит  в сущность преступления.

Уклонение от уплаты налогов возможно лишь тогда, когда виновный нарушил возложенные на него законодательством обязанности по уплате налогов. В действующем налоговом законодательстве вопрос о  налогообложении незаконных доходов не рассматривается в ст. 38  Налогового кодекса РФ «Объект налогообложения». Говорится об имуществе, прибыли, доходе, стоимости реализованных товаров и др. в самой общей форме.

Не содержится прямого указания на законность приобретения объектов налогообложения и  в законах о конкретных налогах

Тем не менее,  позиция большинства исследователей, а также судебная практика  сводятся к тому, что для квалификации деяния по ст. 198 и ст.199 УК РФ, источник получения объектов налогообложения  должен носить законный характер.[1]

В ч.1 ст.51 Конституции РФ закреплено, что «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого…».  Лицу же осуществлявшему преступную деятельность, уклонение  от уплаты налогов с доходов, полученных от этой деятельности,  будет представлять собой не что иное,  как попытку обвинить его в том, что он не сообщил государству, налоговым органам о совершенном или совершаемом им преступлении, поскольку избегал уклонения и  уплатить налоги не может только лишь продекламировав  источник дохода. А это и есть не что иное, как «свидетельство против себя самого».[1]. На практике часто возникают ситуации, вызывающие трудности в квалификации деяния, в связи с необходимостью ограничения уклонения от уплаты налогов (взносов)  от незаконного предпринимательства.

Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации в соответствующих гос. органах влечет за собой уклонение от уплаты налогов с различных объектов  налогообложения возникающих  в результате предпринимательской деятельности. Однако подобное деяние образует объективную сторону преступления, предусмотренную ст.171 УК РФ. Незаконное  предпринимательство является преступлением само по себе.

Следовательно, доход, полученный в результате этой преступной деятельности, также является преступным, а поэтому должен изыматься в доход государства, а не облагаться налогами.

В качестве одного из способов совершения налогового преступления могут выступать и такие преступления; как незаконный оборот драгоценных материалов, драгоценных природных камней или жемчуга  (ст. 191 УК РФ), а также нарушение правил сдачи государству драгоценных  материалов и драгоценных камней (ст. – 192 УК РФ). Данное преступление является специальным составом незаконного предпринимательства, а поэтому квалифицируются самостоятельно, и не требуют дополнительной квалификации по статьям,  предусматривающим ответственность за налоговое преступление.

К числу преступлений, которые посягают на  интересы государства в сфере формирования бюджета, относится неправомерные действия при банкротстве, а также предпринимательское и фиктивное банкротство. Такое преступление, как  легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем (ст. 174 УК РФ) также может быть совершено по совокупности с налоговыми преступлениями. Данная ситуация возможна, когда уклонение от уплаты налогов является лишь источником незаконного происхождения имущества (как правило, денежных средств). Оно выступает как первичное  преступление и не охватывается рамками состава легализации, а предшествует ей. Субъект составов предусмотренных ст. 198 и 199 УК РФ, может в дальнейшем отмыть деньги, сокрытые от налогообложения.[2]    

Федеральным законом РФ от 8.12.03г. №162 – Ф3 «О внесении изменений и дополнений в УК РФ»[1] внесены изменения и дополнения в статьи, предусматривающие уголовную ответственность за налоговые преступления.

Федеральным законом от 8.12.03г. №162 –Ф3 изменены диспозиции и санкции ст.198 и ст. 199 УК РФ

Кроме того, исключено «Примечание 2» к ст. 198 УК РФ, ранее предусматривающее возможность освобождения виновных лиц от уголовной ответственности за преступления, предусматривавшее возможность освобождения виновных лиц от уголовной ответственности за преступления, предусмотренные ст. 194, 198 и 199 УК. В случае, если лицо впервые совершило одно из указанных преступлений, способствовало раскрытию  преступления и полностью возместило причиненный ущерб.

Из названий ст.198 и 199 УК РФ (в редакции федерального закона от 25.06.98. № 92-Ф3), а также их диспозиции исключены «страховые взносы в гос. внебюджетные фонды».

Способы совершения преступления унифицированы путем исключения из диспозиций уголовно-правовых норм, таких форм уклонения от уплаты налогов, как «иным способом», и включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах.

В новой редакции ст. 198, 199 УК РФ преступлением признается только преднамеренное  непредставление налоговой декларации или других документов,  либо намеренное искажение данных в декларации. Это означает, что правоохранительные органы не смогут возбуждать уголовные дела на одном только основании,  что организация или гражданин (физическое  лицо) вовремя не перечислил налог.

Кроме того, в соответствии с новой редакцией уголовных норм по налоговым преступлениям  исчисление крупного или особо крупного размера, а также штрафа  производится в санкциях и в приложениях указанных статей. Данная  новелла является результатом  разрешения многолетних дискуссий  в судебно-следственной практике относительно правомерности применения той или иной ставки минимального размера оплаты труда (МРОТ) при исчислении крупного или особо крупного размера ущерба,  причиненного государству преступными деяниями. В сфере  экономической деятельности.

В правоприменительной практике по налоговым преступлениям необходимо учитывать особенности применения наказания, назначенного в виде штрафа. В соответствии со ст. 4 Федерального закона  «О  внесении изменений и дополнений в УК РФ» от 8 декабря 2003 г. № 162 –Ф3.

«Назначенное наказание в виде штрафа в размере минимального размере оплаты труда (МРОТ), не исполненное до введения в действие настоящего Федерального закона, взыскивается в размерах, установленных приговором суда, вступившим в законную силу».

В новой редакции уголовно - правовых норм за налоговые преступления увеличивается сумма, за неуплату которой может последовать уголовное наказание. Закон смягчает само наказание. Гражданам срок лишения свободы от двух лет  до одного года (с пяти до трех лет за сокрытие налогов в особо крупном размере).

Для руководителей  организации, бухгалтеров и т.д. наказание снижено с четырех до двух лет лишения свободы (с семи до шести лет за неуплату налогов в особо крупном размере, либо группой лиц)

Таким образом, законодателем учтены проблемные вопросы, которые имели место при разрешении споров между налогоплательщиками и правоприменителями. Относительно объективной стороны ранее действовавших составов  преступлений, предусмотренных ст. 198 –199  УК РФ (способов совершения налоговых преступлений).

Введение новых редакций статей о налоговых преступлениях УК позволит  в определенном степени избежать необходимости перечисления конкретных  способов совершения уголовно наказуемых деяний в сфере налогообложения указанные. Указанные новеллы позволят также расширить границы применения уголовно правовых норм данных статей в отношении налоговых агентов, руководителей предприятий должников и так называемых проблемных банков.

 


V. Заключение

Известный специалист в области финансового права П.М. Годме выделял среди причин налоговых преступлений: экономические, политические, технические и моральные. Другие авторы дополняют данный перечень причинами правового и организационного характера.
1.Экономические причины налоговой преступности

а) Ухудшение финансового положения бизнеса и населения. Оно связано с кризисными явлениями, характерными для современной российской экономики: падение производства, сжатие доходного потенциала, перелив рублевой денежной массы в накопление иностранной валюты, вывоз капитала за границу. В промышленности убыточными стали свыше 40% организаций, на транспорте - около 60%, в строительстве - каждая третья организация. В 65 регионах страны доля убыточных предприятий составила от 40% и более.

Финансовое положение налогоплательщиков достаточно часто является определяющим фактором совершения налоговых преступлений. Налогоплательщик сопоставляет выгоду от уклонения от уплаты налогов и возможные отрицательные последствия. Если с материальной точки зрения уклонение себя оправдывает, то налогоплательщик, скорее всего, уплачивать налоги не станет. Поэтому снижение налоговой способности субъектов налогообложения, следует расценивать как одну из важных экономических причин уклонения от уплаты налогов.

б) Причины экономического характера, связанные с проводимой налоговой политикой и особенностями налоговой системы.

Важнейшим фактором является чрезмерная налоговая нагрузка на налогоплательщиков. Возрастание налоговой нагрузки обусловлено множеством частных факторов, среди которых можно отметить следующие.

Неспособность государства обеспечить эффективный контроль над расходами бюджета. Постоянное увеличение расходов побуждает государство повышать уровень налогообложения. В результате возрастает налоговое бремя, чрезмерная тяжесть которого признается одной из основных причин массового уклонения от уплаты налогов. Согласно имеющимся экспертным оценкам, уровень отечественного налогообложения оценивается как один из наиболее высоких в мире.

Практика предоставления льгот на федеральном и особенно на местном уровнях власти.   Льготами пользуется ограниченное число предприятий, следовательно, вся недобираемая сумма доходной части перекладывается на других налогоплательщиков.                                         

Информация о работе Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов