Уголовно-правовые меры борьбы с геноцидом и экоцидом

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является полное и всестороннее изучение таких преступлений, как геноцид и экоцид, а также уголовно-правовых мер борьбы с таковыми.
В соответствии с данной целью, можно выделить следующие задачи курсовой работы:
1) определение понятия «преступления против мира и безопасности человечества»;
2) выделение особенностей преступлений против мира и безопасности человечества;

Содержание

Введение…………………………………………………….………………….…3
Глава 1. Общая характеристика преступлений против мира и безопасности человечества
§ 1. Понятие и виды преступлений против мира и безопасности человечества………………………………………………………………….……5
§ 2. История развития уголовного законодательства о преступлениях против мира и безопасности человечества…………………………………………..…..8
Глава 2. Геноцид
§ 1. Понятие геноцида………………………………………………………...…16
§ 2. Уголовно-правовая характеристика геноцида…………………….………17
Глава 3. Экоцид
§ 1. Понятие экоцида………………………………………………………...…..19
§ 2. Уголовно-правовая характеристика экоцида……………………….……..21
Заключение………………………..…………………………………….………23
Список литературы……………………..…….………………………….…….25

Работа содержит 1 файл

КурСОВАя - Геноцид Экоцид.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

    Более удачно эти вопросы были решены в  новом УК РФ 1996 г. В число перечисленных  Общей частью объектов уголовно-правовой охраны впервые включены интересы обеспечения мира и безопасности человечества. Выделив в Особенной части соответствующую главу, законодатель сформулировал в ней составы преступления с учетом принятых перед мировым сообществом обязательств по борьбе с посягательствами, получившими наименование "международных преступлений". Большинство из них были сформулированы Уставом Нюрнбергского военного трибунала, определившим не только принципы ответственности, но и основные виды международных преступлений: 1) преступления против мира (планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеизложенных действий; 2) военные преступления (нарушение законов или обычаев войны, в том числе убийства, истязание или увод в рабство гражданского населения оккупированных территорий, бессмысленное разрушение городов и т. д.); 3) преступления против человечности (убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости в отношении гражданского населения до или во время войны; преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам и др.). Позднее были приняты конвенции, объявившие международными преступлениями геноцид (1948 г.), апартеид (1974 г.), военное или любое другое враждебное использование средств воздействия на природную среду (1977 г.). Основываясь на общепризнанных принципах и нормах, содержащихся в этих и других международно-правовых документах, УК объявляет наказуемым, например, не только пропаганду войны (о чем шла речь в УК РСФСР 1960 г.), но и планирование, подготовку, развязывание и ведение агрессивный войны, публичные призывы к ней.

    Подчеркивая обусловленность интересующего нас раздела УК РФ нормами международного уголовного права, следует одновременно иметь в виду нетождественность предусмотренной российским законодателем системы преступлений против мира и безопасности человечества той системе международных преступлений, которая базируется на международно-правовых соглашениях. Почему? Прежде всего, внутригосударственные уголовно-правовые и международно-правовые нормы являются самостоятельными по отношению друг к другу. Конструируя систему оснований ответственности за преступления против мира и безопасности человечества и основываясь на общепризнанных принципах и нормах международного права, Российское государство тем не менее не рассматривает последние в качестве составной части своего уголовного законодательства, т. е. не придает им значение непосредственно действующих на территории России. Это означает, что, определяясь с наличием или отсутствием признаков состава преступления против мира и человечества, правоприменитель должен руководствоваться требованиями УК РФ вне связи с тем, как именно решается данный вопрос международно-правовыми актами. Аналогичным образом обстоит дело и с международно-правовыми основаниями квалификации содеянного в качестве международного преступления. Один из принципов Комиссии международного права закрепляет: "Тот факт, что внутреннее право не предусматривает ответственности за действия, составляющие преступление согласно международному праву, не освобождает виновное лицо от ответственности по международному праву".

    О тождественности преступлений против мира и человечества нельзя говорить еще и потому, что имеются существенные различия в признаках, характеризующих субъекта в УК и в международном праве. Действующий в России уголовный закон, раскрывая круг лиц, которые могут нести уголовную ответственность, относит к ним лишь физическое лицо - частное или должностное. При этом организации и государства однозначно не признаются субъектами состава преступления. Гораздо сложнее решается вопрос о субъекте с позиций международного уголовного права. Одно время (на рубеже XIX - XX вв.) господствовало мнение, согласно которому совершение любого преступления, в том числе и определяемого международным уголовным правом, возможно лишь физическим лицом. В период между первой и второй мировыми войнами, когда дискутировался вопрос об агрессии и наказуемости ее, субъектом международного преступления стали называть не физических лиц, а исключительно государства. После Нюрнбергского процесса над военными преступниками второй мировой войны многие ученые, ссылаясь на решения Международного военного трибунала, считали возможным рассматривать субъектами международных преступлений как государства, так и физических лиц. В последние десятилетия появилось множество новых подходов к пониманию признаков субъекта международного преступления, однако почти все они используют термин "государство" недостаточно определенно, а порой весьма спорно. Вследствие этого нередко деятельность государства противопоставляется деятельности физического лица, в то время как непосредственное совершение международного посягательства частным лицом отождествляется с непринятием государством мер по его пресечению и наказанию виновных. В этой связи заслуживает внимания правило, сформулированное еще приговором Международного военного трибунала: "Преступления против международного права совершаются людьми, а не абстрактными категориями, и только путем наказания отдельных лиц, совершивших такие преступления, могут быть соблюдены установления международного права" (Судебный процесс над главными немецкими военными преступниками. Сборник материалов. Т. 1. М., 1957. С. 368). Учитывая данное положение, можно, конечно, утверждать, что не государство как таковое, а отдельные физические лица, представляющие его интересы, правильнее считать субъектами международных преступлений. Однако вполне закономерно возникает вопрос: только ли должностные лица, руководители государства бывают виновными, скажем, в развязывании и ведении агрессивной войны? Как вообще оценивать позицию граждан страны, от имени или с молчаливого согласия, а то и при активном участии которых становится возможной политика вмешательства в дела другого государства, "интернациональная помощь" и т. п.? Иначе говоря, не должен ли в международном уголовном правe субъект международного преступления связываться не столько с государством, сколько с самим обществом в целом?

    Вероятно, до тех пор пока не будет внесена  должная ясность и определенность в понятие "государства" как  субъекта международного преступления, вряд ли удастся решить и проблему, связанную с уяснением специфики ответственности членов мирового сообщества за неисполнение взятых ими перед сообществом обязательств по предотвращению угрозы миру и безопасности человечества. В рамках внутригосударственного уголовно-правового регулирования четкость и конкретность санкций за совершение любого преступления - дело принципа. Международно-правовые акты обычно специальных санкций не содержат. Значит ли это, что их не существует? Решая такой вопрос отрицательно, в литературе нередко ссылаются на то, что конкретные виды наказания за международные преступления должны применяться в соответствии с внутригосударственным уголовным законодательством. Существует и другая, как представляется, более обоснованная точка зрения, предлагаемая авторами монографии "Международное уголовное право" (М., 1995). Полагая, что государство, совершающее международное преступление, может нести материальную или нематериальную ответственность, авторы в конечном счете связывают ее с различными формами и степенью ограничения государственного суверенитета. Ответственность виновных физических лиц по нормам международного права они называют одной из таких форм.

    Примечательна позиция, которую занял российский законодатель по отношению к перечню посягательств, включенных Комиссией международного права в проект Кодекса о преступлениях против мира и безопасности человечества, принятого на 43-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1991 г. Определив международное преступление как "международно-правовое деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом", проект Кодекса признавал таковым:

    1) агрессию;

    2) угрозу агрессией; 

    3) вмешательство во внутренние  и внешние дела другого государства; 

    4) колониальное и другие формы  иностранного господства;

    5) геноцид; 

    6) апартеид;

    7) систематическое и массовое нарушение  прав человека;

    8) исключительно серьезные военные  преступления;

    9) вербовку, использование, финансирование  и обучение наемников; 

    10) международный терроризм; 

    11) незаконный оборот наркотических средств;

    12) преднамеренный ущерб окружающей  среде. 

    Далеко  не каждое из перечисленных деяний (незаконный оборот наркотических средств, вмешательство во внутренние и внешние  дела другого иностранного государства  и др.) УК РФ рассматривает как  преступления против мира и безопасности человечества. Вместе с тем таковыми признаются все те деяния, которые мировым сообществом уже признаны в качестве международных преступлений. Большинство из них составляют либо преступления против мира (планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны; публичные призывы ее к развязыванию), либо преступления, нарушающие международные договоры об оружии массового поражения либо о средствах и методах ведения войны (производство или распространение оружия массового поражения; применение запрещенных средств и методов ведения войны). В отличие от других государств, российский законодатель поддержал обоснованность признания международными преступлениями геноцид, экоцид, наемничество. Несколько по-иному, чем предусмотрено Конвенцией о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (1973 г.), законодатель сформулировал состав международного терроризма. Поскольку данное преступление создает угрозу поддержания нормальных международных отношений и ставит своей целью провокацию войны, то его можно рассматривать как разновидность преступлений против мира6.  
 
 
 
 

 

    

    Глава 2. Геноцид

    § 1. Понятие геноцида

    Геноцид (от греч. γένος — род, племя и лат. caedo — убиваю) — это действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы.

    Общественная  опасность геноцида заключается  в том, что в результате соответствующих действий полностью или частично прекращает или может прекратить существование характеризующаяся самобытностью образа жизни и культуры, традиций и обычаев, иными особенностями определенная национальная, этническая, расовая или религиозная группа людей, что влечет обеднение разнообразия человеческого сообщества. В ст. 1 Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г., ратифицированной СССР 18 марта 1954 г., указывается, что геноцид независимо от того, совершается ли он в мирное или в военное время, является преступлением, которое нарушает нормы международного права и против которого договаривающиеся стороны обязуются принимать меры предупреждения и карать за его совершение (ВВС СССР. 1954. N 12. Ст. 244)7. 
 
 
 
 

 

     § 2. Уголовно-правовая характеристика геноцида

    Объектом  геноцида является безопасность человеческого  сообщества как состояние защищенности жизни и здоровья людей различных  национальных, этнических, расовых  и религиозных групп от внутренних и внешних угроз.

    С объективной стороны геноцид может выражаться в убийстве членов национальной, этнической, расовой или религиозной группы людей, насильственном воспрепятствовании деторождению среди этих групп людей, насильственной передаче детей, родившихся в среде этих групп людей, представителям других национальных, этнических, расовых или религиозных групп людей, в ином создании жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов национальной, этнической, расовой или религиозной группы людей.

    Преступным  последствием геноцида является лишение жизни членов названных выше групп людей, причинение тяжкого вреда их здоровью, лишение родителей возможности воспитывать своих детей в духе традиций и обычаев своего народа, а равно насильственное лишение мужчин и женщин способности к деторождению, создание условий естественного обитания или жизни, ведущих к вымиранию людей такой группы.

    Под национальной группой понимается связанная  принадлежностью к определенной нации группа людей независимо от территории ее проживания, а под нацией - исторически сложившаяся группа людей, характеризующаяся общностью языка, психического склада и культуры, территории проживания и другими особенностями быта и традиций. Этническая группа - это исторически возникший вид устойчивой социальной группы людей, представленной племенем, народностью, нацией. Иногда этим понятием обозначают обособленные группы людей внутри какого-либо народа.

Информация о работе Уголовно-правовые меры борьбы с геноцидом и экоцидом