Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 08:28, курсовая работа

Описание работы

В данной работе я постараюсь раскрыть понятия, сущность, основания, условия, порядок применения и отмены таких институтов, как условно-досрочное освобождение и замена неотбытой части наказания более мягким наказанием в соответствии с уголовным кодексом Республики Беларусь.

Содержание

Введение

1. Понятие и сущность условно-досрочного освобождения

1.1 Основания и условия применения условно-досрочного освобождения

1.2 Порядок условно-досрочного освобождения

1.3 Основания отмены условно-досрочного освобождения

2. Понятие замены неотбытой части наказания более мягким

2.1 Основание применения

2.2 Порядок применения

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

курсовая по уголовному.docx

— 39.41 Кб (Скачать)

     1.2 Порядок условно-досрочного  освобождения 

     При наличии основания и условия  применения условно-досрочного освобождения от наказания орган или учреждение, исполняющее наказание и иные меры уголовной ответственности, направляет в суд представление об условно-досрочном освобождении осужденного от отбывания наказания, в котором должны содержаться данные, характеризующие его личность, его поведение, отношение к труду и обучению во время отбывания наказания, отношение к совершенному деянию, а также другие заслуживающие внимания обстоятельства, свидетельствующие об исправлении лица (чч. 1 и 3 ст. 187 УИК).

     Согласно  ч. 2 ст. 402 УПК решение об условно-досрочном  освобождении от наказания принимает районный (городской) суд по месту отбывания осужденным наказания независимо от того, каким судом был постановлен приговор с назначением ему наказания.

     Рассмотрение  дела в суде возбуждается по представлению  органа или учреждения, исполняющего наказание. Для разрешения судом  вопроса о возможности применения условно-досрочного освобождения от наказания  в судебное заседание вызывается представитель органа, ведающего  исполнением наказания, а также приглашается представитель наблюдательной комиссии (ч. 8 ст. 435 УПК).

     После рассмотрения дела, включающего доклад судьи, заслушивание явившихся в заседание лиц и заключения прокурора, судья выносит постановление об условно-досрочном освобождении осужденного от наказания с указанием срока неотбытой части наказания, а также конкретных обязанностей, возлагаемых на осужденного, если судья примет решение об их возложении. В постановлении также должно содержаться указание на освобождение лица от дополнительных наказаний, если такое решение судьей будет принято.

     Копия вынесенного постановления направляется в суд, постановивший приговор, для  приобщения ее к делу.

     Применяя  условно-досрочное освобождение от наказания, суд может возложить  на осужденного определенные обязанности, которые он должен выполнять в  течение оставшейся неотбытой части  срока наказания. Такие обязанности  аналогичны обязанностям, возлагаемым  на осужденных, за которыми осуществляется профилактическое наблюдение. Так, на условно-досрочно освобожденного от наказания согласно ч. 2 ст. 81 УК могут быть возложены обязанности: предварительно уведомлять орган внутренних дел об изменении его места жительства, о выезде в другую местность по личным делам на срок более одного месяца; являться в указанный орган по его вызову и при необходимости давать пояснения относительно своего поведения и образа жизни.

     При этом суд может возложить на лицо любую из указанных обязанностей либо их совокупность, но может не возлагать  на лицо вообще никаких обязанностей.

     Контроль  за условно-досрочно освобожденным  от наказания в течение неотбытой его части осуществляется уголовно-исполнительной инспекцией по месту его жительства (ч. 1 ст. 197 УИК). В этот период освобожденный должен своим поведением подтвердить исправление, явившееся основанием его условно-досрочного освобождения, отчитываться о своем поведении перед уголовно-исполнительной инспекцией, являться по ее вызову без ограничения периодичности явки (ч. 3 ст. 197 УИК).

     За  лицами, условно-досрочно освобожденными от наказания, назначенного за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, осуществляется профилактическое наблюдение уголовно-исполнительной инспекцией, что влечет необходимость соблюдения осужденным обязанностей, предусмотренных ст. 81 УК. В таком случае судом дополнительно не устанавливаются обязанности, которые он может возложить на лицо, осужденное за преступления, не относящиеся к тяжким или особо тяжким.

     При уклонении осужденного в течение  неотбытой части наказания от выполнения возложенных обязанностей или при нарушении им общественного порядка уголовно-исполнительная инспекция объявляет ему официальное предупреждение (ч. 4 ст. 197 УИК). При этом официальное предупреждение может быть объявлено в случае уклонения лица от выполнения обязанностей, возложенных на него судом, а также обязанностей, возлагаемых на лицо, за которым устанавливается профилактическое наблюдение, либо в порядке осуществления контроля за ним со стороны уголовно-исполнительной инспекции.

     Официальное предупреждение выносится в письменной форме и объявляется осужденному под расписку [12]. 

     1.3 Основания отмены 

     Основаниями отмены условно-досрочного освобождения от наказания с направлением осужденного  для дальнейшего отбывания им наказания, представленными в законе как альтернативные, являются:

     1) невыполнение возложенных на  осужденного обязанностей, несмотря на официальное предупреждение, сделанное уголовно-исполнительной инспекцией;

     2) неоднократное (два и более  раза) нарушение осужденным общественного порядка, за что к нему дважды были применены меры административного взыскания;

     3)совершение  умышленного преступления;

     4)совершение  преступления по неосторожности, за которое лицо осуждается к лишению свободы.

     Невыполнение  возложенных на осужденного обязанностей как основание отмены условно-досрочного освобождения означает умышленное, без уважительных причин, неисполнение одной либо всех в совокупности возложенных на него обязанностей после официального предупреждения, сделанного уголовно-исполнительной инспекцией.

     К нарушениям общественного порядка  относятся умышленные административные правонарушения, посягающие на общественный порядок: мелкое хулиганство, нанесение умышленного легкого телесного повреждения или побоев, клевета, распитие спиртных напитков в общественных местах и др.

     Применение  административных взысканий за указанные  правонарушения должно учитываться лишь в том случае, если лицо совершило новое правонарушение в течение года со дня окончания исполнения взыскания за предыдущие правонарушение.

     При невыполнении осужденным возложенных  на него обязанностей, несмотря на официальное  предупреждение, а также при неоднократном  нарушении им общественного порядка  и применении к нему дважды мер  административного взыскания уголовно-исполнительная инспекция может направить в суд представление об отмене условно-досрочного освобождения от наказания, а суд может принять такое решение, вынося соответствующее постановление. На основании судебного постановления лицо направляется для отбытия неотбытой части срока наказания в полном объеме независимо от того, сколько времени прошло с момента условно-досрочного освобождения осужденного от наказания.

     При совершении в период неотбытой части  наказания нового умышленного преступления или преступления по неосторожности, за которое лицо осуждается к лишению свободы, суд назначает окончательное наказание по правилам назначения наказания по совокупности приговоров в соответствии со статьей 73.

     Совершение  лицом в период неотбытой части  срока наказания преступления по неосторожности, за которое виновный осуждается к наказанию, не связанному с лишением свободы, не является основанием для отмены условно-досрочного освобождения. В этом случае наказание за вновь совершенное преступление назначается без учета неотбытой части наказания, от отбывания которого лицо условно-досрочно освобождено, и оно исполняется наряду с течением неотбытой части срока наказания [4].

 

    2. ПОНЯТИЕ ЗАМЕНЫ  НЕОТБЫТОЙ ЧАСТИ  НАКАЗАНИЯ БОЛЕЕ  МЯГКИМ 

     Согласно  ст. 91 УК замена неотбытой части наказания  более мягким означает освобождение осужденного от отбывания более  строгого наказания путем замены его на более мягкое, стимулирующее стремление осужденного к исправлению [12, c.500].

     Замена  неотбытой части наказания более  мягким является одним из видов досрочного освобождения от наказания и заключается  в освобождении осужденного от назначенного судом наказания с одновременным назначением вместо его неотбытой части другого, более мягкого наказания. К числу наказаний, неотбытая часть которых может быть заменена более мягким наказанием, закон относит исправительные работы, ограничение по военной службе, арест, ограничение свободы, направление в дисциплинарную воинскую часть и лишение свободы [5, c.48-50].

     Таким образом, замена неотбытой части  наказания более мягким – это освобождение осужденного от дальнейшего отбывания наказания и назначение ему вместо неотбытой части более мягкого наказания [13, c.248].

     Замена  наказания носит безусловный  характер.

     Соотношение наказаний по их тяжести должно осуществляться с учетом не только вида наказания, но и его размера и срока. При замене неотбтой части лишения свободы ограничением свободы или исправительными работами они назначаются в пределах сроков, установленных законом для этих видов наказания, и не должны превышать неотбытого срока лишения свободы [13, c. 248].

     При замене наказания более мягким осужденный может быть освобожден от дополнительного наказания. 

 

      2.1 Основания применения 

     Основанием  применения замены неотбытой части  наказания более мягким является возможность дальнейшего исправления  осужденного, твердо вставшего на путь исправления, в условиях отбывания им более мягкого наказания.

     Критериями  отнесения к твердо вставшим на путь исправления осужденных к иным видам наказания являются выполнение в период отбывания наказания требований уголовно-исполнительной инспекции, хорошее поведение, добросовестное отношение к труду, активное участие в мероприятиях воспитательного характера, отсутствие взысканий в течение шести месяцев и др. Степень исправления осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, определяет орган, исполняющий наказание [4].

     Замена  неотбытой части наказания более  мягким может быть применена при условии фактического отбытия осужденного определенной части срока, установленной законом: одной трети, половины или двух третей. Установление в законе данных частей срока поставлено в зависимость от категории совершенного преступления, а также от некоторых других обстоятельств, указанных в ст. 91 УК.

     Не  менее одной трети назначенного судом срока наказания должны отбыть лица, осужденные за преступления, не представляющие большой общественной опасности, или менее тяжкие преступления.

     Не  менее половины назначенного судом срока наказания должны отбыть лица:

     – осужденные за тяжкое преступление;

     – ранее осуждавшиеся к лишению  свободы за умышленное преступление.

     Не  менее двух третей срока назначенного судом наказания должны отбыть лица:

     – осужденные за особо тяжкое преступление;

     – ранее условно-досрочно освобождавшиеся  от наказания и совершившие новое преступление в течение неотбытой части наказания [13].

     Вопрос  о том, кто относится к лицам, ранее осуждавшимся к лишению свободы, рассматривался применительно к условно-досрочному освобождению от наказания.

     При определении того, какое наказание  является более мягким по сравнению  с заменяемым наказанием, суд руководствуется  статьей 48 УК, в которой все виды наказания расположены в определенном порядке в зависимости от степени их строгости (от менее строгого к более строгому). Кроме того, необходимо учитывать и сроки как заменяющего, так и заменяемого наказаний.

     В случаях замены неотбытой части  наказания в виде лишения свободы ограничением свободы или исправительными работами законом установлены следующие пределы заменяющих наказаний:

     ограничение свободы назначается в пределах, установлен ных ч. 2 ст. 55 УК, т.е. в  пределах от шести месяцев до пяти лет;

     исправительные  работы назначаются в пределах, установленных  ч. 1 ст. 52 УК, т.е. в пределах от шести  месяцев до двух лет;

     максимальный  срок ограничения свободы и исправитель  ных работ не должен превышать  неотбытого срока лишения свободы (ч. 3 ст. 91 УК) [12, c.502].

Информация о работе Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания