Вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность: проблемы квалификации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы работы также определяется наличием существенных проблем в законодательной конструкции рассматриваемой уголовно-правовой нормы, пробелов в уголовном законе, спорных вопросов квалификации вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления, необходимостью совершенствования уголовного закона в данной части.
Для охраны духовного, нравственного, и физического здоровья подрастающего поколения, борьбы с негативными влияниями на формирование ценностных ориентаций и поведение несовершеннолетних, наряду с уголовно-правовыми мерами большое значение имеет эффективное предупреждение вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..………3

Глава 1. Исторические аспекты развития уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления……………....4
§1.Уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления в царское время……………………………....4
§2. Уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления в советском уголовном праве………………9

Глава 2. Уголовно-правовая характеристика вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления………………………..12
§1. Объект преступления………………………………………………..12
§2. Объективная сторона преступления……………………………..…16
§3. Субъект и субъективная сторона преступления…………………...18
§4. Квалифицированные составы вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность …..………………….………….……………………19

Глава 3. Профилактика преступлений несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних…………………………………………………………….23

Заключение………………………………………………………………...……28

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство морского и речного транспорта.doc

— 228.00 Кб (Скачать)

            Не может быть привлечён к уголовной ответственности взрослый, если он не осознавал и не допускал, что своими действиями вовлекает несовершеннолетнего в совершение преступления.

            Разъяснение этому вопросу даётся в п.42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. N 1: «К уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления могут быть привлечены лица, достигшие восемнадцатилетнего возраста и совершившие преступление умышленно. Судам необходимо устанавливать, осознавал ли взрослый, что своими действиями вовлекает несовершеннолетнего в совершение преступления. Если взрослый не осознавал этого, то он не может привлекаться к ответственности по статье 150 УК РФ»28.

Субъектом данного преступления может быть только физическое, вменяемое лицо, достигшее на день его совершения 18-летнего возраста. Если вовлекаемый несовершеннолетний не достиг возраста уголовной ответственности, то виновный привлекается к ответственности за приготовление к конкретному преступлению, если преступление не совершено, либо он считается исполнителем, если подросток, не достигший возраста уголовной ответственности, совершит деяние, запрещенное уголовным законом.

 

 

 

 

 

 

      §4. Квалифицированные составы вовлечения несовершеннолетнего в преступную деятельность

Квалифицирующими признаками данного преступления является вовлечение несовершеннолетнего в преступную и иную антиобщественную деятельность, совершенное родителем, педагогом либо лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего (ч.2 ст150 УК). В этом случае вместо воспитания того несовершеннолетнего в духе соблюдения нравственных принципов общества и законопослушания лицо, являющееся авторитетом для несовершеннолетнего, вовлекает его в совершение преступления, т.е. грубо нарушает обязанность по воспитанию несовершеннолетнего.

Родитель несовершеннолетнего – это лицо, записанное его отцом или матерью в книге записей о рождении. Согласно семейному законодательству понятие отцовства и материнства основывается на признаке происхождения (ст.47 Семейного кодекса Российской Федерации, далее СК РФ). Установление происхождения ребенка от матери и отца регламентируется ст.ст.48–51 СК РФ. К числу родителей по смыслу ч.2 ст. 150 УК РФ следует относить также и усыновителей (ст. 137 СК РФ).

Однако в практической деятельности возникают проблемы, связанные  с определением круга лиц, попадающих под это понятие. Так, во–первых, по вопросу возможности привлечения по ч.2 ст.150 УК родителей, лишенных в установленном законом порядке родительских прав или ограниченных в них, В.Б. Боровиков и С.И. Никулин относят их к числу субъектов данного состава преступления29. Иную позицию занимает С.И. Мурзаков. В основе этой позиции лежат следующие суждения. В соответствии с положениями ст. 71, 74 Семейного кодекса РФ родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав. А родители, родительские права которых ограничены судом, утрачивают право на личное воспитание ребенка. Таким образом, лишение родительских прав или ограничение в них снимает с родителей обязанность по воспитанию несовершеннолетнего и их действия, связанные с вовлечением несовершеннолетнего в совершение преступлений и  антиобщественных действий следует квалифицировать по ч.1 ст.150 УК РФ. Хотя и остается безусловным, что указанные лица в силу психологического влияния с наименьшей степенью прилагаемых усилий способны вовлечь несовершеннолетнего в совершение преступления.

Помимо того, существует проблема, связанная с возможностью привлечения к уголовной ответственности  за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступлений и действий антиобщественного характера отчима или мачехи, которые надлежаще не оформили акт усыновления (удочерения) и к какой группе – родителей или иных лиц – они должны быть отнесены. Многие авторы отчима и мачеху относят к группе «иных лиц». Эта точка зрения может иметь место лишь в случае, если отчим (мачеха) находятся в зарегистрированном браке с родителем несовершеннолетнего, то есть с момента возникновения обязанности по воспитанию ребенка. В противном случае, даже если отчим (мачеха) проживают в одной семье с несовершеннолетним, отсутствует одно из обязательных условий – исполнение возложенной законом обязанности по воспитанию несовершеннолетнего. В подобных случаях их действия следует квалифицировать по ч.1 ст. 150 УК РФ.

Педагог – это лицо, занимающееся преподавательской или  воспитательной работой в государственном  или негосударственном образовательном  либо воспитательном учреждении. Применительно  к содержанию ч.2 ст. 150 УК РФ речь идет не о любом педагоге, а лишь о таком, на которого законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего. Некоторую сложность представляет определение содержания термина «педагог». Представляется, что педагогом является лицо, выполняющее в силу своих служебных обязанностей, образования и опыта работу по обучению и воспитанию несовершеннолетних. Иными словами, говоря о педагоге, законодатель имеет в виду не наименование должности, а функциональные обязанности по воспитанию несовершеннолетнего в духе соблюдения нравственных принципов общества и законопослушания. Если педагог, т.е. лицо, являющееся авторитетом для несовершеннолетнего, вовлекает его в преступный  образ жизни, он грубо нарушает обязанность по надлежащему воспитанию несовершеннолетнего, возложенную на него законом.

Третьим видом специального субъекта по ч.2 ст.150 УК РФ является «иное лицо», на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего. К ним относятся, например, опекуны или попечители, приемные родители, представители воспитательного учреждения, в которое помещен несовершеннолетний органами опеки и попечительства (тренер команды, воспитатели интернатов или детских приютов). Приведенный перечень иных лиц достаточно условен. В правоприменительной практике могут возникнуть спорные вопросы относительно возможности отнесения к данной категории родственников различных уровней и фактических воспитателей (братья, сестры, дед, бабушка). Однако в любом случае, основанием для положительного решения этого вопроса должна быть ориентация на отмеченное в ч.2 ст.150 УК РФ условие: исполнение возложенной законом обязанности по воспитанию несовершеннолетнего. При отсутствии такой обязанности ответственность субъектов данного преступления должна наступать по части первой указанной статьи.

Особо квалифицированный  состав данного преступления образуется, если вовлечение несовершеннолетнего  в преступную и иную антиобщественную деятельность совершено с применением  насилия  или угрозой его применения.

В теории уголовного права  насилие подразделяется на две разновидности: физическое и психическое.

Под физическим насилием следует понимать любые способы  физического воздействия на организм потерпевшего, на его жизнь и здоровье или права и свободы. Это воздействие  может быть как на наружные покровы  тела человека, так и непосредственно на его внутренние органы[4]. Может выражаться, например, в таких действиях как побои, связывание и запирание в помещении, истязание без отягчающих обстоятельств, причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью, а также воздействие на организм человека с помощью химических или биологических веществ.

Если вовлечение, совершаемое  с применением насилия (угрозы) повлекло причинение несовершеннолетнему вреда здоровью любой тяжести, действия взрослого квалифицируются по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 150 и статьей Особенной части УК о причинении вреда здоровью.

Психическое насилие, в  отличие от физического, не нарушает целостности органов тела или его наружных тканей. Оно не причиняет видимого вреда организму потерпевшего, а воздействует лишь на его психику, вызывая различные чувства – страха, гнева, возмущения. Для данной статьи интерес представляет лишь такая форма психического насилия как угроза применения физического насилия.

Угроза применения насилия  представляет собой форму психического воздействия на несовершеннолетнего  и заключается в угрозе причинить  физический и  моральный вред, лишить каких–либо благ или ограничить в них, например, причинением вреда здоровью различной степени тяжести, смерти, нанесением побоев, уничтожением имущества и т.п. При этом угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью охватывается составом рассматриваемого преступления и дополнительной квалификации по ст.119 УК РФ не требует.

В ч. 4 ст. 150 УК предусмотрены три особо квалифицирующих признака: совершение данного преступления, связанного с вовлечением несовершеннолетнего в преступную группу вовлечение несовершеннолетнего в совершение тяжкого или особо тяжкого преступления и совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Повышенная общественная опасность групповых преступлений обусловила тот факт, что, обособившись от вовлечения в совершение антиобщественных действий, состав вовлечения несовершеннолетнего в совершение  преступления приобрел ряд новых квалифицирующих признаков, в том числе предусмотренные ч. 4 ст. 150 УК - вовлечение в преступную группу.

Не должно квалифицироваться  по ч. 4 ст. 150 УК и вовлечение несовершеннолетнего  в  группу лиц по предварительному сговору при условии, если один взрослый воздействует на одного несовершеннолетнего, «сговаривается» с ним, так как в этом случае несовершеннолетний привлекается к совершению преступления в качестве пособника или соисполнителя и группа образуется лишь с его участием. Только в том случае, если несовершеннолетний вовлекается в уже созданную или создаваемую группу лиц по предварительному сговору, которая будет таковой и без его участия, т.е. если на момент вовлечения уже имеется предварительная договоренность о совершении преступления как минимум между двумя лицами, вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления можно квалифицировать по ч. 4 ст. 150 УК.

Наиболее часто к  ответственности привлекаются взрослые лица, вовлекшие несовершеннолетнего  в совершение тяжкого либо особо  тяжкого преступления. Встречаются  случаи, когда вовлечение в совершение тяжкого или особо тяжкого преступления сопряжено с вовлечением в преступную группу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 3. Профилактика преступлений несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних

 

Преступное поведение подростков – неизбежный эпифеномен общества. Понятие это весьма относительно. С одной стороны, оно задает динамику развития общества (требуя немедленного решения данной проблемы), с другой стороны, тормозит его развитие. Проблему преступности несовершеннолетних нельзя оставлять без внимания. Профилактические мероприятия в этой сфере являются неотъемлемым атрибутом современного общества.  

Понятие «профилактика», означающее в широком смысле предупреждение каких – либо нежелательных явлений, с 1970-х годов начало наполняться правовым содержанием. По мнению А.П. Закалюка, под профилактикой преступности понимается деятельность по устранению причин и условий совершения преступлений лицом, которое еще не проявило преступного умысла, но его поведение свидетельствует о высокой вероятности перерастания последнего в преступное деяние30.

Профилактика правонарушений также рассматривается как особый вид социальной практики, обеспечивающий преобразование общественных отношений, в результате которого устраняются  либо нейтрализуются условия (причины, факторы), способствующие отклоняющемуся поведению.

Более конкретное определение  сущности профилактики правонарушений сформулировал Н.И. Ветров, который  понимает под ней совокупность социально  – экономических, идеологических, культурно – воспитательных, организационно – управленческих мер, направленных на выявление и устранение причин правонарушений, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, на исправление и перевоспитание лиц, имеющих отклонения в поведении, на предостережение членов общества от противоправных деяний31.

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что осуществление  указанных мер обеспечивается конкретными  органами и учреждениями, составляющими  систему. В число субъектов системы  профилактики преступности несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы и учреждения социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, опеки и попечительства, службы занятости и др32.

Несколько слов необходимо уделить каждому из этих названных субъектов профилактики. Комиссии по делам несовершеннолетних (КДН), образуемые органами местного самоуправления, являются одним из основных институтов, обеспечивающих защиту прав и интересов несовершеннолетних в нашей стране. Основная задача КДН – предупреждение правонарушений, безнадзорности и антиобщественных действий этой возрастной группы населения. Эта задача должна достигаться путем организации контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, применения мер воздействия в отношении несовершеннолетних и их законных представителей. На практике основное время в работе КДН уделяется рассмотрению дел о правонарушениях несовершеннолетних, подготовке материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, рассмотрению представлений органов образования об исключении несовершеннолетних из учреждения общего образования. Социальные функции КДН заключаются в оказании помощи в трудовом и бытовом устройстве, социальной реабилитации несовершеннолетних, нуждающихся в государственной помощи.

Необходимо отметить, что сами комиссии не имеют прямых полномочий в борьбе с правонарушениями несовершеннолетних и свои функции  они выполняют, прежде всего, посредством осуществления координации с другими организациями, занимающимися «неблагополучными» подростками, которые были поставлены на учет комиссией по делам несовершеннолетних.

Вторым названным элементом  системы органов профилактики преступности несовершеннолетних являются органы социальной защиты – это территориальные  центры социальной помощи, психолого-педагогической помощи, центры экстренной

психологической помощи (телефоны доверия). Главная особенность этих органов заключается в том, что они в большей степени нацелены на проведение индивидуальной содержательной профилактической работы с теми подростками, кто оказался в трудной жизненной ситуации. В эту работу входит и бесплатное оказание социальных услуг, тесное сотрудничество с семьей, помощь в организации досуга несовершеннолетних и т.д.

Третьим элементом системы  профилактики являются специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Особенность этих учреждений заключается в том, что они оказывают срочную экстренную помощь несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации преимущественно на «стационарной» основе (в то время как органы социальной защиты на «амбулаторной» основе). К таким учреждениям относятся:

Информация о работе Вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность: проблемы квалификации