Взаимосвязь Прокуратуры и Полиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 14:13, контрольная работа

Описание работы

Досудебное следствие проводится полицией в рамках расследования с момента регистрации преступления и до тех пор, пока не будет собрано достаточное количество доказательств для принятия решения о предъявлении обвинения. После того, как будет обнаружено необходимое количество улик для обвинения в совершенном преступлении конкретного лица, дело направляется в Прокуратуру. Таким образом, досудебное расследование может быть разделено на два основных этапа: полицейское расследование и уголовное преследование, осуществляемое Прокуратурой.

Работа содержит 1 файл

прокуратура латвии.doc

— 51.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

прокуратура латвии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мэрис Лейа

Прокурор  Генеральной Прокуратуры

Рига

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I 
Взаимосвязь Прокуратуры и Полиции

      Досудебное  следствие проводится полицией  в рамках расследования с момента  регистрации преступления и до тех пор, пока не будет собрано достаточное количество доказательств для принятия решения о предъявлении обвинения. После того, как будет обнаружено необходимое количество улик для обвинения в совершенном преступлении конкретного лица, дело направляется в Прокуратуру. Таким образом, досудебное расследование может быть разделено на два основных этапа: полицейское расследование и уголовное преследование, осуществляемое Прокуратурой.

Полномочия  на проведение полицейского расследования  были отнесены государством к компетенции нескольким органам и должностным лицам, например: государственной полиции, капитанам морских судов, финансовой полиции Государственной Бюджетной Службы, а также Отделу по борьбе с Организованной Преступностью и Антикоррупционному отделу.

Полномочия, реализуемые в рамках проведения следствия по уголовному делу на этапе полицейского расследования определены законом, как и внутреннее устройство ведомства. Досудебное следствие, проводимое полицией, так же, как и в любом другом учреждении, где подобный род деятельности имеет место быть, контролируется Прокуратурой. Для того чтобы обеспечить контроль над всеми органами, обладающими полномочиями на осуществление следственных мероприятий, а также в целях обеспечения эффективности их деятельности, Генеральный Прокурор издал приказ «О надзоре прокуратуры, осуществляемом в рамках судопроизводства и на стадии досудебного расследования уголовных дел».  Данный приказ содержит инструкции по разделению контрольных полномочий между прокуратурами. Полиция всегда должна немедленно сообщать в Прокуратуру о расследуемом преступлении и представлять статистическую карточку.

     Осуществляя  контроль над досудебным расследованием, прокурор вправе:

- гарантировать легитимность  дел посредством публикации сведений  о них;

-  инспектировать делопроизводство  и давать письменные и устные  указания полицейским, проводящим  расследование. Данные инструкции  могут касаться как общего  направления расследования, так  и специальных мероприятий, которые  должны быть проведены в его  рамках. Если полиция с ними не согласна, то они могут быть обжалованы вышестоящему прокурору;

- вернуть уголовное  дело на доследование в полицию,  если еще нет достаточных оснований  для осуществления уголовного  преследования прокурором;

- признать недействительными незаконные решения, принятые в процессе полицейского расследования;

-  принимать участие  в любом следственном мероприятии,  а также производить их самостоятельно.

- знакомиться с результатами  следственных мероприятий, производимых  в рамках уголовного расследования и убеждаться в законности их проведения;

-  «забирать» любое дело, расследуемое  в полицейском участке и проводить  расследование по нему самостоятельно, или передать его в другой  полицейский участок. Последнее  имеет место быть, когда проведение объективного и независимого расследования не может быть гарантировано в том полицейском участке, в котором оно было начато.

- налагать штраф в связи с  жалобами на действия полиции  по конкретному уголовному делу; и

- налагать штраф за отказ  полиции начать расследование.

       Если  в процессе досудебного расследования  не был соблюден закон, прокурор  имеет право уведомить об этом  главу полицейского участка, а  также просить его принять  решение о назначении конкретного  наказания тому полицейскому, который  допустил это нарушение или поручить ему осуществление иных видов деятельности с целью предотвращения дальнейших правонарушений подобного рода в будущем.

Уголовное преследование  является является исключительным правомочием  прокуратуры. Оно (преследование) начинается с того момента, когда прокурор решит, что лицо должно рассматриваться как подлежащее уголовной ответственности. После начала уголовного преследования прокурор продолжает управление и организацию досудебного расследования. Он может проводить следственные мероприятия лично путем получения дополнительных доказательств, проверки обстоятельств уголовного дела, а также поручить проведение следственных мероприятий полиции. Причем только прокурор уполномочен проводить следственные мероприятия, требующие участия обвиняемого как допрос обвиняемого или очная ставка со свидетелем. В итоге прокурор направляет уголовное дело в суд.

Одной из целей уголовного преследования является  обеспечение  принятия мер к наказанию каждого  лица, совершившего преступление. Законодательство не устанавливает каких-либо приоритетов при осуществлении уголовного преследования, и прокурор не имеет права выбирать, по каким правонарушениям будет вестись расследование, а по каким – нет. Прокуратура вообще не может устанавливать какие-либо приоритеты.

На практике прокурор и  руководитель полицейского расследования  передают информацию в СМИ лично  или через пресс-секретаря прокуратуры.  Тем не менее, данная информация должна быть представлена в такой форме, чтобы не причинить вреда дальнейшему  расследованию по делу.

Также были созданы совместные следственные группы, управляемые прокуратурой и полицией для расследования  наиболее опасных организованных преступлений. Данные группы создаются по приказу  Генерального Прокурора или главы  уголовного департамента прокуратуры.

Полиция и прокуратура  работают совместно для того, чтобы  обеспечить выявление преступлений, установление лиц, их совершивших, а  также правильное применение закона. При этом суд – это институт, обладающий исключительным правом оценивать юридическую силу доказательств, собранных по делу.

Очередность следственных мероприятий, осуществляемых на стадии расследования.

В целом, полицейский, осуществляющий первоначальное расследование, имеет  право проводить следственный мероприятия  по своей собственной инициативе. Закон не устанавливает обязательных консультаций полиции с прокуратурой  по поводу принятия решений относительно расследования. Тем не менее, одной из задач прокуратуры на стадии досудебного расследования является дача указаний полиции, касающихся следственных мероприятий, когда такое содействие необходимо. Кроме того, прокурор имеет право давать распоряжения по собственной инициативе. Тем не менее, полицейские вправе осуществлять следственные мероприятия.

Одним словом, прокурор часто  направляет процесс расследования, и, если необходимо, дает рекомендации по поводу использования различных  способов  расследования

Тем не менее, существуют способы  расследования на осуществление  которых всегда необходима предварительная  санкция, так как они могут  нарушить права обвиняемого. В подобных случаях необходимо разрешение прокурора  или суда. Это касается обыска, перехвата  корреспонденции, прослушивания телефонных переговоров; которые вкратце будут изложены ниже.

Проведение  обыска санкционируется судьей. В  неотложных случаях, когда разрешение судьи не может быть немедленно получено, например, ночью, обыск может быть проведен с согласия прокурора, после чего он (прокурор) должен сообщить о принятии им данного решения судье в течение 24 часов. Количество наказуемых деяний, в рамках расследования которых может проводиться обыск, не ограничено.

Перехват и  изъятие корреспонденции из отделений почты и телеграфа могут быть проведены на основании санкции судьи или суда в процессе расследования тяжких, особо тяжких преступлений.

Прослушивание переговоров подозреваемого или  получение информации посредством  использования технических средств также осуществляются на основании разрешения суда или судьи. Данные следственные мероприятия могут проводиться при расследовании преступлений, за совершение которых законом предусмотрено наказание более чем два года лишение свободы.

Существуют  также и другие ограничения, не связанные с правами человека, например, меры по охране секретных государственных документов, а также специальные правила, касающиеся несовершеннолетних.

Для того, чтобы  гарантировать конфиденциальность документов, содержащих государственные тайны, существует специальный порядок их сбора и исследования. Причем данные мероприятия могут быть осуществлены только после выдачи судьей санкции на это.

Для того, чтобы  минимизировать вред, причиняемый психике  несовершеннолетнего, свидетель, не достигший возраста четырнадцати лет, или лицо, являющееся жертвой преступления, не достигшее 18-ти лет, может быть подвергнуто прямому допросу только после того, как профессиональный психолог сочтет это допустимым. Если же эксперт посчитает прямой допрос нежелательным, данное следственное мероприятие может быть произведено только с санкции судьи.

Полицейский вправе использовать по собственной инициативе другие принудительный меры, которые  не считаются следственными действиями, но в то же время могут помочь расследованию. Примером может служить принудительный привод свидетеля, если данное лицо не явилось по повестке. Следующий пример – арест подозреваемого в совершении преступления. В последнем случае полицейский должен доложить об этом прокурору в течение 24 часов с момента производства ареста. При необходимости прокурор может исследовать обстоятельства дела и решить вопрос о его (ареста) законности.

Порядок производства оперативных  мероприятий на стадии расследования.

Оперативные мероприятия  имеют своей целью выявление преступлений, установление лиц, их совершивших и сбор доказательств. Оперативными мероприятиями являются:

- сбор информации о  фактах, лицах и объектах;

- слежение за людьми;

- осмотр (осуществляется  относительно общественно доступных  мест и только помещений);

- анализ образцов, значимых  для расследования преступления (образцы почерка, получение образцов  голоса и т.д.);

-  тайное проникновение в  помещения, транспортные средства  и иные частные владения.

- эксперимент (исследовать возможность  совершения действий подозреваемым, существования какого-либо факта,  процесса); и

- сыскные действия и т.д.

    В отличие от информации, полученной в результате выполнения  уголовно-процессуальных действий, информация, получаемая в ходе  проведения оперативных мероприятий, не может быть автоматически использована в качестве доказательства в уголовном деле. Включение подобного рода информации в число доказательств является поводом к применению принудительных мер. Факты, собранные в результате проведения оперативных мероприятий, могут быть использованы как доказательства только если они установлены в порядке, определенном Уголовно-Процессуальным Кодексом (здесь и далее УПК).

Все оперативные  мероприятия могут быть разделены  на общие и специальные. Общие  мероприятия, если они фактически / существенно не нарушают конституционных прав личности, могу быть произведены с непосредственного разрешения главы полицейского участка. Специальные мероприятия, которые могут / могут существенно нарушить конституционные права личности, могут быть произведены только после соблюдения специальных процедур, о которых будет сказано ниже.

Санкция председателя Верховного Суда или санкция специально уполномоченного  судьи Верховного Суда должна быть получена для проведения:

  • конфискации / наложения ареста, а также перехвата и прочтения корреспонденции;
  • получения информации при помощи технических средств;
  • прослушивание частных переговоров (через телефонные линии и другие технические средства связи); и
  • принудительное помещение в медицинское учреждение.

Санкция прокурора необходимо для проведения следующих мероприятий:

-  оперативное мероприятие, целью  которого является фиксация действий  лица, вызванных совершением уголовно-наказуемого  деяния или иного незаконного  деяния;

- оперативные мероприятия, которые сопряжены с внедрением в криминальную среду.

 

 

 


Информация о работе Взаимосвязь Прокуратуры и Полиции