Злоупотребление правом и злоупотребление полномочиями

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Проблема злоупотребления правом и как ее разновидности злоупотребления полномочиями в уголовном праве далеко не новая и, к сожалению, в обозримом будущем вряд ли полностью разрешимая. Уже только по этой причине ее изучение всегда актуально. Ее актуальность обусловлена, прежде всего, тем, что в современных условиях проблема борьбы с преступностью в виде злоупотреблений служебными полномочиями становится все более острой.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 55.33 Кб (Скачать)

     Введение

 

     Актуальность  темы исследования.

       Проблема злоупотребления правом и как ее разновидности злоупотребления полномочиями в уголовном праве далеко не новая и, к сожалению, в обозримом будущем вряд ли полностью разрешимая. Уже только по этой причине ее изучение всегда актуально. Ее актуальность обусловлена, прежде всего, тем, что в современных условиях проблема борьбы с преступностью в виде злоупотреблений служебными полномочиями становится все более острой.

     Историографический  обзор  

      Дошедшие  до нас правовые памятники цивилизации  позволяют заключить, что должностная  преступность - ровесник человечества. Ранние упоминания о коррупции, «поразившей» государственную службу, можно обнаружить еще в архивах  Древнего  Вавилона, сформировавшихся, по меньшей мере, 4500 лет назад. Разумно предположить, что зарождение коррупции как  социального явления объективно связано с первоначальной узурпацией права управлять людьми и общим  имуществом, имевшей место задолго  до возникновения государственности. Сам термин «коррупция» применительно  к его социальному значению начинает употребляться еще в античный период.

       цивилисты уже с начала XX века обсуждают и высказывают свое отношение, пожалуй, к одной из наиболее сложных проблем - проблеме злоупотребления гражданскими субъективными правами, которая, несмотря на продолжительность дискуссии, не была решена. Уголовно-правовые и криминологические проблемы злоупотребления правом в виде злоупотребления полномочиями достаточно разработаны и нашли свое отражение в трудах Г.И. Борзенкова, В.С. Комисарова, Н.И. Ветровой, Ю.И. Ляпуновой, Б.В. Волженкина, А.Э. Жалинского, Б.В. Здравомыслова, П.А. Кабанова, И.Л. Козаченко, З.А. Незнамовой, В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова, В.М. Лебедева, Ю.И. Ляпунова и других. Теоретическая и практическая значимость проводимых ими исследований несомненна. Однако некоторые аспекты рассматриваемой проблемы остаются еще не разработанными или дискуссионными, не все спорные вопросы разрешены, что особенно необходимо с учетом современного уровня служебной и должностной преступности.

          Сегодня коррупция, и, прежде  всего, должностная преступность  как наиболее опасная ее часть,  стали представлять угрозу для  российского общества, ослабляя  и даже изменяя направления  государственного влияния на  многие сферы социальной жизни.  Коррупция успела «заполнить»  освобожденные государством ниши  социального управления прежде, чем это смогли сделать институты  гражданского общества.     

Наиболее простое  определение коррупции или должностных  преступлений - подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще.

Положения, выносимые на защиту.

  Как известно, УК РФ предусмотрел уголовную  ответственность за злоупотребление  и превышение должностных полномочий  в самостоятельных статьях Особенной  части. Причем законодатель установил  одинаковую наказуемость за оба  указанные вида преступлений (незначительные  отличия имеются, только в санкциях  ч. 3 ст. 285 и 286).

В связи с  этим возникает вопрос: чем оправдано  выделение рассматриваемых составов в разные статьи? Для решения этого  вопроса проанализируем составы  ст. 285 и 286 УК РФ.

     Глава  1. Злоупотребление правом и злоупотребление полномочиями

     1.1 Злоупотребление  полномочиями как вид злоупотребления  правом

 

     Под злоупотреблением в буквальном смысле слова следует понимать "употребление во зло", то есть причиняющее вред действие (бездействие), осуществляемое с использованием некоторого средства. Наличие средства является обязательным признаком, отличающим злоупотребление  от иных вредоносных действий. "Во зло" можно, например, использовать нож, однако причинение вреда в этом и подобных случаях не называется злоупотреблением. Следовательно, злоупотребление  предполагает использование не предметов, а чего-то иного.

     Кроме Гражданского кодекса термин "злоупотребление" содержится в Уголовном, Уголовно-процессуальном, Семейном, Гражданско-процессуальном кодексах, в Законах "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках", "О  связи" и во многих других нормативно-правовых актах. В большинстве случаев  он используется для обозначения  злоупотребления принадлежащими лицу субъективными правами. Так, Семейный кодекс РФ содержит несколько статей, в которых говориться о злоупотреблении  родительскими правами.

     Когда размер вреда, причиняемого каким-либо действием, достигает уровня общественной опасности, необходимо установление уголовной  ответственности за его причинение. Это правило относится к злоупотреблению  правами вообще, так и к злоупотреблению  гражданскими правами в частности.

     Действующий Уголовный кодекс содержит три статьи, в которых использовано понятие "злоупотребление полномочиями".

     Под злоупотреблением должностными полномочиями в ст. 285 УК РФ понимается "использование  должностным лицом своих служебных  полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной  или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение  прав и законных интересов граждан  или организаций, либо охраняемых законом  интересов общества и государства".

     Понятием "должностные полномочия" в  данном случае охватывается совокупность прав и обязанностей, предоставленных  лицу государством для выполнения общественно  необходимых функций. Следовательно, под злоупотреблением должностными полномочиями надо понимать причинение вреда с использованием должностных  прав и обязанностей вопреки целям, на достижение которых должны быть направлены действия лица, по осуществлению  предоставленных ему полномочий по должности.

     Помимо  описанных составов преступлений, предусматривающих  ответственность за злоупотребление  полномочиями, в Уголовном кодексе  содержится много статей, в которых  различные виды злоупотребления  полномочиями являются уголовно наказуемыми.

     Одной из тенденций, явно обозначенных, а  современном законодательстве, трансформация  уголовно-правового института "должностные  преступления", сложившегося в уголовном  праве России советского периода  в новую систему норм о преступлениях  против интересов службы.

     По  подсчетам А.В. Вагина, из 256 статей Особенной части УК РФ указание на служебное злоупотребление содержится в 35 статьях, а из 534 составов преступлений, включая квалифицированные, данный признак указан в качестве обязательного в 38 составах. Как правило, это преступления, посягающие на интересы службы.

     В Особенной части УК выделены главы 23 ("Преступления против интересов  службы в коммерческих и иных организациях") расположенная в разделе VIII "Преступления в сфере экономики", глава 30 ("Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления"), размещенная в разделе X ("Преступления против государственной власти"), и главы 33 ("Преступления против военной службы"), находящейся в разделе XI с аналогичным наименованием.

     Соответственно  этому и преступления о служебных  злоупотреблениях подразделяются на три  вида: 1) служебные злоупотребления, совершаемые лицами, выполняющие  управленческие функции в коммерческих и иных организациях; 2) служебные  злоупотребления, совершаемые государственными, муниципальными должностными лицами и  служащими; 3) служебные злоупотребления, совершаемые военнослужащими, проходящими  военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных силах  РФ, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения  ими военных сборов.

     Это нормы об ответственности должностных  лиц, государственных, муниципальных и иных категорий служащих, отраженные во многих других главах Особенной части УК РФ (например, глава 19 "Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина" - ст. ст. 140, 142, 149 УК; глава 22 "Преступления в сфере экономической деятельности" - ст. ст. 169, 170 УК; глава 24 "Преступления против общественной безопасности" - ст. 215.1 УК и др.). Эту группу уголовно-правовых норм именуют еще как "специальные должностные преступления в определенных сферах" (например, в сфере осуществления правосудия: ст. ст. 299, 300, 301, 302, 305, 315 и др.).

     Современный уголовный закон содержит значительное число норм о посягательствах, которые  условно именуются альтернативно-служебными преступлениями. Особенность названных преступных деяний заключается в том, что они могут совершаться как служащими, должностными лицами, так и иными специальными субъектами (ст. ст. 124, 143, 215-219,246-249, 255,257,263, 269,283, 284 и др.).

     Наконец, более 20 статей Особенной части Уголовного кодекса РФ предусматривают в  качестве квалифицирующего или особо  квалифицирующего признака состава  общеуголовного преступления совершение его лицом с использованием служебного положения (ч. 2 ст. ст. 128, 136-138, 141, 152, 159, 160, 174, 221, 229, 258, 260, 272, 282, 359 УК, а также части 3 ст. ст. 139, 175, 209, 210, 226,256,294 УК).

     Очевидно, что использование при совершении общеуголовных преступлений служебного положения является посягательством на охраняемый уголовным законом дополнительный объект, который принимает в данном случае вид обязательного. Этим обязательным дополнительным объектом признаются интересы службы в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждениях, в Вооруженных силах РФ, в коммерческих организациях независимо от формы собственности, а также в некоммерческих организациях, не являющихся государственным или муниципальным учреждением.

     На  сегодняшний день категория "интересы службы" активно разрабатывается  в теории права, в том числе  и уголовного. Особенностью этого  процесса является попытка сформулировать данное понятие в широком социальном плане, отойти от привычного деления  интересов службы в зависимости  от области их реализации.

     Таким образом, служебная деятельность как  явление имеет глубокие исторические корни, выступает одним из проявлений социального управления. Объективной  предпосылкой возникновения службы стало развитие общества как саморегулирующейся системы. Служба должна рассматривается не только как деятельность какой-либо составляющей этой системы, но и как объединяющий в одно целое сложный комплекс общественных отношений фактор.

     Любая служба осуществляется по двум направлениям: а) обеспечение внутренних интересов  представляемой структуры; б) соблюдение "внешних" условий легитимности ее деятельности (законности, прав и  свобод личности, моральных запретов, профессиональных норм и т. д.).

     Юридическая природа службы заключается в  представлении интересов органа, учреждения или организации либо других субъектов посредством принятия самостоятельных юридически значимых решений и их реализации с использованием делегированных полномочий.

     Служба  — это еще и работа, занятие  служащего, а также место его  работы, исполнения обязанностей по службе. Объектом рассматриваемой деятельности выступает комплекс служебных интересов, содержание которых определяется целями, задачами и характером полномочий представляемой организации. Служебные интересы могут  формулироваться также в нормативных  актах.

     По  своему содержанию "интересы службы" - сложный правоохраняемый объект. С одной стороны, интересы службы тесно связаны с оптимальной организацией и эффективным функционированием всех видов службы, надлежащим выполнением служащими возложенных на них задач и функций по осуществлению властных и управленческих полномочий во всех сферах общественной и государственной деятельности. С другой стороны, они выражаются в соблюдении прав и свобод человека и гражданина, законных интересов организаций общества и государства. Главное, чтобы служебные интересы были законными, поскольку уголовный закон не может защищать интересы публичной или частной службы незаконного характера.

     Субъектом служебной деятельности может быть только лицо, на которое соответствующие  полномочия (права и обязанности) были возложены официально, то есть от имени представляемой организации  либо в силу закона.

Информация о работе Злоупотребление правом и злоупотребление полномочиями