Афинское право

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:09, реферат

Описание работы

Образование Афинского государства началось с проведением реформ, приписываемых легендарному Тесею (XIII в. До н.э.). При нем якобы произошло слияние 12 ранее обособленных племенных поселений в одно целое с центром в Афинах.
Афины являются самым известным и одновременно самым почитаемым древним городом-государством.
Среди многочисленных полисов Древней Греции наиболее развитую правовую систему имели именно Афины.

Содержание

С.
Введение 3
1. Общая характеристика афинского права. Источники 4
2. Регулирование имущественных отношений 7
3. Уголовное судопроизводство 10
Заключение 15
Список использованных источников и литературы 16

Работа содержит 1 файл

Афинское право.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

 

Оглавление

С.

 

Введение

 

      Образование Афинского государства началось с проведением реформ, приписываемых  легендарному Тесею (XIII в. До н.э.). При нем якобы произошло слияние 12 ранее обособленных племенных поселений в одно целое с центром в Афинах. 

      Афины являются самым известным и одновременно самым почитаемым древним городом-государством.

      Среди многочисленных полисов Древней  Греции наиболее развитую правовую систему имели именно Афины.

      Изучение  афинского права представляет не только исследовательский интерес, но и имеет практическую значимость, поскольку афинская демократия является первым в истории опытом создания демократического общественного устройства, где законы строго защищались и соблюдались.

      В работе рассмотрены вопросы источников афинского права, имущественных  отношений и уголовного судопроизводства по афинскому праву.   

 

1. Общая характеристика афинского права. Источники

 
 

     Афинское  право представляло собой наиболее развитую в Древней Греции систему права, оказавшую заметное влияние на правовые системы других полисов, особенно входивших в состав Афинского морского союза.

     Право в эпохе античности не сразу достигло зрелости и совершенства. На ранних этапах (сходство с правовыми системами стран Востока) право имело религиозно-мифологическую окраску в форме обычаев. С развитием полисной системы на смену не писаным обычаям приходит закон, имеющий светский характер и выраженный в письменной форме, без религиозной окраски. В архаическую эпоху появляются кодификации правовых обычаев.

     В античных полисах следование закону становится для граждан делом  чести и юридической обязанностью. Официальная теория связывала строгое соблюдение законов с самой сутью демократического правления. «Если в государстве будут соблюдаться законы, этим самым сохраняется и демократия»1,— писал один из политических деятелей Афин Эсхин. В гражданской присяге, которую принимал всякий молодой афинянин по достижении совершеннолетия, говорилось: «И я буду слушаться властей... и повиноваться установленным законам... И, если кто-нибудь будет, отменять законы или не повиноваться им, я не допущу этого, но буду защищать их один и вместе со всеми»2.

     Существовавшая  в родоплеменной организации Аттики мононорма в процессе становления политической власти и затем государства начинает «расщепляться». С появлением новых социальных отношений и расширением сферы социального регулирования, необходимости его большей определенности и фиксированности основные элементы мононормы (обычаи, религиозные установления, нравственные предписания) приобретают все большую самостоятельность, хотя и остаются взаимосвязанными. Часть из них приспосабливается к складывающемуся менталитету политически, а затем государственно организованного общества, являет собой древнейшие источники права. Они получают новое истолкование (некоторые родоплеменные обычаи становятся территориальными правовыми обычаями, появляется правовая фиксированность и защищенность культа богов, из элементарной нравственной нормы «взял — отдай» возникает долговая кабала). Поначалу это соответствовало интересам прежде всего эвпатридов и закреплялось решениями ареопага и архонтов, а со временем — и большинства свободных, когда с конца VII в. до н.э. основным источником права становится законодательная деятельность верховных органов власти, хотя правовые обычаи продолжают играть важную роль.

     Обширная  законодательная деятельность связывается  с именами Драконта и Солона. Законы, приписываемые Драконту, были изданы в 621 году до н.э. Не исключено, что и сам Драконт был мифической личностью. До нас законы Драконта не дошли, но из сообщений древних авторов известно, что они санкционировали ряд религиозных установлений и обычаев, вводя жестокие наказания. Так, смертной казнью карались не только святотатство и умышленное убийство (неумышленное каралось изгнанием), но и кража овощей, праздность. Характерно, что такой пережиток родового строя, как кровная месть, был запрещен. Законодательство Солона, относящееся к 594 году до н.э., затрагивало широкий круг вопросов, связанных с организацией государственной власти и регулированием новых гражданско-правовых отношений (долговая реформа, закрепление частной собственности на землю и др.).

     Законы  фиксировались на деревянных досках или на камнях, доступных лицезрению каждого.

     Активная  законодательная деятельность в  Афинах в V—IV вв. до н.э. привела к  накоплению большого законодательного материала, порою противоречивого  и в целом неупорядоченного. От законов отличались принятые народным собранием псефизмы — постановления, касавшиеся отдельных лиц, но иногда содержавшие и такие же общие правовые нормы, как и законы. Однако основные институты гражданского и уголовного права в Афинах не были разработаны в законодательстве с достаточной полнотой. Многие из них сохранили те или иные пережитки родового строя.

     К сожалению, ни законы Драконта, ни законы Солона до нас не дошли в подлиннике и целиком. Они известны по тем  сообщениям, которые содержатся в  произведениях древних авторов.

     Оставаясь в течение ряда столетий не кодифицированным, афинское право страдало массой противоречий; формально действующим считались и такие законы, которые фактически давно перестали применяться. И, наоборот, многие новые отношения не были урегулированы правом. В силу этих обстоятельств верховный суд Афин — гелиэя — мог руководствоваться не только законами и обычаями страны, т. е. ее писаным и неписаным правом, но и убеждением, создавая норму права своим решением.

     Говоря  об обычае, имеются в виду те нормы  права, которые, будучи известны с древнейших времен, оказались по ряду причин не записанными. 
Многие из них носили сакральный, т. е. священный, характер и относились к делам культа, религиозным преступлениям, семейным отношениям и пр. 
Судебный оратор Лисий сообщает, например, что Перикл советовал применять в делах о религиозных преступлениях не только писаные законы, но и неписаные, на основе которых жрецы дают свои разъяснения3.
 
 
 
 

 

2. Регулирование имущественных отношений

 
 

      Афинское  право еще не выработало четкой классификации вещей. Однако правовой статус недвижимости имел свои особенности. Различали также «видимое» и «невидимое» имущество. К первому относили землю, дома, скот, рабов и т.д., ко второму - деньги, драгоценности. По-видимому, это связано со способностью данных вещей ускользать от налогообложения и конфискации.

      О прежней эпохе, когда частной  собственности еще не существовало, напоминает обычай литургий. Он заключается в обязанности богатого гражданина устраивать на собственный счет празднества, шествия, театральные представления и пр.

      В этом обычае нельзя не видеть своеобразного  выкупа, который разбогатевший член общества должен был платить за свое право владеть большим достоянием, чем другие, за право неравенства имуществ. Литургии налагались в соответствии с имущественным положением лица, ибо одни из них требовали больших, другие меньших расходов. Обязанное лицо могло переложить литургию на другого, которого оно считало более богатым, а если тот отказывался, — предложить ему обменяться имуществом. Такие сделки действительно происходили4.

      В зависимости от имущественного положения  определялись и суммы прямого  налога, падавшие на граждан. В этом случае каждый гражданин должен был  заявить под страхом ответственности  за ложное показание о составе  своего имущества.

      Среди вещных прав выделялись владение и  право собственности. Частная собственность  еще не достигла высокого уровня развития и считалась производной от государственной, особенно в области недвижимости, земли. В собственности государства  находились земли, рудники, рабы. Земельные наделы частных лиц, хотя со времени Солона и рассматривались как их собственность, считались предоставленными государством. Поэтому ежегодно архонты, вступая в должность, объявляли о сохранении за гражданами принадлежащего им имущества.

      Суровыми  мерами афинское право защищало частную  собственность граждан. Достаточно сказать, что воровства наказывалось, как правило, смертной казнью.

      Для исков о нарушении права собственности  были установлены определенные формы. Строго охранялась не только собственность, но и всякое правомерное владение. Нарушение владения влекло за собой, помимо возмещения убытков потерпевшему, уплату штрафа государству.

      Основанием  для возникновения обязательств в афинском праве были договоры, или деликты, так называемые обязательства «вольные» и «невольные».

      Для заключения договора стороны должны были прийти к соглашению. Особых требований к его форме афинское право  не выдвигало. Однако по наиболее важным вопросам договоры заключались в  письменной форме. В зависимости от содержания он подписывался двумя сторонами (договор купли-продажи), или одной (договор займа). Афинское право знало различные виды договоров, среди которых особое распространение получили договоры купли-продажи, что обусловлено широким развитием как внутренней, так и международной торговли. Договор займа носил процентный характер (до 20%) и часто сопровождался залогом. В Афинах получила развитие ипотека - залог недвижимости, - которая оставалась во владении и пользовании должника при потери им права распоряжения. Среди других договоров можно выделить договор найма движимого и недвижимого имущества, договор товарищества, поручения, комиссии, 

      Исполнение  договора обеспечивалось задатком, залогом, поручительством третьих лиц, а  до реформ Солона и личностью должника.

      Обязательства из деликтов возникали при нанесении  имущественного вреда. Виновный должен был возместить ущерб, а в случае умышленного причинения вреда - в  двойном размере. За действия подвластных  лиц (детей, рабов) нес ответственность  глава семейства5. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

3. Уголовное судопроизводство

 

     Во  времена античности суды находились под покровительством Фемиды, древнегреческой  богини правосудия. Её статуи до сих  пор украшают здания многих европейских  «дворцов правосудия». По древней традиции, в руках богини находятся весы, на которых она взвешивает все аргументы истца и ответчика, а глаза Фемиды закрыты повязкой, показывающей, что её ничто не отвлекает в поисках беспристрастного и справедливого решения. В европейской и отечественной классической литературе под именем Фемиды подразумевались правосудие и законы, а юристов называли жрецами или служителями этой богини. 6

     Уголовное право Афин по сравнению с гражданским правом было менее развито. Ранее всего это проявляется в пережиточном сохранении институтов и представлений доклассовой эпохи, особенно кровной мести.

     Афинский  гражданин Эвфилет (IV в. до н. э.) узнал  от служанки о неверности своей жены. Застигнутый на месте преступления ее любовник Эратосфен бросился к семейному очагу, чтобы, ухватившись за него, быть (по обычаю) в безопасности, но Эвфилет сбил его с ног. В присутствии свидетелей Эратосфен был связан и сознался в вине. Он просил взять выкуп. Но разгневанный муж, уповая на закон, его оправдывающий, хладнокровно убил Эратосфена.

     Речь  Эвфилета в суде присяжных, написанная знаменитым оратором Лисием, поражает сознанием правоты поступка и  его полной безнаказанности.

     Дела  о ранениях, увечьях, оскорблениях, кражах, а также все дела об убийствах и прелюбодеяниях могли быть предметом рассмотрения в суде не иначе как по заявлению заинтересованной стороны.

     Оскорбление и даже убийство посла считались  преступлениями против религии: личность посла находилась под защитой богов.

     Среди государственных преступлений наиболее тяжкими считались: государственная  измена, покушение на демократический  строй правления и безбожие. Виновные в этих преступлениях наказывались смертью.

Информация о работе Афинское право