Дознание: сущность, особенности производства, проблемы совершенствования деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:26, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы ¾ на основе теоретических работ законодательства и практики выявить имеющиеся проблемы и сформулировать предложения, направленные на совершенствование действующего законодательства, и обосновании современных положений и законодательных инициатив по оптимизации и совершенствованию процедур существующего досудебного производства в форме дознания.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..… 3
Глава 1. Общие условия предварительного расследования ………..……. 7
1.1 Понятие и условия предварительного расследования …………. 7
1.2. Формы предварительного расследования ……………………… 13
1.2.1 Общая характеристика предварительного следствия ……… 15
1.2.2 Общая характеристика дознания ………………………….... 17
1.3 Задачи и общий порядок предварительного расследования …… 21
Глава 2. дознание: сущность и особенности производства ……………….. 26
2.1 Виды и процессуальные полномочия органов дознания ………... 26
2.1.1 Сущность дознания. понятие и виды органов дознания …… 26
2.1.2 Процессуальные полномочия органов дознания ………….. 44
2.2 условия и особенности производства дознания ………………….…... 51
2.2.1 Особенности избрания мер пресечения и предъявление
обвинения при дознании ……………………………….….. 51
2.2.2 Окончание дознания составлением обвинительного акта …. 54
Глава 3. Направления совершенствования процессуальной деятельности органов дознания на стадии предварительного расследования……………. 59
3.1 Предупреждение ошибок на стадии предварительного
расследования ……………………………………………………... 59
3.2. Проблемы совершенствования деятельности органов
дознания ……………………………………………………..……. 67
Заключение ………………………………………………………….……... 71
Список использованных источников информации

Работа содержит 1 файл

Диплом Предварительное расследование и дознание.doc

— 376.00 Кб (Скачать)

    Предварительное следствие – это процессуальная, т.е. урегулированная уголовно-процессуальным законом, деятельность следователя, начинающаяся с момента возбуждения уголовного дела и принятия его следователем к своему производству и заканчивающаяся составлением обвинительного заключения или, постановления о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, либо постановления о прекращении уголовного дела.13

    Предварительное следствие является основной формой расследования преступлений, предусматривающей наиболее полные гарантии соблюдения прав и законных интересов личности на досудебных стадиях уголовного процесса. К подследственности следователей отнесены наиболее сложные дела и все дела о преступлениях, совершенных лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществить свое право на защиту, а также об общественно опасных деяниях невменяемых.

    Предварительное следствие осуществляется путем  производства процессуальных действий и принятия процессуальных решений. Оно включает в себя:

    1) производство следственных действий (осмотр, допрос, опознание, следственный  эксперимент и др.);

    2) применение мер процессуального  принуждения;

    3) привлечение лица в качестве  обвиняемого;

    4) допуск к участию в деле защитника, законного представителя, гражданского истца и других субъектов уголовного процесса;

    5) ознакомление участников с материалами  законченного производства при  окончании предварительного следствия  и т.д.

    Предварительное следствие по уголовным делам должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок. В этот срок включается время со дня возбуждения уголовного дела и до момента направления прокурору дела с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до прекращения или приостановления производства по делу.

    Установленный законом срок предварительного следствия  может быть продлен руководителем  следственного органа по району, городу- до трех месяцев. По делам, расследование которых представляет особую сложность, руководитель следственного органа по субъекту РФ или его заместитель могут продлить срок предварительного следствия до 12 месяцев. Дальнейшее продление может быть произведено только в исключительных случаях Председателем следственного комитета или руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти или их заместителями.

    При возвращении прокурором дела для  производства дополнительного следствия, а также при возобновлении приостановленного или прекращенного дела срок дополнительного следствия устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока производится на общих основаниях.

    В случае необходимости продления  срока следователь обязан составить  об этом мотивированное постановление  и представить его соответствующему руководителю следственного органа не позднее 5 суток до истечения срока предварительного следствия. 14

 

    1.2.2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ДОЗНАНИЯ

 

    Дознание  – форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ). Правовому регламентированию дознания посвящена глава 32 УПК РФ.15

     По  УПК РФ дознание – простая форма  для расследования очевидных  преступлений по уголовным делам, возбуждаемым в отношении установленных конкретных лиц. Этим, а также формой предъявления обвинения (обвинительный акт) оно напоминает протокольную форму досудебной подготовки материалов.16

    Производство  дознания осуществляется на основании  того же законодательства, что и предварительное следствие. Акты дознания имеют такое же юридическое значение, что и акты предварительного следствия.

    Дознание  как форма предварительного расследования  представляет собой процессуальную деятельность органов дознания по выполнению неотложных следственных действий и  осуществлению расследования в  полном объеме в случаях, предусмотренных законом.

    К органам дознания закон (ч.1 ст.40 УПК  РФ) относит:

    1) органы внутренних дел Российской  Федерации, а также иные органы  исполнительной власти, наделенные  в соответствии с федеральным  законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

    2) Главный судебный пристав Российской  Федерации, главный военный судебный  пристав, главный судебный пристав  субъекта Российской Федерации,  их заместители, старший судебный  пристав, старший военный судебный  пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

    3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений  или гарнизонов;

    4) органы Государственной противопожарной  службы - по делам о преступлениях,  предусмотренных ч.2 ст.168, ч.1 ст.219, ч.1 ст.261 УК РФ.

    Дознание  осуществляется по правилам уголовно-процессуального  законодательства, регламентирующим производство предварительного следствия за исключением ряда изъятий, предусмотренных гл.32 УПК РФ. Кроме того, в дознании участвуют два уполномоченных субъекта: орган дознания и дознаватель.17

    Дознание, как форма предварительного расследования  проводится в двух направлениях:

    1) дознание по делам о преступлениях,  по которым предварительное следствие  обязательно (ст.157 УПК РФ);

    2) дознание по делам о преступлениях,  по которым производство предварительного  следствия не обязательно (гл.32 УПК РФ).

    Дознание  начинается после возбуждения уголовного дела. В зависимости от того, о каком виде дознания идет речь, оно может завершаться направлением уголовного дела следователю либо, также как предварительное следствие, направлением дела в суд с обвинительным актом или прекращением уголовного дела.18

    Существует  мнение что дознанием при существующей его законодательной регламентации  охватываются две разнородные процедуры, объединение которых в одном  правовом институте является искусственным. Так по утверждению Г.И. Мачковского, дознание - это лишь производство неотложных следственных действий (и соответствующие решения), согласно Гаврилову А.К., дознание всегда лишь первый этап (часть) расследования; а так называемое дознание в полном объеме - это проведение органом дознания предварительного следствия, с ограничением при этом прав граждан. Иными словами, если два, совершенно разной природы, задач, сроков и т.п., вида деятельности могут именоваться одинаково, и если такое положение считать оправданным, последовательно все виды уголовно-процессуальной практики органов дознания именовать дознанием. 19

    Согласно  гл.32 УПК РФ по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, орган дознания возбуждает дело и  принимает все предусмотренные  уголовно-процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. При производстве данного вида предварительного расследования орган дознания вправе производить любые следственные, а равно иные процессуальные действия, принимать необходимые процессуальные решения. При этом он руководствуется правилами, установленными уголовно-процессуальным законом для предварительного следствия, за некоторыми исключениями (ст.223 УПК РФ).

    По  делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, материалы этого вида дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде. Перед ним стоят такие же задачи, как и перед предварительным следствием. Именно это обстоятельство позволяет ученым именовать данный вид дознания: дознанием в полном объеме или особой формой "предварительного следствия".

    Несомненно  одно дознание по делам, по которым  предварительное следствие не обязательно, - самостоятельная форма предварительного расследования, которую от предварительного следствия отличают:

    1) субъект, ее осуществляющий (дознаватель,  а не следователь);

    2) правовой статус данного субъекта (дознаватель, не обладает процессуальной  самостоятельностью в отличие  от следователя);

    3) первоначальный срок дознания (30 суток, а не 2 месяца).

    Стоит выделить деятельность органов дознания по делам, по которым предварительное следствие обязательно.

    Именно  эта разновидность уголовно-процессуальной деятельности в большей степени, чем какая-либо другая заслуживает  наименования - "дознание". Она  существенно отличается от предварительного следствия.

    При обнаружении преступления орган дознания возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия. По выполнении неотложных следственных действий орган дознания, не ожидая указаний прокурора и окончания десятидневного срока, обязан передать дело следователю.

    Данный вид дознания не завершает стадию предварительного расследования и поэтому не может в отрыве от продолжающегося после него предварительного следствия называться формой предварительного расследования. Предварительное расследование, как уже упоминалось выше, в этом случае, будет состоять из двух элементов: дознания по делам, по которым предварительное следствие обязательно, и предварительного следствия, начавшегося после передачи органом дознания дела следователю. Учеными предлагается именовать эту форму предварительного расследования смешанным предварительным расследованием.20

 

1.3 ЗАДАЧИ И ОБЩИЙ ПОРЯДОК ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

 

    При производстве предварительного расследования  решаются важные задачи общие для  суда, прокурора, органов предварительного следствия и дознания (ст.6 УПК РФ). Формулируя задачи уголовного судопроизводства, закон конкретизирует их решение применительно к стадиям уголовного процесса, устанавливает пределы полномочий органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, определяя тем самым непосредственные задачи отдельных стадий процесса и органов, ведущих производство по уголовному делу.21

    С учетом сказанного можно сформулировать следующие задачи предварительного расследования:

    1. Быстрое и полное раскрытие  преступления. Под раскрытием преступления понимается установление в определенном законом порядке обстоятельств преступления и совершившего его лица. В практической деятельности органов дознания и предварительного следствия преступление признается раскрытым, когда собраны, достаточные доказательства, изобличающие в совершении преступления конкретное лицо, и это лицо привлечено в качестве обвиняемого. Преступление считается раскрытым полно, когда установлены все обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу (ст.73 УПК РФ).

    2. Изобличение виновных, как задача  предварительного расследования,  заключается в том, что органы  дознания и предварительного  следствия должны собрать достаточно  доказательств, на основе которых  можно сделать однозначный вывод  о наличии события преступления и состава преступления в деянии лица, привлекаемого к уголовной ответственности. Недостаточность или сомнительность доказательств, изобличающих обвиняемого, затрудняет или делает невозможным решение в суде вопроса о признании подсудимого виновным в совершении преступления.

    Органы  предварительного расследования обязаны  не только изобличить лиц, виновных в  совершении преступления, но и обеспечить неуклонение обвиняемого от следствия  и суда, его участие в судебном разбирательстве, иными словами - предоставить обвиняемого в распоряжение суда, который будет решать вопрос о его виновности или невиновности. С этой целью органы предварительного расследования в установленном законом порядке применяют к обвиняемому, а в исключительных случаях и к лицу, подозреваемому в совершении преступления, меру пресечения: подписку о невыезде, заключение под стражу и др.

    3. Обеспечение правильного применения  закона означает точное и неуклонное  исполнение органами дознания  и предварительного следствия  требований закона и соответствие ему всех действий и принимаемых решений. Правильное применение закона является гарантией установления истины по делу и соблюдения прав и законных интересов граждан, участвующих в процессе. Оно обеспечивает правильное разрешение дела и назначение справедливого наказания лицу, признанному судом виновным в совершении преступления. В то же время точное исполнение закона гарантирует от необоснованного привлечения к уголовной ответственности и осуждения невиновных.

Информация о работе Дознание: сущность, особенности производства, проблемы совершенствования деятельности