Криминологическая характеристика бандитизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 13:22, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной работы заключается в выработке понятия и основных признаков современного бандитизма, исследование его качественных изменений; места данного деяния в структуре вооруженной преступности; особенностей личностей членов банды; определение мер борьбы с ним.

Содержание

Введение……………………………………………………………………........4
1. Истоки вооруженного насилия современного бандитизма как объект криминологического изучения…………………………………………………8
1.1 Вооруженная преступность в системе криминального насилия……........8
1.2 Понятие и основные признаки современного бандитизма……………...17
2. Криминологическая характеристика современного бандитизма…...........28
2.1 Состояние и динамика современного бандитизма………………………28
2.2 Криминологическая характеристика личности участника банды……...39
3. Меры борьбы с современным бандитизмом………………………………51
Заключение……………………………………………………………………..61
Используемая литература…………………………………………………......65

Работа содержит 1 файл

Выпускная квалификационная работа. Бабаев Р..doc

— 351.00 Кб (Скачать)

Таким образом, налицо многоплановый характер преступной деятельности современных бандитских образований, который отличает их от традиционных банд. Именно целью создания вооруженных организованных преступных групп и формы проявления их преступной деятельности являются «водоразделом» между современным и традиционным бандитизмом.

4) Организованность. Традиционно этот признак заключается, прежде всего, в сознании принадлежности к банде составляющих ее лиц. Разумеется, что сознание принадлежности к данному образованию может быть менее или более полным[24]. Но важна не полнота такого сознания, а его наличие. Осознавая свою принадлежность к банде, субъект тем самым же ассоциирует себя с групповыми интересами. Таким образом, принятие императивов организованной преступной группы есть важнейший атрибут ее организованности.

В соответствии со ст. 35 УК РФ, законодатель определяет организованную преступную группу как устойчивую группу лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений, а преступную организацию как сплоченную организованную группу, созданную для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, либо как объединение организованных групп, созданных в тех же целях. То есть основным специфическим признаком организованной преступной группы является предварительная организованность, которая охватывается понятием устойчивости, но далеко не исчерпывает его содержания.

Современные банды характеризуется наличием коррумпированных связей, стремлением к установлению дружеских отношений с представителями власти, в том числе и правоохранительных органов[25]. Деятельность таких банд, их членов в этих случаях выходит за рамки совершения только конкретных деяний, наказуемых по действующему уголовному закону. Преступная деятельность тщательно планируется. Во многих случаях проводятся рекогносцировки на местности и тренировки исполнителей. В отдельных группах обучаются способам поведения в случае провала или ареста путем просмотра западных видеофильмов о борьбе полиции с мафией, изучения криминалистической и другой специальной литературы[26].

5) Наличие внутригрупповых норм поведения. Ключевым параметром этого признака является взаимодействие членов группы. В этой связи современная банда характеризуется, с одной стороны, включенностью в более крупную преступную организацию, с другой – четким распределением ролей ее членов. Для традиционны банд характерно распределение ролей при совершении конкретного преступления. Одни ведут разведку, определяют объекты преступления, разрабатывают способы его совершения, другие непосредственно совершают преступления, третьи обеспечивают транспортировку, хранение и сбыт похищенного и т.д.

Важнейшим компонентом внутригрупповых норм поведения является жесткая дисциплина. Ее нарушители подвергаются преследованию, различного рода «судам» и расправам.

Характеризуя внутригрупповые нормы поведения, весьма важно обратить внимание на следующую закономерность характера отношений в организованной преступной группе: межличностные отношения в ней, основанные на чувствах симпатии или родственных отношениях, но не способствующие достижению поставленной цели, полностью заменяются чисто деловыми, основанными только на совместной преступной деятельности[27].

Отметим и такую особенность внутригрупповых норм поведения. Как единая ценностная ориентация, основанная на подчинении общим принципам и нормам поведения. Группа сама для всех своих членов определяет, «что такое хорошо и что такое плохо». Для членов некоторых современных банд характерен, например, здоровый образ жизни (и это не удивительно, если вспомнить, что многие из них – бывшие спортсмены). Единая ценностная ориентация позволяет группе действовать слаженно и эффективно.

Таким образом, первостепенными детерминантами норм поведения в банде выступают: а) жесткая дисциплина; б) единая ценностная ориентация; в) ролевая дифференциация; г) побудительные мотивы участников банды, отражающиеся в ее целях.

6) Устойчивость. Этот признак является основным для организованной преступной группы и отличает данное образование от группы по предварительному сговору.

Различные точки зрения в определении устойчивости высказываются и в новейшей литературе. Так, Р. Галиакбаров предлагает в качестве критерия определения устойчивости использовать систематичность совершения преступных посягательств[28]. Некоторые авторы считают, что устойчивость организуют: а) высокий уровень организации (четкая, жесткая дисциплина, согласованность действий всех участников группы в выполнении воли организатора, беспрекословное подчинение всех членов группы ее лидеру); б) стабильность (неизменный в течении длительного времени функционирования группы состав ее участников, общность их взглядов на жизненные ценности, наличие межличностной совместимости, единой социальной ориентации); в) не только многократное совершение преступлений, но и совершение одного преступления[29]. Е.А. Гришко базирует устойчивость на следующих признаках: «наличие двух или более человек; единый умысел на совершение преступлений; относительное постоянство форм и методов преступной деятельности; длительность существования группы; наличие определенного уровня организации; наличие организатора группы, включая руководителя»[30].

Устойчивость – обязательный признак, включенный в состав бандитизма законодателем прошлых лет и современным. Однако степень устойчивости традиционных банд и современных весьма различна. Длительность существования традиционных банд колебалась от 6 месяцев до одного года. Видимо в связи с тем, что деяния, совершаемые бандами были «не характерными» для советского общества и на раскрытие их бросались лучшие силы, преступления совершались ими эпизодически и, зачастую, спонтанно.

Об устойчивости (сплоченности) современных банд говорит и постоянное общение их членов в силу постоянного характера преступной деятельности, и совместное проведение досуга и отдыха. Они мобильны – имеют автомобили, в основном иностранного производства и определенных марок, в соответствии с системой групповых ценностей, поддерживают постоянную связь друг с другом (пейджеры, сотовые телефоны).

7) Вооруженность как признак состава бандитизма означает объективный момент наличия оружия в банде и субъективное осознание ее членами, как этого обстоятельства, так и возможности применения оружия. Это обязательный признак, который при наличии других признаков банды, дает основание для квалификации  ее деяний по статье «бандитизм».

Вооруженность современных банд, по сравнению с традиционными,  качественно другая. Чаще всего банды вооружаются новейшим боевым огнестрельным оружием отечественного и зарубежного производства, взрывными устройствами, толовыми шашками с электроденаторами, пластиковой взрывчаткой (пластитом)[31]. Так, из тайников банды численностью 20 человек, длительное время занимавшейся разбоем на дорогах Тюменской области, были изъяты автоматы Калашникова, снайперские винтовки, гранатометы «Муха», тысячи патронов, а счет взрывчатых веществ – тротила и пластита – шел на килограммы[32]. Иные банды уже напоминают спецподразделения армии, оснащенные новейшими видами оружия, минами, гранатами, взрывными устройствами.

По данным правоохранительных органов, каждое восьмое преступление из совершенных организованными преступными формированиями связано с использованием или незаконным оборотом оружия[33].

Почти во всех регионах отмечается рост вооруженности преступников. Основными источниками преступления оружия являются военные склады и оборонные предприятия (хищения и скупка), места вооруженных конфликтов, подпольные цеха по производству холодного и огнестрельного оружия, контрабанда. Судебно-следственная практика показывает различные источники приобретения бандитскими группами современного оружия. В большинстве случаев (около 70 процентов) оружие покупалось нелегально. Более чем в 20 процентах случаев оружие было похищено у законных и незаконных частных владельцев (9 процентов), а также со складов, организаций, воинских частей (12 процентов случаев)[34].

Признак вооруженности является конструктивным для бандитизма, однако в правоприменительной практике допускается неоднозначная оценка понятия вооруженности банды.

Дело в том, что уголовное право исходит из традиционного понимания оружия, как предметов и механизмов, специально предназначенных для поражения живой цели или мишеней и не имеющих другого целевого назначения. На протяжении почти всей истории нашего государства в обороте находились только два вида оружия – холодное и огнестрельное.

Для того чтобы терминологически обособить современный бандитизм как специфическое явление, подчеркнув его новые качественные стороны, представляется целесообразным использовать термин «гангстеризм». В то же время следует подчеркнуть, что термин «российский гангстеризм» отражает криминологическую суть современного бандитизма. И, естественно, это понятие может быть использовано прежде всего в криминологическом смысле, а отнюдь не для введения каких-либо уголовно-правовых новелл в УК РФ.

Вместе с тем, использование термина «российский гангстеризм» отвечает, по мнению автора, задачам борьбы с современным бандитизмом, поскольку позволяет терминологически разграничить эпизодические преступные проявления традиционных банд и постоянную преступную деятельность современных, открывая дорогу к выработке принципиально новых подходов к стратегии и тактике борьбы с современным бандитизмом.

Изложенное выше позволяет определить современный бандитизм (российский гангстеризм) как деятельность вооруженной организованной преступной группы, направленная на систематическое извлечение постоянных доходов, достижение контроля за определенной социально-экономической сферой или определенной территорией с использованием вооруженного насилия или угрозы его применения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО БАНДИТИЗМА

 

2.1 Состояние и динамика современного бандитизма

 

Несомненно, идеологическая концепция об искоренении бандитизма сказалась на юридической практике советской России. В результате, произошло фактическое замалчивание подлинного состояния этих особо опасных преступлений, путем искажения их квалификации. Статистическому снижению (или практическому отсутствию) бандитизма в официальных документах сопутствовал фактический рост бандитских проявлений. После распада СССР Россию захлестнули бандитские нападения на ювелирные магазины, пункты обмена валют, пассажирские автобусы и автотранспорт, осуществляющий грузовые перевозки. Это обстоятельство с одной стороны, и ослабление идеологического диктата с другой, привели к отказу от политики замалчивания бандитизма. И сразу оказалось, что количество данных преступлений в десятки раз превышает ранее регистрируемый уровень.

В конце 90-х годов по данным МВД Российской Федерации в стране действовало около 60 групп бандитской направленности. Ближе к середине 2000-х годов преступления бандгрупп были зарегистрированы в 60 процентах субъектах Российской Федерации.

Динамика бандитизма в 2000-е годы выглядела следующим образом. В 2002 году зарегистрировано 9 фактов бандитизма. В следующем году число случаев бандитизма возросло почти в 5 раз. К 2006 году количество фактов бандитизма увеличилось уже более чем в 40 раз. Рост числа фактов бандитизма продолжается и в последующие годы. В 2005 году, в сравнении с 2004 годом он составил 37,2 процентов. Наибольшее количество этих преступлений зарегистрировано в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирской, Кемеровской, Ростовской областях. На Северном Кавказе зарегистрирован 71 факт бандитизма, то есть почти 14 процентов от всех преступлений этой категории. В 2006 году число бандитских проявлений возросло еще на 1,9 процента. Резко увеличилось число банд и совершаемых ими преступлений в Красноярском и Приморском краях, Мордовской республике, а также в Калининградской, Кировской, Томской, Читинской, Пермской областях. Наибольшее количество фактов бандитизма в 2007 году зарегистрировано в Москве (36), Алтайском и Приморском краях (соответственно 18 и 36), в Томской (29), Пермской и Московской областях (соответственно 22 и 25). В указанных шести регионах выявлена почти треть всех фактов бандитизма в стране. В 2007 году число фактов бандитизма, в сравнении с началом 2000-х годов возросло в 58 раз[35].

Следует отметить, что бурный рост бандитизма значительно опережал рост общей преступности. Если сопоставить уголовную статистику 2002 и 2007 годов, то окажется, что количество зарегистрированных преступлений увеличилось с 2 миллионов 800 тысяч до 2 миллионов 952 тысяч, то есть на 5,4 процентов, а количество фактов бандитизма возросло на 1165, то есть на 9 процентов [36].

Неблагоприятно изменился и удельный вес бандитизма в общей массе преступных деяний. Если в 2002 году он составлял 0,0016 процентов, то к 2007 году возрос более чем в 10 раз и составил 0,017 процентов. При этом следует отметить, что явно выраженная тенденция роста бандитских проявлений практически не менялась, тогда как динамика общей преступности принимала как положительные, так и отрицательные значения.

Таким образом, динамика фактов бандитизма в современной России характеризует не просто некоторое его увеличение, а свидетельствует о широкомасштабной эскалации данного явления.

Вышеизложенные статистические данные отражают не столько реальную картину бандитизма, сколько практику борьбы с ним и ее регистрацию в официальной статистике.

Результаты криминологического исследования дают основание утверждать, что приведенные количественные показатели бандитизма не соответствуют реальности. По мнению автора. Среди причин следует назвать следующее: это, во-первых, латентность[37]; во-вторых, неспособность выявить преступления бандгрупп соответствующими службами; в-третьих, квалификация бандитских деяний по другим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации.

Информация о работе Криминологическая характеристика бандитизма