Механизм реализации прав и законных интересов лица, потерпевшего от преступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:10, контрольная работа

Описание работы

Потерпевшим по действующему российскому уголовно-процессуальном законодательству является лицо, которому был причинен вред в виде телесных повреждений или морального ущерба, эмоционального страдания, материального ущерба или существенного страдания, материального ущерб или существенного ущемления его основных прав и законных интересов в результате совершения преступного действия или бездействия, предусмотренного уголовным законодательством. Причем им может быт только физическое лицо.

Содержание

1. Понятие потерпевшего в российском уголовно-процессуальном законодательстве…………………………………………………………..3
1.1 Понятие механизма реализации прав и законных интересов лица, потерпевшего от преступления……………………………………………
1.2 Меры безопасности согласно действующему
законодательству…………………………………………………………...
Список использованных источников………………………………………

Работа содержит 1 файл

уголовное право.doc

— 62.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  ГОРОДСКОЙ КУРГАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 

Кафедра «Таможенное дело и коммерция» 
 
 
 
 

Контрольная работа

Дисциплина: «__________________________________________»

Тема: _________________________________________________

Выполнил: студент группы Эз – 5779с                                 _________________

Руководитель: ____________________                                 _________________

      уч. степень, звание 
 
 

Дата защиты: _____________________

Оценка: __________________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курган  2012

Содержание. 

1. Понятие потерпевшего в российском уголовно-процессуальном законодательстве…………………………………………………………..3

     1.1 Понятие механизма реализации  прав и законных интересов  лица, потерпевшего от преступления……………………………………………

     1.2 Меры безопасности согласно действующему

законодательству…………………………………………………………...

Список использованных источников……………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Понятие потерпевшего в российском уголовно-процессуальном законодательстве.
 

     Потерпевшим по действующему российскому уголовно-процессуальном законодательству является лицо, которому был причинен вред в виде телесных повреждений или морального ущерба, эмоционального страдания, материального ущерба или существенного страдания, материального ущерб или существенного ущемления его основных прав и законных интересов в результате совершения преступного действия или бездействия, предусмотренного уголовным законодательством. Причем им может быт только физическое лицо.

     Для понимания процессуального статуса потерпевшего необходимо сопоставить понятия «потерпевший» и «жертва преступления». Поскольку, не каждая жертва преступления становится потерпевшим в уголовно-процессуальном смысле (это особенно характерно для жертв латентных преступлений и для тех случаев, когда преступление влечет за собой смерть жертвы преступления). Кроме того, жертва преступления приобретает статус потерпевшего только после того, как лицо проводящее предварительное расследование вынесет специальное постановление.

     Порядок признания жертвы преступления потерпевшим регламентирован в УПК РСФСР, по которому орган предварительного расследования обязан:

     Установить  наличие морального, физического  или материального вреда;

     Установить  причинную связь между преступным деянием и наступившим последствием в виде морального, физического или материального вреда;

     Вынести постановление о признании жертвы преступления потерпевшим.

     Оно выносится либо по инициативе органа предварительного расследования, либо по инициативе лица. Которому причинен моральный, физический или материальный вред. Причем орган предварительного расследования обязан вынести постановление о признании потерпевшим и в том случае, если лицо, которому причинен моральный, физический или материальный вред, возражает против этого;

     Уведомить потерпевшего и его представителя о признании потерпевшим;

     Разъяснить  потерпевшему его права, отметить это  в постановлении  признании потерпевшим или в протоколе.

     Руководствуясь  всеобъемлющим требованием закона об обязательном разъяснении участвующим  в деле лицам их прав и обеспечении возможности осуществления этих прав, суд и следователь в интересах потерпевшего и с его участием могут совершить следующие действия:

     Ознакомить  его с материалами об отказе в  возбуждении уголовного дела или  с материалами прекращения производства, независимо от основания принятого решения;

     Поставить в известность потерпевшего об основаниях и повода приостановления производства по делу или ознакомить его с материалам приостановления уголовного дела в случаях, если об этом ходатайствует он сам или его представитель;

     Ознакомить  жертву преступления с постановлением о назначении экспертизы и испросить желание поставить на разрешение эксперта какие-либо дополнительные важные для него вопросы, выяснить мнение о том, доверяет ли он проведение экспертизы назначенному специалисту; по завершении экспертных исследований следователь знакомит его с содержанием заключения, о чем делает соответствующую отметку;

     Предоставить  потерпевшему и его представителю  по их просьбе копи документов, в которых изложены процессуальные решения, затрагивающие их права и законные интересы (постановление об отказе возбуждения

     уголовного  дела, о признании потерпевшим  или гражданским истцом, о прекращении  уголовного дела, определение судьи, приговора суда и т.п.). 

     1.1 Понятие механизма реализации прав и законных интересов лица, потерпевшего от преступления. 

     Само  понятие механизма судебной защиты можно определить как:

     а) систему средств, при помощи которых  осуществляется реализация права заинтересованного  лица на судебную защиту своих законных интересов в случае их ущемления;

     б) порядок действий органов судебной власти по осуществлению правосудия.

     В Российской Федерации исторически  сформировался такой порядок  осуществления правосудия, при котором  инициатива по осуществлению уголовного преследования и защите потерпевшего принадлежит исключительно государственным органам, а активность самого пострадавшего минимизирована. Лицо, заинтересованное в защите (потерпевший), является инициатором только начала работы механизма правосудия, однако дальнейшее его функционирование поддерживают и контролируют органы, ответственные за производство по уголовному делу. В.А. Лазарева не без основания пишет, что судебная защита потерпевшего заключается лишь в праве на рассмотрение его жалобы. Правоприменительная практика свидетельствует о незащищенности процессуальной фигуры потерпевшего, причем его процессуальная пассивность является, на наш взгляд, основным блокирующим фактором функционирования механизма судебной защиты.

     Механизм  реализации права потерпевшего на судебную защиту заключается в создании условий для потерпевшего и предоставлении ему специальных средств, используя которые, он получит реальную возможность осуществлять свое право на судебную защиту. Теоретический смысл такого механизма состоит в создании определенного вида правоотношений между потерпевшим, с одной стороны, и дознавателем, следователем, прокурором и судом - с другой. В этих отношениях потерпевший представлял и отстаивал бы свой субъективный интерес, а государственные органы и должностные лица кроме реализации своих публичных интересов обеспечивали бы эффективность деятельности потерпевшего по защите своих прав. Задачами функционирования механизма судебной защиты являются:

     - предупреждение нарушения прав  потерпевшего;

     - восстановление нарушенных прав лица;

     - возмещение причиненного нарушением  вреда заинтересованному лицу;

     - привлечение к ответственности  правонарушителей.

     Успешное  выполнение этих задач, на наш взгляд, напрямую зависит от обеспечения  условий для наиболее быстрого, глубокого и квалифицированного рассмотрения обращения потерпевшего за судебной защитой; повышения ответственности лиц, виновных в нарушении его прав. 

     1.2 Меры безопасности согласно действующему законодательству. 

     В УПК РФ закреплен ряд положений, предусматривающих защищенность потерпевших и других участников процесса. Так, в ч. 3 ст. 11 предусмотрена возможность применения в отношении участников уголовного судопроизводства мер безопасности при наличии достаточных данных о том, что им угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества либо иными противоправными деяниями. В ходе уголовного судопроизводства могут применяться такие меры безопасности, как сохранение в тайне данных о личности, контроль и запись телефонных и иных переговоров, проведение опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым, проведение закрытого судебного разбирательства, а также допрос свидетеля (потерпевшего) в судебном заседании без оглашения данных о его личности и в условиях, исключающих визуальное наблюдение другими участниками процесса.

     Меры  безопасности: участие потерпевшего в судебном процессе под псевдонимом, опознания в условиях, исключающих  наблюдение опознающего опознаваемым. На практике применяется, например, опознание через узкое отверстие в ширме из плотного непрозрачного материала (растянутые шторы, покрывала) или другие доступные методы обеспечения анонимности опознающего лица.

     Согласно  требованиям закона опознание по фотографии допускается только в  случае невозможности предъявления лица (ч. 5 ст. 193 УПК РФ).

     В Федеральном законе от 20 августа 2004 г. «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» закреплена возможность  применения мер безопасности, не относящихся к уголовно-процессуальным. Согласно ст. 6 Закона в отношении защищаемого лица могут применяться такие меры безопасности, как личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице; переселение на другое место жительства; замена документов; изменение внешности; изменение места работы (службы) или учебы; временное помещение в безопасное место и другие меры безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

     Следующая мера безопасности – выделение уголовного дела в отдельное производство для  завершения предварительного расследования  в целях изоляции осужденного  и тем самым предотвращения с  его стороны воздействия на потерпевших и свидетелей иных эпизодов преступной деятельности.

     При ознакомлении обвиняемого и защитника  по окончании предварительного расследования  с материалами уголовного дела мерой безопасности является то, что в соответствии с ч. 1 ст. 217 УПК РФ обвиняемому и защитнику предъявляются материалы уголовного дела, за исключением случаев, предусмотренных ч. 9 ст. 166 УПК РФ

     Невручение  обвиняемому приложения к обвинительному заключению – списка лиц, вызываемых в суд. Эта мера не была предусмотрена  в УПК РСФСР, не указана она и в ныне действующем Законе, но еще в 1996 году Президиум Верховного Суда РФ признал правомерным ее применение (как соответствующей международно-правовым и российским конституционным нормам), указал, в частности, что ее применение наряду с удалением подсудимого из зала суда на время допросов потерпевших и свидетелей содействовало получению их правдивых показаний. Соответственно при окончании расследования в форме дознания возможны ограничения на ознакомление обвиняемого и защитника с обвинительным актом в части, содержащей сведения о месте жительства вызываемых в суд.

     В ходе судебного разбирательства  возможны следующие меры защиты его  участников. Запрет председательствующим фотографирования, видеозаписи и  киносъемки в судебном заседании – с тем чтобы ограничить круг граждан, которым защищаемый становится известен визуально.

     Ограничение доступности сведений о потерпевшем  и свидетеле фамилией, именем и  отчеством в соответствии с ч. 2 ст. 278 УПК РФ, которая обязывает  председательствующего перед допросом установить личность свидетеля, потерпевшего и отношение свидетеля к подсудимому и потерпевшему, но не место жительства допрашиваемого и иные сведения о нем. Естественно, это неприменимо, если, например, очевидец преступления наблюдал его совершение из окна квартиры, но удаленность ее от места происшествия обусловливает необходимость экспериментальным путем определить, была ли у свидетеля возможность правильно воспринимать обстоятельства совершенного деяния.

     Удаление  из зала суда нарушителей порядка на основании ч. 1 и 3 ст. 258 УПК РФ. Следует, однако, учитывать, что такое удаление – санкция, т.е. реакция на уже высказанную угрозу и иные формы посткриминального воздействия, а не мера его предупреждения.

Информация о работе Механизм реализации прав и законных интересов лица, потерпевшего от преступления