Меры пресечения как разновидность мер процессуального принуждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 01:39, контрольная работа

Описание работы

Меры пресечения составляют весьма значительную часть мер уголовно-процессуального принуждения. Их применение всегда связано со значительным ущемлением прав и свобод определенных категорий лиц, вовлеченных в сферу уголовно-процессуальной деятельности.
Цель контрольной работы – определить понятие, основание и порядок избрания, условия применения, изменения и отмены мер пресечения. Также в своей работе я познакомлюсь с видами мер пресечения, с их системой.

Содержание

I. Введение. 3
II. Меры пресечения как разновидность мер процессуального принуждения. 4
1. Понятие и система мер пресечения. 4
2. Избрание и условия применения мер пресечения. 9
III. Заключение. 13
IV. Список литературы. 14

Работа содержит 1 файл

2. Уголовный процесс.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

     Наряду с общими условиями уголовно-процессуальный закон содержит также ряд специальных условий, наличие которых необходимо для избрания либо конкретной меры пресечения, либо меры пресечения в отношении отдельной категории граждан (военнослужащих, несовершеннолетних и некоторых других).

     Наиболее  строгие специальные правила закон устанавливает для избрания в виде меры пресечения заключения под стражу, поскольку, являясь самой строгой из всех мер пресечения, она в наибольшей степени ограничивает права и свободы граждан, включая конституционное право на свободу и личную неприкосновенность. Данная мера пресечения может применяться только в отношении лиц, обвиняемых (подозреваемых) в совершении преступления, за которое уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет. В отличие от ранее действовавшего законодательства УПК РФ рассматривает заключение под стражу как исключительную меру пресечения, применение которой возможно только при невозможности избрания иной, более мягкой меры пресечения.

     Из  сказанного видно, что заключение под  стражу может быть избрано только за совершение преступления, за которое  предусмотрено наказание в виде лишения свободы; если оно не превышает  двух лет лишения свободы, то эта  мера пресечения может быть избрана лишь в исключительных случаях и при наличии указанных в законе обстоятельств. Анализ диспозиции ч.1 ст.108 УПК РФ позволяет сделать вывод, что наличие предусмотренных в ней обстоятельств (отсутствие постоянного места жительства на территории РФ и др.) является обязательным, но не достаточным условием для заключения под стражу. Вопрос о том, является ли данный случай исключительным, должен решаться исходя из конкретных обстоятельств дела (наличие сведений о неоднократности совершения преступления, отрицательной характеристики личности и др.).

     В отношении несовершеннолетних закон  устанавливает еще более жесткие  правила: к несовершеннолетнему  обвиняемому или подозреваемому заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено  в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В отношении несовершеннолетнего, обвиняемого (подозреваемого) в совершении преступления средней тяжести, т.е. за которое предусмотрено наказание до 5 лет лишения свободы. При совершении несовершеннолетним преступления небольшой тяжести, за которое предусмотрено наказание до 2 лет лишения свободы, мера пресечения в виде заключения под стражу к нему не может быть применена ни при каких обстоятельствах.

     Среди обстоятельств, учитываемых при избрании меры пресечения, можно выделить также и иные обстоятельства. В соответствии со ст.99 УПК РФ при решении вопроса о необходимости избрания меры пресечения и определения ее вида должны учитываться тяжесть предъявленного обвинения, данные о личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства. При решении вопроса о мере пресечения должны быть приняты во внимание все уголовно - правовые характеристики деяния и лица, его совершившего, в том числе характер и степень общественной опасности деяния, рецидив совершения преступления, наличие судимостей, совершение преступления в составе группы, организованной преступной группы или преступного сообщества, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание. Учитываются также социально-демографические и личностные характеристики обвиняемого: семейное положение, наличие на иждивении несовершеннолетних детей или престарелых родителей, состояние здоровья, возраст, ограниченная дееспособность и другие обстоятельства. Учет этих обстоятельств важен для индивидуального подхода к каждому обвиняемому (подозреваемому), избранию в отношении его той меры пресечения, которая в наибольшей степени будет способствовать достижению целей уголовного судопроизводства.

     При избрании меры пресечения по конкретному  уголовному делу в отношении определенного  лица необходимо строго соблюдать требования уголовно-процессуального закона, оценивая в совокупности все обстоятельства, которые могут повлиять на принятие законного и обоснованного решения.

     Любая мера пресечения имеет определенную цель. Она отменяется, когда в  ней отпадает дальнейшая необходимость, или заменяется на более строгую  или более мягкую, когда это  вызывается обстоятельствами дела. Отмена или изменение меры пресечения производится мотивированным постановлением лица, производящего дознание, следователя или прокурора, постановлением судьи, а в судебном заседании – мотивированным определением суда.

     В соответствии со ст.110 УПК РФ мера пресечения может быть изменена на более строгую, когда изменяются основания для избрания меры пресечения, предусмотренные ст. ст. 97 и 99 УПК РФ.

     Мера  пресечения отменяется во всех случаях  прекращения уголовного дела, оправдания подсудимого либо постановления  обвинительного приговора с условным осуждением, с отсрочкой исполнения приговора несовершеннолетнему, без назначения наказания или с освобождением от наказания. Постановление об отмене или изменении меры пресечения объявляется обвиняемому, а в случаях, предусмотренных ст. 92, 94, 95, 99, 100, 394 УПК РФ, также поручителям, залогодателям, командованию воинской части, родителям, опекунам, попечителям или администрации детского учреждения.

     В случае незаконного применения заключения под стражу в качестве меры пресечения причиненный гражданину ущерб возмещается государством. Общие правила возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей, определены ст. 53 Конституции РФ, ст. 581 УПК РФ, ст. 1070 ГК РФ.

     Гражданину  возмещается имущественный ущерб, восстанавливаются его трудовые, жилищные и другие права в полном объеме, независимо от вины должностных  лиц органов предварительного расследования, прокуратуры и суда.

     В случае незаконного заключения лица под стражу в качестве меры пресечения ему возмещается заработок и другие трудовые доходы, являющиеся основным источником средств к существованию, а также иные выплаты, которые были приостановлены, имущество, изъятое органами предварительного расследования, или имущество, на которое наложен арест, суммы, выплаченные гражданином юридической консультации за оказание юридической помощи.

 

III. Заключение. 

     Меры  пресечения, являясь важнейшей составной  частью института мер процессуального принуждения, применяются в уголовном процессе в целях достижения задач уголовного судопроизводства.

     Меры  пресечения как вид мер уголовно-процессуального  принуждения носят превентивный характер. Это проявляется в том, что данные меры процессуального принуждения призваны предупредить, т.е. не допустить возможную в будущем неправомерную деятельность лиц, к которым они могут применяться.

     Значимость  данного правового института  побуждает законодателя к постоянному  совершенствованию его правовой основы применения.

     Меры  пресечения один из наиболее важных моментов в уголовном процессе и для  того, чтобы примененная мера пресечения выполнила свои задачи в полном объеме важно не количество, а качество ее применения. От правильного выбора меры пресечения в каждом конкретном случае, зависит степень воздействия на обвиняемого (подозреваемого) и его поведение. Кроме этого, законодатель дал возможность усиливать степень этого воздействия или смягчать его в зависимости от поведения лица, в отношении которого применяются меры пресечения.

     Применение мер уголовно-процессуального принуждения, а также мер пресечения, не имеет своей целью лишить человека прав, свобод и законных интересов. Оно всего лишь ограничивает, сужает его права и только в рамках четко установленных уголовно-процессуальным законом норм. Применение мер пресечения оказывает своего рода профилактическое воздействие на общество, стимулируя правомерное поведение его членов.

     При избрании меры пресечения по конкретному  уголовному делу в отношении определенного лица необходимо строго соблюдать требования уголовно-процессуального закона, оценивая в совокупности все обстоятельства, которые могут повлиять на принятие законного и обоснованного решения.

IV. Список литературы. 

  1. Конституция Российской Федерации (от 12.12.1993г.) //Российская   газета. – 1993. – 25 декабря. – № 237
  2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. – М., 2009.
  3. Буланова Н.В. Заключение под стражу при предварительном расследовании преступлений. – М., 2005.
  4. Брусницин Л.В. Комментарий законодательства об обеспечении безопасности участников уголовного судопроизводства. – М., 2005.
  5. Корнуков В.М. Меры процессуального принуждения в уголовном судопроизводстве. – М., 2007.
  6. Михайлов В.А. Меры пресечения в российском уголовном процессе. – М., 2006.
  7. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ /Под общ. ред. В.М. Лебедева. – М., 2006.

Информация о работе Меры пресечения как разновидность мер процессуального принуждения