Нравственные начала уголовного судопроизводства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 12:56, контрольная работа

Описание работы

Судебная этика - это наука о применении общих норм нравственности в специфических условиях деятельности судей, прокуроров, адвокатов, об осуществлении нравственных принципов и требований в расследовании, рассмотрении и разрешений уголовных и гражданских дел. Нравственные начала находят выражение в его принципах. Правовые принципы имеют нравственную основу. В ней выражаются определенные нравственные требования, этические нормы, действующие в обществе.
Существуют нравственные принципы уголовного процесса:

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3
Общая характеристика нравственных начал уголовного судопроизводства….5
Понятие и структура нравственности…………………………………………..10
Соотношение норм уголовно-процессуального права и норм нравственности…………………………………………………………………………………12
Заключение………………………………………………………………………………17
Список использованной литературы……

Работа содержит 1 файл

уголов.право.doc

— 295.54 Кб (Скачать)

   Высоконравственное поведение, преданность служению правосудию, бескомпромиссность в отстаивании законности, защите прав и свобод личности - непременные составляющие оценки профессионализма в осуществлении уголовного судопроизводства дознавателем, следователем, прокурором, судьей.

Законодательство Российской Федерации предъявляет высокие требования к нравственному облику прокуроров, судей, к их поведению. В Федеральном законе от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" говорится, что судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности (ст. 3).

Шестой Всероссийский съезд судей, утверждая 2 декабря 2004 г. Кодекс судейской этики, установил, что в своей профессиональной деятельности судья обязан руководствоваться наряду с Конституцией РФ общепринятыми нормами морали, способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда.[2] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

___________________________________

2. Карпец И.И. Уголовное право и этика / И. И. Карпец. - М.: Юрид. лит., 2003.-С. 256. 
 
 
 
 
 
 

2.Понятие и структура нравственности. 

   Нравственность - это учение о добре, его возможностях по формированию духовных и социальных качеств человека и гражданина, основанных на идеях свободы, равенства, справедливости и позволяющих ему (человеку и гражданину) обеспечить личные интересы без ограничения общественных благ.

   Категория нравственности, будучи универсальной, довольно прочно укрепилась в основе человеческих взаимоотношений. Обладая уникальной способностью сочетать интересы отдельных лиц, нравственность вносит согласованность во все без исключения социальные явления и процессы. Значительная роль нравственности проявляется при формировании и реализации правовой системы государства, особенно ее отраслей, обязывающих субъекты правоотношений к определенному поведению. Так, императивный характер свойственен уголовному законодательству, нравственная обусловленность которого становится гарантией позитивной направленности всей совокупности уголовно-правовых норм и положений. Напротив, отсутствие нравственной составляющей в уголовном законе стимулирует всевозможные злоупотребления со стороны субъектов уголовно-правовых отношений, препятствуя осуществлению охраны интересов личности, общества и государства от преступных посягательств, а также предупреждению преступлений. В связи с этим эффективность уголовного законодательства по обеспечению поставленных перед ним задач напрямую зависит от состояния нравственности соответствующих уголовно-правовых норм и положений.

   Между нравственностью и уголовным правом всегда существовала определенная взаимосвязь, характер которой исторически видоизменялся. На этапе становления уголовного права уголовно-правовые нормы находились под огромным влиянием нравственности. Современное уголовное право, претерпевая воздействие различных объективных и субъективных факторов, может отклоняться от нравственных требований. Возрастающая актуальность вопросов соотношения нравственности с действующими уголовно- правовыми нормами и положениями подтверждается эмпирическими данными. По результатам проведенного социологического  исследования проблему нравственной обусловленности уголовного права на сегодняшний день чрезвычайно важной признают 75.6 % из числа опрошенных граждан, научных и практических работников. При этом 21.6 % респондентов указали на достаточную распространенность в российском уголовном законе норм и положений, противоречащих нравственности. В контексте изложенного существует острая необходимость установления степени соответствия уголовного права нравственности с одновременным определением путей совершенствования уголовно-правовых норм и положений для эффективного обеспечения охраны личности, общества и государства от преступных посягательств, а также предупреждения преступлений.[1] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

_______________________________

1.Хропанюк В. Н. Теория государства и права. - М, 1999.С.122. 
 
 

  3.Соотношение норм уголовно-процессуального права и норм нравственности. 

  Этот вопрос всегда был, и будет актуален, так как  с  помощью  права

государство добивается  утверждения  в  сознании  граждан,  всего  населения

общечеловеческих, прогрессивных норм морали,  борется  с  несправедливостью,

злом  и  пороками.  Гражданское  и   уголовное   судопроизводство   призвано

укреплять законность, воспитывать людей в духе  уважения  к  праву,  закону,

справедливым и законным интересам личности  и общества, государства.

     Анализируя соотношение права и нравственности, можно сказать, что выполнение правовых норм в значительной мере обуславливаются  тем,  в  какой  мере  они

соответствуют  требованиям  нравственности.  Нормы  права  не  должны  противоречить положительным устоям общества. Вместе с тем требования  общественной  морали непременно учитываются государственными органами при разработке  нормативных актов государства.

     Воздействуя на правовую жизнь общества, нравственность способствует укреплению общественного порядка, ее служебная функция во взаимодействии  с  правом выражается в том, что она возвышает качество правового и  в  целом  всего

общественного порядка. Это можно проследить на действии правового  положения

“Все, что не запрещено законом - разрешено”  в  регулировании  общественного

порядка.   Реализацию  этого  принципа  нельзя  понимать  абсолютно,  в  том

смысле, что человек должен руководствоваться  лишь  названным  принципом.  В

сознании индивида есть такие факторы, как ответственность,  совесть,  честь,

достоинство, долг, которые проникают в правосознание  лица,  взаимодействуют

с ним, корректируют его правовое поведение. В  условиях становления рынка  в

нашей  стране  совершенствуется  правовая  основа   частной   собственности,

договорных  отношений.  Частный  интерес,  предпринимательская   инициатива,

прибыль  все  больше  обретают   приоритетное   значение.   Утверждается   и

совершенствуется предпринимательская этика. Среди принципов, исповедуемых  в

предпринимательской деятельности, важное место занимает  суждение:  “Прибыль

выше всего, но честь  выше  прибыли”.  В  этом  суждении  находит  выражение

моральное сознание цивилизованного предпринимателя.

     Право    должно   способствовать   утверждению   идеалов    добра    и

справедливости в обществе.  Судебные  и  другие  правоприменительные  органы

обращаются при определении юридических мер к нравственным нормам,  а  некоторые правовые нормы  непосредственно  закрепляют  их,  усиливая  юридическими санкциями. Через право осуществляется охрана нравственных норм и устоев.

     Эффективность правовых норм, их исполнение во  многом  обусловливается

тем, насколько они соответствуют требованиям нравственности.  Чтобы  правовые  нормы работали, они, по крайней мере, не  должны  противоречить  правилам  нравственности. Право в целом должно соответствовать взглядам общества.

     Всякое нарушение норм  права  является  аморальным  поступком,  но  не

всякое  нарушение  моральных  норм  является   противоправным   деянием.   В

некоторых случаях  право  способствует  избавлению  общества  от  устаревших

нравственных догм.

   Нравственность  и  право  теснейшим  образом взаимосвязаны, и взаимодействуют  друг  с  другом.  И  если   в   обществе деградируют нравственные устои жизни, то право обесценивается и  повсеместно превращается в свою противоположность. Применительно к  современным  реалиям справедливо будет заметить недостаток нравственности не может  быть  заменен хорошим законодательством, судом, администрацией. Без  нормального  духовно-нравственного    развития    людей    нет    правильной    политико-правовой государственной жизни. При всей относительности  нравственных норм идеалов, оценок истинно прогрессивным может считаться лишь  тот  кодекс (уголовный, гражданский, административный или иной), который вбирает  в  себя общечеловеческую сущность нравственности. В настоящее время критерием любого  закона должно быть  признано  его  соответствие  положениям  международного  права, которое, в свою очередь,  все  больше  и  больше  отражает  общечеловеческие ценности гуманизм, справедливость, милосердие,  уважение  естественных  прав человека, его гражданских и политические свобод. [1]  
 

Право и нравственность имеют общие и отличительные черты.

Сходство нравственности и права проявляется в том, что они представляют собой разновидности: 

1. Одного и того же общественного явления, то есть регулируют отношения в сфере единой системы социальных норм. 

2. Имеют нормативное содержание, в силу чего регулируют поведение людей в обществе. 

3. Основаны на общности социально-экономических интересов и культуры общества. 

Право и нравственность отличаются друг от друга: 

1. По времени возникновения. 

Исторически нравственность возникла задолго до появления права и государства. 

2. По способу образования. 

Так, нормы нравственности формируются на основе представления людей о добре и зле, чести, совести и т.п. и приобретают общее значение постепенно, по мере признания большинством членов общества. 

А правовые нормы устанавливаются государством. 

3. По форме (источнику) выражения: нравственные нормы не закрепляются в специальных актах. Они содержаться в сознании людей и передаются ими из поколения в поколение. 

Правовые нормы содержатся в официальных государственных актах (законах, указах), которые являются их единственным источником. 

4. По степени детализации. 

Так, требования норм нравственности носят расплывчатый характер. Они представляют собой обобщенные правила поведения (будь честным, добрым, справедливым).

Правовые нормы имеют строго определенное юридическое содержание. Они содержат в себе четкие определенные юридические понятия и категории.  

5. По способу охраны от нарушений. 

Осуществление требований нравственности не передается в государственно-властном принуждении. Их реализация обеспечивается внутренними нравственными убеждениями человека и средствами общественного мнения (осуждение, проклятие, одобрение). Результатом морального осуждения является чувство стыда и раскаяния.

Обеспечение правовых норм требует применения мер юридической ответственности к правонарушителям.

Результатом этих мер является ограничение в правах и страдание правонарушителя, вызванное применением к нему санкций закона.

Несмотря на существенные различия, правовые и нравственные нормы взаимодействуют между собой. Единство социальной сущности норм права и нравственных убеждений образуют единый регулятор человеческих отношений в обществе. 

1. При создании правовых норм требования нравственности учитываются правотворческими органами. Законодатель, осуществляя свою деятельность, руководствуется общепризнанными нравственными принципами, ибо противоречие норм права справедливым моральным устоям ведет к падению авторитета права в обществе. Например, ложь - аморальное явление. Но существуют формы лжи, за которые законом предусмотрена уголовная ответственность: клевета, дача ложных показаний, подделка документов, мошенничество. 

2. Нравственность влияет на правотворческую деятельность. 

Так, справедливое, обоснованное и законное судебное решение о клевете, оскорблении, хулиганстве во многом зависит от учета нравственных норм, действующих в обществе. Поэтому законодательство РФ аморальное поведение не только морально осуждает, но и искореняет мерами государственного принуждения.[2] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

________________________________

1.Алексеев С.С. Государство и право. -2001, -№ 6.

Информация о работе Нравственные начала уголовного судопроизводства