Общая характеристика мер пресечения и их виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:43, контрольная работа

Описание работы

Уголовно-процессуальное право предусматривает возможность применения государственного принуждения к лицам, не исполняющим требования закона или для предупреждения такого неисполнения.
Меры уголовно-процессуального характера, применяемые в качестве способов воздействия на поведение участвующих в деле лиц, принято называть мерами уголовно-процессуального принуждения.

Работа содержит 1 файл

контрольная уголовный процесс.docx

— 30.77 Кб (Скачать)

Общая характеристика мер пресечения и их виды

 

  Уголовно-процессуальное право предусматривает возможность применения государственного принуждения к лицам, не исполняющим требования закона или для предупреждения такого неисполнения.

Меры  уголовно-процессуального характера, применяемые в качестве способов воздействия на поведение участвующих  в деле лиц, принято называть мерами уголовно-процессуального принуждения.

От других мер государственного принуждения  они отличаются тем, что применяются  в период производства по уголовному делу и носят процессуальный характер; применяются полномочными органами государства в пределах их полномочий; применяются к участвующим в  деле лицам, ненадлежащее поведение  которых или возможность такого поведения создает или может  создать препятствия для успешного  хода уголовного судопроизводства; имеют  конкретные цели, вытекающие из общих  задач судопроизводства; применяются  при наличии предусмотренных  законом оснований, условий и  в порядке, гарантирующем их законность и обоснованность; имеют особое содержание и характер.

Общей для  всех мер уголовно-процессуального  принуждения является возможность  их осуществления независимо от воли и желания лица, к которому они  применяются. Такая возможность, однако, не всегда превращается в действительность, так как граждане нередко не только не препятствуют должностному лицу исполнять  свои обязанности, но добровольно и  сознательно выполняют предписания  норм права. В то же время сама возможность  принудительного исполнения этих мер  придает им объективно-принудительный характер. Нельзя не учитывать и тот факт, что закрепление в законе возможности применения принуждения заставляет лицо действовать в соответствии с правовыми требованиями. Принуждение выражается в стеснении и ограничении личных, имущественных и иных субъективных прав граждан. К ограничениям прав граждан может относиться ограничение свободы, неприкосновенности жилища, тайны переписки, свободы передвижения, права осуществлять определенную трудовую деятельность и т. п. К ограничениям имущественного характера относится лишение права распоряжаться имуществом в том или ином объеме и т. п. Внешне принуждение выражается в форме психологического, физического или морального воздействия на поведение субъекта и имеет своей целью не только пресечение неправомерного поведения, но и его предупреждение.

Основное  назначение мер принуждения, в том  числе и уголовно-процессуальных, состоит в том, что под угрозой  наступления негативных последствий, принудительно-правовых методов воздействия, предотвращается наступление нарушений  установленных правовых норм. Уголовно-процессуальное принуждение - это разновидность  государственного принуждения. Государственное  принуждение - есть применяемое компетентными  органами и должностными лицами государства  в форме специальных актов  и в рамках правовых норм психическое  или физическое воздействие на субъекта общественной жизни с целью подчинения его воли и поведения интересам  общества и государства.

Государственное принуждение связано с существенным ограничением установленных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина, поэтому в  уголовном процессе оно допустимо  лишь в строго установленных законом  случаях, при соблюдении соответствующих  гарантий законности их соблюдения, а  также законности и обоснованности применения.

Поскольку меры уголовно-процессуального принуждения  ограничивают конституционные права  и свободы граждан, нужны твердые  процессуальные гарантии, которые бы обеспечивали их законность и обоснованность. В правовом государстве имеет  значение то, насколько применение мер процессуального принуждения  вызвано действительной необходимостью ограничения прав граждан. Цели уголовного судопроизводства должны достигаться при наименьшем ограничении прав и свобод граждан. Конституция РФ, действующее уголовно-процессуальное законодательство устанавливают важные процессуальные гарантии этого.

Применение  той или иной меры процессуального  принуждения должно быть основано на оправданности ее применения в строгом  соответствии с целями, установленными законом, и только в случаях, когда  эти цели обусловлены материалами  уголовного с учетом особенностей конкретной меры.

В отличие  от УПК РСФСР действующий кодекс использует впервые понятие «принуждение», кроме того, содержит самостоятельный  раздел, посвященный мерам процессуального  принуждения.

В разделе IV УПК РФ дан исчерпывающий перечень мер процессуального принуждения, определены основания, условия и  порядок их избрании отмены или изменения. В законе четко очерчен круг лиц, в отношении которых может  быть избрана та или иная мера пресечения, приведен перечень должностных лиц, правомочных применять конкретные меры процессуального принуждения. В УПК включены императивные требования о том, что избрание и применение таких мер процессуального принуждении, как домашний арест (ст. 107); заключение под стражу (ст. 108); временное отстранение  от должности (ст. 114); наложение ареста на имущество (ст. 115); наложение ареста на ценные бумаги (ст. 116); наложение  денежного взыскания (ст. 117) производится только на основании судебного решения. Данное правило является важнейшей  гарантией охраны конституционных  прав и свобод человека и гражданина.

УПК РФ не включает в раздел процессуального принуждения  следственные действия, осуществление  которых связано с принуждением: обыск, наложение ареста на почтово-телеграфные  отправления, эксгумация, выемка, контроль и запись переговоров, помещение  в медицинский или психиатрический  стационар для производства судебной экспертизы.

Таким образом, меры процессуального принуждения - это предусмотренные уголовно-процессуальным законом средства принудительного  и пресекательного характера, применяемые  уполномоченными на то государственными органам и должностными лицами в  отношении участников уголовного судопроизводства, при наличии оснований и в  порядке, установленном законом, для  предупреждения и пресечения неправомерных  действий этих лиц в целях выполнения задач уголовного судопроизводства.

Действующее законодательство делит меры процессуального  принуждения на три группы:

Задержание  подозреваемого.

Меры пресечения:

- подписка  о невыезде и надлежащем поведении;

личное поручительство;

наблюдение  командования воинской части;

присмотр  за несовершеннолетним обвиняемым или  подозреваемым;

залог;

домашний  арест;

заключение  под стражу.

 Иные  меры процессуального принуждения:

обязательство о явке;

привод;

временное отстранение  от должности;

наложение ареста на имущество;

денежное  взыскание.

 

Основания, необходимые для избрания меры пресечения

Применение  мер пресечения в отношении подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления строго урегулировано уголовно-процессуальным законодательством. Необходимо отметить, что применение мер пресечения не является обязательной категорией в уголовном судопроизводстве, при отсутствии достаточных оснований полагать, что подозреваемый, обвиняемый: скроется от дознания, предварительного следствия и суда; продолжит заниматься преступной деятельностью; может угрожать свидетелям, потерпевшим, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожит доказательства или другими способами будет препятствовать производству по уголовному делу; может препятствовать исполнению приговора. Применение в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения осуществляется независимо от его воли и желания.

Основными критериями применения меры пресечения являются поведение подозреваемого, обвиняемого, его личность, тяжесть  предъявленного обвинения, иные заслуживающие  внимания обстоятельства. Возможность  применения меры пресечения в отношении  подозреваемого, обвиняемого, однако, не всегда должна превращаться в действительность, т.к. граждане нередко не только не препятствуют должностному лицу исполнять свои обязанности, но добровольно, сознательно выполняют  предписание норм права. В то же время  сама возможность принудительного  исполнения этих мер придает им объективно-принудительный характер .

Цели  применения мер пресечения - это  предупреждение попыток подозреваемого или обвиняемого скрыться от дознания, предварительного следствия, суда или  от мер обеспечения будущего приговора, продолжать занятие преступной деятельностью, угрожать кому-либо из участников уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства по уголовному делу. Эти цели являются общими для всех видов мер пресечения. Не всякая мера пресечения преследует общие цели, это могут быть отдельные  цели, как единичные, так и множественные. Например, подписка о невыезде, залог  применяются только в целях обеспечения  явки подозреваемого и обвиняемого к дознавателю, следователю, прокурору и в суд, а также обеспечения надлежащего поведения под угрозой применения более строгой меры пресечения в виде содержания под стражей.

Основания для  применения мер пресечения в самом  общем виде представляют собой доказательства, указывающие на необходимость ограничения  свободы и личной неприкосновенности подозреваемого или обвиняемого  в совершении преступления.

Как следует  из ст. 97 УПК РФ, общими основаниями  применения любой из мер пресечения являются такие "достаточные данные", имеющиеся в материалах уголовного дела, которые неопровержимо указывают  на необходимость ограничения и  личной неприкосновенности обвиняемого (подозреваемого).

Законность, обоснованность, индивидуализация применения мер пресечения, своевременность  их избрания, отмены или изменения, обеспечение прав личности в их тесной связи с уголовно-процессуальными  принципами определяют основания деятельности органов уголовной юстиции в  указанной области и основания  применения в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления меры пресечения.

Упомянутая  ст. 97 УПК РФ предписывает применение меры пресечения лишь при наличии "достаточных  оснований". Достаточность оснований  должна определяться по двум параметрам - с точки зрения достаточности  доказательств и достаточности  круга фактических обстоятельств, делающих необходимым применение мер  пресечения. Достаточность доказательств, подтверждающих определенные фактические  обстоятельства, на основании которых  делается вывод о необходимости  правоограничений свободы и личной неприкосновенности граждан, должна означать достоверное установление этих обстоятельств. Что касается достаточности фактических  обстоятельств, можно сказать, что  общие основания предусматривают  лишь те обстоятельства, которые в  принципе делают необходимым применение ограничений свободы и личной неприкосновенности безотносительно к виду правоограничений .

Основаниями для применения меры пресечения являются: 1) доказанность деяния, в отношении  которого в предусмотренной законом  форме вынесено постановление о  привлечении лица в качестве обвиняемого, или протокол о задержании подозреваемого; 2) установление конкретного лица, в  отношении которого в определенной законом форме вынесено постановление  о привлечении в качестве обвиняемого, или протокол задержания подозреваемого; 3) другие основания, указанные в  ст. 97 УПК РФ.

При отсутствии таких оснований мера пресечения может вообще не избираться, а у  подозреваемого (обвиняемого) отбирается обязательство о явке в соответствии со ст. 112 УПК РФ.

Одними из основных условий, предъявляемых к  избранию меры пресечения, являются его  законность, обоснованность и мотивированность. Законность и обоснованность - взаимосвязанные  и взаимопроникающие явления, каждое из которых имеет вместе с тем  самостоятельное значение. Законность применения мер пресечения означает соответствие всего процесса применения этих мер нормативным предписаниям, которые касаются не только вопроса  избрания, отмены или изменения меры пресечения, но и их исполнения. Обоснованность процессуального решения о применении меры уголовно-процессуального пресечения может быть определена лишь посредством  указаний тех доказательств, которые  заложены в основу такого решения, применительно  к мерам уголовно-процессуального  пресечения. Только обоснованное решение, т.е. содержащее выводы, соответствующие  обстоятельствам дела, их доказанности, может быть признано законным. И  только законное решение, принятое в  строгом соответствии с нормами  об основаниях применения мер пресечения, является обоснованным. Для того чтобы  мера пресечения была применена законно  и обоснованно, в распоряжении следственных органов должны иметься достаточные данные, т.е. неопровержимые доказательства, подтверждающие недобросовестность обвиняемого (подозреваемого). Это фактические данные, на основании которых можно принять законное, обоснованное и мотивированное (ст. 7 УПК) решение.

Мера пресечения может быть избрана не только в  отношении обвиняемого в совершении преступления, но и в отношении  подозреваемого, при наличии аналогичных  оснований и обстоятельств. В  случае применения меры пресечения в  отношении подозреваемого ему не позднее 10 суток должно быть предъявлено  обвинение, а если подозреваемый  был задержан и заключен под стражу, то не позднее 10 суток с момента  задержания. Вызывает затруднение определение  момента задержания. Зачастую момент составления протокола о задержании и момент фактического задержания не совпадают в силу того, что человека задержали, например, на месте совершения преступления, здесь же произвели  оперативно-следственные мероприятия  по фиксации следов преступления и  т.д. Затем задержанного препроводили в отделение милиции, где и  составили протокол задержания. С  момента фактического задержания до момента составления протокола  может пройти значительно времени. В таких случаях на протоколе  указывается время его составления, а в тексте протокола - дата и время  фактического задержания.

Информация о работе Общая характеристика мер пресечения и их виды