Оперативно-розыскное сопровождение предварительного следствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 21:18, контрольная работа

Описание работы

Раскрыть преступление только процессуальным путем невозможно, и для успешного расследования уголовного дела необходимо четко налаженное и согласованное взаимодействие следственных органов и органа дознания, сочетание процессуальных и оперативно-розыскных форм получения доказательств и установления истины по делу. В интересах уголовного процесса результаты оперативно – розыскной деятельности используются для подготовки и осуществления двух видов действий: следственных и судебных

Содержание

Введение стр. 3
Основная часть стр. 3
1. Понятие, правовая основа и принципы сопровождения стр. 3
2. Формы взаимодействия следователя и органа дознания стр. 6
Заключение стр. 14
Список использованной литературы стр. 15

Работа содержит 1 файл

Контрольная организация работы следователя.docx

— 49.53 Кб (Скачать)

ФГОУ  ВПО ПЮИ ФСИН России

Факультет подготовки государственных  и муниципальных  служащих

Кафедра общепрофессиональных дисциплин

Специальность«Юриспруденция» 

Дисциплина:  «Организация работы следователя» 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

Тема  № 8:  «Оперативно-розыскное сопровождение предварительного следствия» 

Преподаватель:  к.ю.н. петров 
 

                                    Студент:  павлов Андрей Петрович

                                    Курс:  4   Учебная группа476

                                    Место жительства: город

                                    Телефон

                                    Регистрационный номер _________

                                    от «___» __________________20___г. 
 

Псков

2010 г. 

Оглавление 

Введение                        стр. 3

Основная  часть          стр. 3

  1. Понятие, правовая основа и принципы сопровождения  стр. 3 
  2. Формы взаимодействия следователя и органа дознания  стр. 6 

Заключение          стр. 14

Список  использованной литературы      стр. 15 

 

     Введение.

             Раскрыть преступление только процессуальным путем невозможно, и для успешного расследования уголовного дела необходимо четко налаженное и согласованное взаимодействие следственных органов и органа дознания, сочетание процессуальных и оперативно-розыскных форм получения доказательств и установления истины по делу. В интересах уголовного процесса результаты оперативно – розыскной деятельности используются для подготовки и осуществления двух видов действий: следственных и судебных. Причем их использование возможно как на этапе подготовки, так и на этапе непосредственного проведения. Оперативно-розыскные мероприятия - составной структурный элемент оперативно-розыскной деятельности, состоящий из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач. ОРМ носят разведывательно-поисковый характер и направлены на получение информации о лицах, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступления, о наличии материальных следов противоправной деятельности, местонахождении лиц, скрывающихся от следствия и суда, а также без вести пропавших граждан. Оперативно-розыскные мероприятия проводятся только тогда, когда иными средствами невозможно обеспечить выполнение указанных задач. Оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться как гласно, так и негласно. 

Основная  часть.

Понятие, правовая основа и  принципы сопровождения

     Основным  нормативным актом, регулирующим процесс  оперативно-розыскного сопровождения предварительного следствия, а в более широком смысле, взаимодействия органа дознания и предварительного следствия ОВД является Приказ МВД РФ от 20 июня 1996 г. № 334 "Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений" (с изменениями от 13 февраля 1997 г.)

     Данный  нормативно-правовой акт хотя и не дает определения взаимодействия, но определяет его основополагающие принципы такие как:

  • соблюдение законности, конституционных прав и свобод граждан;
  • комплексное использование сил и средств органов внутренних дел;
  • персональная ответственность следователя, руководителей оперативных подразделений за проведение и результаты следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
  • самостоятельность следователя в принятии решений,  за исключением случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством;
  • самостоятельность сотрудников оперативных подразделений  в  выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности в рамках действующего законодательства;
  • согласованность планирования следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
  • непрерывность  взаимодействия  в  организаторской    деятельности, расследовании и раскрытии преступлений до принятия решения по уголовному делу. 1

Рассмотрим  некоторые из указанные принципы более подробно.

Самостоятельность органов дознания в выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности (в пределах действующего законодательства) состоит в том, что оперативный работник самостоятельно осуществляет оперативно-розыскные мероприятия по обнаружению и задержанию лиц, совершивших преступления; сам определяет те поисковые мероприятия, для проведения которых должны быть использованы силы и средства других служб и своевременно привлекает к сотрудничеству эти службы; несет ответственность за качественное проведение оперативно-розыскных мероприятий.

Плановость  взаимодействия - важнейший принцип.  Необходимо осуществлять согласованное  планирование следственных и оперативно-розыскных мероприятий, строить всю работу на плановой основе. План помогает взаимодействующим субъектам при выполнении своих функций учитывать различные ситуации, эффективно использовать свои возможности. В плане нужно предусмотреть участие всех заинтересованных служб. План расследования определяет сферы и порядок их взаимодействия. Он может быть как единым для всех исполнителей, так и раздельным. Раздельный план составляют тогда, когда требуется расшифровать конкретное содержание оперативно-розыскных мер, отражение которых в общем, плане не целесообразно. Отдельный план составляют и для производства наиболее сложных следственных действий.

Непрерывность взаимодействия при расследовании  преступлений означает, что оно начинается с момента возникновения повода к возбуждению уголовного дела либо оснований к розыску скрывшегося преступника. В дальнейшем продолжительность и интенсивность взаимодействия предопределяются обстоятельствами и интересами дела; взаимодействие длится столько, сколько требует сложившаяся по делу следственная ситуация.2

     Кроме принципов закон определяет основные задачи взаимодействия:

  • обеспечение   неотложных   следственных   действий   и оперативно- розыскных мероприятий при совершении преступлений;
  • всестороннее    и    объективное     расследование     преступлений, своевременное изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, а также розыск скрывшихся преступников.

   Формы взаимодействия следователя  и органа дознания.

   Взаимодействие следователя и органа дознания происходит в двух основных формах: процессуальной и организационной. Процессуальные формы взаимодействия между следователем и органом дознания законодательно закреплены в УПК РФ. Они предусмотрены также и в других законах, в связи, с чем отношения между субъектами взаимодействия носят правовой характер.

   Процессуальными формами являются:

  • возбуждение органом дознания дел о преступлениях, подследственных следователям, и проведение по этим делам неотложных следственных действий;
  • производство органом, осуществляющим ОРД, розыскных и следственных действий по поручениям следователя, которые обязательны для исполнения;
  • оказание органом, осуществляющим ОРД, по требованию следователя содействия при производстве отдельных следственных действий;
  • привод подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего;
  • осуществление органом, осуществляющим ОРД, по постановлению следователя розыска обвиняемого, скрывшегося от следствия как до, так и после приостановления дела по этому основанию;
  • принятие органом, осуществляющим ОРД, по поручению следователя мер к установлению лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых, по делам, приостановленным производством3

Организационная форма взаимодействия следователя  и органа дознания является производной  от процессуальной, неразрывно связана с ней. Организационная форма вырабатывается практикой и регламентируется ведомственными нормативными актами.

     Организационными  формами являются:

  • создание следственно-оперативных групп и оценка результатов такого взаимодействия;
  • взаимный обмен информацией между следователем и оперативным работником;
  • согласованное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. 4

  Действующее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает возможность использования следователем помощи органа дознания при расследовании преступлений. На основании ст. 38 УПК РФ следователь вправе давать органу дознания письменные поручения, обязательные для исполнения о производстве отдельных следственных действий и, кроме того, о производстве иных процессуальных действий. При расследовании преступлений следователи довольно часто используют предоставленную им возможность пользоваться содействием и помощью органа дознания. Надо заметить, что в большинстве случаев помощь эта оказывается действительно эффективной и результативной,  а совместная деятельность по расследованию преступлений - плодотворной и действенной.

В уголовно-процессуальном законе отсутствует перечень и объем  тех следственных действий, которые  могут быть поручены органу дознания. Подобная ситуация позволяет следователю  самому определять, что он поручает выполнить органу дознания.

  На  практике часто встречаются случаи, когда о создании СОГ по конкретному уголовному делу руководители соответствующих подразделений правоохранительных органов и органов прокуратуры выносят дублирующие друг друга документы. Так, к уголовному делу приобщается постановление прокурора о создании следственно оперативной группы с включением в группу помимо следователей прокуратуры сотрудников милиции. При этом в ряде случаев проведение следственных действий поручается не только следователю, но и оперативным сотрудникам, включенным в СОГ. В деле оперативного учета имеются приказ начальника службы криминальной милиции о создании СОГ и утвержденный им же план проведения не только оперативно-розыскных мероприятий, но и следственных действий. При этом подчас следователь, не имея доступа к делу оперативного учета, не знает о конкретных оперативных сотрудниках, на которых возложена обязанность оперативного сопровождения расследования преступления, и проводимых ими оперативно розыскных  мероприятиях. Данное обстоятельство негативно влияет на результаты следствия. В связи с этим представляется более целесообразным издание по конкретному уголовному делу прокурором, осуществляющим надзор за следствием, и начальником органа, осуществляющего ОРД, совместного приказа о создании следственно-оперативной группы с указанием конкретных сотрудников, включенных в СОГ. В дальнейшем прокурором может быть вынесено постановление о создании СОГ, которое приобщается к уголовному делу.  Более эффективной формой планирования представляется подготовка совместного плана следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по конкретному уголовному делу, утверждаемого прокурором и начальником органа, осуществляющего ОРД. Несмотря на отсутствие законодательной регламентации и существующие в теории уголовного процесса различные точки зрения по данному поводу, на практике деятельность следственно-оперативных групп при расследовании умышленных убийств и других особо тяжких преступлений является одной из наиболее эффективных форм взаимодействия следователя и сотрудников оперативно-розыскных подразделений.

  В зависимости от выполняемых задач создаются следующие виды СОГ:

  • постоянно действующие или специально создаваемые для организации дежурства, направляемые для осмотра места  происшествия и раскрытия  преступления по  горячим следам в течение суток;
  • создаваемые на определенный, более длительный, период времени для выполнения конкретной задачи (например,  для реализации данных,  полученных оперативно-розыскным путем, по конкретному проверочному материалу, уголовному делу), в период возбуждения уголовных дел и проведения по ним неотложных следственных действий на первоначальном этапе расследования;
  • создаваемые для раскрытия и расследования преступлений в течение всего производства по конкретному уголовному делу — от момента его возбуждения до окончания расследования.
  • постоянно действующие, специализирующиеся на раскрытии и расследовании отдельных видов преступлений.
  • межрегиональные.5

   Что же подразумевается под понятием следственно-оперативная группа? Следственно-оперативная группа — это организационно-тактическая форма совместной деятельности по раскрытию преступления, ее создание и функционирование предусматриваются ведомственными нормативными актами. Основные положения таких актов, регламентирующие процессуальные взаимоотношения следователей и работников органов дознания, основаны на уголовно-процессуальном законе, который предусматривает право следователя давать органам дознания поручения и указания о производстве следственных и розыскных действий, оказании содействия при производстве следственных действий и т.п.. 6

Основные  организационные моменты сводятся к следующему:

  • создание СОГ допускается при необходимости раскрытия, как правило, тяжких и особо тяжких преступлений;
  • создание СОГ возможно для решения более узких задач (например, широкомасштабного осмотра места происшествия, проведения серии параллельных обысков);
  • СОГ создается совместным решением руководителей следственного подразделения и органа дознания и оформляется приказом начальника соответствующего органа внутренних дел; если СОГ создается постановлением прокурора, то такое решение согласуется с начальником ОВД; 7
  • руководителем СОГ назначается следователь, который принимает дело к своему производству.

Информация о работе Оперативно-розыскное сопровождение предварительного следствия