Органы прокуратуры и судебная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:33, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – исследование современного правового регулирования деятельности судебных органов и органов прокуратуры, поиск практических проблем в их деятельности и выработка направлений и решения.
Задачи работы предполагают анализ:
- места прокуратуры в системе разделения властей;
- принципов, функций, задач и основных направлений деятельности органов прокуратуры Республики Казахстан;
- процедуры организации прокурорского надзора за законностью рассмотрения уголовных дел в судах;
- проблем взаимоотношений прокуратуры и суда;
- правовых основ судебной власти;
- юридических гарантий независимости судей, требований, предъявляемых к судьям;
- организационного обеспечения судебной деятельности;
- особенностей производства по делам с участием присяжных заседателей.

Содержание

Введение 4
1 Роль и место прокуратуры в Республике Казахстан 8
1.1 Место прокуратуры в системе разделения властей 8
1.2 Принципы, функции, задачи и основные направления деятельности органов прокуратуры Республики Казахстан 14
1.3 Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел в судах 23
1.4 Современные аспекты взаимоотношений прокуратуры и суда 28
2 Судебная власть в Республике Казахстан 32
2.1 Правовые основы судебной власти 32
2.2 Правосудие, его свойства и принципы 41
2.3 Правовой статус судьи 50
2.4 Организационное обеспечение судебной деятельности 59
2.5 Производство по делам с участием присяжных заседателей 62
Заключение 78
Список использованных источников 82

Работа содержит 1 файл

Диплом Органы прокуратуры и судебная власть.doc

— 572.50 Кб (Скачать)
 

 

       Согласно ст. 57 Конституционного закона Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года № 132-II «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», финансирование Верховного суда и местных судов Республики Казахстан осуществляется за счет средств республиканского бюджета. При этом бюджет Верховного суда и местных судов должен полностью обеспечивать выполнение судами их конституционных полномочий. 

2.5. Производство по  делам с участием  присяжных заседателей

 

       Участие присяжных заседателей в суде есть один из элементов правосудия, свидетельствующий о его демократичности. При этом роль народного элемента сводится к тому, чтобы суд при принятии решения руководствовался не только формальной буквой закона, но и непредвзято и справедливо подходил к вопросам вины и наказания с точки зрения реалий повседневной жизни. По словам Руководителя Аппарата Конституционного Совета Республики Казахстан А.А. Темербекова, «конституционное учреждение института присяжных заседателей и практическое введение названного института в судебную систему является одним из ключевых моментов судебно-правовой реформы, проводимой в нашей Республике за последние годы. В Казахстане в настоящее время вопрос о выборе модели присяжных заседателей принципиально решен. Конституционная формулировка о том, что уголовное судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей, позволила законодателю не замыкаться в общепринятых классических моделях, но в то же время, была сконструирована оптимальная форма организации и деятельности этого института»[88].

       Вердикт (от лат. vere dictum – «верно сказанное»[89, с. 122] – решение о виновности или невиновности подсудимого, вынесенное коллегией присяжных заседателей. Вынесенный присяжными заседателями вердикт имеет значение незыблемого акта правосудия.

       Поскольку вердикт, выносимый присяжными заседателями, является основанием для вынесения приговора, определяет структуру и направленность обсуждения последствий признания лица виновным (невиновным), его можно рассматривать в качестве акта самоограничения государства в отправлении правосудия. Воссоздание судов с участием присяжных заседателей в уголовном судопроизводстве свидетельствует о том, что демократический Казахстан стремится реально обеспечить права личности в сфере уголовного судопроизводства, ограничивая себя как государство в вопросах определения виновности лиц, обвиняемых в совершении преступлений.

       Е.А. Киреева справедливо указывает, что суд присяжных заседателей – сложный государственный орган и его природа двояка. При исследовании коллегии присяжных можно выявить много признаков, свойственных общественной организации, однако коллегия присяжных не может являться общественной организацией и общественным объединением в полном смысле слова, потому что своей основной деятельностью – осуществлением правосудия – сильно отличается от общественных объединений[90, с. 11-12].

       Осуществление правосудия в Казахстане является функцией только государственных органов, к которым и относится суд присяжных, так как входит в состав судебной системы Республики Казахстан. Суд присяжных представляет собой орган государственной власти, поскольку входит в государственный аппарат, обладает компетенцией, функциями и организацией государственного органа, однако имеет одну особенность – это особая процедура выбора членов и кратковременность состава. При этом он является таким органом государственной власти, в котором основную функцию судебного органа – осуществление правосудия – выполняют не только профессиональные судьи, но и представители общества. Поэтому правосудная деятельность суда присяжных реализуется в том понимании закона, в котором его понимает общество.

       В этих целях 2006 году был принят специальный Закон Республики Казахстан 16 января 2006 года № 121-III ЗРК «О присяжных заседателях», внесены изменения и дополнения в уголовно-процессуальное и уголовное законодательство, регулирующие деятельность этого института. Институт присяжных заседателей практически действует с начала 2007 года и за это время он вписался в судебно-правовую систему страны. При принятии указанных выше законов учтены были те факторы, которые имеют существенное значение для вынесения справедливого вердикта судом. Очевидно, что с введением института присяжных заседателей, бесспорно, улучшается качество расследования уголовных дел, повышается роль адвокатов и усиливается гарантия прав граждан в рамках уголовного судопроизводства, а также обеспечивается состязательность сторон в судебном процессе.

       Согласно  пп. «7-1)» ст. 7 УПК, присяжный заседатель – гражданин Республики Казахстан, призванный к участию в рассмотрении судом уголовного дела в порядке, установленном УПК, и принявший присягу

       Следует иметь в виду, что с принятием  Закона Республики Казахстан 10 декабря 2009 года № 227-IV ЗРК «О внесении изменений  и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы Республики Казахстан по вопросам совершенствования судебной системы»[91] раздел УПК, посвященный производству по делам с участием присяжных заседателей подвергся существенной корректировке. Изменения вступили в силу с 1 января 2010 года.

       Производство  по уголовным делам, рассматриваемым  судом с участием присяжных заседателей, ведется в соответствии с правилами УПК с учетом особенностей, установленных разделом 13 УПК. Данный раздел введен Законом Республики Казахстан 16 января 2006 года № 122-III ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам введения уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей»[92].

       С 1 января 2010 г. действует иная, по сравнению с прежней подсудность дел суду с участием присяжных заседателей в областном и приравненном к нему суде.

       Суд с участием присяжных заседателей  рассматривает дела об особо тяжких преступлениях, за исключением дел  о преступлениях, предусмотренных статьями 165, 166, 167, 168 (частью первой), 169, 233 (частями третьей и четвертой) Уголовного кодекса Республики Казахстан, а также дел о применении принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим указанные деяния в состоянии невменяемости либо заболевшим душевной болезнью после их совершения.

       Если лицо обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных  несколькими статьями Уголовного кодекса  Республики Казахстан, обвиняемый имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, если в такую совокупность преступлений входит хотя бы одно особо тяжкое преступление, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 165, 166, 167, 168 (частью первой), 169, 233 (частями третьей и четвертой) Уголовного кодекса Республики Казахстан.

       Если по делу обвиняется несколько лиц, рассмотрение его  судом с участием присяжных заседателей производится по правилам, предусмотренным разделом 13 УПК в отношении всех подсудимых, если хотя бы один из них заявляет ходатайство о рассмотрении уголовного дела с участием присяжных заседателей.

       Суд с участием присяжных заседателей  в межрайонном специализированном суде по уголовным делам и специализированном межрайонном военном суде по уголовным делам действует в составе одного судьи и десяти присяжных заседателей.

       Государственному  обвинителю, потерпевшему, подсудимому  и его защитнику, а также другим участникам процесса на протяжении всего судебного разбирательства с участием присяжных заседателей запрещается вступать в контакт, помимо установленного порядка, с присяжными заседателями, участвующими в рассмотрении этого дела.

       Ходатайство о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей. Осуществление уголовного судопроизводства в соответствии с правилами, предусмотренными разделом 13, производится по ходатайству обвиняемого о рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей.

       При ознакомлении обвиняемого  со всеми материалами дела по окончании предварительного следствия следователь обязан разъяснить ему право ходатайствовать о рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей, а также правовые последствия удовлетворения такого ходатайства, включая особенности обжалования и рассмотрения жалоб на приговоры суда с участием присяжных заседателей.

       Обвиняемый имеет  право заявлять ходатайство о  рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей при объявлении ему об окончании предварительного следствия и о предъявлении для ознакомления всех материалов дела, а также и в последующий период, в том числе и на предварительном слушании дела в суде, но до назначения судом главного судебного разбирательства.

       Ходатайство обвиняемого о рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей либо его отказ от использования права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей следователь обязан зафиксировать в протоколе об объявлении обвиняемому об окончании следственных действий и разъяснении прав. Ходатайство, заявленное позже, излагается обвиняемым в письменном виде и незамедлительно направляется в суд, которому подсудно дело.

       После назначения судом  главного судебного разбирательства  ходатайство обвиняемого о рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей не принимается.

       Обвиняемый вправе отказаться от заявленного ходатайства  о рассмотрении его дела с участием присяжных заседателей до проведения предварительного слушания и в ходе предварительного слушания. Отказ обвиняемого от ходатайства о рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей после его подтверждения в ходе предварительного слушания не принимается.

       Особенности назначения судебного  заседания. При наличии ходатайства обвиняемого о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей судья проводит предварительное слушание. Согласно ст. 548 УПК, предварительное слушание дела производится судьей единолично в закрытом судебном заседании с обязательным участием прокурора, подсудимого, заявившего ходатайство о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей, и его защитника. Если по делу имеется ходатайство о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей хотя бы одного из подсудимых, предварительное слушание производится с участием всех подсудимых по делу и их защитников.

       По итогам предварительного слушания судья принимает одно из решений, предусмотренных ст. 302-307 УПК. В постановлении о назначении судебного заседания судья указывает, что дело будет рассмотрено судом с участием присяжных заседателей, и определяет количество кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих вызову в данное судебное заседание, число которых должно быть не менее двадцати пяти. По результатам предварительного слушания судья в соответствии со ст. 116 УПК исключает из материалов дела фактические данные, признанные недопустимыми в качестве доказательств.

       После вынесения постановления о назначении дела к рассмотрению судом с участием присяжных заседателей судья дает распоряжение секретарю судебного заседания об обеспечении явки в данное судебное заседание кандидатов в присяжные заседатели, число которых указано в постановлении, для отбора их в присяжные заседатели.

       После назначения главного судебного разбирательства по распоряжению председательствующего секретарь судебного заседания производит предварительную случайную выборку кандидатов в присяжные заседатели из находящихся в суде единого и запасного (годовых) списков.

       Одно и то же лицо не может участвовать в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя более одного раза в год.

       По завершении предварительной  случайной выборки кандидатов в  присяжные заседатели для участия в рассмотрении уголовного дела составляется предварительный список с указанием их фамилий, имен, отчеств и домашних адресов, который подписывается секретарем судебного заседания.

       Кандидатам в присяжные  заседатели, включенным в предварительный  список, не позднее чем за семь суток  до начала судебного разбирательства  вручаются извещения с указанием даты и времени прибытия в суд.

       Граждане, получившие извещение, обязаны явиться в  суд для участия в процедуре отбора присяжных заседателей.

       Отбор кандидатов в присяжные  заседатели для участия  в судебном разбирательстве. Согласно ст. 551 УПК, отбор присяжных заседателей из числа кандидатов осуществляется после выполнения требований ст. 331-344 УПК путем:

       1) освобождения председательствующим  кандидатов в присяжные заседатели от участия в рассмотрении дела;

       2) разрешения вопросов о самоотводе;

Информация о работе Органы прокуратуры и судебная власть