Плюсы и минусы в системе назначения судей

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 21:28, реферат

Описание работы

Кандидаты на должность судьи отбираются на конкурсной основе. Если человек уверен, что он отвечает требованиям, которые предъявляются к кандидату на должность судьи, он должен обратиться в квалификационную коллегию судей и подать заявление о рекомендации на должность. ККС рассмотрит это заявление и, учитывая результаты квалификационного экзамена, либо даст заключение о назначении судьи, либо откажет.

Работа содержит 1 файл

Плюсы и минусы в системе назначения судей.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

Плюсы и минусы в системе назначения судей

Кандидаты на должность судьи отбираются на конкурсной основе. Если человек уверен, что он отвечает требованиям, которые предъявляются к кандидату на должность судьи, он должен обратиться в квалификационную коллегию судей и подать заявление о рекомендации на должность. ККС рассмотрит это заявление и, учитывая результаты квалификационного экзамена, либо даст заключение о назначении судьи, либо откажет. Решение о назначении принимается тайным голосованием. В случае отказа возможно подать повторное заявление, но придется подождать год с того дня, когда было выдано предыдущее заключение.

О требованиях, предъявляемых к тому, кто претендует на должность судьи можно про  честь в ст. 119 Конституции РФ. Основные требования таковы: кандидат должен быть не моложе 25-ти лет, иметь высшее юридическое образование и не менее чем 5-летний стаж работы по юридической специальности. Закон «О Статусе судей» предъявляет к кандидату на должность судьи дополнительные требования, они сформулированы в ст. 4 закона. В поведении судьи не должно быть замечено порочащих его поступков, также обязательно сдать квалификационный экзамен и иметь рекомендацию от ККС. Результат экзамена будет действителен три года с момента сдачи и все то время, которое кандидат будет работать в должности судьи.

Уровень, должности, которую занимает судья, определяет порядок наделения его  полномочиями. Судей Верховного и  Высшего Арбитражного судов назначает  Совет Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, это представление вносится с учетом мнения Председателя ВС РФ и Председателя ВАС РФ. Судей федеральных арбитражных округов назначает Президент РФ в соответствии с представлением Председателя ВАС. В прочих судах судьи также назначаются президентом по представлению председателя соответствующего суда, учитывая мнение законодательного органа соответствующего субъекта РФ.

Порядок назначения судей, с которым мы имеем  дело сегодня не всегда был таковым. Во времена Советского Союза выбор  судей низовых судов общей юрисдикции был делом рук самих избирателей. Что же касается судей областных (краевых) и верховных судов – их назначали соответствующие Советы. В таком порядке были свои недостатки, потому что политические убеждения зачастую ставились выше, чем профессиональные качества кандидата. Сейчас в большей части стран партийная принадлежность не играет особой роли в назначении судьи. Но у человека со слишком крайними взглядами шансов стать судьей куда меньше, слишком ревностный приверженец правопорядка или, напротив, тот, кто излишне снисходителен к преступникам, скорее всего, назначен не будет. Обладателю излишне прогрессивных или реакционных политических воззрений судейское кресло тоже не светит. Президентское назначение также не является адекватной альтернативой прямых выборов, но в нем есть свои плюсы. Назначение делает судей более независимыми, ведь мнение посторонних людей зачастую оказывается субъективным, они многого не понимают и не могут верно оценить.

При выборной системе назначения на судей  может оказываться излишнее давление. Испугавшись перспективы быть забаллотированным на очередных выборах, судья может начать заискивать перед лицами, от чьих голосов зависит его судьба. Не исключается и такой вариант: при всеобщей подаче голосов судья может стать орудием той или иной политической партии.

В США  практика выбора судей населением используется 30-ю штатами. Надо отметить, что такой  опыт во многих случаях это имеет  печальные последствия, слишком  уж часто действующие судьи принимают  решения с оглядкой на общественное мнение и интересы правящей партии, решение судьи нередко превращается в результат сделки с заинтересованными лицами. Такая система существенно влияет на качество профессиональной подготовки судей: опытные и талантливые люди, чаще всего, стремятся к независимости и, выбирая между судейством и адвокатурой, склоняются все-таки ко второму варианту. Вот и получается, что судейский штат пополняется людьми с более слабой подготовкой и сомнительной нравственностью. Больше всего шансов остаться независимым имеют те судьи, чье материальное положение позволяет им не бояться забаллотирования.

Многие  юристы сходятся во мнении, что выборы судей должны проводиться совместно  с населением, общественность в праве  знать, как происходят заседания  ККС и, по мере возможности, влиять на выбор кандидатов. Система, в которой удачно сочетаются назначения и выборное начало, поможет достичь более доверительных отношений между судом и простыми гражданами, укрепит связи между судьями и населением. 
 
 
 

Порядок наделения судей  полномочиями, требования к кандидатам на должность судьи и порядок их отбора

версия для печати

      Статья 128 Конституции  РФ определяет общие начала назначения судей федеральных судов на должности. Ею предусмотрено назначение судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ на судейские должности Советом Федерации по представлению Президента РФ, а также то, что судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, определяемом федеральным законом.

      Обязательным  условием для назначения судьи федерального суда на должность  является предварительное  положительное заключение соответствующих  квалификационных коллегий судей.

      После сдачи квалификационного экзамена претендент на должность судьи, при наличии заключения об отсутствии у него заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей судьи, проходит конкурсный отбор, в результате которого квалификационная коллегия рекомендует одного из претендентов на назначение судьей. Если председатель соответствующего суда соглашается с решением квалификационной коллегии, то кандидатура судьи представляется Президенту РФ для назначения на должность, а в отношении судей Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ - для представления их Совету Федерации, который решает вопрос о назначении судей высших судов РФ.

      Если  председатель соответствующего суда не согласен с решением квалификационной коллегии судей, он возвращает материалы  в квалификационную коллегию. Коллегия, в свою очередь, может либо согласиться с мнением председателя суда и рекомендовать другую кандидатуру, либо большинством не менее 2/3 от своего списочного состава повторно представить отклоненного председателем суда кандидата на должность судьи. Во втором случае решение квалификационной коллегии становится обязательным для председателя суда.

      Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации на должность судьи может быть оспорено в судебном порядке только по мотивам  нарушения установленного Законом  о статусе судей порядка отбора претендентов на должность судьи. Решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в суд как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения.

      Председатели всех федеральных судов (кроме Конституционного Суда РФ) и их заместители назначаются на должность сроком на шесть лет в том же порядке, что и судьи соответствующих судов, при наличии положительного заключения квалификационных коллегий судей. В отношении председателей (заместителей председателей) высших судов, судов областного звена, арбитражных судов, военных судов заключение дает Высшая квалификационная коллегия судей РФ, в отношении председателей (заместителей председателей) судов районного звена - квалификационная коллегия судей субъекта Федерации.

      Порядок наделения полномочиями и прекращения  полномочий председателей и заместителей председателей судов урегулирован ст. 61 Закона о статусе судей. Председатель (заместитель председателя) суда может  быть назначен на одну и ту же должность в том же суде неоднократно, но не более двух раз подряд. Не может рассматриваться как назначение на одну и ту же должность назначение заместителя председателя суда председателем того же суда и наоборот, а также назначение заместителя председателя суда первым заместителем председателя суда и наоборот.

      Требования, предъявляемые к кандидатам на должность  судьи

      1. Судьей может быть гражданин  Российской Федерации:

      1) имеющий высшее юридическое образование;

      2) не имеющий или не имевший  судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;

      3) не имеющий гражданства иностранного  государства либо вида на жительство  или иного документа, подтверждающего  право на постоянное проживание  гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

      4) не признанный судом недееспособным  или ограниченно дееспособным;

      5) не состоящий на учете в  наркологическом или психоневрологическом  диспансере в связи с лечением  от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

      6) не имеющий иных заболеваний,  препятствующих осуществлению полномочий  судьи.

      2. При соответствии вышеуказанным  требованиям:

      1) судьей Конституционного Суда  Российской Федерации может быть  гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет;

      2) судьей Верховного Суда Российской  Федерации, Высшего Арбитражного  Суда Российской Федерации может  быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет;

      3) судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда  города федерального значения, суда  автономной области, суда автономного  округа, окружного (флотского) военного  суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 7 лет;

      4) судьей арбитражного суда субъекта  Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.

      3. Федеральным конституционным законом  и федеральным законом могут  быть установлены дополнительные  требования к кандидатам на  должность судьи судов Российской  Федерации.

      4. Кандидатом на должность судьи  не может быть лицо, подозреваемое  или обвиняемое в совершении преступления.

      5. В стаж работы по юридической  специальности, необходимый для  назначения на должность судьи,  включается время работы:

      1) на требующих высшего юридического  образования государственных должностях  Российской Федерации, государственных  должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научно-исследовательских учреждениях;

      2) в качестве преподавателя юридических  дисциплин в учреждениях среднего  профессионального, высшего профессионального  и послевузовского профессионального  образования, в качестве адвоката или нотариуса.     

Отбор кандидатов в судьи осуществляется на конкурсной основе.

      Для реализации на практике этой нормы  Законом о статусе судей предусмотрено, что соответствующие квалификационные коллегии обязаны известить через СМИ о наличии вакансий должностей судей и о проведении конкурса, с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи (включая должности председателей и заместителей председателей судов), а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений. Любому гражданину, отвечающему требованиям, предъявляемым к претендентам на судейскую должность Законом о статусе судей, гарантировано право на участие в конкурсе.

      Конкурс проводится квалификационными коллегиями гласно, претенденты на должность судьи вправе присутствовать при его проведении, давать при этом необходимые пояснения. Подведение итогов конкурса по усмотрению квалификационной коллегии может осуществляться в закрытом заседании. 
 
 
 
 

Требования, предъявляемые к  кандидату на должность судьи

В соответствии с Законом Российской Федерации  от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей  в Российской Федерации» (далее - Закон) судьей может быть гражданин Российской Федерации:

  • имеющий высшее юридическое образование;
  • не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;
  • не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
  • не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
  • не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

При соответствии требованиям, указанным выше:

  • судьей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет;
  • судьей федерального арбитражного суда округа и арбитражного апелляционного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 7 лет;
  • судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.

Кандидатом  на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления, а также лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда.

В стаж работы по юридической специальности, необходимый  для назначения на должность судьи, включается время работы на требующих  высшего юридического образования  должностях, указанных в пункте 5 статьи 4 Закона, с момента получения кандидатом на должность судьи высшего юридического образования.

Отбор кандидатов на должность  судьи

В соответствии с Законом Российской Федерации  от 26 июня 1992 года № 3132-1 « О статусе  судей в Российской Федерации» (далее - Закон) отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.

Об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей и судей  арбитражных судов (кроме судей  арбитражных судов субъектов  Российской Федерации) объявляет Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации. Объявления публикуются в «Российской газете» и размещаются на сайте Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (http://www.vkks.ru).

Об открытии вакантных должностей судей арбитражных  судов субъектов Российской Федерации  объявляют квалификационные коллегии судей соответствующих субъектов  Российской Федерации. Объявления публикуются  в периодических печатных изданиях субъектов Российской Федерации.

Любой гражданин, достигший установленного Законом  возраста, имеющий высшее юридическое  образование, требуемый стаж работы по юридической специальности и  не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в экзаменационную комиссию при соответствующей квалификационной коллегии судей с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Помимо указанного заявления в экзаменационную комиссию представляются документы, указанные в пункте 3 статьи 5 Закона.

Результаты  квалификационного экзамена действительны  в течение трех лет после его  сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи - в течение  всего времени пребывания его  в качестве судьи.

После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи. Помимо указанного заявления в квалификационную коллегию судей представляются документы, указанные в пункте 6 статьи 5 Закона.

Квалификационная  коллегия судей организует проверку достоверности документов, представленных претендентом на должность судьи, и  содержащихся в них сведений.

По результатам  рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на вакантную должность  судьи, итогов проверки достоверности  представленных документов и содержащихся в них сведений и с учетом результатов  квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких из них кандидатом на должность судьи.

Если ни один из граждан, претендующих на вакантную  должность судьи, не соответствует  требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи, квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи.

Гражданин не может быть рекомендован на должность  судьи, если в результате проверки представленных им документов и содержащихся в них сведений, установлена их недостоверность.

Квалификационная  коллегия судей отменяет свое решение  о рекомендации на должность судьи, а Председатель Верховного Суда Российской Федерации или Председатель Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации отзывает внесенное Президенту Российской Федерации представление о назначении кандидата на должность судьи, если впоследствии выявлены нарушения требований к кандидатам на должность судьи, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 4 Закона.

Порядок наделения полномочиями судей арбитражных судов

Председатель  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначается на должность  Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению  Президента Российской Федерации.

Заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются  на должность Советом Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации  сроком на шесть лет по представлению  Президента Российской Федерации, основанному  на представлении Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Судьи Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации  назначаются на должность Советом  Федерации Федерального Собрания Российской Федерации без ограничения срока  полномочий по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Председатели, заместители председателей федеральных  арбитражных судов округов, арбитражных  апелляционных судов и арбитражных  судов субъектов Российской Федерации назначаются Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Судьи федеральных  арбитражных судов округов, арбитражных  апелляционных судов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации назначаются Президентом Российской Федерации без ограничения срока полномочий по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Президент Российской Федерации вправе отклонить  представленную к назначению на должность судьи кандидатуру, о чем сообщается председателю суда, внесшему представление.

В случае выявления  факта назначения на должность судьи  лица, не соответствовавшего на момент назначения требованиям, предусмотренным  пунктом 1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», соответствующая квалификационная коллегия судей в установленном федеральным законом порядке рассматривает вопрос о прекращении полномочий такого судьи.


 

 

Информация о работе Плюсы и минусы в системе назначения судей