Понятие и виды признаков подсудности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 00:22, курсовая работа

Описание работы

Подсу́дность — распределение дел, подлежащих рассмотрению по первой инстанции, между судами — установление конкретного суда, который должен рассмотреть данное дело. Подсудность включает как компетентность, или власть, принадлежащую тому или другому суду постановить решение по делу, так и соответствующую этой власти обязанность заинтересованных лиц подчиняться данному компетентному суду.

Содержание

Введение
Понятие и виды признаков подсудности. Территориальная подсудность. Предметная подсудность. Персональная подсудность. Исключительная подсудность.
Подсудность военных судов. Уголовные дела подсудные гарнизонному военному суду. Уголовные дела подсудные окружному (флотскому) военному суду. Уголовные дела подсудные Военной коллегии Верховного Суда РФ.
Определение подсудности при соединении уголовных дел. Передача уголовных дел по подсудности. Изменение территориальной подсудности уголовного дела. Недопустимость споров о подсудности.
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

к. упр..docx

— 52.86 Кб (Скачать)

 

    

                    Полномочия военных судов Российской Федерации.

         В Федеральном конституционном  законе "О военных судах Российской Федерации" несколько изменена существовавшая ранее подсудность дел военным судам. Так, в нормах ч. ч. 1 и 2 ст. 7 Закона закреплено, что военным судам подсудны только те гражданские дела, которые возбуждаются по жалобам военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, на действия (бездействие) и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, а также дела по аналогичным жалобам граждан, уволенных с военной службы или прошедших военные сборы, если нарушение их прав, свобод и интересов произошло в период прохождения ими военной службы, военных сборов. Другие гражданские дела военным судам на территории Российской Федерации неподсудны.

         Военным судам стали подсудны  дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, но лишь с момента внесения изменений в соответствующие федеральные процессуальные законы.

         Подсудность военным судам уголовных  дел о преступлениях, совершенных гражданскими лицами в соучастии с военнослужащими, определена ч. 3 ст. 7 Закона.

         В соответствии с указанной нормой подсудность дел о преступлениях, в совместном совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы (прошедшие военные сборы), совершившие преступления в период военной службы (то есть лица, дела в отношении которых подсудны военным судам), и гражданские лица, устанавливается соответствующими федеральными процессуальными законами.

         Поэтому, если уголовное дело  по обвинению одного лица или  группы лиц в совершении нескольких преступлений подсудно военному суду в отношении хотя бы одного лица или одного преступления, дело о всех лицах и преступлениях рассматривается военным судом.

        Согласно ч. 4 ст. 7 Закона право рассматривать все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, сохранено лишь за военными судами, дислоцирующимися за пределами территории Российской Федерации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

         Существовавшее ранее положение о рассмотрении военными судами всех дел в местностях, где не действуют иные суды общей юрисдикции, утратило силу.

         В соответствии со ст. 22 Закона гарнизонный военный суд рассматривает в первой инстанции гражданские, административные и уголовные дела, не отнесенные настоящим Федеральным конституционным законом к подсудности Военной коллегии или окружного (флотского) военного суда. Он также рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений, принятых им и вступивших в силу.

         Гарнизонный военный суд принимает  решения об аресте, о заключении  под стражу, содержании под стражей, об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища. Однако следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 45 нормы ч. 2 ст. 15, ч. 3 ст. 22 и ч. 2 ст. 23 Закона, касающиеся решений военных судов об аресте, о заключении под стражу и содержании под стражей, вступают в силу только после принятия соответствующего федерального уголовно - процессуального закона. Вместе с тем нормы ч. 3 ст. 22 о подсудности гарнизонным военным судам вопросов об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища вступили в силу с момента официального опубликования Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации". В связи с этим указанные материалы должны рассматриваться гарнизонными, а не окружными военными судами, как это было ранее.

         Гарнизонный военный суд рассматривает также жалобы на действия (бездействие) лица, производящего дознание, следователя, прокурора и принятые ими решения в случаях и порядке, которые установлены федеральным уголовно - процессуальным законом.

         В соответствии со ст. 14 Закона  окружной (флотский) военный суд рассматривает в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, и дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни. Он также в пределах, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу. Окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в силу, а также на определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом во второй инстанции. Кроме того, окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений окружного (флотского) военного суда, вступивших в силу.

         Законом впервые предусмотрена  возможность рассмотрения окружным (флотским) военным судом дел с участием присяжных заседателей. Однако норма п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о рассмотрении окружным (флотским) военным судом уголовных дел в составе судьи и коллегии присяжных заседателей, как вытекает из содержания ст. 28 этого же Закона, применяется только в случаях, предусмотренных процессуальным законом. В настоящее время правовых оснований для рассмотрения окружными (флотскими) военными судами уголовных дел в указанном составе не имеется до внесения соответствующих изменений в процессуальное законодательство.

          Военная коллегия рассматривает в первой инстанции дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства, Министерства обороны, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы; дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого.

         Военная коллегия также рассматривает  дела по жалобам и протестам  на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу, а также дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в силу; дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений и приговоров Военной коллегии, вступивших в силу.

         Кассационная коллегия Верховного  Суда РФ рассматривает дела  по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в силу.

         Президиум Верховного Суда РФ рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии Верховного Суда и военных судов, вступившие в силу.

          Вступивший в силу Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации" создал солидную правовую базу для деятельности военных судов в Российской Федерации. С принятием этого акта на законодательном уровне завершено создание самостоятельной и независимой от органов исполнительной власти силы, способной быть гарантом законности и справедливости в одном из важнейших государственных механизмов России – ее Вооруженных Силах. 
 

 

   

  1. Определение подсудности при  соединении уголовных  дел.  Передача уголовных  дел по подсудности. Изменение территориальной  подсудности уголовного дела.  Недопустимость споров о подсудности.
 

     Вопрос  о подсудности впервые возникает  при окончании предварительного расследования и направлении  дела в суд. В обвинительном заключении указывается, какому суду подсудно дело.

     Судья, решая вопрос о назначении судебного  заседания, прежде всего определяет, подсудно ли дело данному суду. Если суду, в который поступило дело, оно не подсудно, то выносится постановление  о направлении дела по подсудности. Обнаружив, что дело не подсудно данному  суду, после назначения судебного  заседания, но до начала судебного разбирательства  судья направляет дело председателю вышестоящего суда со своим представлением об отмене постановления о назначении судебного заседания и передаче дела по подсудности.

     В случае, когда неподсудность дела выявляется в судебном заседании, судья  действует в соответствии со ст. 43 УПК:

     1) судья, установив, что поступившее  дело не подсудно данному суду, направляет дело по подсудности;

     2) судья, установив, что находящееся  в его производстве дело подсудно  другому такому же суду, вправе  оставить дело в своем производстве  только в случае, если он приступил  к его рассмотрению в судебном  заседании. Однако если дело  подсудно вышестоящему суду или  военному суду, оно во всех  случаях подлежит направлению  по подсудности;

     3) если дело подсудно нижестоящему  суду, то вышестоящий суд рассматривает  дело, не направляя его по подсудности.

     Вопрос  о передаче дела из суда, которому оно  подсудно, в другой такой же суд  может иметь место по двум основаниям: 1) обеспечение наиболее быстрого, полного  и объективного рассмотрения дела; 2) обеспечение наибольшего воспитательного воздействия судебного разбирательства.

     Передача  уголовного дела в другой суд в  порядке ст. 44 УПК возможна лишь на стадии назначения судебного заседания. Если дело рассматривается в судебном заседании, то оно не может быть передано на рассмотрение другого такого же суда.

     Направление дела по основаниям, указанным в  ст. 44 УПК, непосредственно в другой суд первой инстанции, которому по общим  правилам оно не подсудно, не допускается. Решение о передаче дела по этим основаниям правомочен принять только председатель вышестоящего суда по отношению  к суду, которому подсудно уголовное  дело по общим правилам.

     Перед председателем соответствующего суда вопрос о передаче дела может возбудить  прокурор, утвердивший обвинительное  заключение, или вышестоящий прокурор, председатель суда, в который поступило  уголовное дело, судья, решающий вопрос о назначении судебного решения. О передаче дела могут ходатайствовать  участники уголовного процесса.

     Председатель  вышестоящего суда вправе принять решение  о передаче уголовного дела в порядке  ст. 44 УПК как по собственной инициативе, так и в связи с поступившими к нему ходатайствами. Вопрос о передаче дела из одного суда в другой суд  одного субъекта Российской Федерации  решает председатель суда соответствующего субъекта РФ. Передача дела в суд  другого субъекта РФ производится по решению Председателя Верховного Суда РФ или его заместителя.

     Аналогичные правила передачи дел действуют  и в военных судах.

     Спор  между судами о подсудности запрещен законом. Если дело направлено из одного суда в другой в порядке ст. 43 и 44 УПК, оно подлежит безусловному принятию к производству тем судом, куда оно  направлено.

     Точное  и безусловное соблюдение правил о подсудности имеет большое  значение, ибо:

     1) является одной из важных гарантий  законного и обоснованного рассмотрения  и разрешения уголовных дел,  для чего требуется, чтобы суд  хорошо знал местные условия,  в которых преступление было  совершено, равно как и специфику  данного рода преступлений;

     2) обеспечивает поступление в суды  дел с учетом места, которое  занимает каждый из них в  единой системе органов правосудия, и, в частности, того обстоятельства, что наиболее близким к населению  звеном судебной системы, призванным  рассматривать подавляющее большинство  уголовных дел, является народный  суд;

     3) способствует осуществлению принципа  равенства всех граждан перед  законом и судом. 
 

Информация о работе Понятие и виды признаков подсудности