Правоохратительная деятельность

Автор: Васильева Евгения, 01 Декабря 2010 в 18:35, реферат

Описание работы

К сожалению, до настоящего времени правовая наука не выработала единого подхода к такому ключевому и широко употребляемому в научной литературе и на практике понятию, как "правоохранительная деятельность". Любопытное объяснение этому факту дает проф. К.Ф. Гуценко. "Данное понятие, - пишет он, имея в виду правоохранительную деятельность, - является сравнительно молодым.

Содержание

Введение 2
1. Понятие правоохранительной деятельности и её признаки 3
2. Основные направления (функции) правоохранительной деятельности 6
3. Система правоохранительных органов 7
4. Правовые акты, регламентирующие деятельность правоохранительных органов
9
Заключение 10
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

готовый реферат.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 2
1. Понятие  правоохранительной деятельности  и её признаки 3
2. Основные  направления (функции) правоохранительной  деятельности 6
3. Система  правоохранительных органов 7
4. Правовые  акты, регламентирующие деятельность  правоохранительных органов  
9
Заключение 10
Список  используемой литературы 12
 
 

 

      Введение 

     К сожалению, до настоящего времени правовая наука не выработала единого подхода  к такому ключевому и широко употребляемому в научной литературе и на практике понятию, как "правоохранительная деятельность". Любопытное объяснение этому факту дает проф. К.Ф. Гуценко. "Данное понятие, - пишет он, имея в виду правоохранительную деятельность, - является сравнительно молодым. Оно введено в юридический обиход всего лишь в конце 50-х - начале 60-х гг. По сравнению с возрастом других терминов и понятий, которыми пользуются юристы, это «младенческий» возраст. Отчасти этим и можно было бы объяснить тот факт, что понятие "правоохранительная деятельность" еще не «устоялось» [1]. Если юридическая наука и дальше будет такими темпами вырабатывать общий теоретический подход к самому понятию правоохранительной деятельности, то приемлемых научных результатов и разработок можно ожидать лишь к середине XXI в., когда минует период "младенчества" и "отрочества" и наступит период "зрелости". Вряд ли правоохранительная практика располагает таким временем. Пока идут споры и дискуссии о том, что понимать под правоохранительной деятельностью и какие органы надо считать правоохранительными, криминальная ситуация превращается в реальный фактор, угрожающий национальной безопасности России.

     В свете сказанного, теоретический анализ понятия и содержания правоохранительной деятельности, механизмов ее осуществления, перспектив и направлении ее совершенствования является не только актуальной научной, но и важнейшей социально-политической практической задачей. Имеющиеся научные разработки, в той или иной мере касающиеся понятия и содержания правоохранительной деятельности, классификации правоохранительных органов, скорее порождают больше вопросов, чем дают на них корректные в научном отношении ответы. В настоящее время специальные исследования, посвященные этим вопросам немногочисленны [2].

 

     1. Понятие правоохранительной деятельности и её признаки 

     В настоящее время в России осуществляется процесс правовой реформы, конечная цель которой — построение демократического правового государства. Определение России в качестве правового государства означает, что в организации и деятельности его преобладают, прежде всего, принципы права. Это достигается путем обеспечения верховенства закона, защиты и охраны интересов личности в обществе.

     Исходя  из ст. 1 Конституции РФ правоохранительная деятельность является одним из видов  государственной деятельности. Одной  из важнейших функций, осуществляемых государством, является защита прав и свобод человека: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» [3].

     Человек реализует свои права и свободы не только в личной, но и в общественной жизни — через различные общественные формирования (государственные или негосударственные).

     Провозглашая  права и свободы человека и  гражданина в качестве приоритетных, Конституция РФ в то же время не умаляет значения прав, свобод и законных интересов различных коллективных формирований граждан. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

     Итак, в России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

     Из  сказанного можно сделать вывод: объектами правоохранительной деятельности являются права и свободы как  граждан (физических лиц), так и организаций (юридических лиц).

     Правозащитная функция (деятельность) государства  реализуется в двух формах.

     Законодательная (нормативно-правовая), которая устанавливает  следующие механизмы защиты прав и свобод:

     юридическую ответственность за правонарушения;

     государственный контроль за соблюдением прав (предупреждение, пресечение, выявление правонарушений);

     применение  мер воздействия к нарушителям;

     восстановление  нарушенных прав (возмещение или компенсация  причиненного вреда.

     Федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства, акты Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел и др. являются средствами, с помощью которых государство реализует правозащитную функцию.

     В то же время, законодательная, нормативно-правовая деятельность сама является предметом контроля, в частности, со стороны такого правоохранительного органа как Конституционный суд РФ. Немало случаев, когда Конституционный суд РФ признавал неконституционными те или иные положения федеральных законов, нарушающие права и интересы граждан.

     Практическая  реализация законов и подзаконных  актов осуществляется действиями непосредственно  правоохранительных органов (суд, прокуратура, милиция и др.).

     С учетом сказанного можно определить понятие правоохранительной деятельности, под которой понимают государственную деятельность, осуществляемую в порядке, установленном законом, специально уполномоченными органами с целью охраны и защиты прав и свобод граждан путем применения юридических мер воздействия.

     Основные  признаки правоохранительной деятельности:

     правоохранительная  деятельность осуществляется в определенном порядке, установленном законом;

     правоохранительная  деятельность осуществляется специально уполномоченными органами;

     правоохранительная  деятельность строго ограничена в применении мер государственного принуждения;

     решения государственных правоохранительных органов обязательны для исполнения;

     решения правоохранительных органов, затрагивающие  конституционные права граждан  и организаций могут быть обжалованы в установленном порядке в прокуратуру и в суд;

     должностные лица правоохранительных органов несут  установленную законом ответственность  за вред, причиненный своими неправомерными действиями [4].

 

      2. Основные направления (функции) правоохранительной деятельности 

     Правоохранительная деятельность многообразна, и выражается в основных функциях (направлениях). Выделяют следующие направления деятельности:

     выявление и расследование преступлений как  деятельность, направленная на раскрытие  преступлений, изобличение виновных лиц и привлечение их к уголовной ответственности;

     определение правосудия, то есть разбирательство  в суде уголовных и гражданских  дел и вынесение по ним законных и обоснованных решений;

     организационное обеспечение деятельности судов, направленное на обеспечение нормального функционирования судебных органов;

     прокурорский  надзор как деятельность прокуратуры  по предотвращению и пресечению нарушений  закона с помощью специальных  мер прокурорского реагирования;

     конституционный контроль, основной задачей которого является обеспечение соответствия Конституции РФ нормативно-правовых актов высших органов законодательной и исполнительной власти РФ;

     оказание  юридической помощи лицам, привлекаемым к уголовной ответственности, а  также в иных случаях.

     охрана  правопорядка, обеспечение безопасности населения;

     оперативно-розыскная  деятельность.

     Названные направления (функции) взаимосвязаны  и дополняют друг друга [4].

 

      3. Система правоохранительных органов 

     Для выполнения направлений (функций) правоохранительной деятельности, государство создает специальные органы, которые именуются правоохранительными. В юридической литературе к числу правоохранительных органов обычно относят те, основным содержанием которых является правоохранительная деятельность в сфере защиты прав и свобод граждан и организаций.

     Следует отметить, что в законодательстве нет понятия правоохранительного органа, нет и перечня тех органов, которые относятся к правоохранительным. В связи с этим в юридической литературе выработан ряд признаков, которым должен соответствовать государственный правоохранительный орган.

     Правоохранительные  органы уполномочены законом и реализуют свою деятельность в соответствии с ним.

     Деятельность  правоохранительных органов процессуально  регламентирована и осуществляется на основе соответствующих правил и  процедур, нарушение которых ведет  к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

     Лица, состоящие на службе в этих органах, должны иметь специальную подготовку и в процессе своей деятельности имеют право применять установленные  законом меры государственного принуждения  к лицам, допустившим правонарушение.

     Решения правоохранительных органов обязательны  для исполнения должностными лицами и гражданами при условии их законности и обоснованности.

     Таким образом, правоохранительный орган  — это государственный орган, осуществляющий специализированную правоохранительную деятельность, направленную на защиту прав и законных интересов граждан, общественных и государственных институтов [5].

     Следует отметить, что среди правоохранительных органов обычно рассматривают и  адвокатуру, хотя она и не является государственным органом и не обладает отмеченными выше признаками, но призвана осуществлять права и законные интересы как физических, так и юридических лиц.

     В последние годы появились и другие негосударственные правоохранительные организации — третейские суды, частные сыскные и охранные структуры, союзы потребителей и т.п., деятельность которых строится на нормативно-правовой основе. В связи с этим можно говорить о правоохранительных органах и организациях.

     Исходя  из изложенного, правоохранительную систему  в России составляют государственные и негосударственные правоохранительные органы и организации.

     К государственным правоохранительным органам относятся:

     федеральные суды общей юрисдикции и федеральные  арбитражные суды, мировые судьи;

     Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные суды субъектов Российской Федерации;

     органы, осуществляющие организационное обеспечение  деятельности судов: Служба судебных приставов  Министерства юстиции РФ, иные службы Министерства юстиции РФ, Судебный департамент при Верховном Суде РФ и т. п.;

     прокуратура;

     органы  дознания и предварительного следствия (милиция, следователи органов внутренних дел и т. п.);

     органы, оказывающие юридическую помощь (адвокатура, нотариат).

     К негосударственным правоохранительным органам, осуществляющим правоохранительную деятельность, относятся:

     третейские  суды;

     частные детективные и охранные предприятия;

     частные нотариусы;

Информация о работе Правоохратительная деятельность