Принципы организации и деятельности прокуратуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотреть основные принципы организации и деятельности прокуратуры.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
3

1.Понятие и система принципов организации и деятельности прокуратуры…………………………………………………………………


5

1.1.Понятие и место прокуратуры в системе государственных органов…
5

1.2. Правовые основы организации системы органов прокуратуры…….
8

1.3. Система принципов организации и деятельности прокуратуры…….
10

2.Основные принципы организации и деятельности органов прокуратуры………………………………………………………………….


13

2.1. Принцип законности ……………………………………………………
13

2.2. Принцип независимости органов прокуратуры………………………
15

2.3. Принципы централизма и единства прокурорского надзора……….
18

2.4. Принцип единоначалия…………………………………………………
21

2.5. Принцип гласности……………………………………………………..
22

3.Внутриорганизационные принципы деятельности органов прокуратуры…………………………………………………………………


26

3.1. Зональный принцип…………………………………………………….
26

3.2. Предметный принцип…………………………………………………..
28

Заключение……………………………………………………………………
32

Список использованной литературы……………………………………….
33

Работа содержит 1 файл

Принципы организации и деятельности прокуратуры.doc

— 166.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине: Прокурорский надзор

Тема: Принципы организации и деятельности прокуратуры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………

3

1.Понятие и система принципов организации и деятельности прокуратуры…………………………………………………………………

 

5

1.1.Понятие и место прокуратуры в системе государственных органов…

5

1.2. Правовые основы организации системы органов прокуратуры…….

8

1.3. Система принципов организации и деятельности прокуратуры…….

10

2.Основные принципы организации и деятельности органов  прокуратуры………………………………………………………………….

 

13

2.1. Принцип законности …………………………………………………… 

13

2.2. Принцип независимости органов прокуратуры………………………

15

2.3. Принципы централизма и единства прокурорского надзора……….

18

2.4. Принцип единоначалия………………………………………………

21

2.5. Принцип гласности……………………………………………………..

22

3.Внутриорганизационные принципы деятельности органов прокуратуры…………………………………………………………………

 

26

3.1. Зональный принцип…………………………………………………….

26

3.2. Предметный принцип…………………………………………………..

28

Заключение……………………………………………………………………

32

Список использованной литературы……………………………………….

33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Главная задача прокуратуры – осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Системообразующими элементами организации и деятельности органов прокуратуры являются положенные в их основу принципы. В качестве принципов имеются в виду основополагающие положения, в которых выражено государственное назначение прокуратуры, определены полномочия, характер правовых средств и методов надзора за исполнением закона, и указывается на ее место в системе публично-правовых структур государства.

Основные принципы организации и деятельности прокуратуры закреплены в ст. 129 Конституции РФ и в п. 1 ст. 4 Закона о прокуратуре РФ, это: принцип единства прокурорской системы, ее централизации, независимости, законности и гласности. Знание и соблюдение этих принципов имеет большое значение для обеспечения эффективности функционирования прокуратуры в системе государственных органов. Это обусловило актуальность темы курсовой работы.

Цель курсовой  работы  - рассмотреть основные принципы организации и деятельности прокуратуры.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть понятие и место прокуратуры в системе государственных органов;

-  изучить правовые основы организации системы органов прокуратуры;

- рассмотреть систему принципов организации и деятельности прокуратуры;

-проанализировать основные и внутриорганизационные принципы организации и деятельности органов  прокуратуры.

              Предмет исследования курсовой работы - принципы деятельности органов прокуратуры. Объект исследования – нормы права, в которых закреплены указанные принципы.

              При   написании курсовой работы были использованы нормативно-правовые акты РФ, учебная литература, материалы периодических изданий, данные СПС  «Консультант Плюс».

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие и система принципов организации и деятельности прокуратуры

 

1.1.Понятие и место прокуратуры в системе государственных органов

 

Прокуратура – особая система органов. Должностные лица этих органов, - прокуроры, - осуществляют от имени государства полномочия, принадлежащие прокуратуре в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Свои полномочия органы прокуратуры реализуют независимо от других органов государственной власти и местного самоуправления. Вмешательство в осуществление прокурорской деятельности недопустимо.

В современных условиях определение места прокуратуры в системе государственных органов, в связи с концепцией разделения властей, вызывает полемику в науке. Одни исследователи ограничиваются констатацией своеобразия прокуратуры, другие считают, что это особая система органов исполнительной власти, третьи рассматривают как составную часть рассредоточенной контрольной власти, возникшей в дополнение к трём основным ветвям власти. Ряд ученых считают, что прокуратура не является самостоятельным властным органом, а действует по уполномочию и под контролем законодательной власти, представляя собой естественное продолжение осуществления ее функции обеспечения верховенства закона.[1] Поэтому, по их мнению, прокуратуру следует отнести к системе законодательной власти. Другие утверждают, что прокуратуру как орган надзора необходимо включить в организационные структуры Министерства юстиции Российской Федерации, либо в судебную систему, как орган по возбуждению уголовного преследования и поддержанию государственного обвинения.

Представляется, что систему прокуратуры трудно отнести к какой-либо из ветвей известной триады: законодательной, исполнительной или судебной. Во времена, когда создавалась концепция разделения властей, системы прокуратуры, тем более, аналогичной современной, не было, хотя в некоторых странах и существовали королевские прокуроры.

Создание прокуратуры в России именно как органа власти имеет исторические корни. Она создавалась прежде всего как государственный орган, осуществляющий от имени императора и по его поручению повсеместный и постоянный надзор и контроль за действиями и решениями Правительствующего Сената, других центральных и местных учреждений. Функции прокуратуры были довольно широки, хотя и видоизменялись, особенно после Судебной реформы 1864 года. В отдельные периоды генерал-прокурор выступал не только как блюститель законов, но и как министр финансов, юстиции, внутренних дел. Прокуратура являлась органом, чьи надзорные функции были полномочиями контрольной власти. Поэтому не случайно в правовой науке отмечается, что классическая триада разделения властей не учитывала прокурорскую власть в силу чисто исторических моментов ее становления в условиях ранней западной демократии.[2]

Оптимальная организация работы в органах прокуратуры является важнейшим условием ее эффективного функционирования. Как и любой другой государственный орган, прокуратура представляет собой определенную организацию, т.е. устойчивую систему совместно работающих индивидов на основе иерархии рангов и разделения труда. Организация работы в органах прокуратуры включает в себя прокурорский надзор, предварительное следствие, участие в рассмотрении дел судами, правотворческую и координационную деятельность, международное сотрудничество и, кроме того, материальное и социальное обеспечение и иные гарантии деятельности прокурорских работников.

Система органов прокуратуры закреплена в Законе о прокуратуре и представляет собой разветвленную сеть территориальных, военных и иных специализированных прокуратур, научных и образовательных учреждений, других организаций, являющихся юридическими лицами, организационно между собой взаимосвязанных и взаимообусловленных единством решаемых задач по обеспечению режима законности и правопорядка. Эта система строится в соответствии с государственно-федеративным и административно-территориальным устройством России. Кроме того, при организации военных и иных специализированных прокуратур учитываются приоритетные направления надзора или особенности организации объекта надзора.[3]

Система органов прокуратуры, которую возглавляет Генеральный прокурор РФ, состоит из трех звеньев (уровней):

1) высшее звено - Генеральная прокуратура РФ во главе с Генеральным прокурором РФ;

2) второе звено - прокуратуры субъектов Федерации и приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры: Волжская межрегиональная природоохранная; ЗАТО г. Межгорье и комплекса "Байконур"; военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Пограничной службы ФСБ России; Московская городская военная;

3) третье (низовое) звено - прокуратуры районов, городов (в городах без районного деления) и приравненные к ним военные и специализированные прокуратуры.[4]

Итак, прокуратура, выступая органом государственной власти, призвана быть важным инструментом в системе «сдержек и противовесов» других ветвей власти. Кроме того, она должна способствовать согласованности и скоординированности действий властей, уравновешивать их, дабы ни одна из ветвей власти не могла возвыситься над другими и подавлять их. Различие в способах осуществления государственной власти теми или иными органами государства не должно нарушать единство власти. Прокуратура с ее задачами, функциями и полномочиями, осуществляя надзор, как раз и призвана обеспечивать это единство.

 

1.2. Правовые основы организации системы органов прокуратуры

 

Основы правового регулирования организации и деятельности органов прокуратуры составляют нормы права, содержащиеся в различных нормативных правовых актах. Со времен учреждения прокуратуры в России последовательно развивалось законодательство о прокуратуре, способствуя совершенствованию организации и деятельности данной системы органов, целью которого является эффективный прокурорский надзор.

Система и структура органов прокуратуры сложилась в конце 70-х годов XX века и остается достаточно стабильной. В то же время это не означает, что она застыла в своем развитии, что не существует проблем в сфере прокурорской деятельности и исчерпаны дальнейшие резервы ее совершенствования.[5] Об этом свидетельствует динамика изменений, направленных на оптимизацию системы и структуры органов прокуратуры. Так, в 2000 - 2001 гг. в системе органов прокуратуры произошли следующие изменения:

- созданы управления Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах;

- реорганизованы (ликвидированы) городские прокуратуры в городах с районным делением в ряде субъектов Федерации;

- упразднены транспортные прокуратуры, действовавшие на правах прокуратур субъектов Федерации;

- специализированные прокуратуры вошли в систему прокуратур, подчиненных прокурорам субъектов Федерации.[6]

Несмотря на различия в функциональном предназначении, вся система органов прокуратуры строится на принципах единства и централизации, подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Федеральный закон от 17.11.1995 N 168-ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации"[7] (далее - Закон о прокуратуре) не допускает создания и деятельности на территории России органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры. Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ. Прокуроры субъектов Федерации и приравненные к ним прокуроры вносят соответствующие предложения Генеральному прокурору РФ, которые учитываются при принятии решений по организационным вопросам.

Вопросы совершенствования структуры органов прокуратуры и повышения эффективности обеспечения прокурорского надзора регламентируются, в частности, следующими Приказами Генерального прокурора РФ:

- от 09.09.2002 N 54 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур";

- от 26.06.2001 N 47 "Об организации надзора за исполнением законов в оборонно-промышленном комплексе";

Информация о работе Принципы организации и деятельности прокуратуры