Прокурорский надзор за деятельностью органов дознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 21:18, реферат

Описание работы

Прокурорский надзор представляет собой одну из самостоятельных форм государственной деятельности наряду с другими ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной. На это обстоятельство прямо указывает Закон «О прокуратуре РФ».

Содержание

Введение
1. Правовая основа прокурорского надзора, объекты, предмет и задачи прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания.
2. Прокурор и его полномочия при осуществлении надзора за деятельностью органов дознания
Заключение
Список использованной литературы:

Работа содержит 1 файл

реферат по НП.doc

— 103.00 Кб (Скачать)
 

Введение 

Система правоохранительных органов достаточно сложная и разветвленная. Однако одно из важнейших мест в ней занимает такой орган как прокуратура. Как орган высшего надзора  за точным и единообразным исполнением  законов прокуратура направляет свою деятельность на всемерное укрепление законности и правопорядка, охрану прав и законных интересов граждан, на воспитание должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей и т.п.

Под прокурорским надзором понимается осуществляемая от имени государства деятельность специально уполномоченных должностных лиц по обеспечению точного исполнения и единообразного применения законов государственными и общественными образованиями путем выявления и своевременного устранения нарушений законов, привлечения виновных к установленной законом ответственности.

Прокурорский  надзор представляет собой одну из самостоятельных форм государственной  деятельности наряду с другими ветвями  власти: законодательной, исполнительной и судебной. На это обстоятельство прямо указывает Закон «О прокуратуре РФ». Органы прокуратуры осуществляют полномочия в пределах своей компетенции независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами (п. 2 ст. 4 Закона). Прокуратура в механизме государства выполняет особую, свойственную только ей функцию и не по своему генезису, ни по характеру полномочий не входит в структуру власти, управления или правосудия. Правосудие и прокурорский надзор – самостоятельные виды государственной деятельности, осуществляемые в специфической форме разными, не подчиненными друг другу органами1.

Для уяснения сущности и специфики  прокурорского надзора следует ограничить его от других видов надзора и контроля, осуществляемого иными органами государственной власти. Дело в том, что контроль за законностью возложен на различные органы власти и управления. Применяя термин «контроль», мы имеем в виду, что он объемнее, полнее надзора, поскольку включает в себя и возможность соответствующего вышестоящего и контролирующего органа не только наблюдать за законностью  и ставить вопрос об устранении нарушений, но и устранять их своей властью. Такими полномочиями обладают, например, органы местной власти и управления, осуществляя контроль за соблюдением законности всеми государственными органами, общественными и частными организациями, действующими на соответствующей территории.  

Прокурорский надзор отличают от контроля вышеуказанных органов следующие черты.

Прокуратура не обладает никакими административными  функциями, поэтому не вмешивается  непосредственно в оперативно-хозяйственную  и организаторскую деятельность органов, за законностью действий которых она осуществляет надзор, и, наконец, не подвергает деятельность и акты соответствующих органов государственного управления оценке с точки зрения сиюминутной целесообразности, а лишь осуществляет надзор за тем, чтобы государственные органы, общественные организации, должностные лица и граждане не нарушали закон.

Вскрыв  нарушение, прокуратура сама его  не устраняет, а передают дело на рассмотрение суда, либо соответствующего государственного органа

Исключением из этого общего правила является надзор прокуратуры за исполнением закона при расследовании уголовных дел и частично при надзоре за местами лишения свободы. Здесь прокурор обладает властными полномочиями и сам своей властью может устранить выявленные нарушения закона.

Существенным  отличием прокурорского надзора является и то, что он осуществляется от имени федерального государства, поэтому имеет самые широкие границы, распространяется на все федеральные министерства и ведомства, представительные и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, военного управления. При этом предметом и объектом надзора может быть и деятельность контролирующих органов.      

Таким образом, прокуратура ввиду специфики  своей деятельности и структуры  объединяет усилия контролирующих органов: местных, региональных и центральных, а также деятельность органов исполнительной власти – федеральных и региональных, поскольку прокурор осуществляет надзор за исполнением всех законов, действующих на территории России.  

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Правовая основа прокурорского надзора, объекты, предмет и задачи прокурорского надзора  за процессуальной деятельностью органов дознания.
 

Правовую основу прокурорского надзора составляют:

  • Закон о прокуратуре  (ст. ст. 29,30);
  • УПК РФ ;
  • приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29.12.2005 г. №  39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» ;
  • приказ Генерального прокурора РФ от 06.09.2007 г. № 136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания»;
  • приказ Генерального прокурора РФ от 06.09.2007  г. № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования»  и др2.

К органам дознания относятся (ст. 40 УПК РФ ):

  • органы внутренних дел РФ;
  • органы Федеральной службы безопасности;
  • Федеральные органы государственной охраны;
  • органы Федеральной таможенной службы РФ;
  • Службы внешней разведки РФ;
  • органы Федеральной службы исполнения наказаний;
  • органы Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков;
  • Главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ;
  • командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
  • органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.
  • Кроме этого, при определенных обстоятельствах возбуждение уголовного дела и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:
  • капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
  • руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;
  • глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Предмет прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания   (в соответствии со ст. 29 Закона о прокуратуре) включает:

1) соблюдение  прав и свобод человека и  гражданина;

2) соблюдение  установленного порядка разрешения  заявлений и сообщений о преступлениях;

3) соблюдение  установленного порядка проведения  предварительного расследования;

4) законность  решений, принимаемых органами дознания  и предварительного следствия.

 

Прокурорский  надзор является лишь одним из направлений  прокурорской деятельности. Формой осуществления  этого направления по реализации правозащитной функции прокуратуры является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие. Выделение этой деятельности прокуратуры в самостоятельную отрасль обусловлено прежде всего тем, что при производстве дознания и предварительного следствия затрагиваются гарантированные Конституцией права и законные интересы граждан.

При осуществлении  надзора за соблюдением законов  при производстве дознания внимание должно быть обращено на защиту прав и  законных интересов потерпевших от преступлений, обеспечено внимательное рассмотрение их жалоб и заявлений, приняты все необходимые меры по восстановлению нарушенных прав, к возмещению материального и морального ущерба, обеспечению личной безопасности потерпевших и членов их семей. Деятельность эта должна быть организована таким образом, чтобы каждое совершенное преступление было раскрыто, чтобы по нему было произведено полное, объективное и всестороннее расследование, чтобы ни одно виновное лицо не избежало законного наказания и, в то же время, чтобы ни одно невиновное лицо не было привлечено к уголовной ответственности и осуждено. Потому что ни в какой другой сфере деятельности органов государственной власти и управления не затрагиваются так остро права и законные интересы граждан, как в сфере уголовного судопроизводства. Никакие другие нарушения законов не причиняют людям таких нравственных и физических страданий как нарушения связанные с незаконными задержаниями и арестами, необоснованными привлечениями к ответственности и осуждение невиновных.

Хорошо  организованное предварительное следствие  и дознание, а также осуществляемый прокурорский надзор за исполнением  законов при их производстве представляют собой одну из существенных гарантий четкого выполнения поставленных задач.

Задачи, стоящие перед прокурором, осуществляющим надзор за органами дознания и предварительного следствия, сформулированы в Законе «О прокуратуре РФ», в Уголовно-процессуальном кодексе, приказах Генерального прокурора РФ и состоят в том, чтобы:

  • ни одно преступление не осталось не раскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной ответственности;
  • задержание лиц по подозрению в совершении преступления производилось в порядке и по основаниям, установленным законом;
  • никто не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности или иному ограничению в правах;
  • никто не подвергался аресту без судебного решения или санкции прокурора;
  • соблюдались установленные законом порядок возбуждения и расследования уголовных дел, сроки расследования, права участников уголовного судопроизводства и других граждан;
  • при расследовании преступлений неуклонно соблюдались требования закона о всестороннем, полном, объективном исследовании все обстоятельств дела, выявлялись как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также отягчающие и смягчающие его ответственность обстоятельства;
  • выявлялись причины совершения преступлений и способствующие им условия, принимались меры к их устранению3.

Эти задачи будут успешно выполнены при  условии, что прокуроры и лица, производящие дознание и предварительное следствие будут строго придерживаться требований закона и норм уголовного процесса. Принцип законности в уголовном процессе является одним из основополагающих принципов организации и деятельности органов дознания и предварительного следствия.

Деятельность  органов прокуратуры будет по-настоящему эффективной, когда она будет  осуществляться в условиях гласности  и демократии.

Целью прокурорской деятельности является обеспечение  верховенства закона, единства и укрепления законности, социально-экономических, политических и иных прав и свобод граждан, суверенных прав РФ и субъектов Федерации и т.д.

Порядок предварительного расследования преступлений как по форме дознания, так и  предварительного следствия регламентируется уголовно-процессуальным кодексом. Прокурорский надзор служит одной из гарантий обеспечения прав и законных интересов участников уголовного процесса, неукоснительного соблюдения процессуальных норм при расследовании преступлений.

Некоторые лица ведущие расследование преступлений считают, что для раскрытия преступления пригодны любые средства, даже те которые противоречат закону. К задаче прокурорского надзора относится пресечения таких противоправных действий органов дознания и предварительного следствия.

Каждое  процессуальное действие, выполненное  органом дознания и предварительного следствия которое относится  к выявлению любого обстоятельства по делу необходимо выполнять с повышенными  требованиями к их исполнителям, так  как при малейшем отступлении от установленного порядка может повлечь, а зачастую влечет за собой грубые нарушения законности в уголовном судопроизводстве. 
 
 
 
 

  1. Прокурор  и его полномочия при осуществлении  надзора за деятельностью  органов дознания
 

С целью  устранения и предупреждения нарушения закона и норм уголовного процесса, охраны прав и законных интересов граждан прокурору в сфере уголовного судопроизводства предоставлены весьма существенные полномочия.

Прежде  всего прокурор выступает как  орган надзора за исполнением законов. В полной мере использовать имеющиеся полномочия для эффективного надзора за законностью деятельности следственных органов, защиты прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, а также иных лиц, чьи права и законные интересы были нарушены. В связи с возложенными на прокуратуру функции по надзору прокурор должен:

Информация о работе Прокурорский надзор за деятельностью органов дознания