Проведения оперативно-розыскного мероприятия «Опрос»

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 19:53, контрольная работа

Описание работы

Оперативно-розыскная деятельность, предназначение которой заключается в том, чтобы способствовать органам дознания и предварительного следствия в успешном раскрытии и расследовании преступлений, а также в розыске лиц, скрывшихся от следствия и суда, с принятием в начале 90-х годов важных законодательных актов заняла присущее ей место в работе правоохранительных органов. Однако до недавнего времени возможности оперативно-розыскных органов из-за законодательной неурегулированности привело к тому, что многие опасные преступники, оставаясь безнаказанными, продолжали свою преступную деятельность, совершая в ряде случаев еще более опасные преступления.

Содержание

Введение
Цели и задачи оперативно-розыскной деятельности.
Сущность, организация и тактика проведения оперативно-розыскного мероприятия «Опрос». Оформление его результатов.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 38.76 Кб (Скачать)

     План. 

     
  1. Введение
  2. Цели и задачи оперативно-розыскной деятельности.
  3. Сущность, организация и тактика проведения оперативно-розыскного мероприятия «Опрос». Оформление его результатов.
  4. Заключение.
  5. Список используемой литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Оперативно-розыскная  деятельность, предназначение которой  заключается в том, чтобы способствовать органам дознания и предварительного следствия в успешном раскрытии  и расследовании преступлений, а  также в розыске лиц, скрывшихся от следствия и суда, с принятием  в начале 90-х годов важных законодательных  актов заняла присущее ей место в  работе правоохранительных органов. Однако до недавнего времени возможности  оперативно-розыскных органов из-за законодательной неурегулированности  привело к тому, что многие опасные  преступники, оставаясь безнаказанными, продолжали свою преступную деятельность, совершая в ряде случаев еще более  опасные преступления.

     Положение, связанное с применением оперативно-розыскных  средств, резко изменилось после  того, как в 1992 году деятельность этих органов впервые получила свою правовую регламентацию.

     На  протяжении всей истории советского уголовного процесса  деятельность оперативно-розыскной службы органов  внутренних дел и федеральной  службы безопасности проводилась в  режиме строгой секретности: ни следователи, ни прокуроры, ни судьи не имели доступа  к деятельности этих органов. Более  того, Генеральный прокурор СССР в 60-е  и 70-е годы неоднократно издавал  приказы, в которых запрещал следователям и прокурорам вмешиваться в деятельность оперативно-розыскных органов. Не случайно поэтому, что многие нарушения закона, ограничения прав и законных интересов  граждан зарождались именно в  недрах ни кем не контролируемой деятельности.

     За  прошедшее время серьезным образом  преобразовалась нормативно-правовая база  в области правового регулирования  оперативно-розыскной деятельности.

     Кроме того, в Российской Федерации принято  несколько новых законодательных  и иных нормативных правовых актов (в частности, Федеральный конституционный  закон от 17.12.1997 г. № 2 – ФКЗ «О  Правительстве Российской Федерации», Федеральные законы от 08.01.1998 г. № 3 –ФЗ  «О наркотических средствах и  психотропных веществах» и, конечно  же, Концепция национальной безопасности России, утвержденная Указом Президента РФ № 1300 –1997 г.), а в ряд действующих  актов внесены существенные коррективы (например, в Закон РФ «О государственной тайне» и в Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне,  а также в Закон РСФСР «О милиции»). Особенно отмечена значимость разработки и принятия межведомственной Инструкции о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю прокурору или в суд.

     Наконец, фактически сформирована основа оперативно-розыскного законодательства России. Такое законодательство есть совокупность законодательных  актов (прежде всего федеральных), содержащих правовые нормы, которые регулируют однородные группы общественных отношений  между лицом и государством (его  представителями) в процессе защиты человека и общества от преступных посягательств путем совершения оперативно-розыскных действий, применения специальных средств и принятия соответствующих решений уполномоченными  на то субъектами.

     Оперативно-розыскной  закон в 1998 году прошел «обкатку»  в Конституционном Суде РФ, которым  в целом была подтверждена легитимность его норм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Цели  и задачи оперативно-розыскной  деятельности.
 

     Оперативно-розыскная  деятельность, как и деятельность уголовно-процессуальная, предназначена  для целенаправленной защиты человека, общества и государства от преступных посягательств.

     В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной  деятельности»: «Оперативно-розыскная  деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств». Анализ природы оперативно-розыскной деятельности позволяет выделить ее наиболее характерные черты:

     - оперативно-розыскная деятельность - это самостоятельный вид государственной деятельности, которую вправе осуществлять только оперативные подразделения соответствующих государственных органов, наделенных определенными правами и выполняющих возложенные на них обязанности;

     - содержанием оперативно-розыскной  деятельности являются оперативно-розыскные  мероприятия, проводимые сотрудниками  оперативных подразделений при  наличии указанных в законе  оснований и условий, а также  ведения дел оперативного учета;

     - оперативно-розыскная деятельность  осуществляется преимущественно  негласными, тайными методами. Негласный  характер этой деятельности является  важнейшей гарантией ее эффективности,  успешного решения тех специфических  задач, ради которых и учреждена  оперативно-розыскная деятельность;

     - оперативно-розыскная деятельность  призвана решать особые задачи, которые не решают и не могут  решать никакие другие государственные  органы;

     - негласная оперативно-розыскная  деятельность всегда связана  с вторжением в сферу прав  и свобод человека и гражданина, их возможным ограничением. В  правовом государстве основания  и пределы возможного ограничения  этих прав и свобод регулируются  только законом.  И закон призван  создать достаточно эффективную систему правовых гарантий, призванных исключить необоснованное ограничение прав и свобод граждан. Восстановление нарушенных при осуществлении оперативно-розыскной деятельности прав и законных интересов физических и юридических лиц возможно в судебном порядке;

     - оперативно-розыскная деятельность  осуществляется на основе специфических  принципов, свойственных только  этому виду государственной деятельности.

     Специфические задачи оперативно-розыскной деятельности обуславливают само ее существование. В совокупности с другими признаками они позволяют также отличать данный вид деятельности от других: уголовно-процессуальной, административной, контрразведывательной и частной детективной и охранной деятельности.

     Успешное  решение   задач   оперативно-розыскной  деятельности  реально обеспечивает достижение ее целей - защиту жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), но главной целью ОРД является борьба с преступностью.

     Согласно  закону основными задачами оперативно-розыскной  деятельности являются:

     а) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;

     б) выявление и установление лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления;

     в) розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда;

     г) розыск лиц, уклоняющихся от уголовного наказания;

     д) розыск лиц, без вести пропавших лиц;

           е) добывание информации о событиях или действиях, создающих  угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России (ст. 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).

           Перечисленные задачи конкретизируются в других законах, регулирующих основную деятельность государственных органов и учреждений, наделенных правом на проведение оперативно-розыскных мероприятий.

     В числе задач оперативно-розыскной  деятельности важнейшими являются задачи непосредственно связанные с  преступлениями и решение которых  призвано обеспечить интересы уголовного судопроизводства. К ним относятся: 1) выявление и раскрытие  преступлений и 2) выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или  совершивших.

     Ключевой  задачей оперативных подразделений  органов, осуществляющих  ОРД, является поиск и фиксация фактических  данных о противоправной деятельности отдельных лиц и групп в  целях:

- предупреждения и пресечения правонарушений, осуществления уголовного судопроизводства, производства об административных правонарушениях, а также производства о нарушениях правопорядка в пенитенциарных учреждениях;

- содействия органов, осуществляющих ОРД, друг другу по оптимальному исполнению возложенных на них обязанностей;

- содействия иным, чем оперативные подразделения, службам правоохранительного органа по разрешению возложенных на них задач.

     Сравнение перечисленных задач с задачами уголовного судопроизводства указывает  на то, что в своей основе они  являются общими для оперативно-розыскной  и уголовно-процессуальной деятельности, что характеризуют органическую связь этих видов государственной  деятельности. Вместе с тем между  ними следует усматривать некоторое  различие. Задачи оперативно-розыскной  деятельности состоят в выявлении  и раскрытии только тяжких и особо  тяжких неочевидных преступлений (их называют также преступлениями, совершенными в условиях неочевидности) и, прежде всего, совершенных или совершаемых  организованными преступными группами.

     Уголовный процесс - деятельность правовая, правоприменительная и правоохранительная. Она непосредственно направлена на решение вопросов уголовной ответственности определенного лица (его виновности или невиновности, меры уголовного наказания и т.д.) и на достижение тем самым цели правосудия по уголовному делу. Эта цель достигается специфическими уголовно-процессуальными методами и средствами.

     Оперативно-розыскная  деятельность соприкасается с уголовным  процессом лишь той своей частью, которая призвана оказывать помощь и содействие органам расследования и прокуратуре в раскрытии особо опасных преступлений и изобличении опасных преступников

       Оперативно-розыскная деятельность, находясь за пределами уголовного  судопроизводства, является самостоятельным  видом государственной деятельности.

     Оперативно-розыскная  деятельность может предшествовать возбуждению уголовного дела и играть важную роль в обнаружении признаков  преступления и в подготовке условий  для успешного раскрытия и  расследования преступлений. Она  может проводится параллельно с  уголовно-процессуальными, следственными  действиями, оказывая помощь и содействие в успешном проведении последних.

     Существенным  признаком уголовного процесса, отличающим его от всех других видов государственной  деятельности, в том числе и  оперативно-розыскной,  является то, что производство по уголовным делам  осуществляется в установленных  законом процессуальных формах.

     Под процессуальной формой понимаются узаконенные  способы построения уголовного процесса в целом, его отдельных стадий и институтов, а также установленный  законом порядок совершения действий в ходе уголовного судопроизводства и решения стоящих перед ним  задач.

     Оперативно-розыскная  деятельность осуществляется  не в  уголовно-процессуальных формах, а  на базе совершенно иных по сравнению  с уголовным судопроизводством  принципов, совершенно иными методами и средствами. Важнейшие из них  явно несовместимы с принципами, методами и средствами уголовного судопроизводства, и прежде всего несовместима конспирация (негласность), органически присущая оперативно-розыскной деятельности, с гласностью, без которой в  сущности не может нормально функционировать  уголовное судопроизводство.

     Далее, если уголовное судопроизводство требует  детальной правовой регламентации  и исключительно законодательного ее регулирования, то оперативно-розыскная  деятельность обязательно предполагает допущение достаточно широкого усмотрения ведущих ее должностных лиц в  пределах предоставленных им законом  и другими нормативными актами полномочий; в силу этого она не поддается  исключительно законодательному регулированию: здесь наряду с законом и в пределах предусмотренных законом, обязательно предполагаются и подзаконные, ведомственные акты (положения, инструкции, приказы), без  которых нормальное правовое регулирование ее оказывается невозможным.

Информация о работе Проведения оперативно-розыскного мероприятия «Опрос»