Суд присяжных

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 18:22, реферат

Описание работы

Суд присяжных в Казахстане – это институт судебной системы, который состоит из коллегии присяжных заседателей из девяти граждан и двух профессиональных судей. По закону с участием присяжных заседателей должны рассматриваться уголовные дела о преступлениях, за совершение которых предусмотрена смертная казнь. Суд присяжных рассматривает и разрешает вопрос о виновности или невиновности привлеченных к уголовной ответственности лиц и меру их наказания. При этом судьи и присяжные заседатели обладают равными правами в разрешении всех вопросов.

Работа содержит 1 файл

суд присяжных.docx

— 34.57 Кб (Скачать)

Глава 1

1.Понятие  суда присяжных в Республике  Казахстан.

«Я  рассматриваю суд присяжных в  качестве единственного якоря, до сих  пор придуманного людьми, при помощи которого государство может удерживаться за принципы его конституции».

Томас Джефферсон (1788)

Суд присяжных  в Казахстане – это институт судебной системы, который состоит из коллегии присяжных заседателей из девяти граждан и двух профессиональных судей. По закону с участием присяжных  заседателей должны рассматриваться  уголовные дела о преступлениях, за совершение которых предусмотрена  смертная казнь. Суд присяжных рассматривает  и разрешает вопрос о виновности или невиновности привлеченных к  уголовной ответственности лиц  и меру их наказания. При этом судьи  и присяжные заседатели обладают равными правами в разрешении всех вопросов.

Суд присяжных  заседателей является одной из самых  распространенных в мире форм участия  представителей народа в осуществлении  правосудия. В настоящее время  суд присяжных применяется больше в уголовном судопроизводстве, а  в гражданских делах его использование  минимально. Однако наблюдается и  другая тенденция: в последние десятилетия  многие страны вводят суд присяжных  или восстанавливают, если он ранее  использовался в судопроизводстве (Россия, Испания, Венесуэла и др.). В ряде постсоветских стран закреплена конституционная норма об участии  присяжных в отправлении правосудия, хотя законодательная база его применения не разработана (Армения, Казахстан, Латвия и Украина). Конституционализация института суда присяжных заседателей является важной гарантией, препятствующей его противникам отказаться от этой формы участия представителей населения в отправлении правосудия, т.к. изменение конституции требует более сложной процедуры. В юридических справочниках распространена следующая его характеристика: суд

присяжных (jury) – это суд во многих государствах, состоящий из одного или нескольких постоянных судей и присяжных заседателей, являющихся подобранными или назначенными для данного процесса[1].Выделяют два типа суда присяжных: самостоятельная коллегия присяжных заседателей, рассматривающая факт преступления и выносящая вердикт независимо от судьи, который после обвинительного решения определяет меру наказания, и характерная в основном для стран англо-американской правовой системы (т.н. «классический» или английский тип), и смешанная коллегия из присяжных и нескольких судей, совместно выносящих решение о виновности подсудимого и назначающих ему наказание, более распространенная в странах Романо-германской правовой системы (т.н. континентальный или европейский тип). Однако многие ученые-правоведы считают, что смешанную коллегию лишь с большой натяжкой можно отнести к суду присяжных [2]. Распространение суда присяжных в разных странах мира дано в таблице 1. Общепризнанно, что использование суда присяжных является гарантом независимости судов, вносит подлинную состязательность сторон в судебный процесс, житейскую мудрость – в атмосферу формальной юстиции, уменьшает риск злоупотребления в досудебной и судебной стадиях, возможность коррупции и навязывания суду принятия определенного судебного решения.   

1.1.История  развития института суда присяжных.

На территории Казахстана в дореволюционный период применялся ограниченно

суд присяжных  при преобладании традиционного  народного суда – суда биев, основывающегося на обычном казахском праве. Отличительные черты суда биев – это требования к ним знания норм права и красноречия, т.е. не каждый мог стать бием. Институт суда присяжных, введенный в царской России в 1864 г. в результате реформ императора Александра II, пришел в Казахстан со значительным опозданием и серьезными ограничениями, дополненными в результате контрреформ, – незадолго до Октябрьской революции (в 1909 г. в Акмолинской и Тургайской областях, Кустанайском и Актюбинском уездах). Лидеры национального освободительного движения в послереволюционный период выступали за сочетание народного суда биев – по мелким делам и суда

присяжных заседателей – по тяжким преступлениям, который на территориях с казахским  населением должен состоять из лиц  коренного населения и вестись  на казахском языке [3]. О восстановлении института суда присяжных на территории бывшей Российской империи – в Советском Союзе заговорили во время перестройки в среде юридической общественности. В ноябре 1989 г. на второй

сессии  Верховного Совета СССР был рассмотрен проект Основ законодательства Союза  ССР и союзных республик о  судопроизводстве и дополнен следующей  нормой: «По уголовным делам о  преступлениях, за которые Законом  предусмотрена смертная казнь или  лишение свободы сроком до 15 лет, вопрос о виновности решается судом  присяжных (расширенной коллегией  народных заседателей)»[4]. Однако данное положение, предусматривающее возможность применения различных форм суда присяжных, не было раскрыто в законодательстве республики вследствие развала союзного государства. В России восстановление суда присяжных началось с принятием 24 октября 1991 г. Верховным Советом РФ Концепции судебной реформы в Российской Федерации, исходя из которой был позже принят ряд законодательных актов, согласно которым с 1993 г. в девяти регионах вводился суд присяжных из 12 заседателей, решающих вопрос о виновности подсудимого и возможности снисхождения к нему при определении наказания. С 2003 г. суд присяжных должен действовать на территории всей России. В Казахстане не было серьезных дискуссий о необходимости введения суда присяжных и его формах. В 1998 г. при внесении

дополнений  и изменений в Конституцию  РК, направленных на совершенствование  политической системы государства, была принята и следующая новелла: «В случаях, предусмотренных законом, уголовное судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей» [5].

Правовая  регламентация нового института  в Казахстане ограничивается нормами

ст. 1 и  ст. 25 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», в которых прописано, соответственно: «Судебная власть в Республике Казахстан принадлежит только судам в лице постоянных судей, а также присяжных заседателей, привлекаемых к уголовному судопроизводству в случаях и порядке, предусмотренных законом» и «Никто не вправе вмешиваться в осуществление правосудия и оказывать какое-либо воздействие на судью и присяжных заседателей» [6]. Кроме того, в Законе «О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе» присяжные заседатели указаны в

перечне лиц, подлежащих государственной защите [7].

1.2.Присяжные  заседатели

«Каждая коллегия присяжных заседателей  — это маленький парламент... Ни один тиран не может позволить  себе передать решение о свободе  человека в руки двенадцати своих  соотечественников. Поэтому суд  присяжных есть нечто большее, чем  инструмент правосудия и механизм конституции  — это светоч, показывающий, что  свобода жива».

Лорд  Дэвлин (1956)

Присяжный заседатель – ещё недавно эти  слова были знакомы нам только по зарубежным детективам. Теперь многих из нас могут призвать в суд  для исполнения таких обязанностей. С 2007 года все уголовные дела о  преступлениях, за совершение которых  законом предусмотрена смертная казнь, должны рассматриваться с  участием 9 присяжных заседателей  и двух профессиональных судей.

Списки  кандидатов в присяжные заседатели составляют местные исполнительные органы. По закону они обязаны подготовить  первичный, единый, запасной и дополнительный списки. Для их составления берется  за основу имеющийся у местных  властей список избирателей. Из него исключаются те, кто не отвечают требованиям, предъявляемым к кандидатам в присяжные.

В списки кандидатов в присяжные заседатели не включаются люди:

v младше 25 лет;

v имеющие непогашенную либо неснятую судимость;

v признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

v судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, государственные служащие и военнослужащие, а также работники правоохранительных органов;

v состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере.

Составив  список кандидатов в присяжные заседатели, местные исполнительные органы должны предоставить гражданам возможность  ознакомиться с этим документом и, в  случае обнаружения ошибок неточностей, исправить их. На основе предварительного списка путем случайной выборки  составляются единый, запасной и дополнительный списки кандидатов в присяжные заседатели. Эти документы местные исполнительные органы отправляют в суды.

Если  гражданин Республики Казахстан, получил  извещение о месте и времени  начала судебного заседания, обязан явиться в суд для участия  в процедуре отбора присяжных  заседателей. Неявка без уважительных причин влечет ответственность, установленную  законом Республики Казахстан.

Для участия  в судебном процессе в качестве присяжного или заседателя нужно следующее  требования:

Ø гражданин  Казахстана;

Ø старше 25 лет;

Ø не имеете непогашенной или неснятой судимости;

Ø дееспособны;

Ø не состоите на учете в наркологическом или  психоневрологическом диспансере.

Поэтому представители акиматов просят предоставить информацию о себе: фамилию, имя, отчество, год рождения, место жительства и данные о места работы. По закону Республики Казахстан «О присяжных заседателях» местные исполнительные органы должны составить списки людей, которые могут быть присяжными заседателям. Гражданин Республики Казахстан не вправе отказать или дать неверные данные о себе, так как может быть за это привлечен к ответственности. По закону не могут быть присяжными заседателями судьи, прокуроры, следователи, государственные служащие, военнослужащие, а также работники правоохранительных органов. Национальность, происхождение, пол, место жительства, родной язык, вероисповедание или вообще отношение к религии не могут быть поводом для ограничения в праве быть кандидатом в присяжные.

Присяжный заседатель- это гражданская обязанность. Однако гражданин Республики Казахстан может письменно отказаться от её исполнения, если:

ü не владеете языком, на котором ведется судопроизводство по этому уголовному делу;

ü не способны быть присяжным в силу физических или психических недостатков;

ü старше 65 лет;

ü являетесь священнослужителем;

Каждый  из кандидатов в присяжные заседатели раз в год может быть приглашен  в суд для участия в процессе. В начале заседания председательствующий судья знакомит кандидатов с правилами  отбора, которые установлены Законом. Если гражданина РК не отобрали в коллегию присяжных заседателей в этом же году, то он вновь может быть привлечен  для участия в другом судебном заседании.

Прежде  чем приступить к выполнению своих  обязанностей, отобранный кандидат принимает  присягу:

«Приступая  к исполнению обязанностей присяжного заседателя, торжественно клянусь исполнять  свои обязанности честно и беспристрастно, принимать во внимание все рассмотренные  в суде доказательства, доводы, обстоятельства дела, разрешать дело по своему внутреннему  убеждению и совести, как подобает свободному гражданину и справедливому  человеку».

Присяжный заседатель имеете право:

§ участвовать  в исследовании рассматриваемых  в суде доказательств;

§ задавать через председательствующего вопросы  участникам процесса;

§ участвовать  в осмотре вещественных доказательств, документов, в производстве осмотров местности и помещения, во всех других действиях в судебном следствии;

§ обращаться к председательствующему за разъяснениями  норм законодательства, а также содержания оглашенных в судебном заседании  документов и по другим непонятным вопросам, относящимся к делу;

§ делать письменные заметки во время судебного  заседания.

После того как конкретное дело рассмотрено, присяжному заседателю выплачивается  вознаграждение. Оно составляет половину должностного оклада судьи областного и приравненного к нему суда. Но это вознаграждение не может быть меньше той суммы, которую присяжный  заседатель получает на своей основной работе. Время, проведенное в суде в качестве присяжного, должно засчитывать  в трудовой стаж.

Информация о работе Суд присяжных