Судебная власть в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является комплексное изучение судебной власти.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие судебной власти;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………4
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ И ПРАВОСУДИЯ………6
1.1 Понятие судебной власти, ее соотношение с другими ветвями государственной власти……………………………………………………………6
1.2 Признаки судебной власти……………………………………………………..7
2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ СУДЕБНУЮ ВЛАСТЬ…………………13
2.1 Суды общей юрисдикции……………………………………………………...13
2.2 Арбитражные суды, их задачи и место в судебной системе РФ…………….16
2.3 Конституционный Суд РФ……………………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..24
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

Финансирование всех судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом (ст. 124 Конституции РФ).

Каждый суд осуществляет судебную власть в пределах компетенции, определенной законом. Районный суд рассматривает уголовные и гражданские дела по существу, а областной суд помимо этого проверяет обоснованность и законность решений районного суда. Кроме того, районные суды рассматривают в порядке апелляционного судопроизводства судебные решения, вынесенные мировыми судьями. Арбитражные суды могут рассматривать только арбитражные дела; принять к своему производству гражданское или уголовное дело они не вправе.

Юрисдикция (совокупность правомочий) каждого суда распространяется на определенную территорию (район, область) или на структурное образование Вооруженных Сил РФ (гарнизон, военный округ). Название суда соответствует административно-территориальной единице или структурной сфере его деятельности (военный суд Северного флота). В отдельных случаях судебная юрисдикция распространяется на определенных лиц или социальную группу. В соответствии со ст. 93 Конституции РФ высшие судебные инстанции дают заключение при возбуждении вопроса об отрешении от должности Президента РФ; Верховным Судом РФ рассматриваются уголовные дела в отношении членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей федерального суда по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства (ст. 452 УПК РФ).

В системе арбитражных судов действуют федеральные арбитражные суды, юрисдикция которых не совпадает с административно-территориальным делением

В качестве вывода можно сказать, что принцип разделения властей — фундаментальный принцип организации власти в правовом государстве, а судебная власть — одна из трех основных ветвей государственной власти.

 

2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ СУДЕБНУЮ ВЛАСТЬ

 

2.1 Суды общей компетенции (юрисдикции)

 

В соответствии с Законом о судебной системе суды общей юрисдикции входят в единую систему судов страны как организационно обособленные и самостоятельные. Напомним, что в судебную систему входят федеральные суды и суды субъектов РФ. Тем самым законодатель не сводит суды общей юрисдикции только к федеральным судам, а закрепляет возможность существования судов общей юрисдикции субъектов РФ в виде мировых судов

Система судов общей юрисдикции, возглавляемая Верховным Судом РФ, подразделяется на две подсистемы. Одну составляют так называемые общие (гражданские) суды, рассматривающие общие уголовные, гражданские и административные дела, другую — военные суды, осуществляющие правосудие в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Исходя из принятого трехзвенного деления судов, суды общей юрисдикции представлены во всех звеньях. Высшим звеном является Верховный Суд РФ.

Среднее звено судов общей юрисдикции наиболее представительно — верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые суды, областные суды, суды городов федерального значения — Московский городской суд и Санкт-Петербургский городской суд, суд автономной области и суды автономных округов. Низшее звено составляют районные суды.

Низшее звено военных судов включает гарнизонные военные суды. Среднее звено составляют окружные (флотские) военные суды. Высшее звено военных судов — Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции и осуществляет судебную класть в пределах полномочий Российской Федерации. Он призван обеспечивать правильное и единообразное применение законов при осуществлении правосудия, всемерную охрану прав и свобод граждан, законных интересов предприятий, учреждений, организаций.[8]

В этой связи его полномочия, организация деятельности имеют свои особенности. Помимо рассмотрения дел в пределах своих полномочий в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 Конституции РФ). Кроме того, Конституция РФ наделяет Верховный Суд РФ, наряду с двумя другими высшими судебными инстанциями — Конституционным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ, — правом законодательной инициативы, что в совокупности определяет его роль и место в системе судов общей юрисдикции.

Роль и место Верховного Суда РФ как равного среди других указанных судов, возглавляющих судебную власть страны, состоящую из двух подсистем — гражданских и военных судов общей юрисдикции, производны от его функций, закрепленных Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Его юрисдикция распространяется на всю территорию России. Судебные акты Верховного Суда РФ в кассационном порядке обжалованию и опротестованию не подлежат. Он вправе пересматривать в установленном порядке судебные акты любого нижестоящего суда общей юрисдикции по любому делу.

В соответствии со ст. 126 Конституции РФ и ст. 19 Закона о судебной системе круг деятельности (функции) Верховного Суда РФ как вершины судов общей юрисдикции и самостоятельной триединой ветви государственной власти — судебной власти, определяется выполнением задач, которые возлагаются на него как на высший судебный орган страны. В этом качестве Верховный Суд РФ наделен следующими полномочиями:

1. Рассматривать по существу (по первой инстанции) наиболее сложные и ответственные гражданские, уголовные, административные и иные дела, подсудные судам общей юрисдикции, кроме тех, которые отнесены к ведению Конституционного Суда РФ. Практически Верховному Суду РФ принадлежит окончательное слово по конкретным судебным делам, рассмотренным общими (гражданскими) и военными судами, в первую очередь относящимися к среднему звену. Верховный Суд РФ является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск (п. 4 ст. 19 указанного Закона);

2. Осуществлять с соблюдением установленных законом правил судопроизводства, судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды. Реализация этой функции, направленная на выявление и исправление возможных судебных ошибок, является важным средством обеспечения независимости судов общей юрисдикции, законности и обоснованности принимаемых ими решений;[9]

3. Изучать и обобщать судебную практику, анализировать судебную статистику, давать на этой основе разъяснения по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел.

4. Очень важной функцией Верховного Суда РФ является реализация предоставленного ему Конституцией РФ права законодательной инициативы, т. е. внесения проекта закона или поправок к законопроекту в законодательный орган с целью его обсуждения и принятия решения. Это в высшей мере эффективное средство совершенствования законов на основе обратной связи правотворческих органов с практикой применения издаваемых ими нормативных правовых актов.

При возбуждении Государственной Думой процесса об отрешении Президента РФ от должности Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления.

Предметом постоянной заботы Верховного Суда РФ является работа по формированию судейского корпуса России. Подбор кандидатов на судейские должности осуществляется весьма тщательно. Это связано с тем, что в сфере правосудия не должны работать лица, не обладающие высокими моральными качествами.

Верховный Суд РФ совместно с Высшим Арбитражным Судом РФ стал учредителем государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования — Российской академии правосудия. Она создана для повышения квалификации судей, работников аппаратов и Судебного департамента, подготовки кандидатов на должности судей, специалистов судебной системы в России.

 

             2.2 Арбитражные суды, их задачи и место в судебной системе

Российской Федерации

 

Арбитражные суды России — сравнительно новая система судов. Они заменили систему органов государственного и ведомственного арбитража страны. Экономическая реформа, развитие рыночных отношений, отказ от административно-командной системы управления экономикой создали для этого объективные условия.

В соответствии со ст. 127 Конституции РФ арбитражные суды представляют собой самостоятельную ветвь судебной власти, входящую в судебную систему РФ[10].

Введение в экономику различных форм собственности обусловило необходимость отказа от государственного арбитража и перехода к судебным процедурам рассмотрения экономических споров между хозяйствующими субъектами. В отличие от государственного арбитража арбитражный суд не вмешивается в деятельность сторон, осуществляя правосудие на основе таких принципов, как законность, независимость судей арбитражного суда, равенство организаций и граждан перед законом и судом, состязательность и равноправие сторон, непосредственность судебного разбирательства, диспозитивность и гласность разбирательства.

Арбитражный суд был создан в соответствии с законом РСФСР от 4 июля 1991 г. «Об арбитражном суде».

В настоящее время арбитражный суд — это суд, осуществляющий правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к его компетенции Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации», АПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Арбитражные суды, являясь федеральными судами, входят в единую судебную систему РФ. Их место в ней определяется тем, что арбитражные суды составляют особую ветвь (подсистему) судов; в силу подведомственности дел они непосредственно не связаны с другими ветвями судебной власти — судами общей юрисдикции и Конституционным Судом РФ.

Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

                  Высший Арбитражный Суд РФ;

                  федеральные арбитражные суды округов;

                  арбитражные апелляционные суды;

                  арбитражные суды в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее — арбитражные суды субъектов).

Задачами арбитражных судов при рассмотрении подведомственных им споров являются:

                  защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в этой сфере, органов государственной власти РФ, се субъектов, органов местного самоуправления, иных органов,

                  должностных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

                  обеспечение доступности правосудия в указанной сфере;

                  справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;

                  укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

                  формирование уважительного отношения к закону и суду;

                  содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.[11]

В условиях рыночной экономики система арбитражных судов играет особую роль, их значимость и ответственность возрастают. Осуществляемое арбитражными судами правосудие позволяет установить жесткую дисциплину договорных отношений, пресечь экономический произвол чиновников, цивилизованно осуществлять процесс банкротства.

Как и суды общей юрисдикции, арбитражные суды осуществляют судебную власть при разрешении споров, вытекающих из гражданских, административных и иных правоотношений. В АПК РФ такие споры названы экономическими (ст. 1). Их разрешение и рассмотрение иных дел, отнесенных к ведению данных судов АПК РФ и другими федеральными законами, является исключительной компетенцией арбитражного суда.

Подведомственность и подсудность дел арбитражным судам, процедура судебного разбирательства и принятия решений, порядок и основания их обжалования определены АПК РФ. Эти прерогативы разработаны с учетом задач и особенностей функционирования арбитражных судов и не могут использоваться никакими другими органами. Так, не может использоваться арбитражная процессуальная форма в процессе третейского разбирательства экономических споров, отнесенных законом к ведению арбитражных судов. Осуществляемая третейскими судами деятельность по защите прав сторон не является правосудием.

Согласно АПК РФ (ст. 27) арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, возникающие из экономических отношений, а именно: между юридическими лицами (организациями), гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя; между Российской Федерацией и ее субъектами, а также между субъектами РФ.

Кроме того, на арбитражные суды возлагается разбирательство дел о некоторых административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

 

                          2.3 Конституционный Суд Российской Федерации

 

Сущностные отличия Конституционного Суда РФ от других судов обусловлены его главной функцией — обеспечением конституционного контроля, т. е. проверкой федеральных законов, других актов на предмет их соответствия Конституции РФ. Конституционный Суд РФ как орган конституционного правосудия осуществляет проверку нормативных правовых актов с точки зрения их соответствия Конституции РФ, при этом он не устанавливает фактические обстоятельства, исследование которых отнесено к компетенции других правоприменительных органов и лежит в основе их правоустанавливающих решений по конкретным делам. Это закреплено в ч. 3 и 4 ст. 3 Закона о Конституционном Суде РФ: «Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права»[12].

Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов».

Информация о работе Судебная власть в Российской Федерации