Уголовно-процессуальное положение следователя

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время уровень преступности растёт, а уровень раскрываемости преступлений наоборот падает. Это связано с множеством факторов, во – первых, с тем, что правильное решение следователем вопросов, входящих в предмет доказывания по каждому уголовному делу, во многом предопределяет законность и справедливость судебного приговора. Какой бы процессуальной самостоятельностью и независимостью суд ни обладал, он выносит свою оценку, исходя из материалов уголовного дела, направляемого прокурором на его рассмотрение.

Содержание

Введение с.3

1. Понятие и роль следователя в уголовном судопроизводстве. с.4-8

История возникновения следователя.

2.Процессуальное положение следователя. с.9-14

Права и обязанности следователя

3.Процессуальная самостоятельность следователя. с.14-19

Заключение с.20-21

Список использованный литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

                                                    Негосударственное образовательное учреждение

Саратовский юридический институт адвокатуры 

Кафедра: уголовного права и процесса

Курсовая  работа

По  дисциплине: “Уголовно-процессуальное право”

На  тему: Уголовно-процессуальное положение следователя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              

2011

Содержание 
 

Введение                                                                                               с.3      

1. Понятие  и роль следователя в уголовном судопроизводстве.      с.4-8

 История возникновения  следователя.

2.Процессуальное положение следователя.                                         с.9-14

 Права и   обязанности следователя

3.Процессуальная  самостоятельность следователя.                            с.14-19

Заключение                                                                                              с.20-21

Список  использованный литературы                                                   с.22-23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Актуальность  данной темы обусловлена тем, что  в настоящее время уровень  преступности растёт, а уровень раскрываемости преступлений наоборот падает. Это  связано с множеством факторов, во – первых, с тем, что правильное решение следователем вопросов, входящих в предмет доказывания по каждому уголовному делу, во многом предопределяет законность и  справедливость судебного приговора. Какой бы процессуальной самостоятельностью и независимостью суд ни обладал, он выносит свою оценку, исходя из материалов уголовного дела, направляемого прокурором на его рассмотрение. Именно следователь в первую очередь определяет наличие состава и события преступления, доказывает виновность лица, привлечённого к уголовной ответственности, определяет юридическую оценку преступления, сумму причинённого материального ущерба и т.д. Чтобы  осуществить все эти действия следователю необходимо создать  условия, для реализации своих прав и исполнения своих обязанностей, а самое главное не вмешиваться в расследуемое им уголовное дело, находящееся в его производстве, за исключением случаев предусмотренных законом. В настоящее время, когда возникла необходимость коренного улучшения деятельности правоохранительных органов, важно правильно определить процессуальное положение следователя в уголовном процессе. Во- вторых, органам законодательной власти следует обратить внимание на степень процессуальной самостоятельности следователя. Эти положения будут полнее отражены в курсовой работе, и служат целью написания данной работы. Раскрытие и расследование преступлений, изобличение виновных, восстановление доброго имени человека, составляют сущность работы следователя. От его умения и энергии, настойчивости и оперативности, инициативы и самоотверженности во многом зависит исход дела. 

1.Понятие   и роль следователя в уголовном судопроизводстве. История возникновения следователя.

История становления  и развития уголовного судопроизводства в целом в России напрямую связана с соответствующими процессами в организации следствия  по уголовным делам и системы органов и должностных лиц, его осуществляющих, мы будем акцентировать своё внимание непосредственно на следователе. Начнём с Русской Правды, здесь складывается определённая форма расследований по  «лихим делам» 1. В этом случае следствие вели князья и их наместники, в дальнейшем эта функция перешла к Расправной палате при Боярской Думе. В 1654 г. был образован Тайный приказ – орган управомоченный на расследование преступлений против государства, здесь пока что не появляется такая должность в уголовном процессе, как следователь. Итак, следователь, как фигура российского уголовного процесса появляется в результате реформы 1860-1864 гг., а точнее 8 июня 1860г. Предварительное следствие, как предварительное судебное исследование, должно было явиться существенной гарантией вынесения судом законного и справедливого приговора. Без предварительного следствия суду пришлось бы проверять имеющийся обвинительный материал, что вынудило бы суд постоянно прерывать свои заседания для устранения неясностей, противоречий, неполноты материала. Все эти затруднения вызвали необходимость создания специального судебного органа. Который освободил бы суд от этой деятельности, мешающей отправлению правосудия. Задачами предварительного следствия и дознания в это время были: выяснение преступного события и вероятная виновность или невиновность лиц, на которых падало подозрение в его совершение, путём проверки и оценки, собранных обвинением материалов. Целью являлось решение вопроса о направлении дела в суд на окончательное рассмотрение или о прекращении дела. Что же касается функции следователя, то ее можно определить как предварительное        судебное исследование. Чтобы назначенная цель была достижима, а задачи решаемы и функции осуществимы, необходимо было создать законодательные условия, что и было сделано. Так, следователь назывался судебным. Первые результаты деятельности нового следственного аппарата оказались плачевными, но зачастую оправдывались.2Предполагалось, что судебные следователи как органическая часть судебно-уголовного механизма обеспечивает гораздо более высокие результаты своей деятельности. Но законодательные надежды и идеи столкнулись с суровой реальностью, которая заставила власти принять меры по ограничению участия судебных следователей в рассмотрении наиболее важных, с точки зрения верховной власти, уголовных дел-политических. Следователей обеспечили совершенно новыми для них гарантиями, гарантиями независимости, такими же какими были обеспечены другие судебные чиновники. Эти гарантии сопровождались высокими морально-этическими, образовательными, профессиональными требованиями к лицам, замещающим эти должности. Итак, основные гарантии судебных следователей сводились к следующим: они признавались членами окружного суда; назначались на должность именным указом Императора по представлению Министра юстиции, в таком же порядке осуществлялось увольнение их с должности; наделялись несменяемостью. Судебным следователем мог стать только тот, кто имел аттестат университета и других высших учебных заведений об окончании курса юридических наук, иметь стаж не менее трёх лет по судебному ведомству в должности не менее секретаря окружного секретаря или предварительно занимать в течении четырёх лет должность, состоявших тогда при окружных судах, и быть в возрасте не моложе 25 лет. Сразу после введения судебных следователей в 1860 г. Министерство юстиции вынуждено было отказаться от некоторых требований , которые закон предъявлял к кандидатам на должность судебных следователей. Этот отказ произошел из-за недостатка лиц предъявляемым требованиям, указанным в законе. К 1898г. практически весь следственный аппарат был лишен судейской несменяемости: из 1487 судебных следователей по всей империи насчитывалось только 154, а остальные 1333 были командированы Министром юстиции к исправлению обязанностей судебных следователей.3  После революции 1917г. функция следствия была возложена на специальные комиссии при городских и районных советах, а также штабы Красной гвардии. Согласно Декретам ВЦИК о суде от 7 марта 1918г. №2 и от 20 июля 1918г. № 3 в России образовывались следственные комиссии окружных судов, которые осуществляли предварительное следствие по делам об убийствах, причинении тяжких телесных повреждений, изнасиловании, бандитизме, разбоях, подделке денежных знаков, взяточничестве и спекуляции, а так же по наиболее сложным делам, подсудным уездным и городским судам.4 Расследование государственных преступлений входило в обязанности ВЧК. Уголовно-процессуальным кодексом 1922г. и Основами уголовного судопроизводства СССР и союзных республик, принятыми в 1924г. расследование преступлений было поручено народным следователям, следователям при ревтрибуналах, военным следователям и следователям по важнейшим делам Наркомата юстиции, а вот должности следователя при уголовном розыске были упразднены. И наконец, с сентября 1928г. следователи стали подчинятся не судам, а прокурорам. Положением о Прокуратуре СССР, которое утвердил ЦИК СССР 17 декабря 1933г., по которому Прокуратура стала самостоятельным государственным органом. В её штате предусматривались должности следователей по важнейшим дела. После принятия Основ уголовного судопроизводства СССР и союзных республик(1958Г.), и Уголовно-процессуального кодекса РСФСР (1960г.) предварительное следствие согласно названным актам стали осуществлять лишь следователи органов прокуратуры и госбезопасности. А вот аппарат следователей органов внутренних дел вновь был ликвидирован. В результате вся нагрузка, связанная с предварительным расследованием преступлений, легла на следователей прокуратуры , в производстве которых и так находилось огромное количество дел. В дальнейшем изменения внесённые, в уголовно-процессуальное законодательство, значительно расширили полномочия следователей МВД. В настоящее время предварительное следствие осуществляют следователи МВД РФ (около 55000 следователей), ФСБ (около 1000 следователей), Следственного комитета при прокуратуре РФ ( около 10000 следователей), ФСКН РФ ( около 2000 следователей). Таким образом, следственный аппарат Российской Федерации состоит примерно из 68000 следователей.5 Итак, следователь- должностное лицо уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а так же иные полномочия, предусмотренные УПК РФ( ст. 38 УПК). В соответствии со ст.38 УПК следователь уполномочен возбуждать, с согласия прокурора, уголовные дела, принимать их к своему производству или передавать прокурору для направления по подследственности, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий за исключением случаев, когда в соответствии с УПК требуется санкция прокурора, или получение судебного решения. Если следователь не согласен с действиями (бездействиями) и решениями прокурора, то он вправе представить уголовное дело вышестоящему прокурору со своими письменными возражениями, это его право можно определить как процессуальную самостоятельность следователя. Исполнение указаний и решений прокурора может быть приостановлено, если они касаются наиболее важных вопросов уголовного дела: 1)   квалификации преступления; 2)о привлечении лица в качестве обвиняемого; 3) об объёме обвинения; 4) об избрании меры пресечения, либо отмене или изменении меры пресечения; 5) об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий. Вообще следователь относиться к участникам процесса со стороны обвинения,6 однако это не означает, что его деятельность носит односторонний обвинительный характер. Так следователь обладает довольно широкими властными полномочиями, от него зависит ход предварительного расследования, закон ограничивает возможность  следователя участвовать в производстве по уголовному делу при наличии определённых обстоятельств, чтобы исключить возможность злоупотребления им своими полномочиями либо его предвзятость при производстве предварительного следствия. Эти обстоятельства мы укажем далее в курсовой работе. Итак, что мы имеем: во-первых, первое упоминание о следователях возникает в реформенный период 1860 – 1864 г.г., здесь следователи назывались судебными, так как они подчинялись судам, и их главной функцией было предварительное судебное исследование. Во-вторых, после революции 1917г. следователи вышли из подчинения суда, и перешли к прокуратуре. В-третьих, в последних редакциях УПК РСФСР И УПК РФ даётся определение следователя, его права, обязанности, а также ответственность, такими, какими мы привыкли слышать и видеть в настоящей жизни. В-четвёртых, как должностное лицо, осуществляющее предварительное следствие, следователь обладает широкой процессуальной самостоятельностью и независимостью. 
 
 
 
 

2.Процессуальное  положение следователя. Права и  обязанности следователя.

Предварительное следствие является основной формой предварительного расследования и  осуществляется, как правило, специально уполномоченными на то лицами-следователями. Неразрывная связь процессуальных прав и обязанностей - характерная особенность положения следователя. Интересы законности требуют, чтобы следователи точно и четко выполняли возложенные на них законом права и обязанности. К основным правам следователя относят следующие:

1.возбудить уголовное  дело, относящееся к его подследственности,  принять его к своему производству  и приступить к производству  следствия;

2.по находящимся  в его производстве делам вызывать любое лицо для допроса или дачи заключения в качестве эксперта;

3.производить  осмотры, обыски и другие, предусмотренные  законом следственные действия;

4. требовать  от предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан представления предметов и документов, которые могут установить фактические данные по делу;

5.требовать  производства ревизий и документальных проверок;

6.на  основании и в порядке закона, признавать лицо потерпевшим, гражданским истцом или ответчиком;7

7. задерживать  лиц по подозрению в совершении  преступления на основаниях указанных в ст. 91 УПК РФ;

8. привлекать  лиц в          качестве обвиняемых и  применять к ним меры пресечения;8

9. приостановить производство по делу (ст. 208 УПК РФ);

10. направить  дело через прокурора в суд  на основании ч. 6 ст.220 УПК РФ;

11.прекратить уголовное преследование своим постановлением при наличии обстоятельств, предусмотренных ч.1 ст.27УПК РФ, а так же в связи с деятельным раскаянием. В этот перечень обстоятельств можно включить и основания прекращения уголовного дела на основании ч.1 ст. 24 УПК РФ и в связи с примирением сторон, так как прекращение уголовного дела влечёт прекращение уголовного преследования.  Итак, основные права следователя отражены в данной курсовой работе. Наряду с правами он осуществляет функции государственного принуждения, его долг заключается в защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также в защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Чтобы это всё исполнялось следователь в ходе предварительного следствия по любому уголовному делу должен обладать объективностью. Основными процессуальными гарантиями объективности следователя являются следующие положения:

1.отнесение к  подследственности следователей  прокуратуры уголовных дел о преступлениях, совершённых должностными лицами Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки, органов внутренних дел;

2.порядок отвода  следователя;

3.комплекс норм, обеспечивающих процессуальную  самостоятельность следователя.9

Делая заключение        по правам следователя хотелось бы отметить, что если следователь будет реализовывать  свои права объективно, то  каждый совершивший преступление будет подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не будет привлечён к уголовной ответственности и осужден, что сейчас очень проблематично соблюдается.

Обязанности следователя.

Деятельность  следователя по предупреждению и пресечению преступлений имеет свои специфические предпосылки, задачи и методы.10 Информационной базой этой работы служат устанавливаемые в ходе расследования сведения о конкретном подготавливаемом или продолжаемом преступлении, его причинах и условиях. Отсюда, можно говорить об обязанностях следователя. Итак, к обязанностям следователя относят:

1.устанавливать все обстоятельства, входящие в предмет доказывания (ст. 73 УПК России), которые должны быть исследованы следователем всесторонне, полно и объективно. На эту обязанность мы обращаем особое внимание, так как в основном дела направляются для производства дополнительного расследования из-за неполноты предварительного следствия. Это заключается в основном в  необходимости производства различного рода экспертиз, установления и допроса дополнительных свидетелей и  приобщения ряда документов.

2.выявлять  обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений, принимать меры к их устранению. Отмечаем то, что почти каждое постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации о судебной практике рассмотрения той или иной категории уголовных дел включает в себя требование выявления причин и условий (обстоятельств) совершения преступлений, которые входят в предмет доказывания, и подлежат обязательному установлению в ходе предварительного расследования. Поэтому, если следователь не выполняет эти обязанности, то суд укажет об этом в частном определении (постановлении) и, при наличии к тому оснований, поставит перед вышестоящим органом вопрос об ответственности следователя;

   3.принять  меры к охране прав и законных  интересов лиц, потерпевших от  преступления;

   4.разъяснить участвующим в деле лицам их права и обязанности, и обеспечить возможность осуществления ими своих прав (ст.11 УПК РФ);

5.рассматривать  ходатайства, заявляемые участниками процесса на основании ст. 159, 219 УПК России;

   6.обеспечить  подозреваемому и обвиняемому  возможность защищаться установленными законом средствами и способами, а также охрану их личных и имущественных прав (ст. 16 УПК РФ). На следователя уголовно-процессуальным законом возложена обязанность обеспечить обязательное участие защитника и (или) законного представителя подозреваемому или обвиняемому (например, если лицо которое подозревается или обвиняется, является несовершеннолетним);

   7.написать  самоотвод, если является родственником  одного из участников производства по данному делу, или не сможет объективно вести следствие;

   8.устраниться  от участия в производстве  по уголовному делу, если является  потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или свидетелем  по этому делу; выполнял функции  иного участника по данному делу (например, был свидетелем или привлекался в качестве специалиста). Следствие в уголовном процессе Российской Федерации включает три обязательных этапа, в которых следователь является ключевой фигурой и в которых отражены все права и обязанности следователя. На первом этапе происходит установление лица, причастного к совершению преступления, т.е. первоначально подозреваемого в совершении противоправного деяния. Следователь устанавливает наличие события и состава преступления, проводит неотложные и первоначальные действия, а также определяет лиц, в отношении которых будет, осуществляется уголовное преследование. Второй этап включает действия, напрямую связанные с лицом, ставшим центральной фигурой всего следственного процесса: следователь собирает, проверяет и оценивает доказательства виновности этого лица, при наличии достаточных доказательств выносит постановление о привлечении его к расследованию в качестве обвиняемого, производит его допрос и принимает решение об избрании меры пресечения.11 На третьем этапе проверяется предъявленное обвинение, собираются дополнительные доказательства в отношении обвиняемого. По окончании следствия составляется итоговый процессуальный документ - обвинительное заключение,  котором излагается существо обвинения, а также дается анализ собранных доказательств по делу. Причем следователь в силу положения о всесторонности, полноте и объективности исследования обстоятельств дела обязан установить и проанализировать не только факты, уличающие лицо в совершении преступления, но и факты, оправдывающие его.12  Анализируя действующий уголовно – процессуальный закон можно сделать вывод о том, что следователь обладает широким спектром полномочий, а также наделён рядом обязанностей  при производстве предварительного следствия. Однако они не систематизированы и находятся в различных разделах и главах УПК. 
 
 
 

Информация о работе Уголовно-процессуальное положение следователя