Уголовный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 19:34, доклад

Описание работы

Современные качественные изменения судопроизводства предопределяют необходимость не только совершенствования законодательства, но и значительное повышение качества и эффективности уголовно-процессуальной деятельности. Это требует от каждого работника правоохранительных органов всестороннего знания тех теоретических вопросов, от разрешения которых непосредственно зависит повышение уровня судебной и следственной работы. К указанному числу, в первую очередь, следует отнести вопросы, связанные со стадиями уголовного процесса, центральное место, в котором, на мой взгляд, занимает такой институт уголовно-процессуального права как возбуждение уголовного дела

Содержание

Введение
1. Уголовный процесс как вид государственной деятельности
2. Назначение уголовного процесса
3. Задачи и цели уголовного процесса
4. Классификация принципов уголовного процесса
5. Заключение
6. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

уголовный процесс.docx

— 37.07 Кб (Скачать)
 

Министерство  образования РК

Казахская академия труда и социальных отношений 
 
 
 
 
 

СРС

По дисциплине: Основы права

На тему: «Уголовный процесс» 
 
 
 
 
 
 

Выполнил(а) ____________

Факультет: Экономический

Специальность: Финансы

Проверила:______________ 

Алматы 2011 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 

1. Уголовный процесс как вид государственной деятельности

2. Назначение уголовного процесса 

3. Задачи и цели уголовного процесса 

4. Классификация принципов уголовного процесса

5. Заключение

6. Список использованной литературы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Современные качественные изменения судопроизводства предопределяют необходимость не только совершенствования  законодательства, но и значительное повышение качества и эффективности  уголовно-процессуальной деятельности. Это требует от каждого работника  правоохранительных органов всестороннего  знания тех теоретических вопросов, от разрешения которых непосредственно  зависит повышение уровня судебной и следственной работы. К указанному числу, в первую очередь, следует  отнести вопросы, связанные со стадиями уголовного процесса, центральное место, в котором, на мой взгляд, занимает такой институт уголовно-процессуального  права как возбуждение уголовного дела. Своевременное, основанное на законе возбуждение уголовного дела и производство расследования способствует эффективной борьбе с преступностью, укреплению правопорядка, воспитанию граждан в духе неуклонного исполнения законов.  Вместе с тем возбуждение уголовного дела без достаточных к тому оснований также как и необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела, являются грубейшим нарушением законности, приносящими большой вред обществу, государству, правам и законным интересам его граждан.  Нередко возбуждение и принятие к своему производству уголовного дела при отсутствии к тому оснований влечет и другие более серьезные последствия нарушения законности - необоснованное задержание, привлечение лица в качестве обвиняемого, производство обыска, применение иных мер государственного принуждения (привод, отстранение от должности и т. д.). Никакие иные нарушения законов не приносят людям больших нравственных и физических страданий. Необоснованное возбуждение уголовных дел отрицательно сказывается на борьбе с преступностью в целом. Оно приводит к напрасной трате сил, средств и времени органов предварительного расследования, к отвлечению их от раскрытия действительно совершенных тяжких преступлений. Нельзя сбрасывать с весов и то обстоятельство, что из-за необоснованного начала предварительного расследования граждане без необходимости вызываются в милицию, прокуратуру, отрываются от общественно-полезного труда. Необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела, а также прямое сокрытие заявлений (сообщений) о преступлениях от регистрации подрывают принцип неотвратимости ответственности, создают возможность неизобличённым преступникам совершать новые, подчас более тяжкие и жестокие преступления, вовлекать в них других лиц. Подобные нарушения закона искажают подлинную картину состояния преступности в том или ином районе, городе, подрывают авторитет правоохранительных органов.  Задачи уголовного судопроизводства могут быть успешно осуществлены, а права граждан надежно защищены только при том необходимом условии, что каждому факту правонарушения будет дана надлежащая оценка, т.е. установление точного соответствия обстоятельств, составляющих состав преступления конкретно тому, что имело место в реальной действительности. 
 
 
 
 
 
 
 

Уголовный процесс как вид  государственной  деятельности

Любое государство  вне зависимости от своего типа и  формы есть организация публичной  власти, опирающаяся с целью обеспечения  выполнения воли и решений органов  государственной власти и управления на возможность применения к инакомыслящим легального принуждения.  Сказанное есть свидетельство того, что одним из направлений деятельности государства является его правоохранительная деятельность. В русле последней находится и деятельность государства по защите прав и свобод своих граждан.  Вне зависимости от того, выделять ли такую деятельность в правозащитную функцию или не выделять, направление деятельности государства по обращению к правоохранительным, принудительным мерам при возникшей к тому необходимости не меняется. Государство - это все же орган принуждения. Правоохранительная деятельность государства имеет различные свои направления. Одним из них выступает деятельность, лежащая в плоскости борьбы с правонарушениями и такими наиболее опасными формами их проявления, какими являются преступления.  Преступность как социальное явление органично связано с повседневной жизнью государства, с уровнем его социального, духовного, экономического, технического, культурного развития. В основе детерминации преступности лежат, прежде всего, социально-экономические условия. Именно они всегда были и остаются решающими факторами, влияющими на состояние преступности. Преступность, к сожалению, имманентно присущее государству явление. Она была, есть и будет в любом государстве. Этот факт бесспорен. Искоренить полностью преступность просто нельзя. Можно скорректировать лишь уровень преступности. В снижении уровня преступности решающую роль играют экономические условия жизни общества и государства, а не субъективные факторы. Борьба с правонарушениями и преступностью является одним из важнейших направлений деятельности государства. В борьбе с ней государство опирается на свои правоохранительные органы, которые в своей правоприменительной деятельности широко используют специальные средства. Одним из наиболее действенных из таких средств и является уголовный процесс, традиционно определяемый как осуществляемая в установленном законом порядке, деятельность по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел. Уголовно-процессуальной деятельности как разновидности государственной деятельности практически присущи все основные черты. Уголовно-процессуальная деятельность осуществляется специальными государственными органами и их должностными лицами, наделенными государством властными полномочиями, законодатель упор делает на его правозащитную деятельность и определяет, что уголовный процесс имеет своим назначением. Во-первых, защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, и, во-вторых, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Уголовный процесс есть все же специфический вид государственной деятельности. Не было бы преступности, не совершалось бы преступлений, не было бы и необходимости в уголовно-процессуальной деятельности. Лишь наличие преступности и только факты совершения преступлений вызывают к жизни уголовно-процессуальную деятельность.  Проблема противодействия преступности, поиск необходимых в этом направлении рычагов и их совершенствование есть непременные условия стабилизации преступности и последующего снижения ее уровня, утверждения нормального для жизнедеятельности человека социально-экономического состояния общества. 
 
 
 

Назначение  уголовного процесса

В соотношении  понятий более широкий и обобщающий характер носит назначение, составной  частью которого является комплекс целей. Последние достигаются путем  решения системы общих и частных  задач. Это означает, что в иерархическом  ряду самым важным и крупным понятием является назначение уголовного процесса. Из назначения объективно вытекают цели уголовного процесса. Задачи являются наименьшим по своему объему понятием и вытекают из целей уголовного процесса. Самостоятельной статьи, имеющей одноименное название и определяющей назначение уголовного процесса, в УПК нет. Однако это не означает, что это понятие отсутствует в уголовном процессе вообще. Для уяснения содержания назначения изучаемой сферы права целесообразно обратиться к Конституции РК, дающей базу для понимания сущности судебной власти, одной из форм осуществления которой является уголовной процесс.  В соответствии со ст. 76 Конституции судебная власть имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Ясно, что данное положение должно распространяться и на уголовный процесс.  Однако, соответствующее Конституции положение в УПК отнесено к категории принципов уголовного процесса. В частности, в ст. 15 "Охрана прав и свобод граждан при производстве по уголовным делам" назначение судебной власти интерпретируется как принцип, что дает основание для поиска назначения уголовного процесса, исходя из всей совокупности уголовно-процессуальных положений, из духа закона, его сути, системы институтов, обслуживающих нужды процесса. Таким образом, экстраполируя выводные положения Конституции в интересующей нас части на уголовно-процессуальное право, а также подвергая анализу в целом сущность уголовного процесса, можно прийти к заключению о том, что назначением уголовного процесса является:

-законодательное  облечение объективной необходимости  обязательного реагирования со  стороны государства на факты  совершения уголовно наказуемых  деяний;

-придание данному  законодательному облечению строгих  форм, соблюдение которых обеспечивает  достижение целей и решение  задач уголовного процесса;

-предусмотрение системы гарантий, обеспечивающих целостность и нерушимость конституционных прав и свобод человека и гражданина;

-установление  специальных процедур, влекущих  усечение отдельных конституционных  прав и свобод человека и  гражданина в случаях нарушения  ими принятых в Казахстане  норм общежития и законопослушного  поведения;

-создание реальных  условий, при которых обеспечивается  максимальное восстановление нарушенных  прав потерпевших, гражданских  истцов, незаконно обвиненных и  осужденных, а также защита законных  интересов лиц, вовлеченных в уголовный процесс;

-предусмотрение системы процедур, применение которых гарантирует отправление правосудия в соответствии с его целями и задачами.

Вместе с тем, такое представление о назначении уголовного процесса является недостаточным. Более глубокий анализ положений  Конституции и УПК свидетельствует  о том, что назначение уголовного процесса как вида деятельности и  отрасли права несколько отличается от его понимания, приведенного выше. Необходимое понимание гораздо  глубже и богаче по своему содержанию. 

Задачи  и цели уголовного процесса

В системе права  проблемы целей и средств их достижения имеют не только теоретико-философское, но и практическое значение. Цели уголовного процесса как вида деятельности являются частью целей уголовно-процессуального права. Ранее действовавший УПК определял цели уголовного процесса как обнаружение истины по уголовному делу, установление виновности и справедливое наказание лица, совершившего преступление, ограждение от необоснованного обвинения невиновного человека и оказание воспитательного воздействия на граждан. Анализ действующего УПК говорит о том, что специальной нормы, посвященной цели судопроизводства, нет. Эта цель может быть выявлена из сущности иных норм, регламентирующих основные функции', осуществляемые в процессе судопроизводства. В частности, функция уголовного преследования осуществляется "в целях установления деяния, запрещенного уголовным законом, и совершившего его лица, виновности последнего в совершении преступления, а также для обеспечения применения к такому лицу наказания или иных мер уголовно-правового воздействия" (п. 13 ст.7 УПК). Функция защиты осуществляется "в целях обеспечения прав и интересов лиц, которые подозреваются в совершении преступления, опровержения или смягчения обвинения, а также реабилитации лиц, неправомерно подвергшихся уголовному преследованию" (п.9 ст.7 УПК). В соответствии с Законом Республики Казахстан "О Прокуратуре" функция надзора за законностью осуществляется в целях восстановления нарушенного права, представления интересов государства в суде, осуществления уголовного преследования (ст. 1).

Таким образом, цели уголовного судопроизводства включают в себя:

-установление  деяния, запрещенного уголовным  законом;

-установление  лица, совершившего это деяние, обеспечение  применения наказания виновному  лицу;

-обеспечение  прав и интересов лиц, вовлекаемых  в уголовное судопроизводство;

-реабилитация  лиц, неправомерно подвергнутых  уголовному преследованию;

-установление  совокупности обстоятельств дела;

-восстановление  нарушенного права; 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Классификация принципов уголовного процесса

Задачами уголовного процесса являются быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение  и привлечение к уголовной  ответственности лиц, их совершивших, справедливое судебное разбирательство  и правильное применение уголовного закона[3].  Установленный законом порядок производства по уголовным делам должен обеспечивать защиту от необоснованного обвинения и осуждения, от незаконного ограничения прав и свобод человека и гражданина, в случае незаконного обвинения или осуждения невиновного - незамедлительную и полную его реабилитацию, а также способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению преступлений, формированию уважительного отношения к праву. Значение принципов уголовного процесса состоит в том, что их нарушение, в зависимости от его характера и существенности, влечет признание состоявшегося производства по делу недействительным, отмену вынесенных в ходе такого производства решений либо признание собранных при этом материалов не имеющими силы доказательств[4].  Законность[5]. Суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель при производстве по уголовным делам обязаны точно соблюдать требования Конституции Республики Казахстан, настоящего Кодекса, иных нормативных правовых актов. Суды не вправе применять законы и иные нормативные правовые акты, ущемляющие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина. Если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, он обязан приостановить производство по делу и обратиться в Конституционный Совет с представлением о признании этого акта неконституционным. Нарушение закона судом, органами уголовного преследования при производстве по уголовным делам недопустимо и влечет за собой установленную законом ответственность, признание недействительными незаконных актов и их отмену.  Осуществление правосудия только судом[6]. Правосудие по уголовным делам в Республике Казахстан осуществляется только судом. Присвоение полномочий суда кем бы то ни было влечет ответственность, предусмотренную законом. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе, как по приговору суда и в соответствии с законом. Компетенция суда, пределы его юрисдикции, порядок осуществления им уголовного судопроизводства определяются законом и не могут быть произвольно изменены. Учреждение чрезвычайных или специальных судов, под каким бы то ни было названием для рассмотрения уголовных дел не допускается. Приговоры и другие решения чрезвычайных судов, а также иных незаконно учрежденных судов юридической силы не имеют и исполнению не подлежат.  Приговор и другие решения суда, осуществлявшего уголовное судопроизводство по не подсудному ему делу, превысившего свои полномочия или иным образом нарушившего предусмотренные настоящим Кодексом принципы уголовного судопроизводства, незаконны и подлежат отмене. Приговор и другие решения суда по уголовному делу могут быть проверены и пересмотрены только соответствующими судами в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Судебная защита прав и свобод человека и гражданина[7]. Каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод.  Никому не может быть без его согласия изменена подсудность, предусмотренная для него законом. Государство обеспечивает потерпевшему доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба в случаях и порядке, установленных законом.   Уважение чести и достоинства личности[8]. При производстве по уголовному делу запрещаются решения и действия, унижающие честь или умаляющие достоинство лица, участвующего в уголовном процессе, не допускаются сбор, использование и распространение сведений о частной жизни, а равно сведений личного характера, которые лицо считает необходимым сохранить в тайне, для целей, не предусмотренных настоящим Кодексом. Моральный вред, причиненный лицу незаконными действиями органов, ведущих уголовный процесс, подлежит возмещению в установленном законом порядке.

Информация о работе Уголовный процесс