Уголовный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 17:23, контрольная работа

Описание работы

Всё производство по уголовному делу слагается из принимаемых органом дознания, следователем, прокурором и судом разного рода процессуальных решений и совершаемых в соответствии с этими решениями процессуальных действий. Эти решения и действия всегда, так или иначе, затрагивают чьи-либо права и интересы. Они нередко бывают связаны с определенными ограничениями возможностей граждан пользоваться принадлежащими им правами и свободами.

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

Вариант № 3

 

1. Задержание подозреваемого как мера уголовно-процессуального принуждения.

 

Всё производство по уголовному делу слагается из принимаемых  органом дознания, следователем, прокурором и судом разного рода процессуальных решений и совершаемых в соответствии с этими решениями процессуальных действий. Эти решения и действия всегда, так или иначе, затрагивают чьи-либо права и интересы. Они нередко бывают связаны с определенными ограничениями возможностей граждан пользоваться принадлежащими им правами и свободами.

Моментом фактического задержания является момент фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления.

В соответствие со ст. 91 УПК РФ - задержание подозреваемого лица является мерой процессуального  принуждения, которая применяется органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления, влекущего наказание в виде лишения свободы.

Подозреваемым может быть признано лицо: 1) в отношении которого возбуждено уголовное дело; 2) которое задержано в соответствии с настоящей статьей и ст. 92 УПК; 3) к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения.

Перечень лиц, которые могут быть признаны подозреваемыми, является исчерпывающим.

Без судебного  решения лицо может быть подвергнуто  задержанию на срок не более 48 часов. Суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель обязаны немедленно освободить всякого незаконно задержанного.

Учитывая, что  задержание допускается в целях выяснения причастности задержанного лица к преступлению, а также решения вопроса о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, оно может быть применено только по возбужденному уголовному делу. Запрещается использовать задержание как средство получения от подозреваемого признания вины в совершенном преступлении. Подозреваемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого, лежит на стороне обвинения.

Если в орган  дознания доставлено лицо, на которое  пало обоснованное подозрение в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения  свободы, то вопрос о его процессуальном задержании должен решаться вслед за вынесением постановления о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству.

Задержать лицо можно только в случае подозрения в совершении конкретного преступления, за которое может быть назначено  наказание в виде лишения свободы.

Закон наделяет орган дознания, дознавателя, следователя правом на задержание лица и при наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, но лишь при наличии хотя бы одного из следующих условий: 1) если это лицо пыталось скрыться; 2) если оно не имеет постоянного места жительства на территории РФ; 3) если не установлена его личность; 4) если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

Задержание  подозреваемого в совершении преступления считается законным и обоснованным, если для этого имеется в наличии  хотя бы одно из оснований, указанных  выше.

Мотивы задержания должны быть отражены в постановлении и протоколе. По общему правилу, такими мотивами признаются обоснованные сомнения, что подозреваемый может совершить другое преступление, воспрепятствовать предварительному расследованию, уничтожить следы преступления и иные имеющиеся фактические данные.

В срок не более 3 часов после доставления подозреваемого в орган дознания, к дознавателю, следователю должен быть составлен протокол задержания.

Протокол задержания составляется с соблюдением установленных  в УПК правил. В нем обязательно указываются: 1) дата, место и время начала и окончания составления протокола с точностью до минуты; 2) должность, фамилия лица, составившего протокол; 3) дата, время, место, основания и мотивы фактического задержания; 4) фамилия, имя, отчество и должность лица, задержавшего подозреваемого; 5) результаты личного обыска; 6) объяснения задержанного либо причины, по которым он отказался давать таковые.

При объявлении протокола подозреваемому одновременно разъясняются его права, перечисленные  в ст. 46 УПК, о чем делается соответствующая отметка. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и подозреваемым. Последний вправе получить при этом копию протокола задержания.

В течение 12 часов  с момента задержания орган дознания, дознаватель или следователь обязаны сообщить об этом надзирающему прокурору в письменной форме.

В каждом случае задержания подозреваемый должен быть допрошен по правилам, установленным  в ч. 1 ст. 46, ст. 189 и 190 УПК, с соблюдением  прав, гарантированных ему законом (ст. 46, 49 и др. УПК). Допрос подозреваемого может быть произведен в ночное время в случаях, не терпящих отлагательства.

Дача показаний - процессуальное право, а не обязанность  подозреваемого. Поэтому он вправе давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении него подозрения либо отказаться вовсе от дачи объяснений и показаний (хранить молчание).

 

Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов  с момента:

1) вынесения  постановления о возбуждении  уголовного дела (за исключением  случаев, когда место его нахождения не установлено);

2) задержания.

Цель допроса  подозреваемого заключается в том, чтобы предоставить ему возможность  реализовать его субъективное право  на защиту и дать показания по поводу обстоятельств, послуживших основанием для задержания или заключения под стражу, а равно по поводу иных известных ему обстоятельств дела.

Своеобразие предмета допроса обусловливает важное процессуальное правило о том, что допрос задержанного подозреваемого может состояться при  условии, что он не отказывается давать показания и объяснения.

До начала допроса  подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и  конфиденциально. В случае необходимости  производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность  свидания наедине свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем или прокурором с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. При этом для свидания не может быть предоставлено менее 2 часов.

Лицо, задержанное в качестве подозреваемого, подлежит немедленному освобождению по постановлению прокурора, следователя и дознавателя в случаях, если: 1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления; 2) отсутствуют основания для применения к нему заключения под стражу; 3) задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК.

Помимо перечисленных  два дополнительных основания для  освобождения подозреваемого наступают  в случаях, если: 1) по истечении 48 часов  с момента задержания в отношении  него не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу; 2) суд не продлил срок задержания лица по подозрению в совершении преступления.

Закон наделяет исключительным правом начальника места  содержания подозреваемого немедленно освободить его, если постановление судьи о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу либо о продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания к указанному должностному лицу. О немедленном освобождении подозреваемого по этому основанию начальник места содержания уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которых находится дело, а также прокурора, осуществляющего надзор за их деятельностью.

Дознаватель и  следователь не позднее 12 часов с  момента задержания подозреваемого обязан уведомить об этом кого-либо из членов семьи (отца, мать, супругу, супруга, братьев, сестер и др.), а при их отсутствии - других родственников.

О задержании и  месте содержания несовершеннолетнего  подозреваемого незамедлительно извещаются родители или законные представители.

Уведомление может  быть сделано самим подозреваемым, если дознаватель, следователь или  прокурор примет об этом решение.

Уведомление может  быть сделано в письменной форме, по телефону, факсу, по любым иным каналам  связи, а также в личной беседе. Сведения о том, когда и в какой форме уведомление было сделано или по какой причине оно не производилось, должны быть отражены в материалах уголовного дела.

О задержании в  качестве подозреваемого военнослужащего  уведомляется также командование воинской части.

В случаях, когда  подозреваемый является гражданином  или подданным другого государства, то в указанный выше срок через  МИД России уведомляется посольство или консульство этого государства.

О месте или  о перемене места нахождения подозреваемого должен быть уведомлен его защитник.

В тех случаях, когда в интересах предварительного расследования необходимо сохранить  тайну задержания или место его  содержания, то с санкции прокурора  уведомление может не производиться. Это ограничение не распространяется на несовершеннолетних подозреваемых.

 

2. Гражданин Мулявин был вызван на допрос к следователю в городе Волоколамск. Установив, что Мулявин по национальности белорус, следователь спросил его, владеет ли он русским языком и на каком языке хотел бы давать показания. Свидетель заявил, что русским языком он владеет, но показания хотел бы давать на родном белорусском языке. Тогда следователь сообщил Мулявин, что сам он долго жил в Минске и хорошо владеет белорусским языком, в связи с чем сам может перевести показания свидетеля. Свидетель не возражал. Следователь произвёл допрос и составил протокол допроса на русском языке. Протокол допроса был прочитан свидетелю в устном переводе на белорусский язык и подписан следователем и свидетелем.

Правильно ли был произведён допрос свидетеля?

Каково содержание принципа языка  уголовного судопроизводства?

 

Ответ: допрос свидетеля был произведен неправильно, так как, в соответствии с ч. 1 ст. 18 УПК РФ, уголовное судопроизводство ведется на русском языке, а также на государственных языках входящих в Российскую Федерацию республик, коим белорусский язык не является. В соответствии с ч. 2 ст. 18 УПК РФ следователь должен был привлечь к участию в следственном действии переводчика в соответствии с требованиями ч. 5        ст. 164 УПК РФ.

Принцип языка уголовного судопроизводства отражает национально-государственное устройство Российской Федерации и служит гарантией национального равноправия граждан в уголовном процессе, свободного употребления ими родного языка. Исходные положения этого принципа содержатся в ст. 26 и 68 Конституции РФ, ст. 18 УПК и ст. 10 Закона о судебной системе, в ч. 1 и 2 которой сказано:

1. Судопроизводство и  делопроизводство в Конституционном  Суде Российской Федерации, Верховном  Суде Российской Федерации, Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, других арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

2. Судопроизводство  и делопроизводство у мировых  судей и в других судах субъектов  Российской Федерации ведется  на русском языке либо на  государственном языке республики, на территории которой находится суд.

Для обеспечения  участвующим в процессе лицам  возможности в полном объеме использовать свои процессуальные права и выполнять  обязанности закон устанавливает  следующие правила: а) лицам, участвующим в деле и не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, гарантируется возможность пользоваться бесплатно услугами переводчика при производстве процессуальных действий, в том числе при даче показаний, объяснений и ознакомлении с материалами дела, а также гарантируется право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения (ч. 3 ст. 10 Закона о судебной системе; ст. 18 УПК); 
б) должностные лица правоохранительных органов обязаны разъяснять участникам процесса их права и, в частности, право иметь переводчика, выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения; в) следственные и судебные документы, копии которых по закону должны быть вручены участникам процесса, переводятся на родной язык соответствующего участника или на другой язык, которым он владеет (ч. 3 ст. 18 УПК). К документам такого рода относятся постановление о привлечении в качестве обвиняемого, постановление об избрании меры пресечения, обвинительное заключение или обвинительный акт (п. 2 ч. 4 ст. 47 УПК), жалобы и (или) представления лиц, участвующих в производстве по уголовному делу, и возражения на них (п. 19 ч. 4 ст. 47 УПК), приговор        (ст. 312 УПК); г) лицу, не владеющему языком судопроизводства, обеспечивается обязательное участие защитника на предварительном расследовании и в судебном разбирательстве (п. 4 ч. 1 ст. 51 УПК).

 

3. При осмотре места происшествия по делу о краже товаров из магазина  следователь сфотографировал распиленный замок и взломанную дверь, снял гипсовые слепки следов обуви, и отпечатки пальцев с витринного стекла. Расследованием установлено, что кражу совершил Симакин. Последний на допросе заявил, что организатором преступления был грузчик магазина Федотов. Но  Федотов отверг свою причастность к преступлению и знакомство с Симакиным. При обыске в квартире Федотова обнаружены нелегально переданное Симакиным из следственного изолятора письмо с требованием скрыть товар и фотография, на которой в числе других лиц запечатлены Симакин и Федотов.

Информация о работе Уголовный процесс