Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:39, курсовая работа
Следователь – должностное лицо Следственного комитета при прокуратуре РФ, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, федеральной службы по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ. Следователь по общему правилу осуществляет предварительное расследование в форме предварительного следствия . 6Ему предоставлены широкие полномочия, которые необходимо рассматривать в неразрывной связи с целями, назначением и принципами уголовного процесса, руководствуясь требованиями уголовно-процессуального законодательства, соблюдение которых определяет реализацию, предоставленных следователю прав и возложенных на него обязанностей.
Введение……………………………………………………………………..
§1 История возникновения следственного аппарата…………………..
1.1 Деятельность следователя в дореволюционной России……….
1.2 Становление советского следственного аппарата………………
§2 Понятие и полномочия следователя, как участника
уголовного  судопроизводства…………………………………………….
§3 Психологические особенности личности следователя……………..
§4 Взаимодействия следователя с органами дознания………………..
Заключение…………………………………………………………………..
План работы:
Введение…………………………………………………………
§1 История возникновения следственного аппарата…………………..
1.1 Деятельность следователя в дореволюционной России……….
1.2 Становление советского следственного аппарата………………
§2 Понятие и полномочия следователя, как участника
уголовного 
 судопроизводства……………………………………
§3 Психологические особенности личности следователя……………..
§4 Взаимодействия следователя с органами дознания………………..
Заключение……………………………………………………
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
     Следователь 
– должностное лицо Следственного комитета 
при прокуратуре РФ, органов внутренних 
дел, федеральной службы безопасности, 
федеральной службы по контролю за оборотом 
наркотических и психотропных веществ. 
Следователь по общему правилу осуществляет 
предварительное расследование в форме 
предварительного следствия . 6Ему 
предоставлены широкие полномочия, которые 
необходимо рассматривать в неразрывной 
связи с целями, назначением и принципами 
уголовного процесса, руководствуясь 
требованиями уголовно-процессуального 
законодательства, соблюдение которых 
определяет реализацию, предоставленных 
следователю прав и возложенных на него 
обязанностей. Предварительное расследование 
как стадия уголовного процесса представляет 
собой, прежде всего, регулируемую законом 
деятельность следователя по установлению 
и процессуальному закреплению доказательств, 
в целях полного и быстрого раскрытия 
преступлений, изобличения виновных и 
привлечения их к уголовной ответственности. 
Эта деятельность следователя осуществляется 
под надзором прокурора, процессуальным 
контролем суда (судьи), начальника следственного 
отдела и направлена на пресечение и предупреждение 
преступлений, выяснение и устранение 
обстоятельств, способствующих совершению 
преступлений. Следователь не подменяет 
суд, прекращая уголовное дело по не- 
реабилитирующим основаниям. Однако по 
причинам практического характера должен 
быть усилен контроль со стороны прокурора 
за прекращением дел по любым основаниям. 
Процессуальная деятельность - совокупность 
функций, которая охватывает все без исключения 
регулируемые процессуальным законом 
действия и решения государственных органов, 
должностных лиц и граждан, участвующих 
в уголовно-процессуальных отношениях. 
То есть, уголовно-процессуальная функция 
отдельный компонент уголовно- 
процессуальной деятельности, который 
различается по особым непосредственным 
целям, достигаемым в итоге производства 
по уголовному делу. Под уголовно-процессуальной 
функцией следователя следует понимать 
не отдельные действия следователя, а 
всю его деятельность, то есть совокупность 
действий и решений, объединённых единством 
цели. Уголовно-процессуальная функция 
следователя выражается в реализации 
им своих собственных полномочий. При 
расследовании же следователь осуществляет 
уголовное преследование, которое является 
основной его функцией, в основе которого 
лежит обвинение. Следовательно, следователь 
на предварительном следствии представляет 
сторону обвинения. Поэтому на этой стадии 
уголовного процесса как одна из важнейших 
гарантий объективности существует защита. 
Уголовное преследование в форме обвинения 
включает его объективное содержание:
- собирание 
доказательств, уличающих обвиняемого 
и 
устанавливающих отягчающие его вину 
обстоятельства;
- применение 
к обвиняемому различного рода принудительных 
мер: мер пресечения, обысков, освидетельствований 
и др.;
- обоснование 
обвинения перед судом, усилия направленные 
на то, 
чтобы убедить суд в виновности обвиняемого 
и в необходимости приме- 
нения к нему наказания. Обвинение является 
основной формой уголовного преследования. 
Правильное решение следователем вопросов, 
входящих в предмет доказывания по каждому 
уголовному делу, во многом предопределяет 
законность и справедливость судебного 
приговора. Какой бы процессуальной самостоятельностью 
и независимостью суд ни обладал, он выносит 
свою оценку, исходя из материалов уголовного 
дела, направляемого прокурором на его 
рассмотрение. Именно следователь в первую 
очередь определяет наличие состава и 
события преступления, доказывает виновность 
лица, привлечённого к уголовной ответственности, 
определяет юридическую оценку преступления, 
сумму причинённого материального ущерба 
и т.д. Выше перечисленные задачи решаются 
в ходе предварительного следствия. Следует 
подчеркнуть, что именно следователь является 
должностным лицом органа государства, 
осуществляющим государственно-правовую 
функцию расследования преступлений. 
Следователи учреждены специально для 
осуществления данной функции.  Раскрытие 
и расследование преступлений, изобличение 
виновных, восстановление доброго имени 
человека, составляют сущность работы 
следователя. От его умения и энергии, 
настойчивости и оперативности, инициативы 
и самоотверженности во многом зависит 
исход дела. Таким образом, налицо актуальность 
сформулированной темы курсовой работы, 
которая позволяет не только определить 
новые подходы к исследованию проблем 
роли следователя как участника уголовного 
судопроизводства, но и систематизировать 
накопленные юридической наукой знания.
Целью данной работы является анализ деятельности и роли следователя в процессе уголовного судопроизводства .Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Дать характеристику и проанализировать историю возникновения следственного аппарата в целом;
2. Дать определение следователя, рассмотреть его полномочия, как участника уголовного судопроизводства;
3. Выявить психологические особенности личности следователя;
4. Описать взаимодействие в деятельности следователя и органа дознания.
      В 
своей работе я хотела бы отразить 
проблему, которая непосредственно 
касается, взаимодействия следователя 
с органами дознания. Так как такое взаимодействие 
осуществляется лишь в общих чертах, с 
точки зрения прав и обязанностей, регулируется 
уголовно-процессуальным законом. А этих 
предписаний не достаточно, поскольку 
они не являются системными и не в полной 
мере отражают функциональную связь оперативно-розыскной 
и уголовно-процессуальной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
§1 История возникновения следственного аппарата
1. 1 Деятельность следователя в дореволюционной России
     Вопросы 
создания в России единого следственного 
аппарата, его места и роли в системе государственных 
органов активно обсуждаются среди практических 
работников правоохранительных органов 
и ученых в течение более чем двух последних 
десятилетий. Возросший уровень преступности 
и новые требования, предъявляемые обществом 
к соблюдению законности, вызывают необходимость 
в принципиально новом подходе к решению 
проблемы предварительного следствия, 
выработка которого невозможна без анализа 
исторического опыта8. До 1860 года 
расследование преступлений в России 
входило в круг обязанностей полиции. 
Характеризуя состояние расследования, 
один из губернаторов писал: «Условия 
преступления не только не привлекали 
внимание полиции, но последняя всячески 
старалась не найти на трупе признаков 
насильственной смерти, примирить вора 
с обворованным, а если преступления все 
же становились предметом расследования, 
то эти дела по несколько лет передавались 
от одного чиновника другому, пока не глохли 
в каком-нибудь архиве». В числе первых 
шагов судебной реформы в России было 
принятие в мае1860 года Государственным 
советом Закона о судебных следователях. 
8 июня 1860 года Указом Императора Александра 
II «следственная часть» была отделена 
от полиции и в 44 губерниях России были 
учреждены должности судебных следователей. 
На них возлагалось производство следствия 
по всем преступлениям и проступкам, относящимся 
к ведению судов. За полицией оставалось 
расследование незначительных преступлений 
и проступков, подлежащих рассмотрению 
полицейскими чинами, а также первоначальное 
дознание о происшествиях, которые могут 
подлежать рассмотрению в суде. В соответствии 
с указом от 8 июня 1860 года были созданы 
993 следственных участка, причем 900 следственных 
вакансий было замещено сразу. Однако 
большинство следователей не имело юридического 
образования. Нагрузка на каждого из них 
составляла 120–150 дел в год, а в отдельных 
губерниях — до 200–400 дел. Обслуживаемые 
участки достигали 16 тысяч квадратных 
верст, что не позволяло своевременно 
производить осмотр места происшествия 
и выполнять другие неотложные следственные 
действия. Деятельность следователей, 
приравненных по положению к должности 
члена уездного суда, в значительной мере 
осложнялась двойственностью их подчинения. 
Формально они подчинялись министерству 
юстиции, но назначение и перемещение 
судебных следователей зависело от губернаторов, 
которые фактически решали вопрос об их 
увольнении, хотя и по согласованию с губернским 
прокурором. Существенно изменила положение 
следователей судебная реформа 1864 года. 
Следователи согласно ст. 212 Учреждения 
судебных установлений от 20 ноября 1864 
года по должности были приравнены к членам 
окружного суда и состояли при них; была 
введена несменяемость судебных следователей; 
их назначение и смещение было отнесено 
к компетенции императора по представлению 
министра юстиции. На должность судебного 
следователя могли претендовать лица, 
имеющие высшее юридическое образование 
и прослужившие по судебной части не менее 
трех лет, присяжные поверенные (адвокаты) 
при стаже работы не менее10 лет, а также 
кандидаты на судебные должности, если 
они занимались судебной практикой не 
менее четырех лет и достигли 25-летнего 
возраста. В 1870 году были учреждены должности 
судебных следователей по важнейшим делам, 
а в 1875 году — следователей по особо важным 
делам окружных судов. Деятельность судебных 
следователей оценивалась современниками 
в целом положительно, хотя, по мнению 
некоторых авторов, в результате разъединения 
следствия и дознания возникли серьезные 
затруднения в раскрытии и расследовании 
преступлений. Обусловлены они были главным 
образом двумя факторами: а) медлительностью 
предварительного следствия и б) тем, что 
«громадное большинство лиц, совершивших 
преступления, остаются необнаруженными». 
Однако для устранения этих недостатков, 
по мнению юристов-практиков, например 
старшего председателя С. петербургской 
судебной палаты С. В. Завадского, нет оснований 
уничтожать установленный Судебными уставами 
порядок следствия. «Возврат к старому, 
дореформенному порядку… немыслим». Б. 
Л. Бразоль в 1914 году, исследуя деятельность 
судебных следователей за прошедшие 50 
лет, сравнил сроки расследования уголовных 
дел в России и Франции, приведя данные 
за 1876 год, согласно которым из общего 
числа оконченных в срок до одного месяца 
дел в России расследовано 48 процентов 
дел (во Франции — 70 процентов), в срок 
до двух месяцев — 66 процентов (во Франции 
— 89 процентов) и в срок свыше одного года 
— семь процентов (во Франции— менее пяти 
процентов). Другой, по его мнению, причиной 
медлительности следствия являлось «помимо 
территориальной величины следственных 
участков и громадное поступление дел, 
обусловленное прогрессивным ростом преступности». 
В 1889 году в производстве следователей 
находилось 122 600 дел, а в 1912 — 463 0588 
. Февральская буржуазно-демократическая 
революция 1917 года существенных изменений 
в структуру и деятельность судебно-следственного 
аппарата не привнесла. Октябрьская же 
революция практически полностью ликвидировала 
царскую судебную систему, упразднив в 
числе прочих «доныне существовавших 
институтов» и судебных следователей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.2 Становление советского следственного аппарата
Характерной особенностью этого периода явилась множественность следственных органов, обусловленная сломом старой судебно-следственной системы и активным поиском новых форм ее организации, проверка и испытание их на практике, постепенный отбор наиболее жизнеспособных из них и законодательное закрепление процедуры расследования преступлений, а также подконтрольность следственных органов Советам. В решении принципиальных вопросов создания следственных органов Советской власти основная организующая роль принадлежала наркомату юстиции (в 1918–1926 годах наркомом юстиции был Д.И. Курский). Прообразом этих следственных органов стала следственная комиссия Военно-революционного комитета при Петроградском совете рабочих и солдатских депутатов и аналогичные комиссии в других местностях. Какой-либо законодательной регламентации их деятельности не было и действовали они на основе «революционного правосознания». Первым законодательным актом, регламентирующим работу следственных органов, стал Декрет о суде ‹ 1 от 22 ноября 1917 года, который установил, что «впредь до преобразования всего порядка судопроизводства предварительное следствие по уголовным делам возлагается на местных судей единолично». В соответствии со ст. 8 этого Декрета при Советах были образованы особые следственные комиссии для производства коллегиального предварительного следствия по делам о контрреволюционных преступлениях, подлежащих юрисдикции рабоче-крестьянских революционных трибуналов. Позднее, согласно Декретам о суде ‹ 2 от 7 марта 1918 года и ‹ 3 от 20 июля того же года, в России образовывались следственные комиссии окружных судов, которые осуществляли предварительное следствие по делам об убийствах, бандитизме, взяточничестве, а также по наиболее сложным делам, подсудным уездным и городским судам. К компетенции уголовного розыска было отнесено расследование дел, переданных ему народным судом или следственными комиссиями, для чего вводилась должность следователей. Положение о народном суде РСФСР, утвержденное Декретом ВЦИК от30ноября 1918 года, расследование уголовных дел, подлежащих коллегиальному рассмотрению судьей и заседателями, было возложено на уездные и городские следственные комиссии. По остальным делам суд ограничивался дознанием, проведенным милицией, или принимал решение о передаче их в следственную комиссию. В случаях, не терпящих отлагательства, предварительное следствие могло быть поручено народному судье. Расследование государственных преступлений входило в обязанности ВЧК.
Положением о народном суде РСФСР от 21 октября 1920 года были учреждены должности народных следователей по важнейшим делам при губернских отделах и Наркомате юстиции. Суды осуществляли подбор и назначение следственных кадров, ведали финансированием и отчетностью, а также проводили ревизии подчиненных им следственных участков. Следователи руководили действиями розыскных аппаратов и могли проверять любой акт органов дознания. Оперативное управление следствием возлагалось на органы прокуратуры. Постановлением третьей сессии ВЦИК 25 мая 1922 года был утвержден первый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. Хотя он и не содержал перечня органов предварительного следствия, но в ст. 23 Кодекса говорилось, что под словом «следователь» разумеются народные следователи, следователи, состоящие при советах народных судей и революционных трибуналах, военные следователи и следователи по важнейшим делам при Наркомате юстиции. Тем самым должности следователей в уголовном розыске были упразднены, и первый следственный аппарат органов внутренних дел (по обще-уголовным преступлениям) ликвидирован. Принятые в 1924 году Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик установили, что «органами, производящими предварительное расследование преступлений, являются органы дознания, следователи и иные должностные лица, коим это предоставлено общесоюзными законами и законами союзных республик» (ст. 7), но вопросов ведомственной принадлежности следователей органам прокуратуры и милиции Основы не затрагивали.
     Подводя 
итоги, можно сделать вывод, что к концу 
1924 года была сформирована правовая основа 
предварительного следствия, определились 
организационные формы деятельности следственного 
аппарата, выделились специальные следственные 
аппараты по делам о контрреволюционных 
(ВЧК — ОГПУ) и воинских (военные следователи) 
преступлениях. 
 
 
 
 
§2 Понятие и полномочия следователя как участника уголовного судопроизводства
Следователь, согласно п. 41 ст. 5 УПК РФ2 - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия. Он является самостоятельным участником уголовно-процессуальной деятельности, исполняющим определённые обязанности и обладающим определёнными правами, которые чётко определенны законом. Следователь занимает специфичное положение в уголовном процессе. Его деятельность осуществляется в трёх стадиях: возбуждение уголовного дела, предварительное расследование, возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств6. Неразрывная связь процессуальных прав и обязанностей - характерная особенность положения следователя. Интересы законности требуют, чтобы следователи точно и четко выполняли возложенные на них законом права и обязанности. Независимо от ведомственной принадлежности каждый следователь обязан руководствоваться предписаниями закона о содержании и направлении его деятельности. Он должен быстро и полно раскрыть каждое преступление, изобличить виновных в его совершении, обеспечить правильное применение закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечён к уголовной ответственности и осужден. Следователь независимо от его принадлежности к какому-либо государственному органу, осуществляет функции государственного принуждения, его долг заключается в защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также в защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Он должен подходить к расследованию каждого уголовного дела с позиции государственных интересов, а не узкого профессионализма. Следователь обязан в пределах своей компетенции в каждом случае обнаружения признаков преступления принять все предусмотренные меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления (ч. 2 ст. 21 УПК РФ).
Информация о работе Взаимодействия следователя с органами дознания