Задержание как мера пресечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в исследовании теоретических и практических вопросов и проблем, касающихся заключения под стражу, как самой строгой меры пресечения, максимально ограничивающей права и свободы человека и гражданина.
Достижение цели работы связанно с решением ряда задач:
1. выявить источники правового регулирования применения меры пресечения в виде заключения под стражу и определить место последней в системе мер пресечения;
2. изучить основания, условия и процедуру избрания в качестве меры пресечения заключение под стражу;
3. рассмотреть сроки содержания под стражей, условия и порядок их продления;
4. определить основания отмены или изменения заключения под стражу;
5. исследовать особенности избрания заключения под стражу в отношении определенных категорий лиц.

Содержание

Глава 1. Заключение под стражу в системе мер пресечения
1. Понятие и система мер пресечения
2. Основания и условия заключения под стражу
3. Основания отмены или изменения заключения под стражу
Глава 2. Процессуальный порядок заключения под стражу
1. Порядок принятия и оформления решения о заключении под стражу
2. Сроки содержания под стражей
3. Особенности заключения под стражу отдельных категорий лиц
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая.doc

— 242.00 Кб (Скачать)


51

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Заключение под стражу в системе мер пресечения

1. Понятие и система мер пресечения

2. Основания и условия заключения под стражу

3. Основания отмены или изменения заключения под стражу

Глава 2. Процессуальный порядок заключения под стражу

1. Порядок принятия и оформления решения о заключении под стражу

2. Сроки содержания под стражей

3. Особенности заключения под стражу отдельных категорий лиц

 

Заключение

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Заключение под стражу является одной из мер пресечения. В результате ее применения лицо, привлекаемое к уголовной ответственности, лишается свободы еще до вынесения приговора судом о признании его виновным в совершении преступления.

Как показывает практика, заключение под стражу, будучи самой строгой мерой пресечения, продолжает оставаться одной из самых распространенных.

В своей курсовой работе я хочу подчеркнуть не только актуальность и значимость такой меры пресечения, как заключение под стражу, но и акцентировать внимание на том, что законное и обоснованное применение меры пресечения в виде заключения под стражу способствует надлежащему соблюдению прав граждан, повышению уровня правосознания населения.

Цель данной работы состоит в исследовании теоретических и практических вопросов и проблем, касающихся заключения под стражу, как самой строгой меры пресечения, максимально ограничивающей права и свободы человека и гражданина.

Достижение цели работы связанно с решением ряда задач:

1.        выявить источники правового регулирования применения меры пресечения в виде заключения под стражу и определить место последней в системе мер пресечения;

2.        изучить основания, условия и процедуру избрания в качестве меры пресечения заключение под стражу;

3.        рассмотреть сроки содержания под стражей, условия и порядок их продления;

4.        определить основания отмены или изменения заключения под стражу;

5.        исследовать особенности избрания заключения под стражу в отношении определенных категорий лиц.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере применения меры пресечения в виде заключения под стражу и содержания под стражей. Предметом исследования является законодательство, регулирующее заключение под стражу и содержание под стражей, и практика его реализации.

Методологической базой исследования являются следующие методы познания: диалектический метод, логический, статистический, сравнительно-правовой, и другие частные методы.

Теоретическую базу работы составляют работы специалистов по теории государства и права, судоустройству, прокурорскому надзору, уголовному праву, уголовному процессу, а именно: Б.Т. Безлепкина, В.П. Верина, Н.А. Громова, И.С. Дикарева, Е.Ю. Жога, К.Б. Калиновского, А.С. Кобликова, 3.Ф. Ковриги, Н.А. Колоколова, Ю.Д. Лившиц, П.А. Лупинской, В.И. Радченко, В.И. Семенюка, В.В. Смирнова, Л.К. Труновой, И.Л. Трунова.

Нормативную базу исследования составляют нормы Конституции РФ, УПК РФ и иного действующего законодательства России, нормы международного права, положения, изложенные в актах Конституционного Суда РФ, разъяснения Пленумов Верховного Суда РФ и Верховного Суда СССР, нормы подзаконных актов.

Содержание под стражей должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, об этом говориться в Конституции РФ, и на это же указывает Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

 

 

 

 

 

Глава 1.Заключение под стражу в системе мер пресечения

 

1 Понятие и система мер пресечения

                   

Заключение под стражу (в российском праве, праве других государств, а равно международном праве зачастую используется термин «арест») - самая строгая и в то же время одна из самых распространенных в России мер пресечения. Из правоприменительной практики следует, что данная мера пресечения на сегодняшний день занимает второе место после подписки о невыезде. Она представляет собой физическую изоляцию подозреваемого, обвиняемого от общества, содержание его, в буквальном смысле этого слова, под стражей в специально предназначенных для этого учреждениях[1].

Под мерами пресечения понимаются меры уголовно-процессуального принуждения, применяемые при наличии оснований и в порядке, установленном законом, уполномоченными на то должностными лицами к обвиняемому, подсудимому, а в исключительных случаях — к подозреваемому с целью помешать им скрыться от дознания, следствия и суда, воспрепятствовать установлению истины по делу, продолжать преступную деятельность, а также для обеспечения исполнения приговора.

В виде общего правила меры пресечения применяются только к обвиняемому. Лишь в исключительных случаях меры пресечения могут быть применены и в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, на срок не более десяти дней. По истечении этого срока подозреваемому должно быть предъявлено обвинение либо мера пресечения отменяется.

Так же, обвинение в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 206, 208, 209, 210, 277, 278, 279, 281 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, должно быть предъявлено подозреваемому, в отношении которого избрана мера пресечения, не позднее 30 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу - в тот же срок с момента задержания. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется (ч. 2 ст. 100 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ, Российская газета № 249 от 22.12.2001. Далее по тексту - УПК РФ).

Меры пресечения, включая заключение под стражу, характеризуются следующими признаками:

1) они применяются к обвиняемому, в исключительных случаях - к подозреваемому и никогда не применяются к иным участникам процесса;

2) применение их возможно только по возбужденному уголовному делу;

3) для их применения необходимы доказательства, подтверждающие участие лица в совершении преступления;

4) они не являются средством доказывания по уголовному делу. Применение меры пресечения само по себе не есть доказательство совершения преступления;

5) одновременно к лицу может быть применена лишь одна мера пресечения.

Меру пресечения нельзя рассматривать как кару за совершенное преступление. Меры пресечения могут содержать в себе элементы процессуальной ответственности, но основное их назначение - превентивное, так как они применяются не за совершение преступления или процессуального нарушения, а для предотвращения совершения обвиняемым (подозреваемым) процессуальных нарушений и новых преступлений[2].

Заключение под стражу – самая строгая мера пресечения, существенно ограничивающая права и свободы гражданина и прежде всего одно из важнейших прав – право на свободу и личную неприкосновенность. Поэтому заключение под стражу избирается лишь тогда, когда другие меры пресечения не могут обеспечить надлежащее поведение и неуклонение обвиняемого (подозреваемого) и при строгом соблюдении ряда гарантий, установленных законом в целях обеспечения обоснованности применения этой меры пресечения.

В то же время неприменение  или несвоевременное применение заключения под стражу к опасным преступникам, совершившим тяжкие преступления, может привести к совершению новых преступлений. Заключение под стражу – мера, обеспечивающая реальное пресечение противоправных действий обвиняемого (подозреваемого) на предупреждение которых направлены названные в ст.98 УПК меры пресечения.

По мнению И.Л. Петрухина, целями мер пресечения, в том числе и заключения под стражу, является:

1.   Предотвратить сокрытие обвиняемого (подозреваемого) от дознания, предварительного расследования или суда;

2.   Не допустить, чтобы обвиняемый (подозреваемый) препятствовал установлению истины;

3.   Пресечь дальнейшую преступную деятельность обвиняемого (подозреваемого);

4.   Обеспечить возможность исполнения приговора[3].

Сущность данной меры пресечения состоит в принятии решения о заключении под стражу обвиняемого (подозреваемого), водворении его в следственных изолятор (в иное место, заменяющее следственный изолятор) и содержании его там под стражей до начала фактического исполнения обвинительного приговора к лишению свободы, если данная мера пресечения не будет отменена либо изменена.

Порядок и условия содержания подозреваемых, обвиняемых под стражей регламентируются Законом от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ. В силу ст. 7 указанного нормативного акта местами содержания подозреваемых, обвиняемых под стражей являются:

1) следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы;

2) изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел;

3) изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов федеральной службы безопасности.

В случаях, предусмотренных Законом о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ, Собрание законодательства РФ, № 29, ст. 2759. Далее по тексту – № 103-ФЗ от 15 июля 1995), местами содержания подозреваемых, обвиняемых под стражей могут являться учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы, и гауптвахты[4].

Когда задержание по подозрению в совершении преступления осуществляется в соответствии с УПК капитанами морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, или руководителями геологоразведочных партий и зимовок в период отсутствия транспортных связей с партиями и зимовками, подозреваемые содержатся в помещениях, которые определены указанными должностными лицами и приспособлены для этих целей.[5]

Правовые основы заключения под стражу, содержания под стражей и освобождения из-под стражи устанавливают:

Конституция РФ (ст.22, 63);

УПК РФ 2001г.

Федеральный закон от 18 декабря 2001 года «О введении в действие     УПК РФ» (ч.3 ст.10)

Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (с изм. и доп.)

Международные договоры РФ (Европейская конвенция о защите прав и основных свобод человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, международные договоры о правовой помощи по уголовным делам, Конвенции ООН о привилегиях и иммунитетах 1946 г. и др.)

Особенность  заключения под стражу состоит в том, что ее применение связано с правом на личную неприкосновенность гражданина, гарантированным ст.22 Конституции Российской Федерации, и влечет за собой существенное ограничение свобод арестованного.

Поэтому в отличие от многих других мер пресечения заключение под стражу может осуществляться только по судебному решению. Этим подчеркивается особый характер данного вида процессуального воздействия [6].

 

2 Основания и условия заключения под стражу

 

Многие авторы, посвятившие свои труды мерам уголовно-процессуального принуждения и, в частности, мерам уголовно-процессуального пресечения, прибегали к исследованию и анализу оснований, применяемых в уголовном процессе, без учета которых фактически невозможно правильное практическое применение этих мер в каждом конкретном случае. Также нужно заметить, что разные авторы по-разному трактуют основания избрания меры пресечения. В частности, Ю.Д. Лившиц говорит, что таковыми основаниями может быть признанно только наличие каких-либо содержащихся в доказательствах данных, указывающих на то, что обвиняемый (подозреваемый) может скрыться от дознания, предварительного следствия или суда, или воспрепятствовать установлению истины по уголовному делу, или будет заниматься преступной деятельностью, или может помешать исполнению приговора [7].

Этот вопрос исследует и З.Ф. Коврига, по мнению которой основание применения меры пресечения – это наличие признаков преступления и развивающиеся в этой связи уголовно-правовые отношения или конкретно социально опасные поступки субъектов[8].

Условия избрания меры пресечения условно можно подразделить на материально-правовые и формально-правовые.

Формально-правовые условия заключения под стражу.

Во-первых, заключение под стражу подозреваемого, обвиняемого в порядке, предусмотренном ст. 108 УПК РФ, возможно только в рамках осуществления следователем, дознавателем предварительного расследования по конкретному уголовному делу, возбужденному в строгом соответствии со ст. 146 УПК РФ и расследуемому в установленные законом сроки (ст. 162, 223 УПК РФ).

Во-вторых, лицо, об аресте которого ходатайствуют органы предварительного расследования, должно иметь статус либо подозреваемого (ст. 46 УПК РФ) либо обвиняемого (ст. 47 УПК РФ).

Информация о работе Задержание как мера пресечения