Коррупция в транснациональных корпорациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:10, реферат

Описание работы

Корру́пция (от лат. corrumpere — «растлевать») — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Соответствующий термин в европейских языках обычно имеет более широкую семантику, вытекающую из первичного значения исходного латинского слова.
В большинстве Европейских стран коррупция относится к уголовным преступлениям.
Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти.

Содержание

Введение 3
Понятия о транснациональных корпорациях и коррупции 4
Коррупция в транснациональных корпорациях 6
Заключение 12
Список использованных источников 13

Работа содержит 1 файл

Коррупция.docx

— 41.73 Кб (Скачать)

По заявлению  Министерства юстиции США, в период 2004-2010 гг. по данным, представленным американскому правительству, иностранные фирмы использовали взятки в более чем 300 случаях конкурентной борьбы за право участия в международных контрактах на общую сумму в 200 млрд. долларов. Нечасто, но все-таки бывают случаи, когда руководители американских фирм привлекаются к уголовной ответственности за дачу взяток чиновникам из принимающих стран. Например, руководство американской компании "United Technologies" уволило президента одного из своих зарубежных филиалов за то, что он делал подарки официальным лицам.

Но, как отмечает эксперты "Economist", практически очень сложно следить за тем, не замешаны ли руководители иностранных филиалов компаний в передаче или получении взятки. При-чем это относится к дочерним фирмам, расположенным не толь-ко в странах, не подписавших конвенцию ОЭСР по борьбе с коррупцией, но и в некоторых государствах-участниках этой конвенции. Поэтому в некоторых из известных Министерству юстиции США случаев взяточничества могли участвовать и филиалы американских ТНК, поскольку в FCPA есть много лазеек- FCPA распространяется на американские фирмы и иностранные компании, акции которых котируются на фондовых биржах США. Однако многие зарубежные фирмы, действующие на территории США, не согласны с FCPA, поскольку тогда, по мнению этих фирм, под категорию взяточничества под-падают и небольшие платежи, необходимые для ускорения про-хождения ряда обязательных процедур (растаможивание, получение различных разрешений и т.д.). Примером такого не-согласия может служить английская компания "Marconi". За применением FCPA к иностранным фирмам, акции которых котируются в США, следит Комиссия по ценным бумагам и биржам США (Securities and Exchange Commission - SEC). За период с 1977 по 1996 гг. комиссия выявила лишь три случая взяточничества. Однако уже только за 2001 г. было начато расследование еще трех случаев.

Один из них  связан с филиалом "IBM" в Аргентине; руководство которого дало взятку в размере 4,5 млн. долларов официальным представителям "Banco de la Nacion Argentina" для того, чтобы получить право участвовать в модернизации компьютер-ной системы государственного банка. Итогом этой истории стало то, что SEC обязала "IBM" выплатить штраф в размере 300 тыс. долларов, в то время как ежегодный оборот этой компании, как отмечают эксперты "Economist", превышает 85 млрд. долларов. К тому же, об этом случае заявило руководство самой "IBM", поскольку аргентинский банк - государственная компания, а не частная, т.к. FCPA распространяет свое действие только на взяточничество в отношении официальных лиц.

Похоже, что  расследование по линии FCPA коснется и Казахстана. Об этом говорит все больше набирающий силу скан-дал по поводу так называемого "Казахгейта" - расследования уголовного дела о взятках американских корпораций за право добывать казахстанскую нефть. Как известно, в 2002 г. судья Чин уже вынес первое предварительное решение, согласно которому ни Президент Казахстана Н. Назарбаев, ни правительство Казахстана не имеют права на иммунитет. Они обязаны представить Большому жюри Окружного суда Манхеттена (США) всю необходимую информацию о деньгах, полученных ими от нефтедобывающих корпораций "Mobil-Exxon" и "Phillips-Amoco" при посредничестве советника Президента Н. Назарбаева, американского гражданина Д. Гиффена.

В 2001 г. закон, подобный FCPA, был принят в Великобритании. По мнению английских официальных лиц, старый закон по борьбе с коррупцией, вступивший в силу еще в 1889 г., не-обходимо было усовершенствовать. Согласно данным английских юристов, в XX веке в рамках старого закона, был вынесен всего один обвинительный приговор в отношении британского чиновника. Новый же закон о борьбе с коррупцией распространяется как на английские компании, действующие на территории Великобритании, так и на их филиалы за рубежом.

Известно, что  коррупция оказывает негативное влияние на экономику принимающей  страны. Одним из самых серьезных  последствий взяточничества является повышение на товары и услуги, поскольку  затраты на него списываются в статью издержек. В результате этого снижается покупательский спрос на товары и услуги в принимающей стране, темпы экономического роста замедляются, снижается уровень доходов на душу населения. По оценкам "One World Bank", в Уганде вследствие коррупции затраты компаний повысились на 8%.

Необходимо  отметить, что в нефтедобывающих  странах мира противодействие ряду крупнейших ТНК все-таки происходит. В последнее время группы лоббирования начали кампа-нии против таких нефтяных гигантов, как Royal Dutch/Shell в Нигерии, Unocal и TotalFinaElf в Бирме, ExxonMobil в Индоне-зии и Экваториальной Гвинее, British Petroleum и Occidental Petroleum в Колумбии, ChevronTexaco в Анголе.

Но если сами власти страны иногда не в состоянии  сделать это, на помощь приходит международное  сообщество. О том, как международное  сообщество реагирует на нарушение  прав человека и хищническое отношение к природной среде в нефтедобывающей стране можно прокомментировать на примере недавних событий в Нигерии. В 1995 г. три западноевропейские компании (англо-голландская "Royal Dutch Shell", французская "Elf, итальянская "Agip") создали совместно с нигерийской нефтяной компанией консорциум, подписав контракт на строительство газоперерабатывающего комплекса в дельте реки Нигер. Необходимо отметить, что в Нигерии особенно сильны позиции "Royal Dutch Shell", контролирующей 40% производства нефти в нигерийской экономике.

Само по себе строительство завода вряд ли привлекло  к себе в мире пристальное внимание, если бы не то, что последовало оно вслед за яростной международной компанией сначала в защиту нигерийского писателя Кена Саро-Вива и его восьмерых соратников по МОСОП (Движению за выживание огони). Огони - это народность, насчитывающая около полумиллиона населения и живущая в дельте реки Нигер. Именно они стали первой жертвой варварской эксплуатации нефтяных месторождений в этом районе Нигерии, которую проводили вышеупомянутые европейские нефтяные компании. К. Саро-Вива и его со-ратники были поспешно казнены, и события в Нигерии и в мире после этого акта развернулись ни в пользу нефтяных компаний, ни в пользу военного режима С. Абачи, которые тогда находились у власти.

Сразу же последовали  заявления протеста со стороны руководителей западных и африканских стран, последовавший за этим отзыв своих послов США, ЮАР и стран Европейского Союза, было приостановлено членство Нигерии в Содружестве африканских государств, объединяющем 52 англофонных страны, их требование возвратиться к демократическому правлению в течение двух лет вместо трех, обещанных тогда руководителем режима генералом Сани Абачей.

Позже была принята  резолюция ЮНЕСКО с выражением "смятения и возмущения" по поводу казни К. Саро-Вива; администрация Б. Клинтона объявила о полном запрёте продавать Нигерии американские военные материалы и оружие, а также введение ею обязательного лицензирования всего закупаемого для использования в Нигерии нефтяного оборудования американского производства. В Конгрессе США также был обсужден вопрос о лишении Нигерии доходов от экспорта нефти. Была принята резолюция Комиссия и Совета Министров Европейского Союза о введении эмбарго на поставки оружия в Нигерию; было также выдвинуто требование всем нефтяным компаниям, действующим в Нигерии следовать стандартам отношения к окружающей среде, принятым в странах Западной Европы. Нигерии было отказано в помощи по линии АКП (поскольку, со-гласно Четвертой Ломейской конвенции, подписанной в ноябре 1995 г. на острове Маврикий, непременным условием ее пре-доставления является соблюдение демократических норм в странах-получателях).

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблему коррупции, на наш  взгляд, не стоит умалчивать. Эта  проблема, к сожалению, коснулась  не только нашей страны. Болезнью под названием "коррупция" болеют многие страны мира, особенно развивающиеся - те, которые только продвигаются на пути создания рыночной экономики и демократического управления. Пример некоторых нефтедобывающих стран позволяет, как бы примерить эту проблему на себя, но, дай бог, только теоретически. Разрушительные последствия коррупции сказываются до сих пор на экономике Нигерии, Индонезии, Венесуэлы, Анголы, Эквадора и т.д. Даже Саудовская Аравия, богатейшая страна мира, не смогла избежать коррупции, которая, как ржавчина, разъедает все общество и общественные институты этой страны.

Глобализация коррупции, которая отмечается практически  всеми исследователями этой проблемы, требует и транснациональной борьбы с ней. Беларусь пока не готова к такой борьбе, поскольку для этого необходимо ратифицировать антикоррупционную конвенцию OECD, ввести уголовную ответственность за коррупцию государственных служащих за рубежом, организующих международные сделки по продаже оружия, нефти, газа, других сырьевых ресурсов страны.

Для эффективной же борьбы с коррупцией внутри страны, необходимо создавать новые демократические формы управления государством, формировать по-настоящему гражданское общество, усилить общественный контроль за деятельностью правительства в вопросах распоряжения доходов от экспорта сырьевых ресурсов, сделать государственный бюджет прозрачным и открытым. А это может сделать только молодое поколение, образованное и свободное от коррупции.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Алауханов Е. Общественная опасность коррупции в экономике //' Высшая школа. - 2009. - №.2.
  2. Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. - М.: Издательство НОРМА, 2010.
  3. Международное сотрудничество в борьбе с отмыванием доходов, полученных незаконным путем. - М.: Учебно-; консультационный центр "ЮрИнфоР", 2011.

 


Информация о работе Коррупция в транснациональных корпорациях