Криминалистическая характеристика убийств

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 18:53, контрольная работа

Описание работы

Темой исследования данной работы послужила криминалистическая характеристика убийств, совершенных с применением огнестрельного оружия. Автор постаралась логично подвести читателя от общего понятия криминалистической характеристики преступлений до такой ее разновидности, как криминалистическая характеристика убийств с применением огнестрельного оружия.

Содержание

Введение
1. Криминалистическая характеристика убийств

2. Криминалистическая характеристика убийств с применением огнестрельного оружия

3. Криминалистическая характеристика убийств по найму

4. Криминалистическая характеристика бытовых убийств

5. Особенности организации расследования и взаимодействия следователя с органами дознания

Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Криминалистическая характеристика убийств.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

     При расследовании преступлений можно  выделить несколько этапов взаимодействия.

     Первый  из них совпадает с этапом доследственной проверки материалов о совершении преступлений и продолжается до момента возбуждения  уголовного дела. Чаще всего на практике такую проверку проводит оперативный работник. Он истребует нужные материалы, получает объяснения, принимает меры к предотвращению и пресечению преступления. Данный этап взаимодействия как правило начинается с выезда на место происшествия. Осмотр места происшествия с участием оперативных работников позволяет более полно и своевременно отобрать информацию, имеющую поисковое значение, наметить версии, подлежащие проверке как следственным, так и оперативным путем, определить круг неотложных следственных действий.

     При производстве осмотра места происшествия важно правильно распределить функции  между его участниками. Задачи сотрудников  органа дознания при таком осмотре  различаются в зависимости от характера самого происшествия и  подлежащего осмотру места.

     При осмотре места обнаружения трупа  сотрудник уголовного розыска выполняет  следующие действия: знакомится с  данными об обстоятельствах смерти человека и принимает необходимые  оперативно – розыскные меры по установлению и задержанию преступника; выявляет очевидцев и других лиц, которые могут сообщить что – либо об обстоятельствах совершенного преступления и о преступнике; собирает сведения о направлении, в котором скрылся подозреваемый, осуществляет его розыск по «горячим следам»; с целью розыска преступника и обнаружения следов преступления обследует места их возможного укрытия: чердаки и подвалы ближайших зданий, лесопосадки и т.п.; информирует следователя об имеющих значение для дела данных, полученных в результате осуществления на месте происшествия оперативно – розыскных мероприятий.

     Участковый  инспектор во время осмотра места  происшествия по указанию следователя  принимает меры по охране места происшествия, сообщает следователю и сотруднику уголовного розыска сведения о характере  и месте совершения преступления; потерпевшем и его окружении, связях; ставит в известность следователя и оперативного работника о появлении на обслуживаемой им территории подозрительных лиц, представляющих оперативный интерес. Кроме того участковый инспектор по поручению следователя устанавливает лиц, располагающих сведениями о преступнике и преступлении. В этих целях он использует помощь общественности и другие возможности.

     В свою очередь и следователь делится  с сотрудниками органа дознания полученной им в ходе осмотра информацией, помогая тем самым определить наиболее перспективные направления поиска преступника и следов преступления. Обычно уже в ходе осмотра у следователя возникают какие – либо идеи и версии, требующие немедленной проверки. Обмен информацией между следователем и сотрудниками органа дознания является залогом получения положительных результатов. Немаловажную роль при этом играет профессионализм и взаимопонимание.

     Второй  этап начинается с момента возбуждения  уголовного дела и продолжается до окончания первоначальных следственных действий. Взаимодействие в стадии возбуждения уголовного дела во многом определяется характером повода к возбуждению уголовного дела. Обычно выделяют три наиболее типичных повода:

  1. уголовное дело возбуждается по материалам, полученным оперативным путем. Имея возможность пользоваться полученными материалами, следователь и оперативный работник заранее согласовывают порядок и последовательность своих действий. Подобные ситуации наиболее часто возникают при решении вопроса о возбуждении уголовного дела по материалам о нераскрытых преступлениях;
  2. уголовное дело возбуждается в связи с непосредственным обнаружением признаков преступления. Следователь и орган дознания, как правило, лишены возможности заранее подготовиться в таких случаях к проведению необходимых следственных действий и оперативно – розыскных мероприятий. Взаимодействие по таким делам осуществляется с момента осмотра места происшествия и производства первоначальных следственных действий.
  3. уголовное дело возбуждается по заявлениям граждан, сообщениям должностных лиц и др. В таких случаях предстоящее расследование не является неожиданным для причастных к преступлению лиц, ими уже  приняты меры к уничтожению или сокрытию следов преступной деятельности.

       На этом же этапе следователь, проанализировав совместно с представителями взаимодействующих сторон полученные на предыдущем этапе данные, касающиеся обстоятельств совершенного преступления, выдвигает следственные версии, согласовывает меры по их проверке, составляет план расследования по уголовному делу. Этот план в соответствии с ведомственными рекомендациями должен содержать:

  1. изложение следственных и розыскных версий;
  2. перечень обстоятельств, подлежащих установлению и  выяснению – по каждой из выдвинутых версий;
  3. перечень необходимых действий, с помощью которых должны быть установлены или исследованы эти обстоятельства и порядок таких действий;
  4. перечень розыскных мероприятий;
  5. сроки исполнения, в том числе промежуточные: обмена информацией, корректировки плана;
  6. исполнители по каждому пункту плана.
 

       Особенно важны согласованность  и своевременная корректировка  начального этапа расследования,  когда от этого зависит успешность  раскрытия преступления по «горячим  следам», установление и розыск  преступника, розыск похищенного  имущества. В случае, когда производство по делу приостанавливается для розыска, следователь не вправе полностью перекладывать его на сотрудников дознания, он обязан сам активно осуществлять розыскные меры, координируя и согласовывая их с оперативно – розыскными мероприятиями, преследующими ту же цель.

       С помощью оперативно – розыскных  мер получения информации о  событиях, предметах, имеющих значение  для дела, оперативные работники  на этом этапе:

             - устанавливают объекты – возможные  источники доказательств, их характер, местонахождение, а также сведения, ориентирующие на наиболее целесообразные способы их использования. Нередко положительные результаты дают оперативно – розыскные мероприятия, проводимые с целью поиска вещественных доказательств, предметов, уличающих преступника, тайников и т. д.;

             - выясняют ориентирующие данные  о конкретных обстоятельствах,  подлежащих доказыванию, для решения  следователем вопроса о выборе  наиболее эффективных средств  доказывания, тактических и технических  приемов собирания доказательств;

             - собирают сведения, позволяющие  следователю более правильно  оценить имеющиеся по делу  доказательства;

             - собирают иную информацию, которая  используется следователем при  составлении плана расследования,  а также для организации и  тактики проведения отдельных следственных действий.

     В обмене информацией между следователем и оперативным работником органа дознания выражается двусторонний характер их помощи. Взаимное информирование необходимо для корректировки и согласованности  планов следствия и оперативно – розыскных мероприятий. Это особенно важно при планировании оперативно – тактической комбинации, успех которой полностью зависит от того, точно ли выдерживают ее участники намеченные сроки и последовательность (очередность) оперативно – розыскных мероприятий и следственных действий. Своевременный, исчерпывающий и непрерывный обмен информацией приобретает особо важное значение для членов следственно – оперативной группы. Немаловажно при этом сохранить тайну следствия, не допустить утечку оперативной информации, в чем могут быть заинтересованы лица, противодействующие расследованию.

     Контроль  за реализацией намеченных мероприятий  осуществляет начальник подразделения (ведомства), он же оказывает практическую помощь – техническими  средствами, привлечением к осуществлению мероприятий дополнительных исполнителей, выявляет допущенные ошибки и принимает меры по их устранению, дает указания о формах и содержании взаимодействия. 

     Третий  этап взаимодействия начинается после  установления личности лица, подозреваемого в совершении преступления, этот этап присутствует в качестве самостоятельного только тогда, когда подозреваемый не был установлен с самого начала. Как только выявлено лицо, подозреваемое в убийстве, следователь приступает к проверке версии о виновности лица и    одновременно к проверке оправдательной версии, выдвинутой подозреваемым, если, конечно, таковая имеется. Здесь же следователь и оперативный работник собирают сведения о личности подозреваемого, устанавливают его связи и причастность к совершению иных преступлений.

     На  основе этих сведений следователь решает вопрос об избрании  меры пресечения.

     На  четвертом этапе взаимодействие осуществляется в связи с проведением  комплекса следственных действий, направленных на завершение расследования. На практике на данном этапе взаимодействие, как правило, почти прекращается, оставшиеся следственные действия проводит в большинстве случаев сам следователь. На проведение мероприятий по профилактике правонарушений и совместный анализ обстоятельств, способствовавших совершению преступления, ни у следователя, ни у оперативного работника времени не хватает. Все ограничивается внесением представлений, на которые тоже  мало кто обращает внимание, в лучшем случае делает формальную отписку в орган, пославший представление. Поэтому заключительный этап расследования преступления, в ходе которого следователь проверяет достаточность собранных по делу доказательств, соблюдение требований уголовно – процессуального закона, а также устраняет имеющиеся в деле противоречия, трудно отнести в полной мере к этапу взаимодействия.

     Правовую  основу взаимодействия составляют:

     - уголовно – процессуальное законодательство  РФ;

     - приказы и указания Генерального  прокурора РФ, прокуроров  субъектов  РФ, прокуроров территориальных  единиц субъектов по вопросам организации следственной работы;

     - нормативные акты МВД РФ, инструкции

     Кроме того, методические отделы ОВД вырабатывают практические рекомендации по вопросам взаимодействия следователей с органами дознания, которые направляются начальникам подразделений для ознакомления с ними сотрудников.

     Можно сказать, что в настоящее время  о полном взаимодействии остается только мечтать, так как у каждой службы есть свои задачи, и в первую очередь  они стремятся действовать в  их рамках. Несмотря на хорошую теоретическую разработку данного вопроса, практика весьма далека от теории. Чтобы исправить создавшееся положение, представляется необходимым создать какой – то стимул, заинтересовать сотрудников органов дознания не только в раскрытии преступлений, но и доведении дела до суда.  

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   

         Традиционно в Российском государстве  сохранялся высокий уровень преступности. В настоящее время, несмотря  на значительное увеличение числа  сотрудников правоохранительных  органов и улучшение материально – технической базы тенденций к снижению роста преступности не наблюдается.

   Уверенные в своей безнаказанности  преступники совершают преступления  все более изощренными и дерзкими  способами, бросая вызов не  только правоохранительной системе,  но и всему обществу. Граждане, не получая действенной защиты своих прав и интересов со стороны государства, порой сами обращаются за помощью в криминальные структуры, не думая о том, как это отражается на криминогенной обстановке по стране в целом.         Естественно, что пока ситуация не стала критической, надо сосредоточить все усилия на борьбе с преступным миром.

          За долгое время своего существования  система правоохранительных органов  накопила большой опыт предупреждения, пресечения,  раскрытия и расследования различных видов преступлений.

         Своими достижениями в области  расследования уголовных дел  следственная практика во многом  обязана теоретическим разработкам  науки криминалистики. Одной из  самых удачных методических разработок  криминалистики стала криминалистическая характеристика преступлений.

           Расследование многих преступлений, подобно задачам с несколькими  решениями, может быть проведено  с большей или меньшей затратой  сил и средств, в установленный  законом срок или необходимое для этого время окажется в два – три раза больше. Именно использование криминалистической характеристики при организации расследования по уголовному делу позволяет кратчайшим путем найти такое оптимальное решение.    

Информация о работе Криминалистическая характеристика убийств