Криминалистическая характеристика взяточничества

Автор: s*************@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 12:08, контрольная работа

Описание работы

Борьба с взяточничеством одним из наиболее распространенных и опасных видов коррупции (т.е. подкупаемости и продажности государственных чиновников, общественных и политических деятелей вообще), традиционно находится в центре внимания мирового сообщества. В частности, в Резолюции VIII Конгресса ООН по предотвращению преступности и обращению с правонарушителями всеми государствами членами содружества наций предложено рассмотреть адекватность своего уголовного законодательства реальному распространению различных видов коррупции и применения санкций, которые бы обеспечили их надлежащее сдерживание.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
Криминалистическая характеристика взяточничества………………………………5
Возбуждение уголовного дела……………………………………………………….10
Заключение…………………………………………………………………………….14
Список литературы……………………………………………………………………16

Работа содержит 1 файл

криминалистика.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

     Особенности криминалистической характеристики взяточничества обусловливают специфику возбуждения  уголовных дел об этих преступлениях.

     Источниками сведений о взяточничестве могут  быть:

1. Письма, заявления граждан о фактах взяточничества, о вымогательстве взятки, о возникших подозрениях в совершении данного преступления или о предстоящей передаче взятки.

2. Сообщения, заявления должностных  лиц, которым предлагалась взятка, была вручена в завуалированной  форме, оставлена незаметно в служебном кабинете, доставлена на квартиру и передана через родственников и т.п. К таким сообщениям могут быть приобщены деньги или ценности, послужившие предметом взятки.

3. Явка с повинной лиц, у которых  вымогалась взятка, или взяткодателей, не добившихся с помощью взятки желаемого результата или добровольно заявивших о случившемся с целью избежания уголовной ответственности в соответствии с примечанием к ст. 291 УК РФ.

4. Непосредственное обнаружение признаков  взяточничества работниками правоохранительных органов в процессе расследования и рассмотрения уголовных дел, в результате осуществления надзорной деятельности, при проведении оперативно"розыскных мероприятий и т.д.

5. Публикации в средствах массовой  информации, радио" и телепередачи и т.п.

6. Задержание взяточника с поличным, т.е. при передаче предмета  взятки.

     Для выявления признаков состава  преступления в первичных сведениях о взяточничестве проводится их предварительная проверка.

     Проверка  заявлений (сообщений) осуществляется скрытно от участников преступления путем:

• получения объяснений от заявителя  и других лиц;

• сбора сведений об образе жизни взяточника, его связях, имуществе, принадлежащем как ему самому, так и его близким родственникам;

• ознакомления со структурой и условиями  деятельности организации, где работает заподозренный в получении взятки;

• изучения документов, определяющих компетенцию  и порядок деятельности должностного лица, характер и содержание служебных действий, совершенных в интересах взяткодателя и т.п.

     В этих целях целесообразно использование  прокурорских проверок в порядке общего надзора, проверок деятельности данной организации либо должностного лица вышестоящим контролирующим органом, проведение оперативно"розыскных мероприятий, указанных в ст. 6 Федерального закона РФ «Об оперативно розыскной деятельности», и т.п.

     Выявлению фактов взяточничества способствует наличие  его признаков, влияющих на принятие решения о возбуждении уголовного дела и содержание методики расследования.

     Признаками, указывающими на взяточничество, являются:

а) жизнь должностного лица явно не по средствам, наличии крупных банковских вкладов, приобретение недвижимости, ценных вещей, автомобилей. Однако данные признаки могут являться свидетельством материального благополучия лица, достигнутого на законной основе, в результате честной трудовой деятельности, законном получение кредитов в банке и т.п.;

б) волокита, т.е. необоснованное невыполнение должностным лицом под разными предлогами законных требований граждан (например, невыдача лицензии на осуществление какой-либо деятельности при наличии всех надлежащим образом оформленных документов);

в) удовлетворение должностным лицом  необоснованных, неправомерных требований (например, улучшение жилищных условий лицам, не имеющим на это законных оснований).

     После возбуждения уголовного дела о взяточничестве типичными версиями о сущности события преступления являются:

1. Должностное лицо получило взятку за совершение определенных действий или воздержание от их совершения.

2. Передача денег или ценностей  должностному лицу была обусловлена не взяткой, а иными правомерными причинами (дарением, возвратом долга, куплей-продажей и т.д.).

3. Какое-либо действие было выполнено в пользу определенного лица, но без взятки.

4. Заявление о взяточничестве является  заведомо ложным доносом или  результатом добросовестного заблуждения  заявителя.

     Круг  первоначальных следственных и иных действий и их последовательность определяются объемом сведений об обстоятельствах взяточничества и его участниках, давностью совершения преступления, осведомленностью заподозренных в нем лиц в начале расследования, сложившейся к началу расследования следственной ситуацией.

     Для начального периода расследования  наиболее типичными являются

следующие следственные ситуации:

1. Заявление о предстоящей взятке  поступило в правоохранительные  органы накануне передачи предмета  взятки. Известны место и время передачи взятки.

Указанное заявление дает основания полагать, что взяточник может быть задержан с поличным при передаче предмета взятки, что значительно облегчит расследование данного преступления. Однако заявление о предстоящей взятке не является основанием к возбуждению уголовного дела и требует проверки. Средством проверки и одновременного получения основания к возбуждению уголовного дела служит проведение оперативно-тактической операции по захвату взяточника с поличным. После передачи взятки осуществляется задержание взяткополучателя с поличным, его личный обыск, изъятие предмета взятки и его осмотр для выявления зафиксированных признаков. Сразу после задержания производится осмотр и обыск помещения, квартиры, осмотр и выемка документов, допрос взяточника, заявителя и свидетелей. Успех расследования уголовного дела в значительной мере определяется внезапностью производства указанных неотложных следственных действий.

2. Уголовное дело возбуждено по  заявлению о совершенном преступлении сразу после дачи взятки и взяточнику неизвестно о данном заявлении. В данной ситуации расследование начинается неожиданно для взяточников и его успех зависит от внезапности производства первоначальных следственных действий, имеющих характер неотложных. Задачей их проведения является обнаружение и изъятие предмета взятки, документов, записей, иных доказательств, изобличение участников преступления и получение их показаний об обстоятельствах его совершения. При этом производятся следующие действия: допрос заявителя, задержание преступников с поличным, личный обыск участников преступления, обыск на их рабочих местах и в квартирах, осмотр предмета взятки, осмотр и выемка документов, допрос подозреваемого.

3. С момента дачи взятки прошло  продолжительное время. В этой ситуации фактор внезапности начала расследования и неотложности производства следственных действий не является определяющим. Для наиболее эффективного расследования преступления проводится комплекс действий, направленных на выявление свидетелей, располагающих сведениями о преступлении, получение доказательств совершенного преступления, на установление и изучение обстоятельств его совершения и причастных к нему лиц.

     В этой ситуации производятся допрос свидетелей, обыск, осмотр и выемка документов, осмотр места происшествия, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, истребование различных справок, оперативно-розыскные мероприятия и т.д. Производству первоначальных следственных действий при этом предшествует или сопутствует проведение организационных, подготовительных мероприятий:

• ознакомление со спецификой деятельности организации, должностным лицом которой совершено преступление, порядком учета, оформления документации

• определение компетенции должностного лица;

• установление характера и содержания действий, совершенных в интересах взяткодателя;

• сбор ориентирующих данных о лицах, заподозренных во взяточничестве, их образе жизни, знакомствах, связях, взаимоотношениях между собой и с сослуживцами;

• обеспечение сохранности необходимых  документов. 
 
 

Заключение

     Взяточничество  является одним из наиболее сложных для расследования преступлений.

     Во-первых, оно совершается в большинстве  случаев в отсутствие очевидцев.

     Во-вторых, все участники преступления несут  уголовную ответственность за содеянное, поэтому они обычно отказываются давать правдивые показания, создают своеобразную круговую поруку.

     В-третьих, нередки случаи взяточничества за совершение законных действий. При этом установление факта дачи-получения взятки осложняется, так как отсутствуют следы (главным  образом, в документах) осуществления незаконных действий, а законные действия, естественно, не всегда свидетельствуют о преступлении.

     В-четвертых, в ряде случаев взяточники связаны  с расхитителями государственного, муниципального, иного имущества  и другими лицами, совершающими экономические преступления, и разоблачить нередко разветвленную и глубоко законспирированную группу преступников очень сложно.

     В-пятых, по сравнению с другими преступлениями при расследовании взяточничества сравнительно невелик объем доказательств, в большинстве случаев обвинение строится на косвенных доказательствах, оценка которых представляет значительные трудности.

     В современных условиях изменилась качественная характеристика взяточничества — суммы  передаваемых взяток неизмеримо возросли по сравнению с суммами, передававшимися в прежние годы. Изменился предмет взятки. Взятки даются не только деньгами, но и ценными предметами и услугами: мебельными гарнитурами, автомобилями, драгоценностями и т.п. Нередки факты оформления на работу взяткополучателя и его близких при фактическом неисполнении ими каких-либо обязанностей. В коммерческие структуры зачисляются должностные лица из числа работников исполнительной власти, банковские работники и др. 

     В связи с новыми функциями банков по предоставлению ссуд, кредитов, выдаче наличных денег, оформлению других финансовых операций кооперативам, малым и совместным предприятиям, акционерным коммерческим банкам взятки даются банковским работникам. Известны случаи взяточничества среди работников налоговых органов. Появились случаи взяточничества при приватизации жилья, главным образом за снижение стоимости приватизируемых квартир, факты оформления приватизации и др. Вполне реален прогноз о дальнейшем распространении взяточничества за снижение стоимости приватизируемого имущества, предоставление льгот за пользование землей, выделение лучших земельных наделов, производственных фондов при выходе из колхозов и совхозов, завышение доли в неделимом фонде предприятия при его разделе или ликвидации. Работники местных администраций, префектур и мэрий получают взятки за выделение помещений. Взятки даются за перечисление государственных безналичных денег на счета коммерческих предприятий с последующим изъятием наличных денег и их дележом.

     В связи с введением многочисленных ограничений на ввоз и вывоз различных товаров за границу взяточничество получило определенное распространение среди работников таможенной службы. Известны случаи получения взяток должностными лицами бирж за первоочередное включение продукции в реализацию, выгодное определение стартовой цены продукции, реализуемой через биржи. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы

1. Аверьянова  Т. В., Белкин Р. С., Корухов Ю.  Г., Российская Е. Р.  Криминалистика. Учебник для вузов. Под ред. Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, профессора Р. С. Белкина. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 990 с.

2. Балашов Д.Н., Балашов Н.М., Маликов  С.В. Криминалистика: Учебник. — М.: ИНФРА_М, 2005. — 503 с. — (Высшее образование).

Информация о работе Криминалистическая характеристика взяточничества