Методика расследования дорожно-транспортных происшествий

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 05:16, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования данной работы являются дорожно-транспортные происшествия.

Предмет исследования курсовой работы – методика расследования дорожно-транспортных происшествий.

Цель и задачи данной курсовой работы заключаются в криминалистической характеристике вышеуказанных преступлений, а также в методике их расследования.

В процессе написания представленной работы используются следующие общенаучные методы: исторический, логический, системный; частнонаучные методы: метод конкретно-социологических исследований, статистический метод; юридические методы: сравнительно-правовой и формально-юридический.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СОВЕРШЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
1. Обстоятельства совершения транспортных преступлений
2. Обстоятельства, подлежащие установлению
Глава II. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
1. Осмотр места происшествия и следов торможения
2. Осмотр трупа на месте его обнаружения
3. Осмотр транспортных средств и освидетельствование водителя
Глава III. ПОСЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП РАССЛЕДОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

      Знание  любого фактора (субъективного, объективного), а также механизма ДТП при их расследовании может иметь предопределяющее значение. Например, явное и существенное превышение скорости движения водителем может свидетельствовать:

      а) об умышленном и (или) грубом превышении водителем скорости движения, ограниченной дорожными знаками (игнорирование соответствующих знаков);

      б) о неумышленном превышении скорости (не заметил знак);

      в) о нахождении водителя в нетрезвом  состоянии.

      ДТП может быть обусловлено и только одними объективными факторами: внезапным выходом из строя рулевого управления, неожиданно выбежал на дорогу пешеход в нетрезвом состоянии и т.п.

      Иначе говоря, следователь должен дать правильную юридическую квалификацию самому факту ДТП, с учетом совокупности причин и условий, факторов, способствовавших наступлению вредных последствий, последовательности их возникновения, техническому состоянию транспортного средства, действиям водителя (водителей), потерпевшего и т.п.

      При расследовании состава автотранспортных преступлений приходится выяснять ряд технических вопросов, относящихся к состоянию и эксплуатации транспортных средств, организации движения и действий участников. Поэтому для выяснения реальной действительности требуется использование широкого спектра специальных знаний из различных областей науки и техники. К ним относятся юриспруденция, криминалистика, медицина, психофизиология, конструкция, теория и расчет транспортных средств, проектирование строительства и эксплуатация дорог, организация и безопасность дорожного движения и т.д. Использование достижений науки и техники широко применяется в судебной автотехнике для выявления, закрепления и исследования информации в целях установления фактических обстоятельств расследуемого ДТП.

      Также важно отметить, что на практике при расчетах эксперты, принимая усредненное значение времени реакции водителя, понимают, что эта величина не соответствует реальной объективной действительности. При заключении эксперта эта величина играет большую роль в технической возможности или невозможности предотвращения наезда на пешехода, столкновения с препятствием путем экстренного торможения.

      Следователи и суды воспринимают эту усредненную  величину времени реакции водителя как абсолютную и научно обоснованную. Хотя на эту величину времени реакции водителя отсутствует соответствующий ГОСТ, но имеется методическая рекомендация ВНИИСЭ, которая не может иметь объективную значимость для России, так как исследования в этой области проводились на равнине, а не в условиях высокогорья. Современное состояние судебно-экспертной области знания свидетельствует о значительном расширении сферы использования специальных знаний в области расследования ДТП.

      Представляется  перспективным формирование частной  методики экспертного анализа применительно к ДТП, стимулирующего становление теории судебной экспертизы по делам ДТП как самостоятельного научного направления, базирующегося на результатах интеграции криминалистической, инженерно-технической и других областей научного знания. 
 
 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

I. Нормативно-правовые акты
Конституция РФ принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года. - М.: Экзамен. 2009.
Федеральный закон  от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. – 1995. - 33, ст. 3349
Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. - №25. - Ст. 2954.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 52 (часть I). - Ст. 4921
II. Специальная литература
Аверьянов Т.В., Белкин Р.С. Криминалистика. Учебник  для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2002. – 990 с.
Астапкин Д.И. Криминалистика. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 206 с.
Гармаев Ю.П. Методика расследования преступлений: правоприменительная практика и комментарии законодательства // Консультант Плюс, 2006
Ермаков Ф.Х. Новый  подход в определении технической  возможности предотвращения ДТП и применение презумпции невиновности водителя // Транспортное право. – 2009. - №2. – С.19-23.
Ермаков Ф.Х. Проблемы установления непосредственной причинной связи в дорожно-транспортных происшествиях // Российская юстиция. – 2008. - №6. – С.25-29.
Ермаков Ф.Х. Установление непосредственной причинной связи  в ДТП // Российский следователь. – 2008. - №14. – С.11-14.
Крылов И.Ф. Криминалистика: Учебник – М.: Дело, 2001. – 800 с.
Рарог Л.И., Степалин В.П., Шишов О.Ф. Уголовное право. Особенная часть в вопросах и ответах. - М.: Юристъ, 2000.
Россинский  Б.В., Кузякин Ю.П. Судебные экспертизы по делам, связанным с дорожно-транспортными происшествиями // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2007. - №11. – С.20-24.
Современное уголовное  право. Общая и Особенная части: Учебник / Под ред. проф. А.В. Наумова. - М.: Илекса, 2007.
Топорков А.А., Ищенко Е.П. Криминалистика: учебник. Издание второе, исправленное и дополненное / под ред. Е.П. Ищенко. – М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», ИНФРА-М, 2006
Уголовное право  Российской Федерации. Особенная часть. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Б.В. Здравомыслова. М.: Юристъ, 2003.
Уголовное право. Особенная часть: Учебник. 2-е изд., доп. и перераб. / Под общ. ред. Л.Д. Гаухмана и С.В. Максимова. - М.: Эксмо, 2005.
Федосюткин  Б.А. О значении медико-криминалистической экспертизы по делам о дорожно-транспортных происшествиях // Адвокат. – 2009. - №4. – С.38-42.
Хачатрян Э.Г. Организационные и методические недостатки практики производства судебных экспертиз по делам о дорожно-транспортных происшествиях // Российский судья. – 2008. - №3. – С.37-41.
Хачатрян Э.Г. Особенности использования научных знаний в расследовании дорожно-транспортных происшествий // Адвокатская практика. – 2008. - №2. – С.13-16.
Шурхов Н.Г. Криминалистика. – М.: Юристъ, 2004 – 640 с.
Шмонин А.В. Методика расследования преступлений. Учебное  пособие. - ЗАО »Юстицинформ», 2006 г.
 
 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА,   ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ    СОВЕРШЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 5
      1. Обстоятельства совершения транспортных  преступлений 5
      2. Обстоятельства, подлежащие установлению 9
Глава II. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ 13
      1. Осмотр места происшествия и  следов торможения 13
      2. Осмотр трупа на месте его  обнаружения 21
      3. Осмотр транспортных средств  и освидетельствование водителя 25
Глава III. ПОСЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП РАССЛЕДОВАНИЯ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Информация о работе Методика расследования дорожно-транспортных происшествий