Методика расследования особо тяжких преступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:44, доклад

Описание работы

Как уже говорилось выше, преступная цель унижения чести или достоинства лица по мотиву принадлежности его к определенной национальности или расе может быть достигнута различными способами. Следовательно, существует большое разнообразие способов совершения преступлений рассматриваемой категории. В соответствии с приведенными ранее классификациями видов этнических преступлений (мы выделяли несколько групп и

Работа содержит 1 файл

мротп.doc

— 207.50 Кб (Скачать)

Тактика их выявления  и исследования во многом определяется тем, какой способ

совершения  преступления был избран — было ли это посягательство на жизнь,

здоровье человека, его национальные права и охраняемые законом интересы, какие

орудия были использованы для достижения преступной цели, какие последствия

наступили и т. п.

Поэтому подготовку и проведение осмотра места происшествия и по исследуемой группе преступлений необходимо организовать таким образом, чтобы обеспечить выявление, фиксацию, исследование и изъятие максимального числа самых различных следов, свидетельствующих о преступлении, о присутствии виновных на месте преступления, о совершении каждым из них конкретного комплекса действий, направленных на достижение желаемого преступного результата.

Для повышения  эффективности этого следственного  действия в процессе подготовки к нему нужно решить вопросы о том, участие каких специалистов, в каких областях знаний будет необходимо или может оказаться полезным, какие технические средства могу понадобиться.

Выше мы подчеркивали, что существенной особенностью способа совершения

преступления  является его составной характер. Действия виновного либо направлены

непосредственно на демонстрацию мотива совершения преступления, либо

сопровождаются  действиями или высказываниями, декларирующими наличие мотива

национальной  или расовой вражды или ненависти. Соответственно, при производстве

осмотра места  происшествия внимание должно быть обращено и на следы, которые

пока еще  к категории традиционных не относятся.

Если на месте  происшествия остались печатная продукция, плакаты, лозунги или

их части, нужно  не только обратить внимание на их наличие, но и зафиксировать их

точное место  положения относительно места совершения преступления, неподвижных объектов, расположенных поблизости, относительно друг друга и иных объектов, интересующих следствие.

Как уже говорилось, способы передачи информации о мотиве преступной деятельности могут быть различными:

публичные устные выступления;

выступления, которые транслируются по радио или телевидению;

издание различного рода печатной продукции;

создание настенных рисунков и надписей. Очевидно, что способ передачи информации предопределяет и своеобразие следов, которые оставляютсяв окружающей обстановке.

      В ходе осмотра места происшествия следует стремиться к обнаружению  и фиксации места:

с которого происходили устные выступления;

нахождения радио- или телестудий;

нахождения транслирующих устройств;

установки громкоговорителей или телеэкранов;

изготовления печатных изданий;

распространения печатных изданий соответствующего содержания;

распространения листовок;

изготовления надписей или рисунков на стенах или иных объектах;

нахождения использованных виновными средств для изготовления надписей или рисунков.

Следует иметь  в виду, что перечисленные места  могут быть составными частями

места происшествия, но могут находиться и в иных помещениях, на иных участках

местности, и  тогда они будут являться объектами  самостоятельных следственных

осмотров (помещения  или участка местности). При осмотре  каждого из этих мест

выявлению, фиксации и исследованию подлежат следы, свидетельствующие о

совершении  тех или иных действий именно по мотиву национальной или расовой

вражды или  ненависти.

Особую сложность  будут представлять осмотры места  происшествия в ситуации, когда преступные действия были совершены в процессе или в результате проведения таких массовых мероприятий, как митинги, шествия, манифестации и т. п. Тем более что в последних двух случаях место происшествия может занимать весьма значительную территорию.

Поскольку следы  происшествия остаются не только на материальных объектах, но и в сознании очевидцев, при осмотре места происшествия важно установить и отразить в протоколе, какие объекты находятся в непосредственной близости от места осуществления преступных действий.

Если преступление было совершено в помещении, то криминалистический интерес будут представлять те помещения, что расположены в непосредственной близости от него, имеют с местом происшествия общие стены и т. д. Иными словами, любые места, где можно было воспринимать тем или иным способом весь процесс совершения преступления либо отдельные его составляющие.

В случае совершения преступных действий на участках местности (на площадях, улицах и т. п.) интерес будут представлять здания и сооружения, дворы, находящиеся поблизости от места происшествия, по ходу движения демонстрации либо перемещения тех, кто участвовал в совершении преступных действий, и тех, кто оказался в числе потерпевших от таких действий.

Места нахождения возможных очевидцев происшествия могут быть весьма разнообразны, поскольку такого рода события обычно привлекают внимание множества людей: случайных прохожих, жильцов близлежащих домов, а также работающих в расположенных поблизости зданиях, павильонах, ларьках, киосках и т.п.

Установить  таких лиц будет сложно, если в протоколе осмотра места происшествия своевременно не зафиксировать места нахождения самого места совершения преступных действий, маршруты следования виновных и иных участников событий, расположения объектов, находящихся поблизости от мест первых двух категорий.

      В случае распространения информации националистического содержания с

использованием  радио- или телекоммуникационных систем следует иметь в виду, что

студия, транслирующие  устройства и громкоговорители или  телеэкраны могут находиться в различных местах. Однако очевидно, что везде остаются следы:

в студии — стулья, столы и иные объекты, образующие интерьер, микрофоны и иные устройства, необходимые для передачи, традиционные следы пребывания в студии конкретных лиц (следы рук, ног и т. п.), сценарии выступления, программы, иные письменные документы, звуко- или видеозапись передачи и т. п.;

в месте установления транслирующих устройств — транслирующие устройства, следы их установки и демонтажа, традиционные следы лиц,производивших установку или демонтаж (следы рук, ног и т. п.), следы использованных орудий и инструментов и т. п.;

в месте установки громкоговорителей или телеэкранов — громкоговорители или телеэкраны, следы их установки или демонтажа,традиционные следы лиц, производивших установку или демонтаж, следы использованных орудий, инструментов и т. п.

Если при  совершении преступления распространялись (или предполагалось распространять) печатные издания либо их части, важно установить не только место их распространения, но и места их изготовления:

создания рукописи;

редактирования рукописи;

подготовки оригинал-макета;

хранения необходимых расходных материалов;

тиражирования издания;

хранения готовых печатных изданий.

При исследовании этих мест может быть получена информация, не только

подтверждающая  факт изготовления соответствующего печатного  издания, упаковки

его для транспортировки, но и позволяющая установить круг лиц, причастных к его

изготовлению, а следовательно, располагающих  криминалистически значимой

информацией. Относить такие места к категории места происшествия,

рассматриваемой, в узком смысле, не бесспорно, однако это не снижает значения

информации, которая  может быть собрана в ходе таких  осмотров.

На месте  распространения печатных изданий  нужно обращать внимание не

только на оставшиеся экземпляры либо их части, но и на упаковочную бумагу (ее фрагменты), упаковочные веревки (их фрагменты) или фрагменты упаковочной липкой ленты и т. п.

В случае обнаружения  аналогичных объектов на месте изготовления или хранения соответствующего печатного издания может быть установлена принадлежность их к одному целому, что, в свою очередь, подтвердит факт распространения печатной продукции, находившейся и упакованной в определенном месте.

Что же касается надписей и рисунков на стенах и  иных объектах (могилах, памятниках и т. п.), то исследование и фиксация оставшихся следов в данном случае, на наш взгляд, не представляют сложностей.

При проведении следственных осмотров всех перечисленных  выше мест целесообразно использовать дополнительные средства фиксации информации. Эта рекомендация не снижает значения протокола следственного действия как основного средства фиксации, но позволяет запечатлеть интересующую следствие информацию в более полном объеме, существенно повысить ее наглядность.

Материалы звуко- и видеозаписи, изготовленные во время осмотра, в дальнейшем могут не только использоваться для просмотра с целью получении более полного представления о соответствующем месте, о деталях обстановки или обнаруженных следах и иных объектах, но и оказаться полезными при производстве иных следственных действий, а также оперативно-розыскных мероприятий. Такие материалы могут быть предъявлены в ходе допросов для уточнения показаний, которые дает то или иное лицо, по таким материалам объекты могут быть редъявлены для опознания и т. д.

5.2. Тактические особенности  допросов

Традиционно тактические  особенности производства допросов рассматриваются

в зависимости  от того, какое процессуальное положение  занимает допрашиваемый в

данном уголовном  деле: является ли он подозреваемым, обвиняемым, свидетелем или

потерпевшим. Не отрицая целесообразности такого подхода, мы тем не менее считаем

необходимым сформулировать ряд особенностей, являющихся общими для лиц всех

перечисленных категорий и вытекающих из сущности и структуры преступлений

рассматриваемой группы.

Для того чтобы  более объективно оценивать показания  того или иного лица в

процессе расследования, более обоснованно прогнозировать ту или иную линию

поведения какого-либо лица во время расследования в  целом и в процессе допросов в

частности, более  обоснованно избирать ту или иную тактику допроса, те или иные

тактические приемы ведения беседы следователю в  любом случае необходимо

располагать некоторыми данными о личности допрашиваемого.

Эти данные весьма разнообразны, и в криминалистической литературе уделено

достаточно  внимания вопросам изучения личности допрашиваемого как при

подготовке  к допросу, так и в процессе допроса. Поэтому мы остановимся  только на

тех, что имеют  существенное значение именно при расследовании преступлений,

совершаемых на почве национальной или расовой  вражды или ненависти.

Конечно, при  наличии возможности предпочтительно  сбор информации, которая

позволяет уточнить отношение допрашиваемого к совершенному преступлению и к

Информация о работе Методика расследования особо тяжких преступлений